«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

25 марта 2024 года

Павловский Посад

Свадьба купца Василия Никифоровича Грязнова

Е.Ф. Дмитриева

Прошлое промчалось, просочилось сквозь пальцы. Имена и лица живы и юны только на старых фотографиях.

В очередной раз, просматривая фотографии из архива актрисы Ануфриевой Е.И., останавливаюсь на свадебном фото молодой пары. На нем интересный мужчина средних лет и молодая девушка нежная, как цветок. Сделан снимок в Московском фотоателье в 1900 г. Предположение кто изображен на фото было, но не было доказательств. Оставалась надежда, что появятся фотографии с данными людьми, которые будут подписаны.

Весной этого года Дмитрий Зеньков основатель сообщества «Лабзинский Посад» обнаружил фото Грязнова Василия Никифоровича, которое было опубликовано в книге: «Мануфактурная промышленность» за 1915 год.

Василий Никифорович Грязнов

Эта находка стала ключиком и открыла нам имя мужчины на свадебном фото. Им был Грязнов В.Н., а рядом с ним его жена Прасковья (Параскева) Алексеевна Егорова.

Грязнов Василий Никифорович и его жена Прасковья (Параскева) Алексеевна Егорова

Свадьбы в купеческих семьях праздновались особенно торжественно с тратой больших денежных сумм. Довольно часто состоятельные невесты использовали два платья: одно для венчания, а второе, более эффектное для дальнейшего праздника.

Варенцов Н.А. в своей книге «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» пишет: «Разве иначе можно? В жизни человека есть три важных момента: рождение, женитьба и смерть. При рождении и смерти заботы ложатся на других, но при женитьбе следует самому жениху похлопотать, что бы ему и супруге приятно под старость вспомнить было о днях помолвки и свадьбы. Поэтому справлять свадьбу нужно как следует…».

В начале 20-го века свадьбы приобрели светский характер, но не смотря на это основой остались старые традиции. Обязательными этапами свадьбы были: сватовство, помолвка, венчание и свадебный пир.

Главное было подобрать хорошую партию равного социального положения и с хорошим приданным. При этом молодых (в особенности невесту) спрашивали в последнюю очередь. Если находилась подходящая партия, то сватовство принимало деловой характер.

Вернемся к нашей паре и постараемся поподробнее рассказать об их бракосочетании.

Метрическая запись о браке Василия Никифоровича Грязнова и Параскевы Алексеевны Егоровой.(Сретенский сорок. Церковь Троицкая в Шереметьевской больнице, г. Москва, запись № 12. 8 октября 1900 г.) (ЦГА Москвы Ф 203, оп 776, д 1100А ).


Жених: Московской губернии Павловского Посада 2 гильдии купец Василий Никифорович Грязнов. Православного вероисповедания. Первым браком. Жительствует в Москве, проездом А(Я)киманской части, 1 -го участка, дом Прибылова № 20 Возраст 36 лет.

Директор и член правления Товарищества мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова.

Грязнов В.Н.

Невеста: Дочь московского 2 гильдии купца девица Параскева Алексеева Егорова. Православного вероисповедания. Жительствует в Москве, Сущевская часть, 1-ый участок, дом Егорова. Возраст 19 лет.

Егорова П.А.

Бракосочетание состоялось 8 октября 1900 г. в храме Живоначальной Троицы в Странноприимном Доме или Троицкая Церковь в Шереметьевской Больнице (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Земля, на которой построен храм вначале принадлежала князьям Черкасским и имело название «Черкасские огороды». Примерно к конце 18 начале 19 века усадьба с землей переходит во владение Шереметьева Николая Петровича, который строит здесь странноприимный дом с трехпрестольным храмом. Это было полукруглое двухэтажное здание с расположенной в центральной части церковью, богадельной в левом крыле и больницей в правом крыле.

Главный престол был освещен в честь Святой Животворящей Троицы, правый - в честь святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), левый - святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа).

Обитель милосердия для бедных и больных граф построил в память о любимой жене, Прасковье Жемчуговой, скончавшейся от туберкулеза. На иждивении графа в данном учреждении было 100 бедняков в богадельне и 50 - в больнице. За время работы Шереметевская больница не раз превращалась в госпиталь. Шереметевы оставались попечителями странноприимного дома до 1917 г. и даже при собственных стесненных обстоятельствах считали делом фамильной чести содержать больницу.

Храм Живоначальной Троицы в Странноприимном Доме (1914 г.)

Странноприимный дом — лечебно-благотворительное заведение для больных и бездомных. Странноприимным он назывался, потому что здесь находили приют странники — бедняки, которым негде приклонить голову. В любой момент они могли прийти в этот дом и рассчитывать на лечение или ночлег.

«Жених при входе в церковь становился на правой стороне, а невеста на левой, окруженные каждый своими провожатыми. При входе в церковь жених и невеста были встречаемы хором певчих с красивым концертом церковного песнопения.

Священник выходил из алтаря, подходил к жениху, брал его руку и подводил к невесте и обоих их подводил к аналою, где для венчающихся расстилался атласный цветной коврик.

Провожатые и вся публика, внимательно смотрели: кто первый вступит на коврик — жених или невеста, тот будет, по установившимся поверьям, главарем в семье.

Совершил таинство венчания священник Московской губернии Богородского уезда Павловского Посада Воскресенской церкви Петр Соколов с причтом Шереметьевской церкви.

Причт церкви - штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (иподиаконы, чтецы) одного прихода (храма).

Священник Соколов Петр.

Издревле на свадьбе присутствовали свидетели. Правда, так их стали называть не слишком давно, а раньше эти люди звались поручителями. Поручителями приглашали родственников, близких друзей. Свидетель жениха был важным лицом. Ведь у жениха масса забот: сделать предложение, посетить дом избранницы, везти ее в церковь, потом на пир. Потому немалую часть мелких (и не только) предсвадебных хлопот принимал на себя друг жениха - дружка, активный веселый, инициативный.

«Перед отъездом жениха в церковь двое шаферов с его стороны с букетом белых цветов выезжали в коляске к невесте, а за ними следовала свадебная четырехместная карета. Свадебная карета была особенная, вся в зеркальных стеклах, остов окрашен в белый цвет с позолотой, с четырьмя фонарями на углах, внутри обитая белым атласом. Приехавшие шафера передавали букет невесте. В это время мать и отец еще раз благословляли образом, целовали и крестили, часто со слезами провожали дочь в новую жизнь. Мать, невеста с какой-нибудь из своих близких подруг, мальчик с иконой садились в карету. Впереди них ехали шафера, а позади тянулся ряд карет с провожатыми — родственниками и знакомыми».

 

Поручители по жениху:

Владимирской губернии, Покровского уезда д. Малой Дубны Ануфриев Иван Николаевич (отец актрисы Ануфриевой Е.И.) С начала 20 века он является доверенным лицом Товарищества мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова, а так же занимается производством торфа.

Московской губернии Богородского уезда д. Савостьянова крестьянин Тряпкин Петр Герасимов - владелец - бумаготкацкой и красильно-отделочной фабрики. На фабрике производились: тик, корсетная материя, скатерти, салфетки. Он имел магазины в Москве на Ильинке и Теплых рядах (Александровская линия).

 

Поручители по невесте:

Московский 2 гильдии купец Алексей Иванович Егоров. (отец невесты).

Проживал в г. Москве (Сущевская часть, 4-я Мещанская улица, в собственном доме). В купечестве состоял со 2-ой половины 1894 года. Торговал под фирмой «Ивана Егоровича Егорова сыновья» мануфактурным товаром в Теплых рядах (Николаевская линия). Его отец состоял в купечестве с 1866 года и был почетным членом Палестинского общества; приюта цесаревны Марии для попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь, общества призрения и воспитания слепых детей, а также был почетным старшиной детских приютов.

Московский 2 гильдии купец Иван Устинович Матвеев.

Проживал в г. Москва (Лефортовская часть, 3 квартал в собственном доме). В купечестве состоял с 1892 г., имел фабрику ткацко-платочную при жительстве, Торговал под фирмою «У.М. Матвеев с сыном и К» мануфактурным товаром на Пантелеевском подворье. Матвеев И.У. известный московский коллекционер, в его доме бывали И.Е. Репин, М.А. Врубель и др. художники.

 

Так кто же наши поручители (свидетели)? Это не простые люди, все они связаны между собой и с женихом. Первое это их род деятельности: они занимаются производством материи, продажей мануфактурного товара, торгуют в Теплых рядах г. Москвы, участвуют в ярмарках, в особенности на Нижегородской. Это было бы всё, но нет, оказывается, они водили дружбу между собой, были крестными у детей друг друга, поручителями на свадьбах, об этом свидетельствуют архивные записи метрических книг. Они просто ходили друг к другу в гости, чему есть письменное доказательство.

Сохранилось письмо написанное на бланке Товарищества мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова от 21 июня 1900 года, в котором Ануфриев Иван Николаевич пишет своей жене Татьяне Кирилловне: «…Сегодня идем в Сокольники к Ивану Устиновичу Матвееву…».

И конечно ни одна свадьба не обходилась без пригласительных билетов.

Принятая форма пригласительных билетов была наподобие книжечки, сделанной из толстой ватмановской бумаги, с золотым обрезом, шрифт преимущественно также был золотой; бумага бывала разных цветов: белой, розовой, голубой и под мрамор. На лицевой стороне пригласительного билета находился вензель жениха и невесты. В пригласительном указывалось: музыкальная программа и меню на праздник.

У наших молодых тоже были пригласительные билеты на свадьбу. Сохранилось два варианта приглашений.

В зале раздавались звуки от настраиваемых скрипок, виолончели и других инструментов, молодые и гости направлялись (туда). На свадьбе наших молодых играл «Рябовский оркестр», возглавлял его Рябов С.Я. - дирижёр Большого театра. Этот оркестр имел широкую известность о нем писали: «как царь и бог московских театральных вечеров.

Во время перерывов в танцах разносили сладкие напитки, мороженое, конфеты, фрукты, шоколад, кофе с разными печениями и пирожки с икрой.

Вовремя ужина оркестр исполнял разные музыкальные пьесы по программе, напечатанной на оборотной стороне меню. Перед подачей сладкого начинали провозглашать тосты, сначала за жениха и невесту, потом их родителей, близких родственников, почетных знакомых и за всех присутствующих гостей; все эти тосты сопровождались музыкальными тушами.

Меню кушаньям было чрезвычайно разнообразное, очень эффектным блюдом была жареная дичь, состоящая из фазанов, куропаток, рябчиков и других птиц, уложенных на блюдах, посереди которых стояла узорчатая корзинка, сделанная из теста, где помещалось чучело фазана, выделяясь своим красивым оперением.

Вот такая свадьба состоялась в Москве у купца из Павловского Посада.


Выражаю огромную благодарность: семье Шумариных, Постиговой Т.А., Соколовой И.А, Зенькову Дмитрию, Аникиной М.В., а так же архиву г. Павловский Посад.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.