«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

21 февраля 2022 года

Богородский атлас Богородск-Ногинск

Проходила ли орда по Клязьме?

А. Симонов

Среди ногинских любителей истории родного края возник вопрос. А проходили ли войска Батыя по Клязьме, через наши места? И существовало ли тогда селение Рогожи – предок Ногинска (Богородска)? Попробуем разобраться в этих вопросах на основе исторических документов и заключений известных историков и археологов.

Нашествие монголо-татар на северо-восточную Русь произошло зимой 1237-1238 годов. Первой подверглась нападению Рязань, затем Коломна, Москва, Владимир и другие русские города.

Некогда было высказано предположение, что захватчики двигались по льду замёрзших рек: Оки, Москвы и Клязьмы. Такую версию встречаем у В.В. Каргалова: «Разграбив и предав огню город Москву и окрестности («и села пожгли»), монголо-татары двинулись к Владимиру. Вероятно, они прошли сначала по льду Москвы-реки на север, а затем, миновав лесистый водораздел, проникли на Клязьму. По Клязьме проходила прямая дорога к столице Владимирского княжества.

Движение по льду рек – характерная особенность зимнего похода хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Это вполне объяснимо, так как реки были единственными удобными путями в массивах лесов, в условиях глубокого снежного покрова». (1)

Археолог А.А. Юшко признала мнение В.В. Каргалова обоснованным: «Следует обратить внимание на то обстоятельство, что поход осуществлялся в зимнее время. Это обстоятельство дало основание В.В. Каргалову высказать справедливое заключение о том, что продвижение татар к Москве, а затем к Владимиру происходило «зимником», т.е. по льду рек Москвы и Клязьмы.

На Клязьму батыева рать попадала, очевидно, через р. Яузу, существование в верховьях которой топонима «Мытищи» позволило М.Н. Тихомирову вслед за И.Е. Забелиным высказать соображение о том, что участок дороги вдоль Яузы через древний «мыт» составлял первоначальное направление «великой Владимирской дороги». (2)

Последствия прохода Орды по рекам Клязьме, Шерне и Нерской показаны в книге А.А. Юшко следующим образом: «Изучение хронологической классификации домонгольских селищ, составленный по географическому принципу, позволяет подметить иногда определенную закономерность в чередовании групп селищ, прекращающих свое существование в XIII в., и селищ, продолжающих существовать в более позднее время. Это чередование хорошо прослеживается и на карте-схеме домонгольских сельских поселений. Так, группа селищ, прекращающих свое существование в XIII в. соответствует участку по течению р. Клязьмы и низовьям впадающей в нее слева р. Шерны; также прекращают свое существование в XIII в. все селища, расположенные по течению р. Нерской.

а-селища площадью до 10 тыс. кв.м;

б-селища площадью 11-20 тыс. кв.м;

в-селища площадью 21-30 тыс. кв.м;

г-селища площадью 31-50 тыс. кв.м;

д-группы селищ, исчезнувших в XIII в.;

е-селища площадь которых неизвестна;

ж-селища дожившие до XIV в.;

з-города;

и-поход Бату 1237-1238 гг.;

к-движение войск князя Всеволода;

л-поход Дюденя 1293 г.

Фрагмент карты из книги А.А. Юшко Московская земля IX-XIV веков. М., 1991. С. 22.

В этой связи необходимо коснуться вопроса о путях движения монголо-татарских войск по Московской земле на протяжении XIII в. (хотя запустение селений могло быть связано не только с первоначальным продвижением войск завоевателей, но и с непосильными поборами в период господства Орды на русской территории и с другими причинами» (3).

Подавляющее большинство сельских населенных пунктов северо-восточной Руси прекратили свое существование во время нашествия Орды, лишь немногие возродились вновь.

А существовало ли селение Рогожи на Клязьме – дальний предок города Ногинска (Богородска) в период нашествия Орды? Чтобы ответить на этот вопрос проследим сначала сухопутный путь от Москвы до Владимира в XII в. Летопись доносит до нас, что из южной Киевской Руси в северо-восточную Владимиро-Суздальскую Русь ездили через Москву. «Идоша до Куцкова, рекша до Москвы». (4) Из Москвы двигались вдоль реки Яузы до Клязьмы. Вот как об этом писал М.Н. Тихомиров: «Замечательнее всего, что эта дорога подходила к Москве у Сретенских ворот, в районе Кучкова поля, следовательно, не с востока, как мы этого могли бы ожидать, а с севера («на Кучкове поле, близ града Москвы, на самой велицей дорозе Володимерьской»). Вероятно, это показывает первоначальное направление Владимирской дороги, которая поворачивала от Клязьмы к Москве и шла по кратчайшему расстоянию. Первоначально ее направление, вероятно, выводило к Мытищам на Яузе». (5)

О том, что Яуза значимая для Москвы река указывается в летописи под 1156 г.: «Того же лета князь великий Юрий Владимирович заложил град Москву, на устье Неглинной, выше реки Аузы». (6)

О происхождении гидронима «Яуза» И.Е. Забелин писал: «Имя реки Яузы в древнем топографическом языке в известном смысле может означать то же, что означают имена Вязьма, Вязема, Вяземка, Вазуза, Вязь, Уза, т.е. вязь или связь, союз одной местности с другою, или вернее одного пути с другим, хотя бы и по очень узкому потоку, какой на самом деле представляет поток Яузы». (7) Взаимосвязь Москвы-реки и Клязьмы по Яузе становится для нас более чем очевидной. А также не вызывает сомнений славянское происхождение гидронима.

Итак, из Москвы по Яузе попадали на Клязьму и далее дорога шла долиной Клязьмы по правому берегу и ниже впадения реки Шерны переходил на левый. В.О. Ключевский писал об этом пути: «С другой стороны, город Москва возник на самом изломе реки, при ее повороте на юго-восток, где она притоком своим Яузой почти вплоть подходит к Клязьме, по которой шел через Москву поперечный путь с запада на восток. Этим путем в 1155 г. шел с чудотворной иконой Божией Матери Андрей Боголюбский, направляясь через Рогожские поля на Клязьме во Владимир с р. Вазузы, куда он поднялся Днепром из Вышгорода под Киевом». (8)

О каких Рогожских полях на Клязьме упоминает В.О. Ключевский? Для ответа на этот вопрос обратимся к первоисточнику – «Сказанию о чудесах Владимирской иконы Божией Матери». (9) В 1155 г. князь Андрей Боголюбский со свитой переезжал из Вышгорода под Киевом во Владимир на Клязьме и вез с собой икону Божией Матери, названную позднее Владимирской. С подробной реконструкцией этого пути можно ознакомиться в работе «Рогожские древности» (10). Двигался караван князя сухим путем, так как в «Сказании» многократно упоминаются кони, повозки, упряжь и нет упоминаний о движении по воде. Как мы выяснили выше, ключевым пунктом при движении из Киева во Владимир был, небольшой тогда, город Москва. В «Сказании» описываются десять чудес, которые произошли при переносе Владимирской иконы. Первое чудо произошло на реке Вазузе. Предполагают, что изначально князь Андрей Боголюбский со спутниками поднялись по Днепру до верховьев в районе Смоленска, а далее шли к Москве посуху и по пути пересекли реку Вазузу – приток Волги. Но князь мог ехать и сухим путем до Москвы через Лобынск. Но, как бы не ехал князь Андрей, от Москвы, как мы выяснили, был один путь – по Яузе до Клязьмы и вдоль по Клязьме до Владимира. Быть может киевский летописец, плохо зная местность, ошибся и вместо Яузы (Аузы) написал Вазуза, что одно и то же по смыслу. Второе чудо произошло на Рогожских полях. Ключевский уточняет, что эти поля находятся на реке Клязьме.

Идентификацию места нахождения Рогожских полей из «Сказания» провел выдающийся российский историк, специалист по XIV-XV векам В.А. Кучкин. По этому поводу он писал: «Рассказ о втором чуде Владимирской иконы фиксирует пребывание Андрея Боголюбского и вышгородских клириков на Рогожских полях. Это безлесое пространство, тянувшееся от современного города Ногинска до Рогожской заставы. В древности Ногинск и назывался Рогожем, через него проходила единственная дорога с запада на Владимир, и шедший туда в 1155 году Боголюбский непременно должен был проходить Рогожские поля, что совершенно точно отразило Сказание». (11)

Путь из Москвы во Владимир по Клязьме существовал в XII-XIII вв. После Батыева нашествия город Владимир пришел в упадок и путь на Москву вдоль Клязьмы также пришел в негодность. А Стромынская дорога из Москвы через Юрьев-Польский на Ростов и Ярославль наоборот воспрянула и приобрела особое значение, так как Ростов и Ярославль стали ключевыми пунктами ордынской торговли. В XIV-XVI вв. из Москвы во Владимир ездили по Стромынке через Юрьев-Польский. Но, в середине XVI в., после присоединения Казани, потребность в прямом пути из Москвы во Владимир возникла вновь, и Владимирская дорога была восстановлена, и по ней было налажено ямское сообщение. Но, дорога от Москвы до Рогож существовала все время. Она проходила от Андроникова монастыря на Яузе через село Бисерово, что следует из грамоты 1425-1462 гг. (12) В этом документе великий князь Василий Васильевич освобождает жителей села Бисерово от обязанности предоставлять лошадей и подводы всем проезжающим по дороге. От Рогож шел речной путь по Клязьме на Оку и Волгу. Об этом пути мы узнаём из грамот XVI-XVII вв. (13) Уже тогда Клязьма была судоходна лишь до Рогож. А пристанью в Рогожах было прибрежное селение Исады («исады» - древнерусское слово, что значит высаживаться). Позднее это место стало селом Успенским. Именно там с XII по XVII вв. осуществлялась перегрузка товаров с речного пути на сухопутный.

Таким образом, мы выяснили:

  1. Орда Батыя двигалась зимой 1237-1238 гг. из Москвы во Владимир по реке Клязьме. Вероятно, как по льду, так и вдоль берегов.
  2. Селение Рогожи – дальний предок города Ногинска (Богородска) впервые упоминается в 1155 г. и, вероятно, было также разорено при нашествии, как множество других населенных мест.

Источники

  1. В.В. Каргалов Монголо-татарское нашествие на Русь. М., 1966. С. 41.
  2. А.А. Юшко Московская земля IX-XIV веков. М., 1991. С. 23.
  3. А.А. Юшко Там же. С. 19.
  4. Полное собрание русских летописей Ипатьевская летопись. Т. 2. СПб., 1845. С. 118.
  5. М.Н. Тихомиров Средневековая Москва. М., 1997. С. 166.
  6. ПСРЛ Тверская летопись. Т. 15. СПб., 1863. Стлб. 225.
  7. И.Е. Забелин История города Москвы. М., 2007. С. 28-29.
  8. В.О. Ключевский Русская история Полный курс лекций. Кн. 1. М., 1993. С. 333-334.
  9. В.П. Гребенюк. Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы //www. lib.pushkinskijdom.ru

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.