Топонимические заметки
А. Симонов
Топонимика (от древнегреческого «топос» - место и «номо» - имя) – раздел ономастики [1], изучающий географические названия – топонимы, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.
Целью данной публикации является попытка объяснить происхождение названий некоторых сельских населенных пунктов и мест, вошедших некогда в черту современного города Ногинска. Сам город Ногинск (Богородск) произошел от села Рогожи, напоминанием о котором служит улица Рогожская. Множество бывших сёл и деревень сохранили свои названия как районы города. О происхождении некоторых названий, мы и будем размышлять.
Фрагмент карты Богородского уезда 1780-1790 гг.
Карта предоставлена Генеалогическим агентством «Литера РУ».
Рогожи
Происхождение названия «рогожи» иногда связывают с растением рогоз, высокой болотной травой, которую путают с камышом. Рогожей называли и грубую хозяйственную ткань из мочала. Можно услышать и о существовавшей когда-то речке Рогожке, впадавшей в Клязьму.
Но, из актов XVI-XVII вв. известно, что Рогожи на Клязьме служили конечным пунктом речного пути с Волги и Оки. И здесь осуществлялась перегрузка товаров с речного пути на сухой. (1) А в чём перевозили основные товары – соль и рожь на Руси в древности? «Рогозина, рогожа – мера емкости, куль, употреблявшийся для измерения соли». (2)
Такие же названия встречаем в других областях России. Деревня Рогожа в Осташковском районе Тверской области расположена на берегу озера Селигер. Деревня Рогожа в Сясьстройском городском поселении Волховского района Ленинградской области на реке Сяси. Все упомянутые Рогожи расположены на водных путях и являлись в древности местом перегрузки товаров, перевозимых в мешках – рогожах.
Наши Рогожи впервые упоминаются в духовной грамоте Ивана Калиты 1336 года. Но, есть основания предполагать первым упоминанием о селении Рогожи в «Сказании о перенесении Владимирской иконы Божией Матери» в 1155 году, как Рогожские поля.(3)
Успенское – Исады
Фрагмент карты села Успенского плана генерального межевания 1773 года.
Карта предоставлена Генеалогическим агентством «Литера РУ».
В 1753 году владелец села Исады на Клязьме московский купец Г.П. Клюев получил разрешение построить каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. С момента построения церкви в 1756 году село стало называться Успенское. Исады – древнее русское слово означающее ссаживаться, высаживаться, обозначает пристань, прибрежный посёлок. (4) Таких названий в России множество, все они находятся на реках и озёрах. Множество Исад входило в систему водно-сухопутных путей Волго-Окского междуречья и располагалось на землях, входивших в XII-XIII вв. во владениях владимиро-суздальских князей. «Эти описания дают ответ на вопрос о том, почему Исады на Клязьме появились именно вблизи села Рогожи. Они возникли на вершине условного треугольника, образовавшегося исторически приблизительно в середине XII века на пересечении древнего водного «Ростовского пути», сухопутной «Стромынки» и вновь появившегося направления из Владимира в Москву. Исады были самой удобной пересадочной точкой на речном пути по Клязьме к Москве. В них появилась возможность совершить обмен или закупку товаров, идущих по «Ростовскому пути». Например, загрузить северной солью или южным хлебом пустые лодки и отправить их в обратный путь на Владимир полными. Для доставки выгруженного товара в Москву изначально здесь можно было воспользоваться услугами рогожских ямщиков и попасть на Стромынскую дорогу, а со временем те же ямщики проложили до Москвы более короткий путь». (5)
Таким образом, предполагается, что Исады на Клязьме существовали, как и Рогожи, с XII века.
Благовещенье – Тарасово и Мининское
Фрагмент карты села Благовещенского плана генерального межевания 1773 года.
Карта предоставлена Генеалогическим агентством «Литера РУ».
«В начале XVII ст. в Московском уезде, в Рогожском стану находились «в порозжих землях» пустоши: Тарасова и Мининская, принадлежащие изстари Степану Сукину и Федору Мячину. В 1628 г. эти пустоши были проданы из Поместного Приказа в вотчину Федору Васильеву сыну Нестерову; он поселил на пустоши Мининской крестьян, которая и обратилась в деревню, в ней числилось в 1646 г. 3 двора задворных людей и 3 двора крестьянских, а потом близ этой деревни на пустоши Тарасовой поставлен им же, Нестеровым, для себя двор и здесь же построена была деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами, отчего пустошь и стала называться по церкви селом Благовещенским, Тарасово тож». (6)
Посёлок Благовещенье, а ранее село/сельцо Благовещенское имеет название церковного происхождения, т.е. по построенной здесь в первой половине XVII века церкви. Ранее на этом месте существовало селение Тарасово, которое, видимо, вымерло и обратилось в пустошь в период Смутного времени начала XVII века. Очевидно, что название Тарасово происходило от личного имени владельца. Церковь в Благовещеньи стояла до 1785 года. (7) Затем была разобрана и не её месте поставили деревянную часовню с алтарём, вокруг которой было сельское кладбище. Часовня стояла вплоть до 1930-х годов. Сей час на этом месте жилой дом по ул. Поселковой 29б.
Деревня Мининская имеет также происхождение от личного имени владельца. Подобное название археолог А.А. Юшко связывает с одной из деревень землевладения боярского рода Мины. (8) На месте деревни Мининской сейчас находится улица Никанорова [2], в районе, где железнодорожный переезд разделяет улицы III Интернационала и Шоссе Энтузиастов. Часть улицы Никанорова до недавнего времени называлась Минский проезд, в память о существовавшей здесь деревне Мининской.
Ямские леса
Фрагмент карты из работы В.С. Кусова Земли Московской губернии в XVIII в. М., 2004. Т.3.
Это лесной массив начинается сразу за посёлком Благовещенье и районом Успенский и, ограничиваясь рекой Клязьмой, тянется до городов Павловский Посад и Электросталь. Памятью о том, что эти леса когда-то назывались Ямскими, служит Ямской переулок в Благовещеньи и СНТ «Ямские леса» на посёлке Красный Электрик. Название лесов непосредственно связано с ямщиками села Рогожи, а также с Московской Рогожской ямской слободой. Ям – стан на дороге для перемены почтовых лошадей. (9) Считается, что слово «ям» произошло от тюркоязычного слова обозначающего остановку. Это связывают с тем, что, якобы, ямская гоньба на Руси была организована по татаро-монгольскому образцу в период ига. Однако обратим внимание, что слово «ямщик» производят и из санскрита. «Ямщик – возница, кучер, санскритское jam – управлять, а в сложных словах ездить на чем-нибудь». (10)
По историческим данным ям в селе Рогожи существовал с 1506 года. (12) Во времена Ивана Грозного (1530-1584), вероятно, после взятия Казани в 1552 году была частью восстановлена, частью построена вновь прямая дорога из Москвы на Казань через Рогожи, Владимир и Нижний Новгород. В Москве была создана ямская слобода, ямщики для которой были переведены из села Рогожи. Отсюда и слобода получила название – Московская рогожская ямская слобода. (13) Памятниками этой слободы являются улица Школьная в Москве, которой воссоздали облик XVIII-XIX веков, а также улица Рогожский Вал.
«Да в селе Рогоже 38 дворов охотников Московской ямской слободы, а в них старых оставленных ямщиков с их детьми 92 человека, а ямскую гоньбу гоняют на Москве ж, с рогожскими ямщиками вместе». (14)
В начале XVII века ям в селе Рогожи назывался – «старый Рогожский оставленный ям». Ямщики являлись государственными служащими и наделялись землями, с которых получали доход. Одними из таких земель и были наши Ямские леса, территория которых обозначена на карте
В.С. Кусова. (15)
Надо сказать, что ямщицкая должность, как правило, передавалась от отца к сыну. И вплоть до начала XIX века, а может и позднее, ямщики московской Рогожской слободы имели дома и имущество в Богородске и в селе Успенском. В метрической книге Успенской церкви при пороховом заводе за 1804 год читаем: «Московской рогожской слободы у ямщика Петра Петрова умер младенец Татиана коей от роду было 2 года». (16)
О том, что ямщики из Рогож были переведены в Москву, говорится в материалах XVII века. За 1676 год находим запись: «Московской Рогожской Ямской слободы у ямщиков в Московском же уезде придаточного из старого оставленного яму села Рогож пустоши – пустошь Вражки да пустошь Клестово со всякими угодьями к селу Измайлову в котором году взяты?» (17)
Доможирово
Название происходит от личного имени владельца. При изучении берестяных грамот Великого Новгорода учёные проанализировали имена, встречающиеся в них. Имена делятся на социальные группы: аристократические, боярские, простонародные. Боярам присущи двухосновные имена языческого происхождения. Среди таких имен встречается имя - Доможир. (18)
В «Ономастиконе» С.Б. Веселовского читаем: «Доможир, Доможиров: Доможир, иконописец, 1230 г., Новгород; Доможир Иванович Кучецкий, 1572 г., Новгород; Анкундин Доможир, 1638 г. Москва; Константин Доможиров, 1476 г., его сын Матвей, боярин, Новгород; Гавриил Матвеевич Доможиров, волостель, 1539 г., Балахна; Доможировы, XVI в. и позже, Нижегордский уезд». (19)
Можно предположить, что в древние времена владельцем селения был боярин Доможир, выходец из новгородских земель.
Истомкино
В грамоте «Василия Константиновича Гуся Добрынского митрополиту Фотию на сельцо Васильевское, деревеньку Перегаровскую и пустошь Гнездильцево Москоского уезда» датируемой 1410-1425 гг. читаем: «се аз, Василий Константинович, дал есмь святей Богордице соборной на Москве и господину своему Фотию митрополиту Киевскому и всея России в дом свою вотчину сельцо Васильевское на Рогоже, да деревеньку Перегаровскую, да пустошь Гнездинцево…» (20) Как видим, сельцо передается в церковное владение митрополиту Фотию (? – 1431).
О том, что речь идёт об Истомкино, мы узнаем далее.
В актах конца XVII в. встречаем документ 1695 года, где Гаврила Сурмин пишет патриарху Адриану (1638-1700): «Поместьецо за мною холопом товоим в Московском уезде в Рогожском стану сельцо Васильевское, Истоминское и Чаадаево тож. с пустошьми смежно дьяка с Артемьевою воччиной Степанова с пустошью Арефинскою, да с пустошью Клюшниково…» (21) По смежности земель ясно, что речь идет о существующих и ныне районах – Клюшниково и Истомкино.
Итак, «деревня Васильцова, Истоминская, Чаадаева тож». Все три названия происходят от имен владельцев и относятся к разным историческим периодам.
Первым владельцем сельца Васильевского, впоследствии Истомкино
в начале XV в. был Василий Константинович Гусь Добрынский. Краткие сведения о нём находим в Ономастиконе С.Б. Веселовского. (22) Фамилия происходит от названия села Добрынского, которое находится в Юрьев-Польском районе Владимирской области.
В 1501 г. при митрополите Симоне (? – 1512) «в московском уезде на Рогоже у Клязьмы реки блиско деревня Васильевская, а в ней двор прикащиков, четыре двора крестьянских, пашни две сохи». Данная выписка соотносится с жалованной грамотой 1504 г. тарханно-несудимой [3] великого князя Ивана Васильевича (1440-1505) митрополиту Симону на села и деревни Московского уезда с подтверждениями 1508, 1512 и 1522 годов. «Се яз князь великий Иван Васильевич всея Руси отца своего для Симона митрополита всея Руси, пожаловал есми тех его христиан, которые живут….в митрополичьих селах … да в Рогожском уезде в селе Васильевском и в деревнях». (23) В выписке 1501 г. указан «двор прикащиков». В следующей грамоте 1506 г. митрополита Симона указывается конкретно, кто является его «прикащиком». «От Симона митрополита всея Руси на Рогож Семену Ожерельеву. Как сия моя грамота к тебе приидет, и ты бы ехал часа того в мой в Антоньев монастырь да переписал бы еси монастырское все серебро…» (24)
В 1597 патриарх московский и всея Руси Иов (1525-1607) пожаловал боярина Степана Афанасьева сын Рагозина в Московском уезде на Рогоже на реке на Клязьме «сельцом Васильевским, что было в поместье за Истомою, да за Булгаком, да за Чегодаем Ожерельевыми». (25)
После Семена Ожерельева селом Васильевским владели, видимо, его сыновья: Истома, Булгак и Чегодай. Владение могло перейти к ним вместе со службой московскому патриарху. От имен владельцев и название села - Истоминское, Чаадаево тож. Интересно то, что имя Истома является славянским по происхождению, а имена Булгак и Чегодай – тюркоязычными. Тут можно предположить, что либо Семен Ожерельев был крещеным татарином, либо был женат на татарке, либо имел какие-то другие связи с выходцами из Орды.
Жуково
Памятью о деревне Жуково являются две улицы – 1-я и 2-я Жуковские в районе МОГЭС. В упомянутом документе конца XVII в. о спорном земельном деле Артемия Степанова и Гаврилы Сурмина среди владельцев близлежащих земель упомянут Пешко Жуков. Понятно, что деревня была названа по имени владельца. Можно предположить, что и деревня Пешково за Клязьмой тоже принадлежала ему.
Источники
- Акты феодального землевладение и хозяйства XIV-XVI вв. Ч.1. М., 1951. С. 209-210.
- Протоиерей Г. Дьяченко Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 550.
- https://www.bogorodsk-noginsk.ru/articles/rogozhskie-drevnosti.html
- Протоиерей Г. Дьяченко Там же. С. 226.
- М.В. Степашкин Исады - рождённые в плеске волн. М., 2017. С. 26.
- В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Вып. 6. М., 1868. С. 89.
- Священник Н. Скворцов Уничтоженные в Богородском уезде церкви // Московские церковные ведомости. 1901. № 37. С. 436.
- Археологическая карта Московской области. Ч. 3. М., 1996. С. 44.
- З. Сальникова Тетрадь воспоминаний // Альманах Богородский край. № 1. 1996. С. 27.
- Протоиерей Г. Дьяченко Там же. С. 850.
- А.С. Хомяков Сравнение русских слов с санскритскими. СПб., 1855. С. 67.
- В. и Г. Холмогоровы. Там же. С. 11.
- С. Романюк По землям московских сёл и слобод. М., 1998. Ч.1. С. 503.
- В. и Г. Холмогоровы. Там же. С. 11.
- В.С. Кусов Земли Московской губернии в XVIII в. М., 2004. Т.1. С. 31-71.
- ГБУ «ЦГА Москвы» Ф.2127, оп. 1, ед. хр. 394 Метрическая книга Успенской церкви при пороховом заводе за 1804 г. С. 17.
- Русская историческая библиотека. Т. XXI. Дела Тайного приказа. Кн. 1. СПб., 1907. Стлб. 812.
- А.А. Зализняк Древненовгородский диалект. М., 2004. С. 204.
- С.Б. Веселовский Ономастикон. М., 1974. С. 99.
- АФЗХ Там же. С. 56.
- А. Федотов-Чеховской Акты, относящиеся до гражданской расправы древней России. Т. 2. Киев, 1863. Стлб. 693-704.
- С.Б. Веселовский Ономастикон. С. 92-97.
- АФЗХ Там же. С. 75.
- АФЗХ Там же. С. 128.
- А. Федотов-Чеховской. Там же.
[1] Ономастика (от древнегреческого «ономастик» - искусство давать имена) – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации.
[2] Улица Никанорова названа в память о погибшем в автомобильной катастрофе в 1931 году начальнике пожарной охраны города Ногинска. (11)
[3] Тарханно-несудимая грамота – разновидность русских публично-правовых актов XII-XVII вв., определявших объем финансового и судебного иммунитета феодала. Тархан – слово тюркского происхождения, обозначающее: владетель, свободный от податей, благородный, художник или мастер.
Поделитесь с друзьями