«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

25 марта 2024 года

Павловский Посад

Свадьба купца Василия Никифоровича Грязнова

Е.Ф. Дмитриева

Прошлое промчалось, просочилось сквозь пальцы. Имена и лица живы и юны только на старых фотографиях.

В очередной раз, просматривая фотографии из архива актрисы Ануфриевой Е.И., останавливаюсь на свадебном фото молодой пары. На нем интересный мужчина средних лет и молодая девушка нежная, как цветок. Сделан снимок в Московском фотоателье в 1900 г. Предположение кто изображен на фото было, но не было доказательств. Оставалась надежда, что появятся фотографии с данными людьми, которые будут подписаны.

Весной этого года Дмитрий Зеньков основатель сообщества «Лабзинский Посад» обнаружил фото Грязнова Василия Никифоровича, которое было опубликовано в книге: «Мануфактурная промышленность» за 1915 год.

Василий Никифорович Грязнов

Эта находка стала ключиком и открыла нам имя мужчины на свадебном фото. Им был Грязнов В.Н., а рядом с ним его жена Прасковья (Параскева) Алексеевна Егорова.

Грязнов Василий Никифорович и его жена Прасковья (Параскева) Алексеевна Егорова

Свадьбы в купеческих семьях праздновались особенно торжественно с тратой больших денежных сумм. Довольно часто состоятельные невесты использовали два платья: одно для венчания, а второе, более эффектное для дальнейшего праздника.

Варенцов Н.А. в своей книге «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое» пишет: «Разве иначе можно? В жизни человека есть три важных момента: рождение, женитьба и смерть. При рождении и смерти заботы ложатся на других, но при женитьбе следует самому жениху похлопотать, что бы ему и супруге приятно под старость вспомнить было о днях помолвки и свадьбы. Поэтому справлять свадьбу нужно как следует…».

В начале 20-го века свадьбы приобрели светский характер, но не смотря на это основой остались старые традиции. Обязательными этапами свадьбы были: сватовство, помолвка, венчание и свадебный пир.

Главное было подобрать хорошую партию равного социального положения и с хорошим приданным. При этом молодых (в особенности невесту) спрашивали в последнюю очередь. Если находилась подходящая партия, то сватовство принимало деловой характер.

Вернемся к нашей паре и постараемся поподробнее рассказать об их бракосочетании.

Метрическая запись о браке Василия Никифоровича Грязнова и Параскевы Алексеевны Егоровой.(Сретенский сорок. Церковь Троицкая в Шереметьевской больнице, г. Москва, запись № 12. 8 октября 1900 г.) (ЦГА Москвы Ф 203, оп 776, д 1100А ).


Жених: Московской губернии Павловского Посада 2 гильдии купец Василий Никифорович Грязнов. Православного вероисповедания. Первым браком. Жительствует в Москве, проездом А(Я)киманской части, 1 -го участка, дом Прибылова № 20 Возраст 36 лет.

Директор и член правления Товарищества мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова.

Грязнов В.Н.

Невеста: Дочь московского 2 гильдии купца девица Параскева Алексеева Егорова. Православного вероисповедания. Жительствует в Москве, Сущевская часть, 1-ый участок, дом Егорова. Возраст 19 лет.

Егорова П.А.

Бракосочетание состоялось 8 октября 1900 г. в храме Живоначальной Троицы в Странноприимном Доме или Троицкая Церковь в Шереметьевской Больнице (ныне НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Земля, на которой построен храм вначале принадлежала князьям Черкасским и имело название «Черкасские огороды». Примерно к конце 18 начале 19 века усадьба с землей переходит во владение Шереметьева Николая Петровича, который строит здесь странноприимный дом с трехпрестольным храмом. Это было полукруглое двухэтажное здание с расположенной в центральной части церковью, богадельной в левом крыле и больницей в правом крыле.

Главный престол был освещен в честь Святой Животворящей Троицы, правый - в честь святителя Николая Чудотворца (святого покровителя Николая Петровича), левый - святителя Димитрия Ростовского (святого покровителя сына графа).

Обитель милосердия для бедных и больных граф построил в память о любимой жене, Прасковье Жемчуговой, скончавшейся от туберкулеза. На иждивении графа в данном учреждении было 100 бедняков в богадельне и 50 - в больнице. За время работы Шереметевская больница не раз превращалась в госпиталь. Шереметевы оставались попечителями странноприимного дома до 1917 г. и даже при собственных стесненных обстоятельствах считали делом фамильной чести содержать больницу.

Храм Живоначальной Троицы в Странноприимном Доме (1914 г.)

Странноприимный дом — лечебно-благотворительное заведение для больных и бездомных. Странноприимным он назывался, потому что здесь находили приют странники — бедняки, которым негде приклонить голову. В любой момент они могли прийти в этот дом и рассчитывать на лечение или ночлег.

«Жених при входе в церковь становился на правой стороне, а невеста на левой, окруженные каждый своими провожатыми. При входе в церковь жених и невеста были встречаемы хором певчих с красивым концертом церковного песнопения.

Священник выходил из алтаря, подходил к жениху, брал его руку и подводил к невесте и обоих их подводил к аналою, где для венчающихся расстилался атласный цветной коврик.

Провожатые и вся публика, внимательно смотрели: кто первый вступит на коврик — жених или невеста, тот будет, по установившимся поверьям, главарем в семье.

Совершил таинство венчания священник Московской губернии Богородского уезда Павловского Посада Воскресенской церкви Петр Соколов с причтом Шереметьевской церкви.

Причт церкви - штат священнослужителей (священники и диаконы) и церковнослужителей (иподиаконы, чтецы) одного прихода (храма).

Священник Соколов Петр.

Издревле на свадьбе присутствовали свидетели. Правда, так их стали называть не слишком давно, а раньше эти люди звались поручителями. Поручителями приглашали родственников, близких друзей. Свидетель жениха был важным лицом. Ведь у жениха масса забот: сделать предложение, посетить дом избранницы, везти ее в церковь, потом на пир. Потому немалую часть мелких (и не только) предсвадебных хлопот принимал на себя друг жениха - дружка, активный веселый, инициативный.

«Перед отъездом жениха в церковь двое шаферов с его стороны с букетом белых цветов выезжали в коляске к невесте, а за ними следовала свадебная четырехместная карета. Свадебная карета была особенная, вся в зеркальных стеклах, остов окрашен в белый цвет с позолотой, с четырьмя фонарями на углах, внутри обитая белым атласом. Приехавшие шафера передавали букет невесте. В это время мать и отец еще раз благословляли образом, целовали и крестили, часто со слезами провожали дочь в новую жизнь. Мать, невеста с какой-нибудь из своих близких подруг, мальчик с иконой садились в карету. Впереди них ехали шафера, а позади тянулся ряд карет с провожатыми — родственниками и знакомыми».

 

Поручители по жениху:

Владимирской губернии, Покровского уезда д. Малой Дубны Ануфриев Иван Николаевич (отец актрисы Ануфриевой Е.И.) С начала 20 века он является доверенным лицом Товарищества мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова, а так же занимается производством торфа.

Московской губернии Богородского уезда д. Савостьянова крестьянин Тряпкин Петр Герасимов - владелец - бумаготкацкой и красильно-отделочной фабрики. На фабрике производились: тик, корсетная материя, скатерти, салфетки. Он имел магазины в Москве на Ильинке и Теплых рядах (Александровская линия).

 

Поручители по невесте:

Московский 2 гильдии купец Алексей Иванович Егоров. (отец невесты).

Проживал в г. Москве (Сущевская часть, 4-я Мещанская улица, в собственном доме). В купечестве состоял со 2-ой половины 1894 года. Торговал под фирмой «Ивана Егоровича Егорова сыновья» мануфактурным товаром в Теплых рядах (Николаевская линия). Его отец состоял в купечестве с 1866 года и был почетным членом Палестинского общества; приюта цесаревны Марии для попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь, общества призрения и воспитания слепых детей, а также был почетным старшиной детских приютов.

Московский 2 гильдии купец Иван Устинович Матвеев.

Проживал в г. Москва (Лефортовская часть, 3 квартал в собственном доме). В купечестве состоял с 1892 г., имел фабрику ткацко-платочную при жительстве, Торговал под фирмою «У.М. Матвеев с сыном и К» мануфактурным товаром на Пантелеевском подворье. Матвеев И.У. известный московский коллекционер, в его доме бывали И.Е. Репин, М.А. Врубель и др. художники.

 

Так кто же наши поручители (свидетели)? Это не простые люди, все они связаны между собой и с женихом. Первое это их род деятельности: они занимаются производством материи, продажей мануфактурного товара, торгуют в Теплых рядах г. Москвы, участвуют в ярмарках, в особенности на Нижегородской. Это было бы всё, но нет, оказывается, они водили дружбу между собой, были крестными у детей друг друга, поручителями на свадьбах, об этом свидетельствуют архивные записи метрических книг. Они просто ходили друг к другу в гости, чему есть письменное доказательство.

Сохранилось письмо написанное на бланке Товарищества мануфактур Я.Лабзина и В.Грязнова от 21 июня 1900 года, в котором Ануфриев Иван Николаевич пишет своей жене Татьяне Кирилловне: «…Сегодня идем в Сокольники к Ивану Устиновичу Матвееву…».

И конечно ни одна свадьба не обходилась без пригласительных билетов.

Принятая форма пригласительных билетов была наподобие книжечки, сделанной из толстой ватмановской бумаги, с золотым обрезом, шрифт преимущественно также был золотой; бумага бывала разных цветов: белой, розовой, голубой и под мрамор. На лицевой стороне пригласительного билета находился вензель жениха и невесты. В пригласительном указывалось: музыкальная программа и меню на праздник.

У наших молодых тоже были пригласительные билеты на свадьбу. Сохранилось два варианта приглашений.

В зале раздавались звуки от настраиваемых скрипок, виолончели и других инструментов, молодые и гости направлялись (туда). На свадьбе наших молодых играл «Рябовский оркестр», возглавлял его Рябов С.Я. - дирижёр Большого театра. Этот оркестр имел широкую известность о нем писали: «как царь и бог московских театральных вечеров.

Во время перерывов в танцах разносили сладкие напитки, мороженое, конфеты, фрукты, шоколад, кофе с разными печениями и пирожки с икрой.

Вовремя ужина оркестр исполнял разные музыкальные пьесы по программе, напечатанной на оборотной стороне меню. Перед подачей сладкого начинали провозглашать тосты, сначала за жениха и невесту, потом их родителей, близких родственников, почетных знакомых и за всех присутствующих гостей; все эти тосты сопровождались музыкальными тушами.

Меню кушаньям было чрезвычайно разнообразное, очень эффектным блюдом была жареная дичь, состоящая из фазанов, куропаток, рябчиков и других птиц, уложенных на блюдах, посереди которых стояла узорчатая корзинка, сделанная из теста, где помещалось чучело фазана, выделяясь своим красивым оперением.

Вот такая свадьба состоялась в Москве у купца из Павловского Посада.


Выражаю огромную благодарность: семье Шумариных, Постиговой Т.А., Соколовой И.А, Зенькову Дмитрию, Аникиной М.В., а так же архиву г. Павловский Посад.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.