К 75-летию Великой Победы
Свидетельство добровольца 8-й Краснопресненского дивизии народного ополчения Виктора Сергеевича Розова
Виктора Розова не надо представлять, его драматургия благодаря своей гражданственности, какой-то особой, щемящей искренности заняла одно из первенствующих мест в советской, русской культуре. В свежем номере «Литературной газеты» к 100-летию со дня рождения Виктора Сергеевича опубликована давняя беседа с ним Александра Неверова: «Финал этой драмы опасно открыт» (1993 г.) (Литературная газета. 06.10.2019 г.).
В.С. Розов Фото: Юрченко / РИА НОВОСТИ
«… Я воевал недолго: в июле 1941-го вступил в восьмую дивизию народного ополчения Краснопресненского района столицы, а уже осенью под Вязьмой меня тяжело ранили. Нашу дивизию истребили почти целиком. По сравнению с великолепно оснащённым противником мы были практически безоружны, даже пушка была у нас на конной тяге… Политрук сказал нам: «Задача – задержать наступление противника хотя бы на два дня… Любой ценой, хоть бросайтесь немцам под ноги…» Я тогда этого не понимал, а теперь думаю, что за те два дня, когда нас перемалывали, как в мясорубке, на фронт прибыли сибирские дивизии, которые сыграли решающую роль в битве за Москву.
Вот говорят: «пушечное мясо». Но если кто-то хочет убить моего ребёнка, мою мать, я брошусь ему под ноги, брошусь на нож… Как-то в молодости я шёл в Третьяковскую галерею. Во дворе галереи грузовик разворачивался задом, а там оказался маленький мальчик, который не понимал, что водитель его не видит… Я не самый храбрый человек, но не раздумывая бросился к ребёнку и чудом выхватил его из-под колёс… Так же, когда началась война, я не раздумывая записался в ополчение. А как иначе?..
На войне было очень много плохого, но гораздо меньше, чем сейчас. Тогда мы в смертельной схватке отстояли свою страну, сегодня мы позволили её развалить. А также довести до упадка все сферы жизни – от хозяйственной до нравственной. Во время войны мы ясно осознавали свои цели на фронте и в тылу и уверенно к ним шли. Сегодня большинство из нас пребывает в растерянности на грани с отчаянием. Рушатся привычные идеалы и ценности. Попытки переписать историю Великой Отечественной – из той же оперы.
Когда я слышу, что мы плохо воевали, что маршал Жуков заваливал немцев трупами своих солдат, я вспоминаю Смердякова, персонажа «Братьев Карамазовых», который говорил: „В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона… и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с...”»
Поделитесь с друзьями