Проходила ли орда по Клязьме?
А. Симонов
Среди ногинских любителей истории родного края возник вопрос. А проходили ли войска Батыя по Клязьме, через наши места? И существовало ли тогда селение Рогожи – предок Ногинска (Богородска)? Попробуем разобраться в этих вопросах на основе исторических документов и заключений известных историков и археологов.
Нашествие монголо-татар на северо-восточную Русь произошло зимой 1237-1238 годов. Первой подверглась нападению Рязань, затем Коломна, Москва, Владимир и другие русские города.
Некогда было высказано предположение, что захватчики двигались по льду замёрзших рек: Оки, Москвы и Клязьмы. Такую версию встречаем у В.В. Каргалова: «Разграбив и предав огню город Москву и окрестности («и села пожгли»), монголо-татары двинулись к Владимиру. Вероятно, они прошли сначала по льду Москвы-реки на север, а затем, миновав лесистый водораздел, проникли на Клязьму. По Клязьме проходила прямая дорога к столице Владимирского княжества.
Движение по льду рек – характерная особенность зимнего похода хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Это вполне объяснимо, так как реки были единственными удобными путями в массивах лесов, в условиях глубокого снежного покрова». (1)
Археолог А.А. Юшко признала мнение В.В. Каргалова обоснованным: «Следует обратить внимание на то обстоятельство, что поход осуществлялся в зимнее время. Это обстоятельство дало основание В.В. Каргалову высказать справедливое заключение о том, что продвижение татар к Москве, а затем к Владимиру происходило «зимником», т.е. по льду рек Москвы и Клязьмы.
На Клязьму батыева рать попадала, очевидно, через р. Яузу, существование в верховьях которой топонима «Мытищи» позволило М.Н. Тихомирову вслед за И.Е. Забелиным высказать соображение о том, что участок дороги вдоль Яузы через древний «мыт» составлял первоначальное направление «великой Владимирской дороги». (2)
Последствия прохода Орды по рекам Клязьме, Шерне и Нерской показаны в книге А.А. Юшко следующим образом: «Изучение хронологической классификации домонгольских селищ, составленный по географическому принципу, позволяет подметить иногда определенную закономерность в чередовании групп селищ, прекращающих свое существование в XIII в., и селищ, продолжающих существовать в более позднее время. Это чередование хорошо прослеживается и на карте-схеме домонгольских сельских поселений. Так, группа селищ, прекращающих свое существование в XIII в. соответствует участку по течению р. Клязьмы и низовьям впадающей в нее слева р. Шерны; также прекращают свое существование в XIII в. все селища, расположенные по течению р. Нерской.
а-селища площадью до 10 тыс. кв.м;
б-селища площадью 11-20 тыс. кв.м;
в-селища площадью 21-30 тыс. кв.м;
г-селища площадью 31-50 тыс. кв.м;
д-группы селищ, исчезнувших в XIII в.;
е-селища площадь которых неизвестна;
ж-селища дожившие до XIV в.;
з-города;
и-поход Бату 1237-1238 гг.;
к-движение войск князя Всеволода;
л-поход Дюденя 1293 г.
Фрагмент карты из книги А.А. Юшко Московская земля IX-XIV веков. М., 1991. С. 22.
В этой связи необходимо коснуться вопроса о путях движения монголо-татарских войск по Московской земле на протяжении XIII в. (хотя запустение селений могло быть связано не только с первоначальным продвижением войск завоевателей, но и с непосильными поборами в период господства Орды на русской территории и с другими причинами» (3).
Подавляющее большинство сельских населенных пунктов северо-восточной Руси прекратили свое существование во время нашествия Орды, лишь немногие возродились вновь.
А существовало ли селение Рогожи на Клязьме – дальний предок города Ногинска (Богородска) в период нашествия Орды? Чтобы ответить на этот вопрос проследим сначала сухопутный путь от Москвы до Владимира в XII в. Летопись доносит до нас, что из южной Киевской Руси в северо-восточную Владимиро-Суздальскую Русь ездили через Москву. «Идоша до Куцкова, рекша до Москвы». (4) Из Москвы двигались вдоль реки Яузы до Клязьмы. Вот как об этом писал М.Н. Тихомиров: «Замечательнее всего, что эта дорога подходила к Москве у Сретенских ворот, в районе Кучкова поля, следовательно, не с востока, как мы этого могли бы ожидать, а с севера («на Кучкове поле, близ града Москвы, на самой велицей дорозе Володимерьской»). Вероятно, это показывает первоначальное направление Владимирской дороги, которая поворачивала от Клязьмы к Москве и шла по кратчайшему расстоянию. Первоначально ее направление, вероятно, выводило к Мытищам на Яузе». (5)
О том, что Яуза значимая для Москвы река указывается в летописи под 1156 г.: «Того же лета князь великий Юрий Владимирович заложил град Москву, на устье Неглинной, выше реки Аузы». (6)
О происхождении гидронима «Яуза» И.Е. Забелин писал: «Имя реки Яузы в древнем топографическом языке в известном смысле может означать то же, что означают имена Вязьма, Вязема, Вяземка, Вазуза, Вязь, Уза, т.е. вязь или связь, союз одной местности с другою, или вернее одного пути с другим, хотя бы и по очень узкому потоку, какой на самом деле представляет поток Яузы». (7) Взаимосвязь Москвы-реки и Клязьмы по Яузе становится для нас более чем очевидной. А также не вызывает сомнений славянское происхождение гидронима.
Итак, из Москвы по Яузе попадали на Клязьму и далее дорога шла долиной Клязьмы по правому берегу и ниже впадения реки Шерны переходил на левый. В.О. Ключевский писал об этом пути: «С другой стороны, город Москва возник на самом изломе реки, при ее повороте на юго-восток, где она притоком своим Яузой почти вплоть подходит к Клязьме, по которой шел через Москву поперечный путь с запада на восток. Этим путем в 1155 г. шел с чудотворной иконой Божией Матери Андрей Боголюбский, направляясь через Рогожские поля на Клязьме во Владимир с р. Вазузы, куда он поднялся Днепром из Вышгорода под Киевом». (8)
О каких Рогожских полях на Клязьме упоминает В.О. Ключевский? Для ответа на этот вопрос обратимся к первоисточнику – «Сказанию о чудесах Владимирской иконы Божией Матери». (9) В 1155 г. князь Андрей Боголюбский со свитой переезжал из Вышгорода под Киевом во Владимир на Клязьме и вез с собой икону Божией Матери, названную позднее Владимирской. С подробной реконструкцией этого пути можно ознакомиться в работе «Рогожские древности» (10). Двигался караван князя сухим путем, так как в «Сказании» многократно упоминаются кони, повозки, упряжь и нет упоминаний о движении по воде. Как мы выяснили выше, ключевым пунктом при движении из Киева во Владимир был, небольшой тогда, город Москва. В «Сказании» описываются десять чудес, которые произошли при переносе Владимирской иконы. Первое чудо произошло на реке Вазузе. Предполагают, что изначально князь Андрей Боголюбский со спутниками поднялись по Днепру до верховьев в районе Смоленска, а далее шли к Москве посуху и по пути пересекли реку Вазузу – приток Волги. Но князь мог ехать и сухим путем до Москвы через Лобынск. Но, как бы не ехал князь Андрей, от Москвы, как мы выяснили, был один путь – по Яузе до Клязьмы и вдоль по Клязьме до Владимира. Быть может киевский летописец, плохо зная местность, ошибся и вместо Яузы (Аузы) написал Вазуза, что одно и то же по смыслу. Второе чудо произошло на Рогожских полях. Ключевский уточняет, что эти поля находятся на реке Клязьме.
Идентификацию места нахождения Рогожских полей из «Сказания» провел выдающийся российский историк, специалист по XIV-XV векам В.А. Кучкин. По этому поводу он писал: «Рассказ о втором чуде Владимирской иконы фиксирует пребывание Андрея Боголюбского и вышгородских клириков на Рогожских полях. Это безлесое пространство, тянувшееся от современного города Ногинска до Рогожской заставы. В древности Ногинск и назывался Рогожем, через него проходила единственная дорога с запада на Владимир, и шедший туда в 1155 году Боголюбский непременно должен был проходить Рогожские поля, что совершенно точно отразило Сказание». (11)
Путь из Москвы во Владимир по Клязьме существовал в XII-XIII вв. После Батыева нашествия город Владимир пришел в упадок и путь на Москву вдоль Клязьмы также пришел в негодность. А Стромынская дорога из Москвы через Юрьев-Польский на Ростов и Ярославль наоборот воспрянула и приобрела особое значение, так как Ростов и Ярославль стали ключевыми пунктами ордынской торговли. В XIV-XVI вв. из Москвы во Владимир ездили по Стромынке через Юрьев-Польский. Но, в середине XVI в., после присоединения Казани, потребность в прямом пути из Москвы во Владимир возникла вновь, и Владимирская дорога была восстановлена, и по ней было налажено ямское сообщение. Но, дорога от Москвы до Рогож существовала все время. Она проходила от Андроникова монастыря на Яузе через село Бисерово, что следует из грамоты 1425-1462 гг. (12) В этом документе великий князь Василий Васильевич освобождает жителей села Бисерово от обязанности предоставлять лошадей и подводы всем проезжающим по дороге. От Рогож шел речной путь по Клязьме на Оку и Волгу. Об этом пути мы узнаём из грамот XVI-XVII вв. (13) Уже тогда Клязьма была судоходна лишь до Рогож. А пристанью в Рогожах было прибрежное селение Исады («исады» - древнерусское слово, что значит высаживаться). Позднее это место стало селом Успенским. Именно там с XII по XVII вв. осуществлялась перегрузка товаров с речного пути на сухопутный.
Таким образом, мы выяснили:
- Орда Батыя двигалась зимой 1237-1238 гг. из Москвы во Владимир по реке Клязьме. Вероятно, как по льду, так и вдоль берегов.
- Селение Рогожи – дальний предок города Ногинска (Богородска) впервые упоминается в 1155 г. и, вероятно, было также разорено при нашествии, как множество других населенных мест.
Источники
- В.В. Каргалов Монголо-татарское нашествие на Русь. М., 1966. С. 41.
- А.А. Юшко Московская земля IX-XIV веков. М., 1991. С. 23.
- А.А. Юшко Там же. С. 19.
- Полное собрание русских летописей Ипатьевская летопись. Т. 2. СПб., 1845. С. 118.
- М.Н. Тихомиров Средневековая Москва. М., 1997. С. 166.
- ПСРЛ Тверская летопись. Т. 15. СПб., 1863. Стлб. 225.
- И.Е. Забелин История города Москвы. М., 2007. С. 28-29.
- В.О. Ключевский Русская история Полный курс лекций. Кн. 1. М., 1993. С. 333-334.
- В.П. Гребенюк. Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы //www. lib.pushkinskijdom.ru
- https://www.bogorodsk-noginsk.ru/articles/rogozhskie-drevnosti.html
- В.А. Кучкин, Т.А. Сумникова Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери. //Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 485.
- Памятники русского права. Выпуск 3. М., 1955. С. 102.
- Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI веков. Ч. 1. М., 1951. С. 209-210.
Поделитесь с друзьями