Юный художник 10 • 2022
Рыцарь без страха и упрека
Г. Ратников
Так нередко характеризовали творческую личность Сергея Алексеевича Коровина (1858-1908), одного из видных представителей художников — жанристов второй половины XIX века. Он был старшим братом Константина Коровина и всю жизнь находился в тени своего блистательного ближайшего родственника.
Современники часто проводили параллель между двумя братьями. Так М.В.Нестеров, многие годы хорошо знавший С.А.Коровина, говорит о нем в своих воспоминаниях следующее: «Он был старший брат Кости, во всем ему противоположный. Серьезный пылкий романтик, он был рыцарь без страха и упрека, но что ни делал он самого возвышенного, прекрасного, все, все обращалось ему во вред: собственное благородство как бы подавляло, изнуряло его... Что-то роковое было в этой высокой фигуре, в его небольшой, с вьющимися черными волосами голове, в его умном лице, с блестящими, как агат, темными глазами. И все же, несмотря на недоверие к себе, его картина «На миру» — один из самых значительных жанров в русском искусстве».
В мемуарах А. Головина есть аналогичные высказывания о двух братьях: «брата Коровина, Сергея, меньше знают и ценят, хотя это художник не менее крупный. Сергей был серьезным, сосредоточенным жрецом искусства, много думал и много трудился».
И сегодня С. Коровина знают мало, публикации о нем редки, поэтому мы с интересом отнеслись к статье члена Вышневолоцкого краеведческого общества Геннадия Ратникова, который исследует жизненный и творческий путь этого мастера, используя большой архивный материал.
Семья Коровиных ведет происхождение из купеческого рода. Дед братьев Михаил Емельянович Коровин, купец первой гильдии, занимался ямщицким извозом, возил пассажиров по арендованным им у правительства дорогам, из Москвы в Ярославль и в Нижний Новгород. Он имел прекрасный дом на Б. Алексеевской улице в Москве и пользовался достатком. Но с появлением железных дорог ямщицкий извоз оказался ненужным...
Отец братьев Алексей Михайлович Коровин к моменту рождения детей уже был разорен, дом деда продан. Он был женат на Аполлинарии Ивановне Волковой, представительнице знатного купеческого рода. Оба брата родились в Москве с разницей в возрасте в три года и три месяца. В детстве они много времени проводили у бабушки, которая имела дом в Вышнем Волочке, и который братья считали местом своего творческого вдохновения. Они любят сельскую жизнь, еще не обременены учебой, детство протекает, минуя заботы об уроках, зубрежки. Все в семье испытывают интерес к рисованию. Мать, по словам Кости, немного балуется живописью, хорошо рисует красками и обучает детей, отец тоже неплохо рисует карандашом, даже печатается в журнале «Развлечение».
В число ближайших друзей отца входят художники Илларион Михаилович Прянишников и Лев Львович Каменев. Именно Прянишников первым обратил внимание на дарование Сергея и уговорил его отца отдать сына в Училище живописи, ваяния и зодчества и даже сам стал готовить Сергея к поступлению. 1 сентября 1874 года Сергей Коровин был принят на живописное отделение училища. Его учителями стали А.К.Саврасов, В.Г.Перов, Е.С.Сорокин, И.М.Прянишников, В.И.Маковский.
Учится Сергей увлеченно, выезжает на природу писать этюды, старательно воспринимает то, что может дать ученикам Саврасов. Саврасов умел воодушевлять своих учеников и, охваченные восторженным поклонением природе, они, сплотившись в дружный кружок, работали, не покладая рук, и в мастерской, и дома, и на натуре. С первыми весенними днями вся мастерская спешила вон из города, и среди тающих снегов любовалась красотою пробуждающейся жизни. Расцветал дуб, и Саврасов, взволнованный, вбегал в мастерскую, возвещая об этом, как о целом событии, и уводил с собою молодежь в зеленеющие рощи и поля.
Во время учебы в круг друзей Сергея вошли Сергей Светославский, Исаак Левитан, Виктор Симов, Николай Касаткин, Абрам Архипов, Сергей Иванов. В пейзажном классе появляются первые награды за работы, выполненные Сергеем Коровиным. 9 ноября 1874 г. выделено 10 руб. вольному посетителю Коровину для исполнения пейзажа. В качестве награды давались деньги, наборы красок, дюжина или две кистей и холст. В архиве училища сохранились уведомления Сергея Коровина, где он постоянно просит Совет продолжать обучение без оплаты. Вот заключение Совета училища: «Совет ходатайствует об освобождении Сергея Коровина от взносов денег сего учебного года, принимая во внимание его талант, прилежание и хорошее поведение».
Отметим главные поощрения Сергея Коровина. В мае 1878 года получена малая серебряная медаль за эскиз с натуры. В марте 1879 года получена малая серебряная медаль за этюд масляными красками с натуры, осенью снова аналогичная награда.
12 января 1881 года в 43 года ушел из жизни отец братьев Коровиных Алексей Михайлович. В это время Сергей обзаводится семьей. Молодые Коровины жили очень дружно, Сергей писал картины, давал уроки, а Ариша, так называл жену Сергей, хлопотала по хозяйству и занималась шитьем и вышиванием.
После 1882 года обучение Сергея Коровина в училище стало бессмысленным. Как самостоятельный художник со своей позицией в искусстве он уже сформировался. Но надо было представить дипломную работу. Эта роль досталась картине «В волостном
правлении. Перед наказанием». Острый социальный сюжет эскиза Совет проглядел. Картина была выставлена Сергеем Коровиным на XIII выставке передвижников 1885 года. Ее успех и восхищение Ильи Репина, адресованное Павлу Третьякову, входящему в Совет училища, сделало свое дело. 25 февраля 1886 года Сергей Коровин получил звание классного художника.
В 1888 году встал вопрос о его преподавании в училище, Василий Поленов писал П.М.Третьякову: «Глубокоуважаемый Павел Михайлович. Я долго думал о Сергее Коровине. Мне кажется, что он может быть очень полезен в училище. Во-первых, он очень талантливый человек, а главное, у него много светлого во взглядах, что для нашего дела вещь неоценимая». Ученикам младших классов достался внимательный и чуткий преподаватель. Сергей Коровин даже выработал свой метод преподавания рисования. Он поддерживал следующий распорядок дня: утром уходил в училище, в обед возвращался домой, обедал и, поработав у мольберта, уходил на вечерние уроки. Такого строгого графика Сергей Коровин придерживался постоянно. Его упорство и добросовестность отмечены коллегами. Учеников Сергей Коровин покорил своим восторженным отношением к ним и творчеству.
Первые публикации рисунков Сергей Коровин поместил в журналах «Радуга» в 1883 году и «Россия» за 1884 год.
Сергей Коровин уделяет много внимания военной тематике. В это время шла русско-турецкая война. Он изображал повседневную жизнь солдат, батальных сцен не писал. Это целая серия картин и рисунков, упомянем только часть произведений: «На маневрах» (1883), «В казарме. Экзамен» (1883), «Кавалеристы у деревенского колодца» (1888), «На маневрах» (1888).
На маневрах. В походе. Этюд. Картон, масло. 1888.
Другой важной темой стала деревенская жизнь, быт русского крестьянства. Выезжая во время летних каникул в сельскую местность, художник делал зарисовки, эскизы, наброски и уже осенью писал картины крестьянской жизни. Так, с друзьями он переезжал на лето в Останкино на дачу отца Н.Касаткина. Ездил Сергей на Волгу, во Владимир с В.Поленовым и бывал часто под Звенигородом, в то время там постоянно жил Л.Л.Каменев.
В октябре 1890 года Василий Поленов сообщает своим, что Константин Коровин извиняется за задержку выезда на дачу из-за болезни матери. В декабре 1890 года скончалась Аполлинария Ивановна, мать братьев Коровиных. Она вырастила двух красавцев, ставших на ее глазах сложившимися художниками, набирающими авторитет и известность. Аполлинария Ивановна упокоилась, выполнив свой долг матери.
В 1894 году состоялся Первый съезд русских художников и любителей художеств в связи с передачей Третьяковской картинной галереи городу Москве, на котором выступил Сергей Коровин с речью.
Но 23 мая 1894 года Сергей пишет прошение об отставке по болезни, его настиг очередной приступ депрессии, как результат напряженной творческой работы. Десять лет посвятил Сергей Коровин созданию картины «На миру» (1893). По мнению П.Суздалева, миссия Коровина состояла главным образом в том, чтобы создать эту картину. Крестьянская община была оплотом справедливости и защиты крестьянства. В пореформенной деревне уже проявился принцип сильного хозяина. Это и показал в своем произведении Сергей Коровин. Крестьянин на сходке пытается отстоять свое право, но сочувствующие ему понимают, что возобладает новоявленный богатей- кулак, поддержанный властью. Тема деревни в творчестве художника сохранилась на всю оставшуюся жизнь.
В 1899 году издатель Петр Петрович Кончаловский затеял трехтомное юбилейное издание Александра Сергеевича Пушкина. Среди привлеченных к иллюстрациям художников был и Сергей Коровин. Он выбрал поэму «Руслан и Людмила».
Неожиданно пришел заказ от Исторического музея. Эскиз Сергея Коровина «Куликовская битва» (1901) утвержден, ему поручено написать большое историческое панно. Новая работа захватила художника, он даже посетил само Куликово поле и привез образцы растений и трав, хотя спустя пять столетий, о каком сохранении растительного покрова могла идти речь. Но для Сергея Коровина важна необходимост»ь подчеркнуть подлинность события.
Сергей Коровин, не дождавшись действительного членства, был разочарован своим участием на выставках передвижников. Его товарищи С.Светославский, И.Левитан, Н.Касаткин и А.Архипов признаны действительными членами ТПХВ. Современники не смогли достойно оценить полотно С.Коровина «На миру». Коровин экспонируется на выставках Московского общества любителей художеств, «36 художников» и «Мир искусства», хотя его реалистическое искусство не вписывалось в новшества последнего времени.
К Троице. В дороге. Из цикла «Богомольцы». Бумага на холсте, масло. 1902.
Участие Сергея в художественном кружке В. Поленова отразилось в его новых работах «Богомольцы» и «Странники». В них активисты «Мира искусства» вдруг увидели, что его реализм перерождается в христианский мистицизм. Н.Г.Машковцев пишет обратное: «Его образы обладают изумительной монументальностью. Бородатые старики, высохшие старухи и молодые девицы идут по бесконечным тропам, идут туда, где надеются избавиться от тягот жизни, от вечного ее неустройства».
Работа над «Куликовской битвой» шла тяжело, силы иссякали, здоровье, подорванное постоянной нуждой, мешало творчеству. У Сергея появляется новая тема деревенской жизни «Похороны». Общественные события осени 1905 года прошли стороной, в протестах своих учеников он не принимал участие, был болен. В 1907 году он обращается с просьбой к МХО о материальной помощи, и следом появляется прошение об отставке: «Убедительно прошу Вас принять мою отставку, так как пора уступить мое место более меня сведущему». На редкость интеллигентная и скромная оценка своей персоны. Видимо, чтобы обеспечить себе некую материальную базу, он начинает оформлять пенсию по болезни. 13 октября 1908 года Сергея Алексеевича Коровина не стало.
Разбирать художественное наследие брата Константин Коровин привлек своих товарищей В.Серова, А.Архипова, С.Виноградова. Они установили 24 картины, почти оконченные, на тему «Деревенские похороны», 22 варианта картины «Деревня», свыше 20 эскизов для картины «Куликовская битва». И здесь все поняли, в каком титаническом напряжении работал Сергей Коровин, он искал единственный вариант полного воплощения своей идеи.
В 1908 году открылась посмертная выставка работ С.А.Коровина на 6-й выставке Союза русских художников. Было представлено 12 картин, 26 этюдов и 20 эскизов. Вот как описал выставку Сергей Мамонтов: «...если вы отнесетесь внимательно к этой скромной комнате, вам придется, может быть, против воли, изумиться исключительному, чисто чеховскому дарованию умершего художника. Перед вами в полном смысле «хмурые» люди, русская безрадостная действительность, именно такая, какою она изображена у А.П.Чехова. Жестокая, горькая, голая правда. Ни одной крупинки сахара не прибавил к ней от себя художник. Писал то, что дало ему его безотрадное время, его серая, печальная доля. Вот горемыка- мужик, распевающий песню. Чувствуется, что веселья ему взять решительно неоткуда, и поет в нем роковое зелено вино. Очень хороши у С.А.Коровина «Сельские похороны», выставленные в двух редакциях. Именно так потрясающе просто уходит русский человек под «вечны своды», именно так провожают его друзья и близкие люди».
27 марта 1917 года Константин Коровин открыл счет в банке для стипендии имени С.А.Коровина, положив 1000 рублей. Проценты от суммы полагались для поощрения лучших учеников училища на Рождество и Пасху.
Многие его товарищи встретили октябрьские события 1917 г. в России с одобрением. По их ходатайству правительство назначило пожизненную пенсию вдове художника, которую она получала вплоть до своей смерти весной 1929 года.
Искусство С. Коровина — искусство большой человеческой правды, живучее, как росток весенний, который, несмотря ни на что, пробивает себе путь к жизни и свету. Будучи искренним в жизни и в искусстве, Сергей Коровин всем существом был предан обездоленным. Его реалистическое искусство принадлежит России.
Поделитесь с друзьями