«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

22 апреля 2024 года

Труды наших земляков

Судьба усадьбы фабриканта С.В. Морозова

Cемьи Д.А.Морозовой (Нырковой) и Д.А.Морозова и других

А.Морозов, к.и.н., краевед.

Дом Саввы Васильевича Морозова / Саввы 1/ в Москве, Шелапутинский пер, д.1

Дом Саввы Васильевича Морозова / Саввы 1/ в Москве, Шелапутинский пер, д.1

Саввой Васильевичем Морозовым, известным основателей династии фабрикантов, данная усадьба куплена в 1826 г. у купеческой жены А.Г.Савостиной за 5000 руб. Дом в 30-гг. перестраивался. Его архитектуру относят к позднему классицизму. Площадь дома стала 3360 сажень /8200 кв.м/. На территории усадьбы было развернуто ручное текстильное производство. После смерти Саввы 1 в 1860 г. по его завещанию дом и усадьба переходят к его внуку Давиду Абрамовичу Морозову /1843-1893/ и внучке Евдокии Абрамовне Морозовой /1848-1920/. На момент смерти Саввы Первого Давиду было 17 лет, Евдокии-12 лет. Совершеннолетие по Законодательству Российской империи, наступает с 17 лет, а дееспособность - с 21 года. Закон говорил, что до 21 года дети не имели юридических прав. Фактически юридическими правами на усадьбу обладал опекун. Практическим опекуном «Абрамовичей» стал Тимофей Саввич Морозов, брат их отца. Семья Абрама Саввича /1806-1856/, проживала рядом с усадьбой Саввой 1. Глава семьи тяжело болел и умер за четыре года до смерти Саввы 1. Остались жена Абрама Савича и дети. Семья проживала на ул. Николоямской, д.47. По другой версии у них был еще дом по той же улице, строение № 51-53.

Купец Абрам Саввич Морозов / 1806-1856/, сын Саввы 1, чьи дети получили в наследство Морозовскую усадьбу

 

Купец Абрам Саввич Морозов /1806-1856/, сын Саввы 1, чьи дети получили в наследство Морозовскую усадьбу

Дарья Давидовна Морозова - Широкова /1812-1888/, жена Абрама Саввича

Дарья Давидовна Морозова-Широкова /1812-1888/, жена Абрама Саввича

Можно только гадать, почему выбор Саввы Васильевича пал на этих внуков. Ведь в семье Абрама Саввича и Дарьи Давидовны еще воспитывалось два сына и две дочери.

Старшим братом Давида был Абрам /1839-1882/, в год смерти Саввы Васильевича ему было около 21 года. Старше Евдокии - дееспособная сестра Олимпиада /1836-1870/, к этому времени-24 года. Остальные дети были младше. Однако, возможно, Савве Васильевичу по складу характеров, надежде на молодые устремления, состоянию здоровья приглянулись Давид и Евдокия. Думается, что сама их мать Дарья Давидовна Морозова желала, чтобы уму –разуму двоих детей учил такой крепкий и уже богатый родственник как Тимофей Саввич Морозов /1824-1889/. Существовала надежда, что выросшие дети будут помогать друг другу, возможно, вникать в финансовые и иные семейные вопросы. После достижения возраста дееспособности собственниками дома и усадьбы становятся Давид Абрамович и Евдокия Абрамовна Морозовы.

На территории, купленной под усадьбу С.В.Морозовым в 1826 г., были построены 11 фабричных зданий без паровых машин: 3 - ткацких, 1 - сновальное, 3 - красильных, 1 - сушильное, дом для приказчиков, хозяйственные постройки. На территории разбит сад со спуском к р. Яузе. На самой фабрике работало 240 ручных станков с жаккардными машинами для выработки цветных и узорчатых тканей. Примерно в 1855 г. фабрику закрывают по причине низкой рентабельности, что плохо сочетается с имеющимися предпринимательскими успехами Морозовых. Отметим, что о в Москве в 1840-е гг. было около 400 предприятий, из них 286 текстильных с 33 тыс. работающих. В 1850-е гг. морозовская фабрика с ручным производством не перешла на машинное обеспечение, хотя этот процесс уже начался на других предприятиях. Можно полагать, что на это были причины, которые связаны, например, с значительными издержками производства, распределением основного капитала на другие морозовские фабрики и их машинное обеспечение.

Добавим, что в 1830 г. в Богородске Захаром Савичем Морозовым открывается красильно-белильное отделение Зуевской фабрики С.В.Морозова с раздаточной конторой. В м. Никольском широко используется труд надомников, в 1838, г. и в 1848 г. открываются новые фабрики, расширяется машинное производство, увеличиваются объемы выпускаемой продукции, но раздаточные конторы еще существуют. После выкупа у ряда местных фабрикантов существующего фабричного производства С.В. и Т.С.Морозовыми в 1859 г. открывают текстильное производство в Твери.

Почему московская фабрика закрылась, когда на подъеме были производства в других местах? На Никольской и Богородско-Глуховской мануфактурах начальные накопления фабрикантам приносили надомники. Многие из них были старообрядцами, единоверцами фабрикантов. Часто договоры подряда с надомниками заключались в устной форме, на содержание работников не тратились значительные финансовые средства, можно маневрировать с оплатой их недорогого труда. В начале Х1Х в. труд надомников был выгоден фабрикантам. Так, по данным д.и.н. И.В.Поткиной в 1870 г. на морозовских мануфактурах в Никольском работало 6,5 тыс. человек, а надомников было 25,5 тыс. человек. Оплата труда большинства надомников была несколько ниже зарплаты фабричных рабочих. Летний период они, как правило, занимались своим сельским хозяйством. Фабрикантам не надо было вкладывать средства на проживание, лечение, обучение, организацию культурной жизни своих надомников. С фабричными рабочими было иначе.

До первой половины Х1Х в топливом на Морозовских фабриках, в основном, были дрова, которые поставлялись из недалеко расположенных мест, например, в Никольском- часто из Владимирской губернии. Периферийное текстильное производство опиралось на широкий рынок рабочей силы. Невысокая заработная плата на минимальном уровне проживания не пугала рабочих, бывших бедных крестьян. У Морозовых было определенное единение с рабочими по религиозным старообрядческим воззрениям. Немало крестьян приходило на фабрики в Никольское и Богородское из Гуслицы, края старообрядческих семей. В Москве труд надомников ограничен специфическим укладом их жизни, расстоянием от мест проживания до конторы. Например, часть надомников, проживала в Звенигородском уезде, который был достаточно далеко от Москвы. Вероисповедание московских работников и хозяев не было так детерминировано как на периферии у Морозовых. Одной из главных причин трудностей для морозовской московской фабрики в 1830-1840 гг. была связана с получением дешевых кредитов, наши фабриканты только входили в купеческую и финансовую элиту. Немалое влияние на прибыльность предприятий оказывали железные дороги, в частности, проходившие недалеко от Орехова и Богородска. Глубокая модернизация Морозовских фабрик в Никольском, Богородске и, впоследствии, в Твери осуществлялась при большой помощи предпринимателя-посредника Л.Кнопа. Но это не происходило в Москве у С.В.Морозова. Наверное, соседство дома с будущим машинным производством, которому бы сопутствовал шум машин и конных повозок, дым из труб, изменение состояния р. Яузы и др., не были лучшим вариантом для жильцов усадьбы. Можно добавить, что Савва Васильевич, будучи неграмотным, обладал даром перспективного подхода к развитию своего дела, аналитическим умом в решении текущих вопросов, просчитывая производственную ситуацию, думал о судьбе семьи, детей, внуков,.

Как уже отмечалось, существенную роль в становлении текстильного производства Саввы Васильевича Морозова и его сыновей сыграл немецкий предприниматель Л.Кноп. Он помогал не одним Морозовым, участвовал в создании, в т.ч. с нуля, более 150 текстильных производств. Некоторые фабрики, такие как Даниловская, Трехгорка, неплохо работали в столице, но они не производили таких объемов продукции как у Морозовых. По масштабам производства в конце Х1Х века Морозовым почти не было равных. Динамику развития предприятий заложил Савва Васильевич. Он передал своим сыновьям умение вести предпринимательское дело и если нужно, отступать, как это было на московской фабрике.

Семья Абрама Савича проживала недалеко от Саввы Первого, на Николоямской улице. После смерти главы семьи Дарья Давыдовна Морозова опекала и воспитывала 6 детей, включая Давида и Евдокию. Ее сестра Палагея /1826-1887/ вышла замуж за Г.И. Хлудова /1822-1885/, представителя известной купеческой старообрядческой династии. Сама Дарья Давидовна была дочерью известного богородского купца, ратмана Богородского городского магистрата Давида Ивановича / 1790-1849/ и Василисы Никитичны /1789-1871/ Широковых. После смерти мужа Василиса Никитична переехала из Павловского Посада в Москву, купила землю за Рогожкой, устроила Всехсвятский единоверческий монастырь /1862/, жила рядом с ним в небольшом доме. По версии, монастырь и зуевский храм в Орехово-Зуево проектировал один и тот же известный архитектор Николай Иванович Фенисов /1830-1893/. Отметим, что Д.И.Широков приходился прадедом известного коллекционера Ивана Абрамовича Морозова.

Дочь Широковых Дарья Давидовна Морозова была староверка, очень религиозна. Семейный дом оставила сыну Давиду, купила себе дом на Большой Алексеевской, потом переехала жить в небольшой особняк с молельной, в которой было немало редких икон. Дарья Давидовна передала свой дом на торговой площади Павловского Посада родному городу, себе оставила в нем две комнаты. Она нередко приезжала в подмосковный городок. В 1880 г. купила там двухэтажный дом на Нижне-Вохонской улице / ул. Лукина/, устроила там женскую богадельню.

Евдокия Абрамовна, наследница московской усадьбы С.В.Морозова, вышла замуж за павловопосадского / московского/ купца 1 гильдии Федора Федоровича Ныркова /1827-1891/.

Одна из дочерей Нырковых Ольга Федоровна Ныркова / примерно 1880- после 1930/ была родственницей моей бабушки, присутствовала на ее бракосочетании в 1901 г. как поручитель / основание- выписка из документов Орехово-Зуевского архива/.

Интересно, что после смерти С.В.Морозова в доме на Шелапутинском переулке, д.1 проживали:

Семья Нырковых, очевидно, по договоренности с братом Евдокии Давидом Абрамовичем и его женой стали хозяевами дома Саввы Васильевича. Евдокия Абрамовна Морозова /Ныркова/ организовала в особняке старообрядческий храм поповского белокриницкого согласия с.в.в. Апостолов Петра и Павла, и странноприимный дом для бедных единоверцев.

Д.А.Морозов вначале жил в семейном доме Абрама Савича. Дом трехэтажный, с фонтаном, в 1842 г. он перестраивался. В 25 лет Давид Абрамович женился. Жена Давида Абрамовича – Елизавета Павловна Сорокоумовская /1849-1933/, дочь известного московского купца, занимающегося продажей пушнины. Позже молодые поселился на Пречистенке. Давид Абрамович был директором правления Тверской мануфактуры, членом правления Московского купеческого банка. Супруги открыли в 1891 г. богадельню по адресу Шелапутинский переулок, д.3. Рядом с богадельней построена единоверческая церковь в честь святых благоверных князей Федора и его сыновей. позже храм стал служить прихожанам и традиционной веры. Давид Абрамович передал свою землю Московскому купеческому обществу. После смерти мужа Елизавета Павловна приложила усилия к обустройству усадьбы, финансировала расширение богадельни до 240 мест. После смерти мужа сдавала бывший семейный дом в наем, жила в съемной квартире в Староконюшенном переулке. Дети Давида Абрамовича стали пайщиками Никольской мануфактуры. Их семьи поддерживали хорошие отношения с родовыми ветвями « Тимофеевичей» и « Викуловичей»

В некоторых электронных СМИ называют дом Саввы Васильевича домом Нырковых, в других - владением Давида Абрамовича Морозова. Очевидно, оба наследника С.В.Морозова по договоренности поделили сферы приложения своих усилий в усадьбе. Давыд Абрамович, совладелец Тверской мануфактуры, потомственный почетный гражданин, со временем отходит от фабричных дел, передает руководство мануфактурой брату Абраму Абрамовичу /1839-1882/ и его жене Варваре Алексеевне Морозовой-Хлудовой /1848-1917/, известной московской благотворительнице. В исследованиях М.А.Додолева /ИВИ РАН/ говорится о совместной поездке в 1872 г. Д.А. Морозова и Ф.Ф.Ныркова с женами в Италию. С одной стороны, эта поездка была необходима для установления торговых связей с заграницей, с другой стороны- относилась к впечатляющему семейному отдых. Одна из версий о том, что Давыд Абрамович способствовал бракосочетанию своей сестры с Ф.Ф. Нырковым.

Возвращаясь к истории дома Саввы Первого, можно предположить, что в доме нередко бывали родственники Широковых и Нырковых. У Ф.Ф.Ныркова и Е.Д. Нырковых родилось 9 детей: Ольга, Александр, Любовь, Надежда, Сергей, Николай, Давид, Борис, Дарья. Судя по рассказам моей. бабушки Елизаветы Андреевны Морозовой, ее родственница Ольга Федоровна Ныркова /Гусева?/ говорила о посещении усадьбы в Шелапутинском переулке, Сегодня это здании перешло Государственному литературному музею. Объект культурного наследия федерального значения.

Прикасаясь к истории родов, трудовой, предпринимательской деятельности, хочется понять частички жизни предков, их поступков, взаимоотношения между родственниками и близкими. На примере обращения к истории московского дома фабриканта Саввы Васильевича Морозова становится ближе память о повседневной жизни известных людей в истории страны.

Литература

  1. Баутдинов Г.А. Морозовы: Николай Давидович и другие. – М., 2024.
  2. Белоусов И.А.Ушедшая Москва.-М.,1927.
  3. Бирюкова А. А. Орехово-Зуево. От волока до города.- Орехово-Зуево, 2024
  4. Важенин С.Г. Факторы развития московской промышленности в ХУ111-Х1Х вв. /на примере текстильной отрасли/- М., Журнал ЭКО, 2009. С.132-142.
  5. Голицын В.М. Москва и ее жители 50-х годов Х1Х столетия// Московский журнал.-1991 № 9-11.
  6. Город на Клязьме.- Московский рабочий, 1977.
  7. Замоскворечье или как живет русское купечество.-М.1859.
  8. Иоксимович Ч.М. Мануфактурная промышленность в прошлом и настоящем.Т.1-М., 1915.
  9.  Коновалов А. Записки старого ореховца.- Орехово-Зуево, 1997.
  10. Лизунов В.С. Старообрядческая Палестина.-Орехово-Зуево , 1992.
  11.  Мариничева Г. История Рогожского поселка центра старообрядчества.-М,, Двоеперстие, 2021.
  12. Михайлов С.С. Старообрядчество Орехово-Зуева и « патриаршины» в середине Х1Х- середине ХХ веков.-М., Изд-во Квадрига, 2023.
  13. Поткина И.В. На Олимпе делового успеха: Никольская мануфактура Морозовых. 1897-1917-М., Издательство Главархива Москвы, 2004. С. 222, 224;
  14. Социальная политика Морозовых: Никольская мануфактура (60-е гг. XIX - начало XX вв.) 
  15.  Филаткина. Н.А. Морозовы Исторический портрет династии.-М, Изд-во Тончу,2022.
  16. Материалы архивов: ЦГА Москвы, архивного отдела администрации Орехово-Зуевского г.о., семейного архива А.С.Морозова.
  17. Электронные ресурсы.

Орехово-Зуево, апрель 2024

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.