Татары в Щелкове
историко-краеведческое исследование
И.И.Чельцова, Г.В.Ровенский, С.И.Варгузов
Щелково 2019 год
Идея создания этой книги принадлежит Главе городского поселения Щелково в 2019 г. Рушану Гаяровичу Махмутову и Щелковскому краеведческому клубу
Авторы благодарят жителей города за предоставленные материалы по истории их семей, блогера А.Ю.Послыхалина, сотрудников Щелковского историко-краеведческого музея за имеющиеся в фондах материалы по теме книги, московские архивы РГАСПИ и ЦИАМ, Республиканскую государственную библиотеку (коллекция газет предприятий Щелкова 1930-х годов).
Публикуется с сокращениями
Содержание
Как татары появились в Щелкове
Новая глава в истории подмосковных татар
Рудоуправление Треста «Центроогнеупоры»
Татары на Хлопчатобумажном комбинате им. Калинина
Из истории Щелковского химзавода
Татарская национально-культурная автономия г.п. Монино
1920-е годы. Татары на празднике в парке фабрики (Соболево-Щелково). Фото из ИКМ Щелково
Как татары появились в Щелкове
Первые переселенцы-татары в Щелковском районе, на Клязьме, появились в 20-х годах прошлого века. Тогда люди в поисках лучшей доли целыми семьями, в основном, из Поволжья, из-за голода после засухи, и Приуралья съезжались в Подмосковье, которое стремительно развивалось: строились новые и реконструировались старые предприятия. Это требовало новых рабочих рук.
Много татар из Татарстана, в основном, из Буинского района, из Горьковской, Ульяновской, Пензенской областей попадало в Подмосковье. В Щелкове они работали на Соболево-Щелковской фабрике (ХлопчатоБумажный комбинат), Химзаводе, на карьерах Рудоуправления и др.
Татары были и строителями московского метро, и организаторами первого в Москве татаро-башкирского праздника – сабантуя 12.08.1934 г. в парке бывшей усадьбы князей Трубецких в Хамовниках.
Для повышения образования приезжих рабочих на предприятиях Щелкова создавались клубы и красные уголки. В них велась культурнопросветительская работа, проходили собрания и занятия в кружках. Важным направлением была ликвидация безграмотности среди рабочих и домохозяек. После введения латиницы в 1929 г. уже овладевшие арабской грамотой татары были вынуждены вновь учиться писать и читать на основе новой письменности.
Для молодежи выделялись квоты для поступления в вузы, техникумы и рабфаки. В 1920-е гг. щёлковцы получили 2 места: рабфаковца и кандидата в рабфаковцы. А в 1928 г. на курсы по подготовке к поступлению в вузы и на рабфаки в знаменитом Доме Асадуллаева в Москве для щелковцев было уже 50 мест.
В Подмосковье работали 13 татарских школ, в т.ч. башкиро-татарская школа в Щелкове, расходы на которую были предусмотрены в городском бюджете на 1927-1929 гг.
С середины 20-х гг. и до начала войны среди татарского населения наблюдалось серьезное увлечение театром. При клубах и красных уголках создавались драматические кружки и агитбригады, в которых охотно участвовали рабочие.
В Щелково такой кружок при фабрике появился уже в 1922 г. Там занимались братья Насретдиновы: старший, Шайхи, был суфлером, а младший, Фахри, позже, после окончания Московской консерватории, стал оперным певцом. Ему было присвоено звание народного артиста Татарстана и РСФСР.
Кружок только с декабря 1926 г. до июля 1927 г. поставил 15 спектаклей. В драматических кружках проводились конкурсы гармонистов. Гармонь была самым популярным музыкальным инструментом у татарских рабочих. В Щелкове такой конкурс прошел 23.12.1929 г. Соревновались 11 исполнителей, в т.ч. 1 женщина. Хорошими гармонистами были признаны 5 человек, а трем лучшим – Заки Хасанову, Анвару Закирову и Гумару Надыршину вручили призы. Они были направлены на областной конкурс, где рабочий З. Хасанов занял 5-е место.
Татары в хоре Соболевской фабрики. Фото из Музея Щелково.1920-е гг.
Из Московского уездного комитета РКП(б) на предприятия Щелково регулярно направлялись агитаторы с лекциями для татарского населения и выступления на митингах. Так, один из агитаторов в своем отчете от 7.11.1923 г. отмечал, что на лекции «Октябрьская революция и международное положение» присутствовало 180-190 татар.
Активная агитационная работа проводилась и с женщинами. Среди населения распространялась газета «Эшче» («Рабочий») – орган Центрального бюро татаро-башкирской секции при ЦК РКП становится национальным изданием для татар и башкир СССР. В 20годах татаро-башкирской секцией в Москве издавались также журналы «Яны Шэрек» и «Октябрь баласы». Начало действовать Центральное национальное издательство для выпуска книг на языках народов СССР. Выпускались и стенгазеты на предприятиях.
Татаро-башкирская стенгазета ХБК, Щелково. 7 октября 1923 г.
На конец октября 1923 г. на предприятиях в Щелкове работало 1786 татар, из них 350 на Соболево-Щелковской фабрике. По справке от 17.12.1923 г. указывается, что на фабрике создана школа политической грамотности, кружок культпросвета, выпускается стенная газета, работает библиотека (42 названия, 150 книг) и драмкружок (35 человек). 12 человек подали заявления для вступления в члены РКСМ, 119 подписались на «Эшче» («Рабочий»), 52 – на «Яш Эшче» («Молодой рабочий»).
Организационная работа среди татаро-башкирского населения на Соболево-Щелковской фабрике проводилась строго по плану. Были поставлены задачи: возобновить занятия по политграмоте, в школе по ликвидации неграмотности и малограмотности, усилить работу драмкружка (ставить по 2 спектакля и готовить 1 концерт в месяц), привлекать больше молодежи к участию в мероприятиях и к вступлению в профсоюз, комсомол и партию, организовать кружок рабочих корреспондентов, сотрудничающих с редколлегиями стенгазеты «Яшлар Тахе» («Заря молодежи»), газеты «Эшче», журнала «Яш Эшче», 2 раза в месяц выпускать «живую» газету, обратить особое внимание на работу среди женщин.
В 1923 г. был организован Московский государственный татарский драматический кружок с целью художественного воспитания широких масс татар Москвы и Подмосковья, включая все фабрики и заводы. ЦК РКСМ начал сбор средств на издание книг для молодежи.
В 1924 г. в связи с увеличением численности татарского населения было решено расширить распространение журнала «Яш Эшче». Также была развернута кампания по расширению подписки среди детей на журналы и газеты на татарском языке «»КЕЧКИА ибдашляр», «ЛенинЮла-белян», «Октябрь–Яшляр»).
В Москве было проведено Первое губернское совещание татаробашкирских партийных рабочих при фабриках и заводах. Щелково представляли Арсланов и Бадрутдинов (члены РКСМ с 1922 г.)
На следующем совещании отмечалось, что основная часть рабочих раньше были крестьянами, многие из них занимаются «черной» работой, их материальные и квартирные условия очень плохие, большинство живет в бараках. Весной и осенью часть рабочих уезжает домой на сельскохозяйственные работы, а летом на строительные работы прибывает много сезонных рабочих. В Московском уезде (в т.ч. в Щелково) около 250 рабочих из татаро–башкир состояло в рядах РКСМ.
В феврале 1924 г. на Соболево–Щелковской фабрике работало около 300 татар, в т.ч. 16 комсомольцев и 2 члена партии; продолжали действовать кружок по ликвидации безграмотности (руководитель Х. Хасанов, учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока (КУТВ), и школа 1ой ступени.
08.1929 г. на I Щелковскую районную конференцию РКП(б) поступило поздравительное обращение от рабочих татар и башкир.
С 30–х гг. в числе руководителей на предприятиях и в партии стали активно работать татары. Одним из них был Зинат Тайракберов, 1903 г.р., крестьянин из дер. Андреевка Андреевской вол. Васильсурского уезда Нижегородской губ. Он окончил церковно–приходскую татарскую школу,
Московскую окружную совпартшколу. Работал инструктором Щелковского райкома ВКП(б), председателем: колхоза «Искра» (дер. СтароПареево), правления Огудневской металло-проволочной артели, артели «Красный перевозчик» (дер. Хотово), в 1945–1946 гг. служил начальником химической службы бронетанкового полка (1-ый Белорусский фронт), позднее работал на Витаминном заводе, зам. директора фетровой фабрики и литейно-механического завода.
Среди первопроходцев в Щелкове был весьма начитанный Иммаметдин бабай Гафуров из Буинского района Татарстана (рассказ его дочери Фаины см. далее). Он приехал сюда из деревни в самом начале 20-х годов и в силу своего духовного авторитета стал фактическим имамом местной татаро-мусульманской общины.
Его дело продолжали: Хаджиахмад абый, Абдурахман абый, Нурулла абый, Хамза Файзетдинов, Усман Лукманов, Кабир и Хасан абы Камалетдиновы.
В центре – Иммаметдин бабай Гафуров. Фото из семейного архива Фаины Валеевой
Из рассказа дочери имама Гафурова Фании Валеевой:
Мой отец жил долго и его фигуру многие щелковцы хорошо помнят – он всегда ходил в белом костюме с длиной белой бородой и все звали его «мулла», поскольку отец был старейшиной в мусульманском мире Щелкова.
Он долгое время был единственным «учителем» по Корану – хорошо его знал и умел доступно объяснять.
После его смерти дело продолжилось, и в 1990-х годах было уже 5 групп, изучавших Коран. Мы пригласили молодого учителя и вместе с ним уже начали хлопотать о выделении земли под мечеть. И вот, спасибо городу, выделили землю и в один год построили мечеть. Как бы радовались мои родители, будь они живы, этой прекрасной мечети!
Отец умер в 1988 г. на 98-м году жизни и ему с трудом нашлось место на кладбище – землю несколько раз урезали. А ведь именно отец в 1947 г. при поддержке старшего сына выхлопотал у начальства землю под мусульманское кладбище.
В Новое время в 1995 г. в Щелкове организована воскресная татарская школа, занятия которой стали проводить в домах у Зайтуны Халиловой, затем у Гальмии Галимовой и Рамзии Усмановой.
Новая глава в истории подмосковных татар
Она начинается со 2-й половины XIX века. После Крестьянской реформы 1861 г. тысячи и тысячи крестьян устремились в города – одни на временные работы, а другие навсегда. Это коснулось и татар, хотя они были не крепостными, а входили в разряд государственных или удельных крестьян. Это были выходцы из районов Поволжья, Казанской, Симбирской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской губерний.
Их переселение облегчило и то, что заработали железные дороги – Казанская, Нижегородская, Рязанская. Одни ехали к родным или знакомым землякам, живущим в Москве, а другие останавливались и оседали ещё на подъезде к Белокаменной, например, в Подольске.
Вдоль Казанской железной дороги татарские общины были также в Шатуре и Куровском, откуда часть людей направлялась в Егорьевск, Воскресенск, Коломну, Серпухов, Каширу, другая – в Орехово-Зуево, Павловский Посад, Ногинск.
Приток татар в Москву и Подмосковье возобновился на рубеже 20–30-х годов ХХ века. Это было связано с тем, что антирелигиозная кампания, сначала начатая против православной церкви, перешла и на мусульман. Гонения на верующих по времени совпали с насильственной коллективизацией. В результате многие татары покидали родные края в поисках лучшей доли в городе.
Однако был и другой способ попасть в город. В то время из центра в провинцию направляли уполномоченных для вербовки рабочей силы, необходимой для строительства новых заводов и фабрик. Особенно велика такая потребность была в Московском регионе – и в самой столице, и в области.
Всесоюзная перепись населения 1939 г. Национальный состав населения районов, городов и крупных сел РСФСР. Щелковский район и населенные пункты
Национальность/район (населенный пункт) |
Численность |
||||||
весь район |
г. Щелково (рц) |
рп Лосино-Петровский |
Свердловский |
рп Фряново |
рп Фрязино |
Село |
|
Всего |
111 087 |
27 209 |
8 454 |
3 535 |
4 580 |
5 901 |
61 408 |
Русские |
104 363 |
25 503 |
7 917 |
3 361 |
4 499 |
5 067 |
58 016 |
Украинцы |
2 458 |
458 |
145 |
72 |
32 |
369 |
1 382 |
Белорусы |
423 |
81 |
32 |
16 |
9 |
41 |
244 |
Татары |
1 247 |
627 |
93 |
2 |
4 |
99 |
422 |
Всесоюзная перепись населения 1989 г. Распределение населения по национальности и родному языку (МО)
Национальность |
Численность |
Все национальности |
6 646 356 |
Русские |
6 212 471 |
Украинцы |
185 359 |
Белорусы |
56 498 |
Татары |
51 059 |
Из истории щелковских татар
В 1920-е гг. проходили съезды татаро-башкир на крупных фабриках и в городах Подмосковья. На многих митингах в Щелкове были лозунги на русском и татарском языках. На праздничном митинге 1924 г. был лозунг со словами на двух языках: «7 лет тому назад мы разбили цепи национального угнетения».
Групповое фото у стен казармы №2 (Старая фабрика) Щелково. Фото из семейного архива Фаины Валеевой
Праздник 1 мая. Щелково, клуб Октябрьской революции.
Щелковская соборная мечеть
Сегодня Щелково известно как одно из современных центров стремительно развивающегося промышленного района Подмосковья. На его территории проживают и мусульмане, в основном, татары. Первые поселения мусульман появились в 20-х годах XX века на речке Клязьме. В 1925 г. селениям Мещанская Слобода, Щелково, Хомутово и Соболево был присвоен статус города.
Динамично развивающаяся промышленность города Щелково постоянно требовала новой рабочей силы, особенно это касалось работ на доломитовых карьерах необходимых для развития металлургического производства.
В то время транспортные связи налажены не были, поэтому вся погрузка сырья проводилась вручную, затем груз на подводах доставлялся на ж/д станцию.
Сюда на добычу доломитов съезжались татары из Горького и Казани и сегодня на территории Щелковского района официально проживают более 20 000 потомков и новых жителей-мусульман.
О том, что татарской общине необходим официальный статус никто до времен перестройки не задумывался. Ведь жизнь татар в то время ничем не отличалась от жизни других жителей Щелково, тем более, что щелковские татары не считали себя обособленной группой.
Вход на старое мусульманское кладбище. Фото Инны Чельцовой
Все началось, когда закончилась земля на местном мусульманском кладбище, и татарской общине пришлось с этой проблемой обратиться в администрацию города. Все оказалось не так просто, как хотелось бы. Незарегистрированная татарская община была простой группой частных лиц, которым выделять землю не положено.
Стоит вспомнить и о том, что в это же время закончилась земля и на православном кладбище, так что просить о помощи православным и мусульманам пришлось в одних и тех же кабинетах. К счастью, нашлось место и для мусульманских захоронений.
В сентябре 1996 г. религиозная мусульманская община Щелковского района и г. Щелково была официально зарегистрирована. Щёлковскую общину возглавил имам Ринат Сайфутдинов, уроженец Татарстана, который в 1968 г. сменил место жительства и переехал в Москву. Сайфутдинов после окончания военной академии служил летчиком, а духовное образование получил в Университете исламской культуры.
Сократить хождения по инстанциям с прошениями помог тогдашний глава районной администрации Леонид Твердохлебов. Благодаря заботе этого человека мусульманская община получила земельные участки под кладбище и даже под строительство мечети, что сначала и не упоминалось в прошениях.
Это была действительно радостная весть для мусульман Щелковского района, ведь ранее для молитв они собирались в домах друг у друга, что в советское время не запрещалось. Но в Щелково не проводились ежедневные и пятничные молитвы. На большие религиозные праздники мусульманские верующие отправлялись в Москву, где посещали мечеть на Проспекте Мира.
Когда было решено предоставить мусульманам участок городской земли в Щелково, были недовольные, но только до тех пор, пока не стало известно, где будет сооружена мечеть. Жители Щелково обрадовались, что наконец-то, из центра города исчезнет большая безобразная свалка.
Еще в 50-х гг. здесь располагались дома, где жили рабочие, но позже они были разрушены. Именно на этом месте мусульманская община начала расчистку земли. Накапливаемый годами мусор не так-то легко было убрать, для его вывоза понадобились 192(!) двенадцатитонные машины.
Что касается будущего проекта мечети, здесь тоже были сложности. Община обратилась за его разработкой к московским архитекторам, цена услуг которых составила 4500$, что было нереальной суммой. В результате было решено отправиться на родину, в Татарстан, за стандартным проектом.
Стоит упомянуть, что возведение мечети было от начала и до конца проведено на пожертвованные средства от частных лиц. Община не прибегала к помощи Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) или каких-либо других российских организаций.
С восточной стороны также не было никаких финансовых поступлений. Казалось бы, соорудить мечеть только на пожертвования щелковских мусульман трудная задача. Строительство мечети могло растянуться на десятки лет, если бы не помощь бывшего жителя города Щелково, сотрудника нефтяной компании, который и дал 80% недостающих средств.
В благодарность и по старой традиции тому, кто помог в строительстве мечети больше всех, предоставляют возможность дать ей имя. Именем своего покойного отца и назвал благотворитель мечеть. При входе сегодня можно увидеть памятную доску с надписью на татарском языке, которая гласит, что внесший наибольшее пожертвование Альберт дал мечети имя своего отца.
Рядом расположена еще одна памятная доска, надпись на которой гласит: «Во имя богоугодного дела была построена мечеть при помощи и поддержке главы Щелковского района Твердохлебова Леонида Андреевича и его заместителя сына Гальмитдина Рафутдина Балашова. За оказание помощи мечети да снизойдет благодарение Всевышнего на них».
Ранее Альберт со своим православным другом уже был задействован в сооружении московских церквей, и вот пришла очередь мечети.
Вклад в строительство мечети внес и Илыпат Сафаргалиев президент региональной национально-культурной татарской автономии МО. Под его руководством на место строительства были доставлены бетонные блоки.
Благодаря большой помощи и частным пожертвованиям жителей Щелково и Фрязино, Монино и Свердловского, Загорянского, строительство было завершено через 2 года.
Редкая по красоте и великолепию внутреннего убранства щелковская соборная мечеть открылась 07.03.2001 г. и стала на территории Московской области первой действующей мечетью.
Сегодня пол молитвенного зала украшают ковры, подаренные московской соборной мечетью на Проспекте Мира. История появления ковров, по словам имама, такова: «Примерно за 3-4 месяца до открытия мечети был приглашен глава ДУМЕР муфтий Равиль Гайнутдинов. Его очень удивило, что так быстро и без чужой помощи было все сделано. На вопрос, не нужно ли что-нибудь, мы пожали плечами, но, посмотрев на пол, все сразу решили, что нужны ковры.
Здание мечети состоит из 2-х этажей и рассчитано на 400 прихожан. На пятничный намаз и великие мусульманские праздники собираются не только местные верующие, но приезжают также жители Боево, Королева, Монино, Лосино-Петровского, Пушкино.
При проведении общих молитв имам обращается к прихожанам на двух языках, татарском и русском, так как среди верующих есть не только татары. В мечети проводятся все необходимые обряды: никах, имянаречение, поминовение усопших, похороны, молитва татавих и ифтар в месяц Рамадан.
Жизнь мусульманской общины очень насыщена. При мечети работает воскресная образовательная школа, где преподаватели из духовного управления обучают прихожан татарскому и аракскому языку. Здесь прихожане изучают основы Ислама, текст Священного Корана, хадисы, жизнеописание Пророка Мухаммеда. При мечети в Щёлково работает мусульманский магазин. В ассортименте: книги, видеои аудио-продукция, одежда, парфюмерии
Есть также кунак-хана (красивая гостевая комната), где проводят собрания общины, принимают гостей, обсуждают дела общины, делятся планами.
Наши знаменитые земляки
Рушан Гаярович Махмутов. Глава городского поселения Щелково (2017-2019 гг.)
Глава г.п. Щелково Р.Г. Махмутов родился 16 марта 1971 г. в городе Щёлково, в многодетной семье. Закончил среднюю школу № 9 в г. Щёлково, затем СПТУ-38. Прошел срочную службу в Российской армии. Закончил Московский государственный университет леса, по образованию – экономист.
Трижды избирался депутатом и дважды – председателем Совета депутатов г. Щелково. Председатель комиссии по муниципальной собственности, ЖКХ и экологии, заместитель председателя комиссии по вопросам местного самоуправления. 16 августа 2017 г. единогласно избран Главой г.п. Щёлково. Член партии «Единая Россия». Входит в состав фракции «Единая Россия» Совета депутатов г.п. Щелково.
С 1991 г. – успешный предприниматель. Имеет множество наград и поощрений. Закончил Академию государственной службы при Президенте РФ с красным дипломом.
Из интервью Р.Г. Махмутова газете «Время» 01.12.2017 г.:
- Ваша семья – это…
- Жена: Наталья Игоревна, и три дочери: Софья, 21 год, будущий переводчик с английского и французского языков, Настя, 14 лет, Полина, 6 лет. У нас в народе говорят: мужчина, у которого три дочери, попадет в рай.
С женой Наташей и дочерьми: Софьей и Настей. Фото из семейного архива
- Вы служили в спецназе на Северном Кавказе, расскажите об этом.
- Да, тогда, в 1989 г., начался вывод войск из Афганистана, служба была опасная, поэтому отбирали ребят из многодетных семей, чтобы, если сын погибнет, то в семье остались бы еще дети, и из детдо мов. Из новобранцев формировали бригады для обеспечения безопасного вывода советских войск.
В армии. 1989-1991. Фото из семейного архива
Я пошел в Афганистан добровольцем. Тогда многие ребята хотели служить именно там – романтика. Мы, 3000 призывников, прошли в Баку «Курс молодого бойца», где учились владеть всеми видами оружия, выбирать в горах (до 2000 м.) место для лучшего обзора и размещения огневых точек для защиты и обеспечения прохода войсковых колонн, привыкали к жаркому климату.
Ребят для такой службы подбирали рослых, под 190 см, крепких, физически подготовленных. Я тогда был кандидатом в мастера спорта по боксу, владел навыками рукопашного боя, так что чувствовал себя достаточно уверенно.
В это время начался развал СССР, в стране было много проблем, надо было поддерживать порядок и нас перевели в Тбилиси, во внутренние войска, ходили в милицейской форме, с красными погонами.
Служил два года, на «дембель» ушел старшиной, командиром роты.
- О чем мечтает Глава города?
- О том, о чем, наверно, мечтают все люди: чтобы все были здоровы, родители жили подольше, дети были счастливы. И еще о реализации планов и наработок, которые сделают наш город комфортным и удобным для жизни и работы. А это и создание новых рабочих мест, и открытие экологически чистых производств, обустройство парков и скверов, чистая река и многое другое. Думаю, что сил и возможностей для этого хватит.
- Расскажите о родителях, ведь Ваша мама, Фания Сафи- улловна, награждена медалью «Мать-героиня III степени»…
- Да, у меня 4 сестры – Наиля, Рушанья, Гальнур, Дания и 2 брата – Саяр и Рустам, а у мамы с отцом уже 6 внучек, 5 внуков и 1 правнук!
По рассказам мамы знаю, что она родилась в с. Жабкино Ленинского района Подмосковья. Ее отца, моего деда, звали Сафиулла Абдулович Хамидулин, бабушку – Загиря.
Дед был столяром, в Щелково приехал в 1936 г., в мае 1941 г. ушел в армию, воевал, пропал без вести.
Бабушка с дочерью, моей мамой, приехали в Щелково в июне 1941 г. к родителям. Бабушка работала продавцом мороженого в палатке на улице Парковой, получала 40 рублей. Жили в д. 22а на ул. Шолохова, занимались огородом.
Родители познакомились у друзей и 24.01.1959 г. поженились. Отец 8 лет работал в Мосмебельторге, 27 лет трудился грузчиком на Ярославском вокзале.
Мама и отец на празднике: 45 лет семейной жизни – сапфировая свадьба. Фото из семейного архива
– Любимое блюдо Вашей мамы – беляши. А у Вас ведь есть диплом повара 5-го разряда. Дома что-то готовите?
- Да, утром в выходные дни обычно звонят друзья и спрашивают: - Что сегодня будешь готовить? И я иду в любимую беседку в саду, где стоит большой стол. С удовольствием готовлю или плов в большом казане, или шашлык, или уху из пяти видов рыбы, или лагман, или норвежский рыбный суп… Бывает, что за столом до 30 человек друзей и родственников собирается…
Семейные праздники отмечаем все вместе: готовим поздравления, маленький концерт, подарки. Красивое платье маме выбирают сестры, а мы с братьями - костюм отцу.
- Спасибо за подробные ответы.
Имам Ринат хазрат Сайфутдинов (1946-2017 гг.)
Мусульманский религиозный деятель Ринат хазрат Сайфутдинов ро- дился в Татарстане.
Окончил Рижское высшее военно-инженерное авиационное училище. После окончания военной академии служил лётчиком. С 1968 по 1983 гг. – служба в Чкаловском гарнизоне. С 1980 по 1982 гг. - выполнял интернациональный долг в Афганистане, где в сложных боевых условиях летал на различных типах самолетов. Боевой налёт составил 5500 часов. За многолетнюю безупречную службу удостоен ряда правительственных наград.
Духовное образование получил в Московском исламском университете. После увольнения с военной службы Ринат Билалетдинович занялся общественной работой. В трудные годы становления мусульманской общины он начал деятельность по сплочению людей Веры и возглавил одну из старейших в Подмосковье Щелковскую мусульманскую общину «Иман», созданную в конце 90-х гг.
Именно благодаря трудам Рината хазрата в 1996 г. община получила юридический статус. Она быстро крепла, поступательно росла, всё новые люди становились активными членами щёлковской общины мусульман.
Одновременно Ринат Билалетдинович занимался вопросами жизни местной татарской организации, входил в состав Совета Региональной татарской национально-культурной автономии Московской области, которую то- гда возглавлял И.М. Сафаргалиев.
Когда было принято решение о строительстве мечети в городе Щёлково, он выступил организатором и идейным вдохновителем всех необходимых работ, тесно взаимодействовал с районными властями.
В центральной части города был выделен земельный участок под возведение мечети. В 1999 г. началось строительство. Мусульмане сплотились во- круг своего лидера, многие вложили собственные средства в возведение хра- ма. Ринат хазрат координировал все работы. 7 марта 2001 г. мечеть в городе Щёлково была торжественно открыта. Она стала первой мечетью в Московской области.
За годы служения Ринат Билалетдинович сумел сплотить тысячи людей, создал культурный и образовательный центр, вёл большую просветительскую и наставническую работу, был истинным подвижником, глубоко верующим человеком, истинным духовным лидером.
В апреле 2016 г. за большой вклад в дело распространения исламских духовных и культурных традиций, многолетнее беззаветное служение мусульманской умме города Щелково и Щелковского района Ринат хазрат награжден орденом Совета муфтиев России.
Имам Ринат хазрат Сайфутдинов ушел из жизни 22 декабря 2017 г. в священный для всех мусульман пятничный день, на 72-м году жизни.
По отзывам прихожан, родных и друзей, имам Ринат Сайфутдинов был искренним, порядочным и надёжным человеком, с преданным отношением к избранному пути, настоящим патриотом, хорошим другом и наставником молодёжи.
Руслан Викторович Новиков, имам-хатыб мусульманской религиозной общины «Иман» Щелковского района
Родился 11.01.1986 г. в Щелково.
1993-2001 гг. – средняя
2001-2004 гг. – профессиональное техническое училище № 38, специ- альность «Слесарь по ремонту и эксплуатации газового оборудования». ПТУ закончил с отличием.
2004-2009 гг. – Московский Исламский университет, факультет «Теоло- гия», специальность «Исламская теология».
2008-2011 гг. – заведующий учебным процессом в медресе «Аль Фати- ха» при Мемориальной мечети на Поклонной горе.
С 2010 г. – имам-хатыб мусульманской религиозной общины «Иман» Щелковского р-на.
В 2016 г. - удостоен награды Духовного управления мусульман РФ «За духовное единение».
Судя по отзывам верующих за время работы в Щелковской соборной мечети имени Равиля, их имам-хатыб заслужил большое уважение. Руслан гордится тем, что ему удалось наладить теплые и дружественные отноше- ния с представителями других конфессий.
Темы для проповедей имам-хатыб выбирает актуальные на данный момент для общины мусульман г. Щелково
Женат, есть дочка Нурия, ей 6 лет.
Руслан Новиков: С Ринатом хазратом Сайфутдиновым я познакомился еще в малом возрасте, когда молельный дом находился в дер. Хотово у Хасана абыя. Ринат хазрат был тем человеком, который вдохновлял, направлял верующих и делал все возможное для блага татарского народа и общины мусульман!
Рустам Исмаилович Утямышев
Родился 23.04.1926 г. в семье крупного предпринимателя.
После окончания школы и Ленинградского института авиационного приборостроения по специальности «Инженер-электромеханик» по профилю «Радиолокационные прицелы с автоматическим наведением самолета-истребителя» с 1951 по 67 гг. работает в Государственном Краснознаменном НИИ ВВС Минобороны на ст. Чкаловская.
Службу в ВС начал лейтенантом, закончил полковником. Активно занимается вопросами измерения скоростей вращения авиационных двигателей, участвует в программах неконтактного уничтожения воздушных целей (в 1962 г. был сбит американский самолет-разведчик, пилотируемый Пауэрсом), первых беспилотных летательных аппаратов (прототипов крылатых ракет), вопросами жизнеобеспечения обитаемых космических кораблей.
Руководит созданием комплексов для измерения скоростей вращения турбокомпрессоров, электроприводов, расходов топлива, точных бортовых образцовых приборов времени, измерителей горизонтальной скорости самолетов, начальных скоростей авиационного вооружения, методов неконтактного поражения воздушных целей в системах «воздух-воздух», автоматизированных систем многоканальной информации, средств радиовоздействия.
Главный конструктор по созданию тренажерной, испытательной и бортовой техники по подготовке экипажей космических кораблей. За успешную подготовку полета Ю.А. Гагарина награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1967-84 гг. - руководит Всесоюзным НИИ испытательным институтом медтехники, головной организацией Минздрава СССР, ответственной за развитие медтехники в стране, который координировал работу более 700 предприятий оборонного комплекса, проводивших разработки и выпус- кающих изделия медтехники.
1971 г. - возглавляет Координационный центр стран-членов Совета экономической взаимопомощи для обеспечения единой политики развития медтехники в странах восточной Европы. Позже к работе центра присоеди- нились Куба, Югославия и Финляндия.
Много лет работает Председателем Центрального Правления Всесоюз- ного медико-технического общества, которое находилось в институте и
объединяло более 100 000 ведущих ученых, инженеров, врачей и 3000 орга- низаций и предприятий, занимающихся разработкой и применением мед- техники.
На конференциях, пленумах и съездах общества обсуждались актуаль- ные проблемы развития технических средств для медицины и обеспечения здравоохранения, обсуждались госпрограммы и предложения для включе- ния в директивные документы (постановления) ЦК КПСС и Совмина. ВНМТО не имело аналогов по активности и действенности работы, среди других и более крупных научных обществ СССР.
1971 г. - Главный метролог Минздрава СССР - формирует и развивает теорию метрологии медицинских измерений в их единстве с общефизиче- скими и общетехническими.
Председатель Международного комитета по измерениям в биологии и медицине ИМЕКО (с 1979 г. Институт становится испытательным центром медтехники).
Активно формирует ряд ежегодных решений Комиссии Президиума Совмина по военно-промышленным вопросам, ориентируя предприятия оборонных отраслей промышленности на развитие и производство медтехники (с 1968 г.).
Постановлением Совмина назначен Главным конструктором создания комплекса барокамер и развития средств гипербарической оксигенации, развития средств гемосорбции, возглавляет работы по развитию современных авторегулируемых средств криогенной техники, хирургических инструментов, микропроцессорных информационно-измерительных и диагностических средств.
1983-84 гг. - руководит разработкой «Комплексной программы научно- технического прогресса СССР на 1986 -2000 гг.» (по разделам технического вооружения здравоохранения – 75 книг) и программой стран – членов СЭВ. Многие годы - член квалификационного Ученого Совета Академии меди- цинских наук и председатель специализированного Совета руководимого им института, зам. ответственного редактора БМЭ.
Автор более 300 научных трудов и более 120 изобретений, ему, одному из первых в СССР, присвоено звание Заслуженного изобретателя РСФСР, профессора, академика Российской академии естественных наук и ряда других академий.
Его многогранная титаническая работа приносит конкретные результаты: советское здравоохранение из года в год получает все большее количество современной техники. Он ставит государственные вопросы по- военному:
- учреждениям здравоохранения должно быть обеспечено полноценное табельное техническое оснащение;
- все средства должны были проходить регулярную поверку на соответствие технических параметров;
- новая техника испытывалась по многим параметрам (электромагнитная совместимость, химическая и токсикологическая безопасность и др.).
Страна фактически была независима от импорта. Подавляющее количество позиций медтехники обеспечивалось отечественными производителями и странами СЭВ. Отечественная оборонка имела необходимый научный и технологический производственный потенциал для создания современной аппаратуры в необходимом количестве.
Авторитет ВНИИИМТ, который многие называли «Институтом Утямышева», был огромен, но не у всех это вызывало уважение и гордость.
1983 г. - кандидатура Р.И. Утямышева рассматривалась в качестве зам. министра здравоохранения СССР, который курировал медтехнику, что существенно усилило бы работу в направлении технического оснащения медицинских учреждений. Но помешали судебные разбирательства по необоснованным проверкам различных партийных инстанций по анонимным письмам и сигналам, которые длились полгода и закончились тяжелейшим инфарктом, исключением из партии решением МГК с абсурдной формулировкой «За негодный стиль руководства, заключающийся в причислении себя автором изобретений и публикаций» и снятием со всех должностей.
Это было предъявлено человеку, который непосредственно осуществлял научное руководство многими проектами, был одним из первых заслуженных изобретателей РСФСР среди военнослужащих еще в 60-е гг.!
1984 г. - новая трудовая деятельность со старшего инженера в центре гипербарической оксигнации ВНЦХ АМН СССР, который он создавал. Выше подняться не мог – в СССР действовал строгий партийный циркуляр, запрещавший занимать любую руководящую должность.
1986 г. – восстановлен в партии.
1985-90 гг. - возглавляет НТС ВНЦХ АМН ССР и развитие более 100 ОКР по медтехнике.
1990-99 гг. - директор НПК ГП «Московский центр внедрения достижений науки и техники «Москва».
1991-94 гг. - непосредственно участвует и осуществляет научное руководство подготовкой и реализацией региональных программ «Конверсия городу».
Все коллеги и друзья ученого отмечали, что это был исключительно внимательный, отзывчивый и добрый человек.
На родине Рустама Исмаиловича в Кукморе (Республика Татарстан) глубоко чтут память о нем. Стало доброй традицией каждую весну проводить межрегиональную конференцию школьников «Мое «Я» в большой науке» им. Р.И. Утямышева. Это настоящий праздник науки для учащихся Татарстана и соседних регионов, который имеет большое воспитательное значение.
Одна из новых улиц Кукмора названа именем Утямышевых. Много лет в фамильном доме в деревне Маскара, которому 200 лет, где появился на свет Рустам, находится лучший в Татарстане детский коррекционный интернат. Там же открыт музей Р.И. Утямышева. Проводятся работы по реставрации старинной фамильной каменной мечети VIII века.
У входа Всесоюзного научно-исследовательского и испытательного института медтехники установлена мемориальная доска с надписью о том, что этим уникальным институтом с первых дней основания 17 лет руководил академик Р.И. Утямышев.
Р.И. Утямышев и его жена Радифа покоятся на мусульманском кладби- ще на Гребенской горе в Щелковском районе.
Муса Джалиль, татарский поэт
«Жизнь моя песней звучала в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит»
М. Джалиль с дочкой Чулпан
Муса Джалиль (15.02.1906-25.08.1944 гг.) – татарский поэт-патриот, казнен на гильотине гитлеровцами, Герой Советского Союза (1956 г. посмертно). Лауреат Ленинской премии (1956 г.) за книгу стихов «Моабитская тетрадь».
В 1935 г. - служащий Электролампового завода Кутус Сейфулин купил недавно построенную дачу в ДСК предприятия. Его дочь Амина вышла в Москве замуж за поэта Мусу Залилова (Джалиль - псевдоним). Поэт работал тогда в молодежных журналах, выходящих на татарском языке, а затем заведовал литчастью татарской оперной студии при консерватории.
У них родилась дочь Чулпан. В 1937-1941 гг. поэт жил и отдыхал на подмосковной даче пос. Загорянский около г. Щёлково у родителей жены Амины Ханум. На дачу Муса и Амина с Чулпан приезжали в выходные дни. Муса очень любил Загорянку. Субботний вечер и воскресенье обычно проводил в соседнем лесу, находя радость в общении с молчаливой зимней природой. Его страсть к спорту отразилась в стихотворениях «Следы лыж», «Во время катанья на лыжах».
В 1938 г. семья уехала в Казань, где был построен оперный театр. Муса еще не раз приезжал в Загорянку в 1939-1941 гг. во время своих командировок в Москву как Председатель Союза писателей Татарии.
Уйдя на фронт, в 1942 г. со 2-й Ударной армией он попал в окружение и оказался в плену. Немцы сформировали отдельные мусульманские лагеря, а затем на их базе легион «Ивдель-Урал». В легионе быстро создалась под- польная группа, Муса стал работать в татарской газете. Выпуск листовок, агитационная опасная работа дала результат: первый же полк легиона, отправленный в Белоруссию, перешел на сторону партизан. Но подпольщики были выслежены и арестованы гестапо. В Моабитской тюрьме, пока шло следствие, Муса написал 2 тетради стихов. 25.02.1944 г. поэт и 10 его соратников по подполью были казнены.
Одна тетрадь стихов Мусы была сохранена сокамерником-бельгийцем и передана в 1946 г. в СССР. Первые стихи из нее увидели свет после смерти Сталина. Затем произведения Джалиля разошлись по всей стране и стали истинным свидетельством высокого героизма поэта.
Командир взвода Рустам Гарифулин (1958-1987 гг.)
Отец Рустама - Дамир Якупович Га- рифуллин, летчик и спортсмен, с малых лет прививал сыну качества характера жизненно необходимые в армейских условиях: честность, надежность, исполнительность; от мамы природа заложила в его душу доброту и отзывчивую сердечность.
В 1973 г. Рустам окончил 8 классов, механический техникум в Калининграде (теперь г. Королев) по специальности - техник-технолог по металлообработке и подал документы в Московское высшее общевойсковое командное училище имени ВС РСФСР, чтобы, как отец, стать офицером и служить в армии. Конкурс в училище – 100 человек на одно место – его не испугал. Это учебное заведение всегда считалось элитным. По уровню организации воспитательного и образовательного процессов ему не было в Союзе равных. Выпускников распределяли в самые престижные места, в т.ч. нести службу в Кремле. Очевидно, поэтому всех учащихся называли «кремлевскими курсантами».
Рустам сдал экзамены на «отлично» и был зачислен. Трудная, напряженная учеба не показалась тяжелым испытанием: он никогда не жил легко и беззаботно.
Пролетели 5 лет учебы и выпускной вечер. Потом была дальняя дорога в ГДР, где в небольшом городке Риза дислоцировался мотострелковый полк, входящий в группу советских войск. Здесь лейтенант Рустам Гарифуллин и начал свою военную службу в должности командира взвода.
В июне 1985 г. Рустам получил направление в Туркестанский военный округ и был отправлен в Афганистан .
19 июля 1987 г. его подразделение возвращалось с боевого задания, и было обстреляно бандой душманов. Завязался бой. Рустам выскочил из загоревшейся машины, но один из солдат остался там. Он бросился ему на помощь. В этот момент его ранило, но он не отступил. Солдат остался жив, а командир Рустам Гарифуллин погиб, попав под пули.
Денис – сын Рустама Гарифулина. Фото из семейного архива
За месяц до гибели Рустама, в июне, родился его сын, Денис. Денис окончил Московское суворовское военное училище. По- сле выпуска служил в ДШБ 336-й отдельной гвардейской бригаде морской пехоты Балтийского флота. Затем поступил в Московское высшее общевойсковое командное училище, которое закончил и его отец. В этой семье у мужчин одна профессия – служить Родине.
Фахри Хусаинович Насретдинов, певец (лирический тенор), педагог (1911-1986 гг.)
Родился. 23.10.1911 г. в дер. Шамбулыхчи Шамбулыхчинской волости Тетюшского уезда Казанской губернии Российской империи (ныне – Апастовский р-он Татарстана)
В десять лет Фахри осиротел. И когда старший брат Шайхи отправился в Москву, а затем в Щелково на заработки, поехал вместе с ним.
Здесь он увлекся театром, пел в красных уголках казарм, а вскоре его забрали во вспомогательный состав Московского передвижного рабочего театра.
В спектаклях Фахри много и охотно пел. Коллеги были поражены природной музыкальностью юноши, красотой его голоса и посоветовали ему поступить в Московский музыкальный техникум им. Н. Рубинштейна.
После окончания с отличием техникума Фахри поступил в Татарскую оперную студию Московской консерватории по классу пения у В.И. Садовникова.
1939-83 гг. он – солист Татарского театра оперы и балета им. Мусы Джалиля в Казани. 1964-68 гг. - преподаватель Казанской консерватории.
Фахри Хусаинович был спокойным, абсолютно не конфликтным человеком. Всегда очень много работал, обладал феноменальной памятью и выступал в любом амплуа (12 оперных партий, концертная деятельность – арии, песни, романсы), гастроли за рубежом.
Удостоен многих званий и наград: Народный артист ТАССР и РСФСР, «Заслуженный работник Республики Татарстан», Орден «Трудового Красного Знамени» - дважды, 7 медалей, Золотая Медаль «Солнце Милосердия», Госпремия ТАССР им. Габдуллы Тукая, Лауреат многих конкурсов и музыкальных фестивалей, Дипломы, По чётные Грамоты, Благодарственные Письма.
Рафутдин Балашов
Из книги Рафутдина Балашова «Бороться и побеждать», 2008 г.:
«Я родился 23.05.1948 г. в семье Гальмитдина Салахутдинова и Лидии Балашовой в За- горянке. У меня было 2 сестры и 3 брата.
В школе учился хорошо, особенно нравился немецкий язык. Пристрастился к спорту – играл в футбол, ходил на лыжах, выступал за сборную школы по баскетболу, волейболу, увлекался хоккеем с шайбой, занимался культуризмом. Все это здорово помогло укрепить организм и нарастить мускулы.
После школы отец устроил меня на химзавод слесарем КИП - контрольно-измерительных приборов.
Несмотря на вредные условия труда, работа мне нравилась. Вскоре меня привлекли и к защите спортивной чести химзавода. Играл на первенство района в заводской сборной в футбол, хоккей, волейбол, баскетбол. Видя мою неуемную энергию, комсомольские вожаки предложили вступить в комсомол. Моего согласия им пришлось добиваться долго: мешала природная скромность – я считал себя недостойным такой чести.
13 июня 1967 г. пришла повестка из военкомата. В армию я уходил уже квалифицированным специалистом – слесарем КИП 5-го разряда. Оценив мою косую сажень в плечах, военком предложил на выбор службу десантника или моряка. Выбрал военно-морскую карьеру.
Вернувшись домой, я направился в отдел кадров 31 завода Гражданской авиации. К тому времени под нажимом военно-морского командования я уже стал членом КПСС, и на заводе меня немедленно сделали комсоргом завода. На заводе я проработал 26 лет, там встретил свою будущую жену – Татьяну.
В марте 1996 г. я стал заместителем главы Щелковского района Л.А. Твердохлебова. Я в то время, будучи депутатом Щелковского района, входил в президиум городского Совета депутатов, и был членом ТИК по выборам главы района.
Однажды ко мне на прием пришла группа татар с просьбой расширить кладбище и построить мечеть. Отец мой был татарин, и вообще, это нация тружеников, очень их уважаю.
Вопрос с выделением земли удалось решить быстро. А с мечетью было сложнее. Я спросил: «Есть ли у вас общественная организация, обеспечив- шая столь ответственное строительство, если ли деньги на него, поскольку законом запрещено выделять на эти цели бюджетные средства?»
Оказалось, что такой организации нет, а денег всего 2000$. Тогда я посоветовал создать и официально зарегистрировать общественную организацию и найти мощного спонсора под это строительство. На себя я взял решение всех организационных вопросов.
И вот однажды ко мне в кабинет вошел невысокий человек с огромным портфелем. Представился: «Насибулин Альберт Равильевич и спросил: «А правда ли, что можно построить мечеть?»
«Да. Заботу о выделении земли под строительство, выбор места, все со- гласования беру на себя. За вами – средства».
Так в Щелкове появилась мечеть.
В 2006 г. по предоставлению Духовного Управления мусульман Европейской части России и в соответствии с решением Совета муфтиев России «За многолетнюю плодотворную работу, а также за большой вклад в дело распространения исламских и культурных традиций я был награжден Орденом Почета «Аль Фахр» II степени.
Я счастливый человек. Дети – сын и дочь радуют меня, ведут здоровый образ жизни, не курят и не пьют. Растут внуки. Жизнь продолжается.
Поделитесь с друзьями