«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

4 марта 2020 года

Аннотации Павловский Посад

Сквозь времени туман

Е.Маслов

«Сквозь времени туман» – так называется еще одна книга о Павловском Посаде Е.В. Жуковой. Автор много лет занимается историей города. Екатерина Васильевна ответила на наш вопросы…

О чем книга «Сквозь времени туман», это  тоже о Павловском Посаде, о старине?

– Это исторические рассказы  о храмах и улицах Павловского Посада, о фабриках, о павловских обывателях, их домах.  В начале двадцатого века у нас   был расцвет  промышленности, архитектуры, в Павловском Посаде купцы и фабриканты развивали производства, строили училища, храмы, особняки, синематографы, развивали   городской парк. Это было очень выразительное время, время возможностей,  силы и  творчества. В архитектурном отношении эти старые купеческие  и часто очень самобытные и красивые дома долго украшали город.

Основное население города все-таки мещане, говорится ли в книге о них, о простых жителях?

Да, мещане, основное, коренное население Павловского Посада. Некоторые фамилии ведутся еще со времен села Павлово, когда крестьяне стали записываться в мещанское сословие, становились городскими жителями. Часть их них стали рабочими многочисленных фабрик, а некоторые занимались ремеслами: кузнецы, бондари, портные, сапожники пекари. В книге рассказывается про рукодельную мастерскую Бутурлиной, часовую Бобышева, кузнечную Болдина. Дело могло быть и творческого характера, у нас были модные мастерские,  «живописныя заведения», фотомастерские. Основных фотографов было двое – Бутаев и Бажанов. 

Про иллюстративный материал в книге. Как Вы подбирали фотографический ряд?

Наших собственных фотографий в работу идет немало, снимки родственных семей,  а также  из семей старожилов.  А иногда неожиданно получается. Незнакомые люди начинают разговаривать и рассказывать свои истории. Однажды я шла по улице, у ворот дома стояла женщина, мы разговорились с ней, и она подарила мне альбом старинных фотографий.  В книге  в  качестве иллюстраций используются  также изображения картин Филиппа Малявина,  Ивана Куликова, Бориса Кустодиева.  Кустодиев – это наш, павловский художник, хотя он родом из Астрахани. Он был тяжело болен, и когда было совсем плохо, смотрел на павловские платки. А какие  у него типажи! Роскошные купчихи в дивных шалях, старые города, ярмарки! Совершенно наш художник!  Мне очень жаль утраченный, погибший Павловский Посад.  Здесь все могло бы быть иначе. У нас не хватило культурного потенциала для того, чтобы развить идею сохранения старого города. Я отвлекаюсь, может быть, но это все так связано.

Павловопосадские платки – сейчас проходят многочисленные выставки, много публикаций. Как это тема прозвучала у Вас?

Павловской шали посвящена отдельная глава. Это главная особенность нашего города. У нас ведь города похожи;  Павловский Посад, Богородск, Орехово-Зуево похожи природой,  это города на Клязьме, они  похожи историей: мануфактуры, казармы. Везде материи, шелк, парча, ситцы. А у нас на базе старинной мануфактуры появился уникальный народный промысел – производство павловской шали. И это очень значимое слово  в декоративно-прикладном искусстве. Наш народный промысел влияет на другие художественные искусства, да и  на жизнь. Возьмите хоть наши  праздники, вот нынешняя Масленица – разве она мыслима без павловской шали?

Ваши последние книги отличаются особой нарядностью, им придана чутко уловленная гармония! Кто Ваш художественный соавтор? 

В оформлении  обложки использована шаль «Юнона», художник Елена Фаворитова. Это необычная шаль, она мне всегда нравилась и раньше, а при подготовке издания подумалось, что хорошо бы в обложке использовать платочный элемент.  А «Юнона» подходит как нельзя лучше,  это тонкая художественная работа, все несется по волнам времени, по волнам памяти. И вполне отвечает настроению книги, как и стихотворный эпиграф «Сквозь времени туман и пелену забвенья вдруг проступают прошлого мгновенья». О стихах хотелось бы сказать особо. Стихи используются как эпиграфы к главам,   в основном   стихотворные строки  поэтов  Cеребряного века, это тоже в своем роде оформление. Стихи так подошли,  как будто специально были написаны:

«Город тот – воспоминанья, исторические сны,

Легендарные сказанья, голос русской старины,

Уголок седого быта, новых фабрик и купцов,

Где так много было скрыто чистых сил и вещих снов»

(Федор Сологуб)

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.