Сквозь времени туман
Е.Маслов
«Сквозь времени туман» – так называется еще одна книга о Павловском Посаде Е.В. Жуковой. Автор много лет занимается историей города. Екатерина Васильевна ответила на наш вопросы…
– О чем книга «Сквозь времени туман», это тоже о Павловском Посаде, о старине?
– Это исторические рассказы о храмах и улицах Павловского Посада, о фабриках, о павловских обывателях, их домах. В начале двадцатого века у нас был расцвет промышленности, архитектуры, в Павловском Посаде купцы и фабриканты развивали производства, строили училища, храмы, особняки, синематографы, развивали городской парк. Это было очень выразительное время, время возможностей, силы и творчества. В архитектурном отношении эти старые купеческие и часто очень самобытные и красивые дома долго украшали город.
Основное население города все-таки мещане, говорится ли в книге о них, о простых жителях?
Да, мещане, основное, коренное население Павловского Посада. Некоторые фамилии ведутся еще со времен села Павлово, когда крестьяне стали записываться в мещанское сословие, становились городскими жителями. Часть их них стали рабочими многочисленных фабрик, а некоторые занимались ремеслами: кузнецы, бондари, портные, сапожники пекари. В книге рассказывается про рукодельную мастерскую Бутурлиной, часовую Бобышева, кузнечную Болдина. Дело могло быть и творческого характера, у нас были модные мастерские, «живописныя заведения», фотомастерские. Основных фотографов было двое – Бутаев и Бажанов.
Про иллюстративный материал в книге. Как Вы подбирали фотографический ряд?
Наших собственных фотографий в работу идет немало, снимки родственных семей, а также из семей старожилов. А иногда неожиданно получается. Незнакомые люди начинают разговаривать и рассказывать свои истории. Однажды я шла по улице, у ворот дома стояла женщина, мы разговорились с ней, и она подарила мне альбом старинных фотографий. В книге в качестве иллюстраций используются также изображения картин Филиппа Малявина, Ивана Куликова, Бориса Кустодиева. Кустодиев – это наш, павловский художник, хотя он родом из Астрахани. Он был тяжело болен, и когда было совсем плохо, смотрел на павловские платки. А какие у него типажи! Роскошные купчихи в дивных шалях, старые города, ярмарки! Совершенно наш художник! Мне очень жаль утраченный, погибший Павловский Посад. Здесь все могло бы быть иначе. У нас не хватило культурного потенциала для того, чтобы развить идею сохранения старого города. Я отвлекаюсь, может быть, но это все так связано.
Павловопосадские платки – сейчас проходят многочисленные выставки, много публикаций. Как это тема прозвучала у Вас?
Павловской шали посвящена отдельная глава. Это главная особенность нашего города. У нас ведь города похожи; Павловский Посад, Богородск, Орехово-Зуево похожи природой, это города на Клязьме, они похожи историей: мануфактуры, казармы. Везде материи, шелк, парча, ситцы. А у нас на базе старинной мануфактуры появился уникальный народный промысел – производство павловской шали. И это очень значимое слово в декоративно-прикладном искусстве. Наш народный промысел влияет на другие художественные искусства, да и на жизнь. Возьмите хоть наши праздники, вот нынешняя Масленица – разве она мыслима без павловской шали?
Ваши последние книги отличаются особой нарядностью, им придана чутко уловленная гармония! Кто Ваш художественный соавтор?
В оформлении обложки использована шаль «Юнона», художник Елена Фаворитова. Это необычная шаль, она мне всегда нравилась и раньше, а при подготовке издания подумалось, что хорошо бы в обложке использовать платочный элемент. А «Юнона» подходит как нельзя лучше, это тонкая художественная работа, все несется по волнам времени, по волнам памяти. И вполне отвечает настроению книги, как и стихотворный эпиграф «Сквозь времени туман и пелену забвенья вдруг проступают прошлого мгновенья». О стихах хотелось бы сказать особо. Стихи используются как эпиграфы к главам, в основном стихотворные строки поэтов Cеребряного века, это тоже в своем роде оформление. Стихи так подошли, как будто специально были написаны:
«Город тот – воспоминанья, исторические сны,
Легендарные сказанья, голос русской старины,
Уголок седого быта, новых фабрик и купцов,
Где так много было скрыто чистых сил и вещих снов»
(Федор Сологуб)
Поделитесь с друзьями