«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

28 июля 2022 года

Богородский атлас Богородск-Ногинск Черноголовка

Перечитывая «Черноголовскую газету». Часть 24

« предыдущая следующая »

Черноголовская газета №  42 (333) 18 - 24 октября 1997 года

Черноголовская газета № 43 (334) 25 - 31 октября 1997 года

Стромынь и Успенск на скотопогонном тракте

А. Мельников, село Макарово

Часть 1. История возникновения села Коровицыно - Стромынь Богородского уезда (краеведческое исследование)

В 30-ти км на север от Ногинска, на кольцевой дороге, на левом берегу реки Дубенки расположено большое старинное село Стромынь. До второй половины 19 столетия это село называлось Коровицыно, Коровицено, Коровниково - по-разному в различных источниках.

Как же родилось это название? Само придорожное село возникло, вероятно, с того самого времени, когда дорога из Москвы на Суздаль и Владимир стала довольно оживленной, скорее всего, не позднее 14 века. Во всяком случае, достоверно известно, что в 80-х годах этого века Коровицыно из великокняжеского подчинения, то есть из дворцовой вотчины перешло в вотчину монастырскую. В народе живет легенда, что первое поселение здесь, на скотопрогонном тракте, появилось для отдыха гуртовщиков и сторожей, а потом на этом месте возникло село. Что ж, каждая легенда имеет право на существование.

В писцовой книге, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1872 году, сказано: "... в селе Коровицыно, в 1573-74 гг. имеется церковь Никола Чудотворец..."

Из исторических источников явствует, что через село проходил скотопрогонный тракт. По нему в Москву перегонялись гурты телят и коров из Северо-Восточного угла Московского уезда (губерний тогда еще не было), и ближних районов Владимирского края, где крестьяне занимались как самостоятельным промыслом выпойкой телят. За летний сезон через село перегонялось от 7 до 10 тысяч коров и от 40 до 50 тысяч телят. Здесь в окрестностях села существовали пастбища (полевщины), которые за плату сдавались гуртовщикам. Каждый раз после ухода скота на следующее пастбище, которое находилось в районе села Успенское, коровицынские луга покрывались гниющими трупами погибших животных, служившими причиной распространения чумы. Загаженные извержениями зачумленных животных участки полевщины, тысячи мух, слепней, оводов, смрад и зловоние... Такая картина (а нашествия животных повторялись ежегодно на протяжении нескольких столетий) осталась в памяти местных жителей. Потому и получило селение название "Коровицыно".

От Коровицына отходил скотопрогонный тракт, тянувшийся мимо деревень Щекавцево, Мамонтово, Бабенки до села Успенское. Эта дорога, с каждым годом все более уплотняясь копытами тысяч животных, превратилась в широкий лесной "проспект". Сейчас он сильно зарос, но местами все же заметен - до постройки кольцевого шоссе эта дорога была связующей нитью с деревнями Щекавцево и Боровково.

Надо сказать, что угрожающее положение с доставкой животных в Москву (гибель их в дороге и распространение инфекционных заболеваний, опасных и для людей) дошло до царского правительства. В конце 19 столетия скот, перегоняемый прежде по Стромынскому, Владимирскому и Санкт-Петербургскому трактам, стали перевозить по железной дороге.

Село же с названием Стромынь свое датоисчисление начало с 14 столетия, когда оно стало упоминаться в актах и на картах Древней Руси. Таких источников около десяти, и все они связаны с Успенским Дубненским монастырем, основанным на СТРОМЫНИ игуменом Сергием Радонежским в 1381 году по обету великого князя Дмитрия Донского. Слово "стромынь" в словаре древнерусского языка отсутствует.

А вот в толковом словаре В. Даля есть слово, близкое по звучанию. "Стромить - крепить, огораживать или гатить низменный, заболоченный участок дороги или местности. Равно как и втыкать, ставить торчмя". Когда строился монастырь на берегу Дубенки, дорога, шедшая из села Коровицено-Стромынь к монастырю (ныне на этом месте находится кладбище) могла быть гатью. Сам монастырь тоже, возможно, строился на низком месте, которое пришлось "стромить", то есть, несколько возвышать насыпью, укрепляя грунт сваями и гатью. В пользу этого говорят результаты исследований краеведа из Щелково М.С. Гаева "... основание Успенского монастыря явно насыпано, площадь насыпи - около трех гектаров. Холм не торфяной, каким он мог быть, если бы землю сгребли вокруг, а песчаный. Песок не иначе, как со дна Дубенки. При обследовании реки вблизи холма замечено спрямление русла и вычерпывание дна (сохранились валы )".

Значит, "стромить" нашим предкам все-таки пришлось. Есть и еще одно подтверждение этому - в Патриаршей, или Никоновской, летописи, в повествовании летописца об устроении Дубненского монастыря говорится: "...игумен Сергий созда монастырь на реце на Дубенке, на Стромыни..." Так измененное временем слово "стромить" стало "стромынью". По-видимому, название села не относится к самому селу, ни даже к монастырю, а связано лишь с местом, на котором стоял монастырь. Ни в одном источнике невозможно встретить сообщение, что Дубненский монастырь был построен "около Стромыне", или " в Стромыне", или "у Стромыне". Разными авторами в разное время говорится - "на Стромыни".

Это согласуется и с летописными изданиями. В указателе волостей и селений за 1878 год говорится, что в Аксеновской волости Богородского уезда Московской губернии имеется: "подмонастырская слободка" и сельские слободы - "стромыни". Первая относится ко времени существования Дубненского монастыря. В этой слободке, по-видимому, проживали монастырские "служки", работавшие по хозяйству, она располагалась ближе остальных к монастырю. Сегодня это предположительно часть улицы Садовой, из всех семи улиц села она проходит ближе других к кладбищу.

Таким образом, второе значение этого слова - "стромыни", "стромынки" (в множественном числе) - сельские слободы. Они стояли в разных местах низкой, сырой местности, на гатях. Несколько стромынок позднее слились в одно село. В настоящее время на их месте остались улицы села. А Стромынский монастырь перестал существовать в 1764 году. Единственным монастырским строением на этом месте оставался Успенский храм Божьей матери, который в 1786 году был разобран и перевезен в село Капотню Московского уезда. Теперь на месте монастыря не осталось ничего, что могло бы о нем напомнить. Именно в то время селу Коровицыно было дано название Стромыня (Стромынь) в память о Дубненском, Успенском мужском монастыре на Стромыне, а на святом месте было устроено кладбище.

Исторические источники разъясняют, что в начале 14-го века уже существовал тракт, ведущий из Москвы в Суздаль. Название Стромынский (Стромынка) он получил в 1382 году, в год освящения Дубненского Монастыря на Стромыне.

Часть 2. Село Успенское в XIX веке

Во второй половине XIX века село Успенское (Клюево тож), ныне восточный пригород Ногинска, представляло собой центр по распределению и санэпиднадзору над животными, которые гуртами прогонялись через это село в сторону Москвы.

Здесь принимали животных не только со Стромынского и Владимирского трактов, но и из Донской области, Саратовской, Воронежской и других губерний, которые доставлялись по железной дороге прямо в село Павлово (нынешний Павловский Посад), минуя Московский скотопригонный пункт. Иногда с Московского скотопригонного пункта пригоняли гурты изможденных и ослабленных животных для откорма на местных полевщинах.

В 1868 г. в селе Успенское был открыт ветеринарный пункт, сотрудники которого тщательно следили за состоянием животных. После отдыха на пастбищах и соответствующей санитарной обработки здоровый скот отправляли дальше в Москву. Иногда по железной дороге, но чаще гоном. Ослабленных коров после недолгой пастьбы в зависимости от их состояния распределяли по пригодности: возвращали в стадо, отправляли в Москву или на бойню. Скотобоен в окрестностях села Успенского насчитывалось больше десятка - пять только на восточной окраине села. Одна из них имела салотопку, а в другой забивали исключительно "русский" скот (коров, телят) для царского стола. На этих бойнях три года подряд (1870-1872), случался большой падеж скота. Их владельцы братья Ситниковы, как явствует из "Обзора деятельности ветеринарной организации Богородского уезда за 1898 г." за антисанитарию в цехах были оштрафованы мировым судьей на 5 руб. каждый. Им было также предписано построить новые здания для боен. Один из братьев - Яков Васильевич построил на земле крестьян в деревне Благовещенской новую бойню в 1899 году.

На другой окраине села со стороны Богородска имелась бойня купцов Перелетовых и Когтева. Здесь скот предварительно набирал вес на огромных полевщинах с сочной и питательной растительностью.

В Успенском, поскольку стояло оно на скотопрогонном тракте, были созданы условия для отдыха гуртовщиков - работали 2 трактира купцов Монаховых и Тулуповых и 3 питейных дома.

В ХХ столетии гуртовое передвижение животных в нашем крае стало редкостью. Последние гурты в несколько сот голов коров и телят можно было встретить в конце 40-х - начале 50-х годов, когда угнанный в начале войны из западных областей скот возвращался обратно.

На карте Богородского уезда 1843 года по трассе Владимирского тракта показаны две параллельно идущие дороги Москва-Покров, которые пересекали территорию уезда с востока на запад. Одна из дорог "старая", по-видимому, и есть скотопрогонный тракт. "Шоссе", надо понимать, более позднего устройства, служило, вероятно, для ямской гоньбы и перевозки почты.

« предыдущая следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.