«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

29 августа 2022 года

Наша библиотека Богородский атлас Щёлково

следующая »

Село Богослово

и селения прихода церкви Казанской Богоматери - Сабурово, Корякино, Костюнино

Лия Галиева , о. Антоний Коваленко, Георгий Ровенский

Представлена история села Богослово Гребневского края по исследованиям краеведов и любителей старины. Имя ею получено от старинной церкви Иоанна Богослова в селе Фомино. Рассмотрена роль Фомино-Богослово на древней Хомутовской дороге (ранее 1382) как остановочного пункта перед бродом через р. Лашутка на пути к дворцовой волости Петровское. Приведена истории Казанской церкви (1801) и ее священников, и селений её прихода Костюнино, Сабурово, Корякино, Кузьменки. Представлены рассказы о двух корсиканцах, о близнецах Галкиных из Сабурова – известных ракетостроителей, и др. интересных личностях края, часть материалов готовящейся Книги памяти этого края 1941-45 гг.

 

Гребневское сельское поселение (2013 г.)

Среди лесов и живописного ландшафта полей, речек, озер и прудов расположены сёла, поселки и деревни Гребневского сельского поселения. Древний исторический край. Красота и расположение привлекали сюда со старины и крестьян-поселенцев, и московских владельцев усадеб. Заселению этих мест не меньше возраста Москвы.

Всего территории 75 кв. км., в т.ч. лесов - 50,2 кв. км.

В Гребневское сельское поселение входят селения к северу и к востоку от города Фрязино – села Гребнево и деревни вдоль речки Любосеевки Ново (+Ново-Фрязино, Ново-Гребнево), Новая Слобода, Старая Слобода, да Камшиловка, да дома поселка Гребневского лесопитомника на Фряновском шоссе, а также в 8 км от Фрязино село БОГОСЛОВО у речки Лашутка с деревнями Корякино, Костюнино, Сабурово и урочище переселенного в 1960-е гг. сельца Кузьмёнки.

На карте Гребневской волости 1870 г. хорошо видна вся территория поселения в старину с главной тогда дорогой -Хомутовским трактом (Москва-Оболдино-Хомутово-Сабурово –Богослово-Орлово-Петровское- Сергиев Посад-Переславль Залесский). Села и деревни сегодняшнего поселения входили в Гребневскую волость до 1918 г. – а затем в Щелковскую волость, объединившую Гребневскую и Асеевскую волости. Новая волость скоро была передана в Московский уезд. В 1929 г. она стала основой создаваемого Щелковского района, добавив на севере немалую часть селений Ивановской и Аксеновской волостей из Богородского уезда.

В округе на 2013 г. постоянно проживающих было 2960 чел. Летом селения переполняются потомками жителей. Всего дач и домов в поселении более 4 тыс.

Здесь находятся предприятия: Учебно-опытный лесхоз с лесопромышленным комплексом, несколько мебельных предприятий и ряд небольших предприятий на базе бывших ферм Богослова и зданий фабрики «Луч».

По территории поселения протекают малые реки – Любосеевка, Вздериножка-Зверинга, Лашутка (Богослово, Корякино), Камшиловка.

Первая из них упоминается в 1402 г. как река Любосивль.

Все они образуют и большие живописные пруды. Имеется также более десятка лесных озер и внеречных прудов.

Река Любосеевка, очищена в 2009 г. по проекту «Малые реки России».

70% территории занимают лесные угодья с их роскошным разнодеревьем - это опытная база Учебно-опытного лесхоза Московского университета леса, знаменитого еше со старины (с. 1880 г.) Никольского опытного лесоугодья под надзором профессоров-специалистов.

Схема селений по писцовым книгам конца XVI века.

Описываемые нами селения Фоминское-Богослово, Подягодное Желудево Сабурово, Костронино (Костюнино) входили в стан Воря Корзенев, чья граница (штрих-пунктирная линия) вторгалась в Бохов стан, отмечая бывшие митрополичья владения. Корякино осталось - левее, в Бохове стане.

 

Село Фомино – Богослово тож

(первые упоминания в 1498 г.//1548//1584)

Село Богослово стояло на бойкой в старину Хомутовской дороге на полпути к Переславлю-Залесскому (Москва-Абрамцево-Оболдино-Хомутово-Сабурово-Богослово-Орлово-Петровское Сергиев монастырь - Переславль) у места пересечения им речки Лашутки, впадающей в быструю Ворю у села Клобуково Спасское.

Хомутовская дорога упомянута в 1382 г. в грамотах великого князя Дмитрия Ивановича (Донского).

Так что и история селения, всегда необходимого при пересечении главной дороги с рекой, должна идти со старины. Обозы с товаром или дружины князя должны остановиться здесь, починить телеги перед бродом через реку и проверить заодно глубину воду и состояние подъема на противоположный берег.

Пока мы остановимся на дате 1548 год.

Этот год указан в первой книге по топонимике Подмосковья «Все Подмосковье. Географический словарь». Изданный в 1967 г. большим коллективом Московского филиала Географического общества СССР в1967 г.

В старину река была намного полноводнее, что отмечено размерами ширины её межбережья. Теперь речка запружена плотиной за деревней Костюнино, и великолепный громадный пруд с высокими берегами, поросшими соснами, очень привлекателен для любителей красот подмосковной природы.

В старину селение звалось Фомино, и говорят, что Фомино упоминается еще в 1498 г. как митрополичье владение, тянувшее к Пушкино. Возможно, оно названо по имени известных митрополичьих бояр Фоминых, родоначальник которых - Степан, был назначен еще сыном Дмитрия Донского Василием в митрополичьи бояре, как племянник свт. Алексея.

В разъезжей грамоте В.Ю. Фомина был в 1501 г., Фомины служили митрополитам более двух веков.

Точно известно, что сегодняшнее название село получило лет триста назад по имени бывшей здесь в старину редкой по названию церкви св. апостола Иоанна Богослова.

Как отмечено в писцовых книгах 1584-86 гг. Московского уезда:

«В стане Радонеж и Корзенев … за Федором да за Иваном да за Григорием за Петровыми детьми Окинфовыми, что купил у митрополичья сына боярского Девятого Царевского село Фомино на речке на Лашюдке, а в нем церковь Иоанна Богослова, древяна, клетцки без пения, пашни лесом поросли серой земли 46 четьи в поле а в дву потомуж, да сена 30 коп, да лесу дровяного 20 десятин».

«Явочный список вотчинных владений Московского уезда писцов 1584-1586 гг. Т.А.Хлопова „С сотоварищи”» уточнил дату купли - 7092 г.

О чем рассказывают эти записи?

В старину административной единицей был стан.

Волости Радонеж и Вора (Воря) впервые упоминаются в духовной грамоте Великого Князя Московского Ивана Калиты, около 1339 года. Наиболее вероятно, что древнее поселение, носившее имя реки, сегодняшнее Воря-Богородское(по бывшей церкви Пресвятой Богородицы, стоявшее как и Фомино на Хомутовской дороге у реки и стало центром этой самой первой заселенной в нашем крае территории.

В XV веке волость слилась с соседней волостью Корзенев. Так в Московском уезде возник стан «Радонеж-Корзенев (Воря и Корзенев)» (см. выше Карту станов). Центр этого стана располагался в 10-15 верстах выше по Воре, вблизи впадения речки Талицы в реку Ворю. Там находился городок Корзенев, который в связи со своим географическим положением играл роль мытного центра. Здесь с проезжих взималась торговая пошлина. Археологи утверждают, что в городке стояла сторожевая башня. Но от всего этого остались лишь небольшие земляные валы.

На юге стан граничил с Боховым и Кошелевым станами.

Описываемая территория – село Фомино на Лашутке - было владение братьев Окинфовых (Федора, Ивана и Григория Петровичей), вероятно, старое поместье их отца Петра Окинфова, перешедшее им по наследству.

Было здесь пашни («серой» – суглинок) 23 четьи, т.е. около 12 га, да и та поросла уже лесом. И лесу за селом было закреплено 30 десятин, т.е. в сумме около 45 десятин (47 га).

Упомянутая церковь Иоанна Богослова и дала, как часто бывает, будущее новое имя селению.

Св. апостол Иоанн Богослов, один их 4 авторов Евангелий, составивших основу Нового Завета христиан. Но особо он известен своими «откровениями» будущих страстей ожидающих человечество – «Апокалипсис». Его особая мудрость признается всеми христианами.

Строительство Казанской церкви

Церковь Иоанна Богослова обветшала или сгорела, и новые хозяева построили новый храм и посвятили его особо чтимой со дня её явлении в России Казанской Иконы Божией Матери.

Список этой иконы прибыл в Подмосковье из Казани в 1611 году в Первое ополчение под Москвой (под командованием будущего владельца имения Гребнева князя Дмитрия Трубецкого). Именно с этой чудотворной иконой объединенные войска князей Дмитрия Пожарского и Дмитрия Трубецкого выбили в 1612 г. поляков из Китай-города, заблокировав их в Кремле и принудив к быстрой сдаче.

Через некоторое время был собран Земский Собор, который и избрал царя Михаила Федоровича из рода Романовых. Так окончилась Великая Смута, Смутное время, Московская Розруха – разорившее Подмосковье и многие другие края.

А дата успешного удара казаков отряда князя Дмитрия Трубецкого по Китай-городу, дата внесения походной иконы ополчения – чудотворной Казанской иконы в прикремлевскую крепость стала считаться всенародным праздником и отмечаться 22 октября (4 ноября по новому стилю) как Праздник Иконы Казанской Богоматери.

Когда впервые появилась в селе Богослово церковь во имя Казанской иконы Божией матери, мы точно не знаем..

Документы отмечают в 1776 году при помещице Анне Степановне Поздеевой в селе Богослово - деревянную Казанскую церковь, дом господский деревянный и 22 дома с 191 жителями, 218 десятин пашни, 35 дес. покосов, 803 десятины леса. Крестьяне – на пашне (барщина). Десятина – это 1,1 га.

Поздеева владела и соседней деревней Красная Корякина.

На представленной карте тех лет (из архива Казанской церкви), сохранившейся в РГАДА, в делах Генерального Межевания, хорошо видны два ряда домов села, прилегающий к ним участок с крестиком на месте небольшой деревянной Казанской церкви, господская усадьба с П-образным домом и дворовыми службами (амбарами для хранения зерна и т.п.), через небольшой овраг у самого обрыва, за которым течет Лашутка, расположен цветочный парк для гуляний и, вероятно, дом теплой оранжереи.

Из села идут три дороги – Хомутовский тракт шел через Сабурово (левая дорога) и далее по селу к съезду по овражку к броду через Лашутку и проходил в сельцо Орлово. Земли деревни Костюнино и сельца Орлово принадлежали другим владельцам, и на карте эта территория не обозначена – ни дорога, ни продолжение Лашутки, ни Костюнино, расположенное справа за Комаровым протоком, ласково названным в другом документе речкой Костюшей. Остальные дороги шли в соседние Трубино и Фрязино.

Храм в то время был деревянным.

От господского дома давно ничего не осталось, но на том месте громадные липы, напоминающие об аллеях усадьбы.

Каменный же храм, дошедший до нас, был построен следующей владелицей села, Параскевой Федоровной Остафьевой урожденной Лопухиной, и освящен в 1801 году, 220 лет назад.

Владельцы земель и занятия крестьян

Подмосковные имения часто меняли своих владельцев. Чаще всего это было связано с переменой службы главы семьи - ведь имение им нужно было для поставки продуктов в городской господский дом да для летнего отдыха на природе.

По Ревизской сказке 1748 года село имело двух хозяев: полсела Богословского Фомкино тож была вотчиной полковника, Черниговского коменданта Володимира Васильева сына Измайлова, которое было куплено «у вдовы Елены Никитинскою дочерью Егорьевской женою Ладыженского». Вторая половина села в 16 душ мужского полу оставалась у Лодыженских – Ингерманладского полка прапорщика Василия Аполлоновича Лодыженского.

По Ревизской сказке 1811 года село вместе с Карякиным – во владении у оберпровиантмейстера Алексея Андреевича Засецкого (72 душ муж. пола, в том числе 18 крестьян переселены сюда из тульского имения владельца – из села Фоминского Алексинского уезда.

В 1812 году 11 крестьян Богослова и деревни Корякиной ушли в ополчение. Как и у всех селений половина их погибли (в боях и от болезней). Но имеется несколько сведений о том, что по лесной Хомутовской дороге проехал большой отряд с обозом французских мародеров армии Наполеона в поисках продуктов. Похоже, что более сотни их погибли в дальнем краю Хомутовской дороги – в Петровском и Душенове. Но об этом смотрите дальше.

В 1823 году селом владела коллежская асессорша Елизавета Осиповна Баташева, и было у нее 11 дворовых. Владела она и соседним селом Вантеево (Ивантеевка) с писчебумажной фабрикой (писчая, оберточная и обойная бумага, объем производства 22 тысячи стоп бумаги в год).

В 1839 году – камергерша Анна Федоровна ЩЕКИНА.

В 1852 году значилось 32 двора, 236 жителей мужского пола и 244 женщины. Богослово принадлежало в это время Кильдюшевскому Егору Николаевичу, статскому советнику, затем – его брату, Павла, а в 1864 году – сыну последнего, Николаю Павловичу Кильдюшевскому.

В имении жили и дворяне Колосовские – Павел Дмитриевич, 30 лет, коллежский асессор, сын статского советника, с молодой женой Еленой Васильевной, 20-ти лет, и со своими сестрами Софьей, 20 лет, и Екатериной, 18 лет.

После крестьянской реформы и изменения административного управления село вошло в Гребневскую волость.

В 1890 г. в селе шелкоткацкая фабрика местного крестьянина КАЛУГИНА Петра Ивановича дала работу 50 жителям. Он был и попечителем школы.

Мы представляем его предполагаемый портрет из группового, хранящегося в архиве последнего перед закрытием храма священника Дмитрия Широгорова.

Надо отметить, что еще в 1785 г. после образования Богородского уезда, за ним утвердили необычный герб, прославляющий шелкоткачество в селениях. (см. на следующей странице)

Прошедшая в 1899 году перепись принесла полные данные по селу и окрестным селениям. В Богослове было тогда 58 изб с 271 крестьянином при 457 десятинах земли (118 – пашни, 27 - покосов, 282 – лесных угодий).

Основным промыслом крестьян было, как и во всем Богородском уезде, шелкоткачество. Крестьяне работали на местной фабричке и на дому. Таких ремесленников перепись насчитала 55 чел. (20 муж. и 35 жен.), а 49 муж. и 29 жен. работали на стороне. Было у крестьян на 58 домов - 34 лошади, 30 коров, 16 коз, 40 овец. Сеяли овес, рожь и немного гречки, да сажали ставший уже привычным к этому времени картофель. Урожаи были небольшими – «сам 4,7» ржи (в 4,7 раз большепосеянного), сам 4,2 овса, сам 5,1 картофеля.

Во времена советского НЭПа, село входило в так называемую Щелковскую волость (объединившую Гребневскую и Осеевскую волости), которую из Богородского уезда передали в Московский уезд.

В 1926 году в селе было 53 хозяйства с 276 жителями. У них – земли 433 га (123 – пашни, 62 – луга, 164 – леса, да 66 – неудобий). Земли не прибавилось, а леса убавилось, вот и весь прибыток от лозунга «Землю - крестьянам». Количество скота - 40 лошадей и 30 коров, да 51 овца, да совсем новая для села живность - 36 свиней. Изменения были небольшими.

Положение крестьян было непростым. В стране – безработица. Из прежних 132 работавших теперь только 12 занимались ткачеством, 51 работали на фабриках в округе и 1 зарабатывал извозом.

В 1929 был создан Щелковский район, куда вошли четыре бывших волости Богородского уезда – Гребневская, Осеевская, Ивановская и Аксеновская.

Сегодня село – бывший центр сельскохозяйственной ассоциации «Богослово» с небольшим «белокаменным» городком, построенным в 1970-80-е годы для молодежи и приехавших издалека в хозяйство работников.

В селе сегодня более 600 жителей, имеется Казанский храм, клуб, библиотека, школа (автобус в Гребнево). Ряд цехов южнее представляют промышленность села.

Храм Казанской иконы Божьей Матери

Ранее сегодняшнего храма еще в середине 18 века в селе была деревянная Казанская церковь.

Существующая сегодня каменная Казанская церковь построена в 1801 году «тщанием и иждивением вдовы, действительной статской советницы Прасковьи Федоровны Остафьевой урожденной Лопухиной».

Не много пока удалось собрать материалов о личности храмоздательницы. Она была младшей дочерью Федора-Авраама Авраамовича Лопухина (1697-1757) и Веры Борисовны урожденной графини Шереметевой (1716-1789). Отец ее был тайный советник, сын казненного брата Царицы Евдокии Федоровны - Авраама Федоровича. С молодых лет он служил при Дворе.

Замужем она с 1782 г., 18-ти лет, за гвардии капитаном Остафьевым Владимиром Ивановичем.

В “Московском некрополе” нашлась надпись с датами на её могиле в родовой усыпальнице Лопухиных – в Знаменской церкви Спасо-Андрониковского монастыря - 19.7.1754-12.8.1810, «именины 26 июня».

Интересны и примечательны её слова на памятнике мужа Владимира Ивановича Остафьева (1740-27.11.1794):

«Добродетельнейший был человек, чтил и хранил Божий закон и Государевы уставы, – вот слава, коей цвет не увядает век».

Несомненно, "на помин души" этого замечательного, судя по надписи, человека и была сооружена каменная церковь. В «Родословной Лопухиных» отмечено, что он дослужился до бригадира, ушел в отставку и перешел на гражданскую службу (действительный статский советник), был избран на трехлетие 1781-1784 гг. Ярославским губернским предводителем дворянства.

Историки церквей диаконы В. и Г. Холмогоровы подтверждают, что в старину здесь в селе стояла церковь во имя Иоанна Богослова, одного из 4 евангелистов, автора знаменитого Апокалипсиса (Откровения). По имени церкви и село было названо Богослово, как это часто бывало в XVIII-XIX веках во многих местах, но для нашего края является единственным сохранившимся наименованием села по имени церкви.

Церковь была выстроена в стиле зрелого классицизма.

Искусствоведы считают, что архитектурные формы и высокие художественные качества памятника свидетельствуют о работе выдающегося зодчего казаковской школы. Кирпичный, с белокаменными деталями храм представляет завершенную бельведером ротонду, окруженную шестью тосканскими портиками. Крытым переходом храм соединяется с колокольней.

Художественная выразительность памятника, почти лишенная декоративного убранства, достигается средствами архитектуры: богатой и пластической разработкой объема, пропорциональностью и гармонией отдельных его частей.

Черты эти при оригинальной композиции и тонкой прорисовке деталей позволяют поставить храм в число лучших культовых сооружений своего времени.

…Церковь была закрыта коммунистами в 1938 году Казанский храм в 1990 г. перед возвращением прихожанам

Трудные десятилетия возрождения

В 1990-е годы тщанием настоятеля о. Алексия Никонова[1] и привлеченных жертвователей полуразрушенный храм стал восстанавливаться и вскорости, в 1993 году, начались и службы. А уже потом засверкал и позолотой крест, и колокол порадовал сердца прихожан сладкозвучным для стариков малиновым звоном.

Настоятель о.Алексий привлекал для возрождения храма прихожан и благотворителей. На его призыв откликнулись ряд фрязинских фирм: строительная фирма «Спецстрой-2» (г. Фрязино, ген. директор Полуботко И.Е.), Фрязинский экспериментальный завод (ген. директор – А.А. Зенов (погиб в автоаварии в 1998 г.) и другие жертвователи.

О. Алексий был непременным участником многих мероприятий в городе Фрязино: заседаний клуба "Православная беседа" в ДК "Исток", беседах в школе №5.

В 1999 г. он переведен настоятелем Покровской церкви в с. Хомутово, где успешно продолжает свою духовную миссию.

Новым настоятелем Казанского храма был назначен молодой священник о. Антоний Коваленко, из г.Фрязино. Ему 35 лет, он - выпускник школы №3, окончил физический факультет МГУ, затем поступил в семинарию. Рукоположен в священники 9 июля 1998 г., назначен поначалу в приход под Коломной, а затем переведен настоятелем церкви в Богослово. О.Антоний заочно окончил и курс семинарии в 2003 г.

Многие грамоты и награды отмечают и его пастырский путь и большую воспитательную работу.

Символично, что в 1812 году молодой священник Лапенский был награжден наперсным крестом в память войны 1812 года, и наш настоятель о. Антоний удостоен медали «В память 200-летия Отечественной войны 1812 г.».

У них с матушкой Ларисой шестеро детей.

Отец Антоний продолжает традицию тесной связи с городом Фрязино, заложенной предыдущим настоятелем.

Он выступает в школах, преподает Закон Божий в Воскресном пев -ческом классе Школы эстетического воспитания в ДК «Исток», а также в школах №1 и №6, где с согласия родителей введен такой предмет.

Наряду с этим – была заочная учеба в семинарии, трудные хлопоты по привлечению средств для восстановления храма, исполнение традиций духовного пастыря для десятков молодых и старых прихожан.

Приятно видеть, что храм с каждым годом становится все краше. «В святом деле восстановления нам помогает, - рассказывал о.Антоний в 2000 г.- целый ряд фрязинских предприятий – «Спецстрой-2», «Исток-строй», фирма А.И. Караханова и многие другие. К концу следующего лета службы перейдут из тесной трапезной, - говорит священник, - в просторное помещение храма».

Прошло время, и, как и двести лет назад, в 1801 году, как и 70 лет назад, в 1930 году, зазвучал уже под куполом храма снова голос пастыря, а пение малого хора украсило и усилило страстную молитву прихожан.

Отец Антоний отмечен благочинием и епархией наградами.

В 2002 г. за пастырское служение награжден камилавкой, в 2005 – наперсным крестом, а в 2009 произведен в сан протоиерея.

В 2010 г. «за усердные труды на ниве духовно-нравственного просвещения и образования» о. Антоний награжден грамотой.

В 2012 г. – медалью «В память 200-летия победы в Отечественной войне 1812 г.».

Благоустройству прихрамовой территории во многом помогли Глава поселения Марина Александровна Бобырь и глава администрации Владимир Дмитриевич Писарев: Детская площадка, помощь в документации, намечено довести до храма и дорогу.

Слово о. Антония очень интересно.

«Жизнь православного христианина не ограничивается участием в богослужениях. Она может быть разнообразной, наполненной событиями и впечатлениями.

Христианская одухотворенность различных светских видов деятельности делает эту деятельность богаче, интереснее, продуктивнее. Радость спортивной победы, радость творчества, радость видения красоты мироздания, радость по совести выполненной работы способна отвратить человека от грехопадения.

Радующемуся человеку грешить неинтересно! Конечно, главная радость христианина должна быть о Воскресшем Христе. Но, пока мы, или наши дети, до этого не доросли, нам нужны костыли. Чтобы идти, не унывая, к радости о Господе.

Такими костылями могут быть светские увлечения. Нужно только правильно эти костыли подобрать, чтобы они помогали идти по направлению к Богу, а не от Него. Вот я и делюсь с вами своим скромным опытом подбора.

Возможно, какие-то светлые земные радости, к которым мы привыкли, останутся с нами и в Царстве Небесном!

Теперь несколько слов о конкретном «костыле», горном туризме. Точнее, о той форме туризма, которую я практикую более 10-ти лет. Целью походов для меня является впитать красоту мироздания Божия, научить ближних видеть эту красоту и радоваться о Творце.» о. Антоний ( с его страницы).

Контакт: https://vk.com/hram_bogoslovo

Священники и церковно-служители

В 1810 году в эту церковь был назначен после окончания Троицкой семинарии Сергей Иванов ЛАПЕНСКИЙ (1787 – после 1839), сын священника. Он был награжден в свои 27 лет наперсным крестом за заслуги во время войны 1812 года и прослужил в храме более 29 лет. Богослово стояла на Хомутовском тракте в 35 верстах от Москвы, а французы заняли уже Богородск на Владимирской дороге в 60 верстах от столичного города. Так что, возможно, молодой священник организовал один из защитных отрядов, охранявшего дорогу на дальних подступах у Хомутова и державшего связь с казаками, чьи отряды были в недалекой Тарасовке на Троицкой (Ярославской) дороге.

1799-п.1839 - дьячок Никифор Семенович ПРОТОПОПОВ, сын пономаря, 61 год. Жена 2я - Акилина 37 лет.

1837-п.1839 пономарь Павел Михайлович НИКОЛЬСКИЙ 20 лет, сын пономаря. Жена - Пелагея Афанасьевна, дочь бывшего пономаря Афанасия Николаева, 63 лет.

1844 – п.1854 священник Сергей Иоаннов 1803-п.1854. Жена Анна Васильевна 1804. [ЦИАМ 203/747/1459 ИВ 1844]

1857-п.1863. священник Василий Федоров ЛЕБЕДЕВ (1827-п.1863). [ЦИАМ 707/1/1155 1863 г. Клировые ведомости церквей Богородского уезда]

1857 - дьячок Федор Семенович ПРОТОПОПОВ.

1863 дьячок Василий Семенович СМИРНОВ, 1842 г.р., сын пономаря. [707/1/1155 КВ1863]

ХХ век

1909 - священник Александр Воздвиженский

1914-1919 – священник НЕКРАСОВ , перешел потом в Троицкий храме Щелково, а с 1929 в храме Жегалова.

1919-1939священник ШИРОГОРОВ Дмитрий Иванович (1878-1941 г.) из старинного духовного рода.

псаломщик БУХАРЕВ Павел Васильевич (1868 – 1944). У него была многочисленная семья.

 

Широгоровы

О священнике перед закрытием храма скажем подробнее.

ШИРОГОРОВ Дмитрий Иванович (1878-1939) в 1919 г. переведен сюда настоятелем из Здехова, где был диаконом.

В Жегалове - могила его отца, Широгорова Ивана Николаевича (4.1.1851-1889), служившего с 1875 г. священником в Никольском храме села Жегалова и умершего молодым в возрасте 38 лет. На Жегаловском кладбище у церкви сохранился памятник, возведенный любившего его прихожанами. На нем надпись: «священствовал 14 лет 6 месяцев и 10 дней».

В воспоминаниях односельчан настоятель Казанского храма о. Дмитрий был добрым и приветливым батюшкой, не отказывавший никому в помощи и в молитве.

Молитва в сельском храме особенная, она не суетливая и быстрее доходит до сердца крестьянина. Тем более в те смутные годы.

Матушка его, Мария Ивановна (1880-1969) была из духовного сословия Горских.

В семье Широгоровых [16] нашлись портреты их молодыми

Широгоровы Мария Ивановна и Дмитрий Иванович

Дом священника Дмитрия Широгорова. Возможно, кто-то из читателей узнает этих девушек и автора фотографии 1940-х г.г.

Потом его сын Борис перестроил дом на три окна.

В старину Хомутовская дорога шла мимо храма и дома, спускаясь на переправу через Лашутку.

Тяжело пережили Широгоровы закрытие церкви, но подкосило о. Дмитрия известие об аресте старшего его сына, Николая, служившего диаконом в селе Ямкино Ногинского района

Ни старый священник, ни родные потом так и не дождались известия от сына Николая. Сгинул он, как и миллионы жертв коммунистического режима.

Но восстанавливается правда об этих мучениках за веру.

Это было особое время – Время Беды.

В 2003 году был причислен к Собору святых великомучеников Архиерейском Собором наш земляк, сын о. Дмитрия Широгорова Николай.

Вот его страстный путь во время Беды.

ШИРОГОРОВ Николай Дмитриевич (9.11.1904 по ст. ст. - 22.9.1942, Безымянлаг НКВД). Крещен 11 ноября в Никольской церкви села Здехово, где диаконом служил отец.

Восприемниками от купели были – прадед его, заштатный священник соседнего села Трубино Иоанн Адрианович Успенский и бабушка новорожденного, вдова священника Ивана Широгорова Анна Ивановна.

Он окончил 4 класса начальной школы в Здехове и два класса духовного училища. Наступило Советское время, к власти пришли безбожники и дальнейшее духовное образование его закончилось. Николай помогал отцу по службам и хозяйству. В конце гражданской войны его призвали в Красную армию, в тыловое ополчение.

Потом Николай Дмитриевич служил дьяконом в Троицкой церкви села Ольявидово Дмитровского района, где жили родители жены.

А после ее закрытия, – диаконом в церкви села Ямкино Ногинского района (фото), где и был арестован 26 ноября 1937 вместе со священником храма и псаломщиком

В вину ему вменялось, то «говорил после ареста ряда церковников говорил: граждане верующие; религию христианскую советская власть преследует невинных священников сажает в тюрьмы. А вы обходите это молчанием. Нужно организованно требовать от советской власти прекратить эти гонения на веру. Они же, коммунисты, пишут, что свобода вероисповедания, а на самом деле, а на самом деле ежедневно арестовывают ежедневно верующих и священников. Если мы организованно объявим протест, то этим спасем нашу христианскую веру от антихристов». Все обвинения о. Николай не признал.

И через 5 дней 1 декабря Тройкой НКВД приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Он погиб 24.09.1942 в Безымянском исправительно-трудовом концлагере около Самары (Куйбышева) за Веру Христову и за Правду и был похоронен в безвестной могиле. [ГАРФ ф.10025 д. 20815]

Священным Синодом от 22 декабря 2003 г. причислен к Собору новомучеников и исповедников российских.

Память его отмечается особыми молитвами в день гибели 22 августа и в День памяти новомучеников в феврале.

Удалось найти в поселке Турист Дмитровского района потомков детей Николая Широгорова. Они представили его фотографию и помогли составить Роспись потомков священномученика.

В Никольской церкви села Здехова, где родился у Дмитрия Ивановича сын Николай поставлена теперь икона священномученика Николая Широгорова в его память. Мы постараемся получить её фотографию.

Потомок Широгоровых Судакова Надежда Борисовна (слева) и её двоюродная сестра Тишина Ирина Александровна на Круглом столе в библиотеке с. Богослово на обсуждении плана книги о селе. 2022 г

Дмитрия Ивановича эти переживания за судьбу храма и судьбу сына свели в могилу в 63 года. Он похоронен недалеко от храма, на сельском кладбище. Он не захотел быть захороненным рядом с храмом – «здесь могилу затопчут». Так и случилось, все могилы около церкви были затоптаны, памятники растащены – голое место…

Род последнего священника продолжают его многочисленные потомки. 28 октября 2001 года я посетил семью Судаковых в Богослово, чтобы взять для книги фотографию о. Дмитрия. Московские и местные родственники собрались, чтобы отметить годовщину смерти дочери священника Антонины Дмитриевны.

Внуки и правнуки священника продолжают его род в грядущие века и несут память о нем, как стойком защитнике православной веры.

Как закрывали церковь

В Щелковском городском архиве хранится немало интересных документов. Среди них материалы фонда финансового отдела, разложенные в папки по церквам. Они - яркие свидетели того «богоборчес-кого» времени.

В 1922 году церковь значительно ограбила молодая советская власть, забрав многие пожертвованные прихожанами серебряные украшения (ризы) икон и вещи для богослужения («в помощь голодающим»).

В 1923 г. образовано согласно новому Уставу религиозное объединение, вместе с о. Дмитрием Широгоровым и псаломщиком Павлом Васильевичем Бухаревым. Членами Церковного Совета записаны были следующие боголюбивые прихожане:

- церковный староста Богомолов Сергей Васильевич, 47 лет, из Орлово, участник Первой мировой войны в 1916-1917 гг. (умер в 1939 г.) (на фото 1900 г., от внучки Мотовой Галины Ив., Фрязино)

- Капралов Василий Иванович , 25 лет, был на военной службе в 1914-17, и в гражданскую войну 1919-21 гг., из Орлова.

- Чистов Александр Васильевич, 53 лет, из сельца Кузмёнки.

В 1938 церковь была закрыта, а в 1940 принято решение о ее ликвидации, начата разборка ограды, передача деревянного иконостаса на утилизацию для смывки позолоты.

Закрытие происходило по изощренной методике – проводилось внезапная инвентаризация имущества, а поскольку ранее было зафиксировано 2 кражи (вероятно, специально для этих целей совершаемые органами НКВД), то обнаруживалось стандартная нехватка 6-10 серебряных вещей, чья стоимость неимоверно завышалась и должна быть взыскана с членов приходского совета. У них таких огромных денег (около 10 годовых зарплат) не находилось, и церковь закрывалась. Жалоб не поступало – в это время репрессий жаловаться было опасно.

Вот они – последние духовные воины - члены церковного Совета, активно в эти трудные времена вместе со священником сохранявшие церковь. Тогда власть назначила их ответчикам на громадную сумму 6523 рубля, якобы за похищенные из церкви ценности. Они были вынуждены из-за этих преследований покинуть село (в актах описывается их переезд и прекращение дела):

- Гусев Павел Александрович, переехал в Щелково, работал на шелкоткацкой фабрике,

- Чекрижев Василий Михайлович - в Старую Слободу,

- братья из сельца Кузьменки Чистовы Николай (переехал в Литвиново) и Александр (1870 г.р., переехал в Пушкинский район, дер. Лепешки) Васильевичи,

- Мордовичев Егор Александрович (в Старую Слободу),

- Галкин Петр Иванович (Сабурово), уехал в 1931 г. в Подлипки (см. далее, сын его – фронтовик, известный разработчик артиллерийского и ракетного вооружения, поэт и автор интересной книги воспоминаний),

- Калугин Алексей Матвеевич (1866 г.р., Богослово),

- да два жителя сельца Костино (Костюнино) Комков Иван Алексеевич, женатый на дочери дьякона Малинина из Здехова, и Спорышев Дмитрий Иванович.

Точно по этой циничной технологии закрыли церкви в селе Каблуково и в селе Здехово.

Итак, Казанская церковь была передана государственной организации - ВОЕНСТРОЮ, а иконы отправлены на утилизацию. На колокольню сразу потом воздвигли тригонометрический знак, который многие годы после начала восстановления не решались снять и только недавно выяснилось, что он давно исключен из реестра.

Рядом с храмом было до двух десятков прицерковных захоронений церковнослужителей и церковныз старост. Во время советской власти, когда храм превратили в колхозный склад, а потом и совсем забросили, кресты были сбиты, памятники растащены.

Храм стоял и молчал, терпеливо ожидая другого времени.

Дом Культуры села Богослово: Клуб и библиотека

Дом Культуры села Богослово входит в «Центр культуры и досуга «Гребнево». Это объединяет разнообразные программы жизни селений, тесно связанных общей школой и исторической судьбой.

Здание построено при переезде Правления знаменитого колхоза им. Ленина из Чижово в Богослово.

Галиева Лия Эдвардовна. Ведущий библиотекарь Богословской сельской библиотеки.

Галиева Лия Эдвардовна – мама троих детей и это она считает самой большой своей заслугой в своей жизни.

«По образованию и призванию я — педагог, но волею судьбы на протяжении всей трудовой жизни являюсь хранителем и пропагандистом книг» — рассказывает Лия со улыбкой.

В библиотеке она познакомилась с удивительными и талантливыми людьми. Так, например, зародилась творческая дружба с поэтом Вячеславом Бабушкиным — Лия работала над переизданием его сборников: «Край любимый мой», «Я — сын России», «Так легли звёзды». Благодаря совместным мероприятиям возник плодотворный союз с творческим коллективом СДК «Богослово». А работа с читателями подарила Лии дружбу с простыми и добрыми богословцами.

Встреча с поэтом Вячеславом Бабушкиным

С особым теплом Лия отмечает работу своих коллег-предшественников, без которых библиотека не была бы таким уютным и родным местом:

«Лидия Владимировна Белова жила библиотекой в полном смысле этого слова: устраивала творческие вечера, на которые она отправлялась словно в дальнее путешествие — с полными сумками книг.

Она почетный гость на встречах в библиотеке.с приглашенными гостями.

А вот и Надежда Васильевна Мухамедзянова, бывшая староста и депутат от Богослова, у нас в гостях.

Любовь Владимировна Попкова спасла нашу библиотеку от закрытия, её особенно любили наши юные читатели.

Анастасия Мухатаева — начинающий специалист, которая только вступила в библиотечный мир и сразу заслужила уважение молодежи».

Лия очень неравнодушна к вопросам краеведения. Она участвует в инициативе по восстановлению Храма Иконы Казанской Божией Матери.

 

Друзья и помощники нашей сельской библиотеки.

Добрые, отзывчивые и творческие люди.

Лия Галиева вместе с волонтерами Виктором Ивановым с женой Ольгой Кравченко и другом - Еленой Ручеек

Среди увлечений Виктора: графика, живопись, игра на гитаре и баяне, восточные единоборства, резьба по дереву.

Вид на Казанский храм. Рис. В. Иванова, уголь

В старших классах Виктор всерьез увлекся поэзией. Его стихотворения — это воспоминание о непростой и яркой судьбе, о молодости и любви, о близких людях, которые были и есть в сердцах каждого из нас.

Виктор женат на любимой Ольге, которая родила ему троих детей. Одной из особенностей в их отношениях — разнице в возрасте в 4 года 4 месяца и 4 дня Виктор написал стихотворение «444».

Ольга занимается воспитанием внуков иногда пишет прозу.

Елена — сочиняет стихи, очень любит исполнять свои песни и песни других авторов.

Все вместе они принимают активное участие библиотечных мероприятиях , выступают и на мероприятиях и в СДК «Богослово».

Он учился у известного российского графика Владимира Ивановича Чуркина при Гребневской усадьбе.

И сейчас у него есть мечта — открыть в усадьбе художественную школу в память о знаменитом мастере и своем учителе.

Школа в Богослове

(Из книги Послыхалина А. и Брызгалова А.Н. « Сельские школы Щелковского края»).

Богословское земское училище открылось при Казанском храме в 1870 г.

В 1872 г. попечительство над училищем принял местный фабрикант, владелец ткацкой фабрики Пётр Иванович Калугин. Закон Божий преподавал местный священник, а светские науки - учитель Николай Троицкий (1872/1873 гг.). Училось 47 мальчишек. С 1873 года - учитель Протопопов и его супруга, учительница Протопопова, бывшая Беляева. В 1873/74 гг. училось 30 мальчиков и 14 девочек.

В 1890 г. попечителем училища стал гласный земского собрания, член библиотечной комиссии уездного земства, дворянин Николай Антонович Вокач (1857-1905). Законоучителем при училище состоял священник Иоанн Разумовский, светские науки преподавали учителя Афанасий Острейко, Александра и Олимпиада Солнцевы.

К 1899 г. попечителем училища стал владелец местной ткацкой мастерской Василий Васильевич Кириллов (1876 - расстрелян в 1938). Закон Божий преподавал священник Тихон Ансеров, светские науки - учительница Короткова.

В1907 г. обучается - 53 ученика, из них 10 девочек79. В 1909 г. построено новое кирпичное школьное здание - 178 кв. метров и было 3 классные комнаты (43,6; 36,6 и 21 кв. М.), в котором шли занятия до 1970-х гг.

В 1915 г. в школе - 75 учеников, из них 30 девочек.

Ученики - из Богослово, Кос - тюнино, Корякино, Кузьменки, Орлово, Сабурово.

После революции в Богослове школа называется - школа 1 ступени, в конце 20-х годов - начальная школа.

В 1919 г. Нечаева М.С., Чугунов М.В., Виноградова Р.А.

Из паспорта семилетней школы с. Богослово, 1956 г., ЩИКМ.

По данным паспорта школы от 1956 года размер школьной усадьбы составлял 1га (огорожен): учебно- опытный участок - 0,03 га; сад - 0,02 га; огород - 0,03 га; спор- тивная площадка - 0,04 га/13.

Директором школы была Перебаскина Мария Ивановна, 1893 г.р., окончила годичные курсы в Минском учит, институте и училась в МГУ, была награждена орденом Ленина.

Количество учеников в Богословской начальной школе до войны было: 1935/36 гг.-111 учеников;

1936/37 гг.-102 ученика;

1937/38 гг.-102 ученика;

1938/39 гг.-100 учеников;

1939/40 гг.- 83 ученика.

Обучались в школе дети из Богослова, Сабурова, Корякина, Кузьменки, Орлова, Костюнина.

До 1936 года заведующей школы была Городецкая М.В., 1896 г.р., окончившая учит, семинарию. Потом до 1938 года заведущий школой был Бабкин Н. И., 1916 г.р., окончил Загорский педтехникум.

С 1938 года заведующим становится Друганов Н.В., 1907 г.р., окончил педтехникум им. Н.К. Крупской.

В этот период в школе преподавали:

Рязанцев В.К., 1894 г.р., окончил учит, семинарию;

Сидорова В.П., 1919 г.р., окончила педтехникум;

Виноградова Мария Петровна, 1898 г.р., окончила Мариинское училище;

Ларина Н.С., 1920 г.р., окончила педучилище.

С 1950 года Богословская начальная школа реорганизована в семилетнюю и в ней становится 4 начальных класса; 5-х, 6-х, 7-х классов - три.

В семилетке в 1950/51 гг.-112 учеников, из них 1-4 классов - 70;…1955/56 гг.- 95 учеников, 1-4 классов - 45.

Семилетняя школа в Богослово действовала до 1956 года, потом это снова начальная школа, которая закрывается к началу 1970-х годов. Но что интересно, в 1982 г. в Богослово снова открывается начальная школа, которая работала до 2006 года, правда в другом здании, где сейчас размещается детский сад №49 деревни Богослово.

Дети учились в одну смену, по базисному учебному плану. Учителя использовали технологии развивающего образования. Воспитательная работа строилась на сотрудничестве детей и их родителей. Проводились утренники, экскурсии, совместные спортивные соревнования. Школа в селе являлась центром досуга детей.

Директором школы была Черноног Наталья Сергеевна.

Учителя 1950-1956 годов:

Данилина Прасковья Ильинична, 1923 г.р., окончила Михайловское педучилище, и Позднякова Зоя Петровна, 1922 г.р., ок. Тульское педучилище, - в начальных классах.

Коробкина Екатерина Михайловна, 1927 г.р., окончила Фрязинскую среднюю школу в 1947 г., заочно обучалась в Загорском учит, институте, преп. математику и физику.

Беляева Валентина Ивановна, 1930 г.р., окончила Загорский учит, институт, преп. литературу, русский язык.

Чаморцева Антонина Михайловна, 1930 г.р., окончила Загорский учит, институт, преп. естествознание и географию.

Поченина Мария Степановна, 1920 г.р., окончила педучилище, преподавала в начальных классах.

Кодесс Мария Семёновна, 1918 г.р., окончила Московский областной учит, институт, преподавала историю.

Преображенский НА., 1911 г.р., ок. Михайловское педучилище, преп. русский язык, литературу, директор школы.

Морозова Л.Н., 1928 г.р., окончила Тульский учит, институт, преподавала русский язык, литературу.

Воронина Н.А., 1930 г.р., окончила Егорьевское педучилище, преподавала в начальных классах.

Киселёва Е.И., 1928 г.р., окончила Калининский учит, институт, преп. географию, историю, ботанику, химию.

Балусова В.М., 1922 г.р., после педучилища в нач. кл.

Нестерова В.А., 1933 г.р., окончила Коломенский учит, институт, преподавала ботанику, географию.

Книга памяти бойцов села Богослова

Многие из них на площади Памяти и скорби указаны без подробных имени и отчества и без подробности гибели и места похорон.

Тексты из Книги Памяти Щелковского р-на дают несколько подробностей. Здесь ниже в списке бойцы, которым указано в КП Щр место рождения Богослово, Щелковский РВК заменен на ЩРВК, указание, что это село – Щелковского р. Московской обл убрано; г. рождения заменен на г.р.. И слово Богослово убрано. По некоторым приведено нами больше подробностей из сайта Память народа МО РФ

 

БУХАРЕВ Василий Павлович,

красноармеец. 1900 г.р., Призван ЩРВК.

Пропал без вести в декабре 1941 г.

 

ВОЛЧКОВ Алексей Семенович,

сержант 113 сп 38 сд. 1914 г.р., Призван ЩРВК.Погиб в бою 10 февраля 1943 г. Похоронен: Украина, с. Викторовка Луганской обл.

 

ВОЛЧКОВ Константин Семенович,

красноармеец. 1924 г.р.. Призван в августе 1941 г. ЩРВК. Пропал без вести в ноябре 1942 г.

 

КАЛУГИН Василий Петрович,

красноармеец. 1907 г.р. Призван 24 мая 1941 г. ЩРВК. Пропал без вести в декабре 1941 г

 

КАЛУГИН Виталий Петрович,

красноармеец 765 сп 5 гв. сд. 1912 г.р. Призван ЩРВК. Погиб в бою 7 февраля 1942 г. Похоронен: д. Денисово Юхновского р-на Калужской обл. На сайте Память народа в 5 документах о нем дополнительных сведений не приведено

 

КАЛУГИН Иван Петрович,

красноармеец 3 тк. 1920 г.р. Призван ЩРВК. Умер от ран 13 сентября 1944 г. в ХППГ 3535. Похоронен: Латвия, г. Иецава Бауского р-на.

 

КОСАРЕВ Александр Михайлович, красноармеец. 1905 г.р. Призван ЩРВК. Пропал без вести в декабре 1941 г.

 

ЛЕСОВ Петр Алексеевич,

красноармеец. 1909 г.р. Призван в 1941 г. ЩРВК. Погиб в концлагере Шталаг XVIII-А в марте 1942 г. в Австрии, г. Кайзерштейнбрух.

Посл. письмо от товарища 10.11.41 в 148 сд и разбились (потерялись) при выходе из окружения Жена Лесова Пелагея Иосифовна (Осиповна). в с. Образцово. Попал в плен под Брянском, умер в 15.12.41. Мать Фомина. Профессия - кузнец

Еще по одной карте родился 2 сент.1909. 654 стр. полк В плену со 2 сент 41 под Брянском. Товарищ сообщил, что вместе попали в плен.

Немецкая карта военнопленного Лесова из села Богослово

МАКЕЕВ Василий Иванович,

красноармеец 410 ап 134 сд. 1912 г.р. Призван ЩРВК.

Погиб в бою 29 июня 1943 г. Похоронен: Духовщинский р-н Смоленской обл.

 

МАКЕЕВ Иван Максимович,

красноармеец 477 лап 22 адп РВГК. 1906 г.р. Призван ЩРВК.

Погиб в бою 17 февраля 1944 г. Похоронен: Белоруссия, д. Кобыльщина Калинковичского р-на Гомельской обл.

 

МОРДОВИЧЕВ Василий Егорович,

ефрейтор 107 сд. 1925 г.р., Призван ЩРВК.Погиб в бою 27 декабря 1943 г. Похоронен: Украина, с. Червоное Андрушевского р-на Житомирской обл. Нет на плите.

 

СУДАКОВ Борис Дмитриевич, с фотографией 1943 г.

гв. ефрейтор 347 гв. сп 106 гв. сд. 2 Укр. фронта. 1925 г.р., с. Ивантеевка (неверно – Богослово). Призван ЩРВК 8.3.43. Ок. Моск. пулем.-минометное уч-ще).

- 4 гв. вдбр. Погиб в бою 28 марта 1945 г. у д. Кавьери: Венгрия.

Его Медаль «За отвагу»

Воинская часть: 347 гв. сп 106 гв. сд 2 УкрФ

Даты подвига: 16.03.1945

Приказ подразделения

№: 17/н от: 25.04.1945
Издан: 347 гв. сп 106 гв. сд 2 Укр. фронта

Похоронка на имя - Судакова Клавдия Ивановна, Ивантеевка дача 123, фабрика 12. Судакова Мария Ивановна.

Из наградного листа

Первичное место захоронения: р. Раба, около ж/д моста через реку, отметка 140,0

 

ТИШИН Иван Иванович,

красноармеец. 1916 г.р., Щелковский р-н Московской обл. Призван ЩРВК.Умер от ран 12 марта 1942 г. в 148 МСБ 155 сд 22А. Похоронен: д. Марково Нелидовского р-на Тверской обл.

 

ТИШИН Петр Иванович,

красноармеец 168 сп 24 сд. 1900 г.р., д. Щелково Призван ЩРВК 4.2.1943.Погиб в бою 24 марта 1945 г.

Жена Тишина Анна Петровна (Воронок дети Леонид 14 лет и Борис 13 лет (1943 – нагр. мед. За оборону Ленинграда)

Похоронен: пос. Пятидорожное Багратионовского р-на Калининградской обл. (бывшая Восточная Пруссия)

Военно-пересыльный пункт: СПП Московского ГВК

Выбытие из воинской части: 15.01.1943 Куда выбыл: 196 сд.

Номер команды: 196.

Тишин П. И. Картотека ранений

Дата рождения: __.__.1900, . Красноармеец, Воинская часть: 286 сп. Госпиталь: хирургический госпиталь 104. Воинская часть: 602 сп. Ранение оказалось серьезное, выбыл в госпиталь 1448

Госпиталь: ЭГ 1170

Информация об архиве+

Последнее место службы: 168 гв. сп

Дата выбытия: 24.03.1945

Медаль упомянута в карте Ленинградского пересыльного пункта после переформирования. Получила ли семья эту медаль, мы не знаем. Сложности и с местом рождения – 1900 г. пос. Воронок (появившийся через 25 лет. Пришлось писарюзаписать – д. Щелково. А он из села Богослово.

 

Гв. сержант Широгоров Борис Дмитриевич

Медаль «За боевые заслуги»

Дата рождения: __.__.1915

Место призыва: ЩРВК

На службе: __.06.1941

Воинское звание: гв. сержант

Воинская часть: 6 омсб 8 гв. сд 2 ПрибФ

Даты подвига: 01.01.1944-19.04.1944

Приказ подразделения

№: 38/н от: 30.04.1944
Издан: 8 гв. КСД

Гв. сержант Широгоров Б.Д. вернулся домой. Говорят, что у него был и орд Славы 4 ст. (на фото – две медали)

Наградной лист на гв. сержанта Широгорова Б.Д.

Возможно, во многих семьях сохранились и фотографии погибшего довоенного времени и письма. Так что работа краеведам найдется.

Площадь Памяти павших в селе Богослово

Настоятель Казанского храма о. Антоний Коваленко произносит слово перед собравшимися

На гранитных плитах выбиты имена земляков, погибших на полях сражений за Родину

Часть из них мы приведем в описании селений

 

Алексанов А.М.

Анфимов Л.В.

Анфимов И.В.

Бухарев В.П.

Бушуев Г.И.

Бушуев И.И.

Васильев И.И.

Волчков А.С.

Волчков К.С.

Галкин К.И.

Галкин С.С.

Гаров Н.В.

Голубцов Д.Б.

Голубцов И.А.

Груздев Г.Д.

Груздев И.Д.

Жигарев М.В.

Жилов Ф.П.

Калугин В.П.

Калугин И.П.

Кириллов А.В.

Колосов А.Т.

Комаров Г.И.

Комков В.А.

Комков М.И.

Комков П.А.

Кондратов М.И.

Кондрашев М.И.

Коробкин Ф.М.

Косарев А.М.

Крутов А.П.

Ларичев И.В.

Леньков Н.С.

Лесов П.А.

Макеев В.И.

Макеев М.М.

Матин А.К.

Матин М.И.

Матин М.И.

Матин П.И.

Матин Ф.Г.

Молчанов В.Г.

Молчанов К.Г.

Морозов И.Ф.

Никонов П.Н.

Никонов С.П.

Похлебкин В.И.

Рогов В.Г.

Соколов А.М.

Соколов И.Н.

Соколов П.С.

Спорышев А.П.

Спорышев В.Г.

Спорышев В.И.

Спорышев Г.Д.

Спорышев Е.С.

Спорышев И.Г.

Спорышев Т.И.

Степанов А.П.

Степанов Н.П.

Судаков Б.Д.

Султанов А.В.

Султанов И.М.

Тишин И.И.

Тишин П.И.

Трушин П.А.

Харюткин В.Ф.

Черваков П.И.

Чистов А.И.

 

[1] Протоиерей (2006) Алексий Евгеньевич Никонов (1960 г.р.), окончил в 1983 г. МАМИ, рукоположен в священники 21.8.1994 г. и назначен настоятелем и строителем возрождающейся церкви во имя Казанской иконы Божией Матери, с 1999 г. – настоятель Покровского храма в с. Хомутово, ок. семинарию в 2003 г. (Коломна). Член Епархиального отдела по благотворительности и социальному служению.

 

Продолжение:

следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.