«Представляется - о здоровье и даже жизнеспособности общества свидетельствует, в первую очередь, отношение к людям, посвятившим себя служению этому обществу». Юрий Ивлиев. XXI век

18 апреля 2022 года

Богородский атлас

следующая »

Топонимические заметки

А. Симонов

 

Топонимика (от древнегреческого «топос» - место и «номо» - имя) – раздел ономастики [1], изучающий географические названия – топонимы, их происхождение, смысловое значение, развитие, современное состояние, написание и произношение.

Целью данной публикации является попытка объяснить происхождение названий некоторых сельских населенных пунктов и мест, вошедших некогда в черту современного города Ногинска. Сам город Ногинск (Богородск) произошел от села Рогожи, напоминанием о котором служит улица Рогожская. Множество бывших сёл и деревень сохранили свои названия как районы города. О происхождении некоторых названий, мы и будем размышлять.

Фрагмент карты Богородского уезда 1780-1790 гг.

Фрагмент карты Богородского уезда 1780-1790 гг.

Карта предоставлена Генеалогическим агентством «Литера РУ».

Рогожи

Происхождение названия «рогожи» иногда связывают с растением рогоз, высокой болотной травой, которую путают с камышом. Рогожей называли и грубую хозяйственную ткань из мочала. Можно услышать и о существовавшей когда-то речке Рогожке, впадавшей в Клязьму.

Но, из актов XVI-XVII вв. известно, что Рогожи на Клязьме служили конечным пунктом речного пути с Волги и Оки. И здесь осуществлялась перегрузка товаров с речного пути на сухой. (1) А в чём перевозили основные товары – соль и рожь на Руси в древности? «Рогозина, рогожа – мера емкости, куль, употреблявшийся для измерения соли». (2)

Такие же названия встречаем в других областях России. Деревня Рогожа в Осташковском районе Тверской области расположена на берегу озера Селигер. Деревня Рогожа в Сясьстройском городском поселении Волховского района Ленинградской области на реке Сяси. Все упомянутые Рогожи расположены на водных путях и являлись в древности местом перегрузки товаров, перевозимых в мешках – рогожах.

Наши Рогожи впервые упоминаются в духовной грамоте Ивана Калиты 1336 года. Но, есть основания предполагать первым упоминанием о селении Рогожи в «Сказании о перенесении Владимирской иконы Божией Матери» в 1155 году, как Рогожские поля.(3)

Успенское – Исады

Фрагмент карты села Успенского плана генерального межевания 1773 года.

Фрагмент карты села Успенского плана генерального межевания 1773 года.

Карта предоставлена Генеалогическим агентством «Литера РУ».

В 1753 году владелец села Исады на Клязьме московский купец Г.П. Клюев получил разрешение построить каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. С момента построения церкви в 1756 году село стало называться Успенское. Исады – древнее русское слово означающее ссаживаться, высаживаться, обозначает пристань, прибрежный посёлок. (4) Таких названий в России множество, все они находятся на реках и озёрах. Множество Исад входило в систему водно-сухопутных путей Волго-Окского междуречья и располагалось на землях, входивших в XII-XIII вв. во владениях владимиро-суздальских князей. «Эти описания дают ответ на вопрос о том, почему Исады на Клязьме появились именно вблизи села Рогожи. Они возникли на вершине условного треугольника, образовавшегося исторически приблизительно в середине XII века на пересечении древнего водного «Ростовского пути», сухопутной «Стромынки» и вновь появившегося направления из Владимира в Москву. Исады были самой удобной пересадочной точкой на речном пути по Клязьме к Москве. В них появилась возможность совершить обмен или закупку товаров, идущих по «Ростовскому пути». Например, загрузить северной солью или южным хлебом пустые лодки и отправить их в обратный путь на Владимир полными. Для доставки выгруженного товара в Москву изначально здесь можно было воспользоваться услугами рогожских ямщиков и попасть на Стромынскую дорогу, а со временем те же ямщики проложили до Москвы более короткий путь». (5)

Таким образом, предполагается, что Исады на Клязьме существовали, как и Рогожи, с XII века.

Благовещенье – Тарасово и Мининское

Фрагмент карты села Благовещенского плана генерального межевания 1773 года

Фрагмент карты села Благовещенского плана генерального межевания 1773 года.

Карта предоставлена Генеалогическим агентством «Литера РУ».

«В начале XVII ст. в Московском уезде, в Рогожском стану находились «в порозжих землях» пустоши: Тарасова и Мининская, принадлежащие изстари Степану Сукину и Федору Мячину. В 1628 г. эти пустоши были проданы из Поместного Приказа в вотчину Федору Васильеву сыну Нестерову; он поселил на пустоши Мининской крестьян, которая и обратилась в деревню, в ней числилось в 1646 г. 3 двора задворных людей и 3 двора крестьянских, а потом близ этой деревни на пустоши Тарасовой поставлен им же, Нестеровым, для себя двор и здесь же построена была деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделами, отчего пустошь и стала называться по церкви селом Благовещенским, Тарасово тож». (6)

Посёлок Благовещенье, а ранее село/сельцо Благовещенское имеет название церковного происхождения, т.е. по построенной здесь в первой половине XVII века церкви. Ранее на этом месте существовало селение Тарасово, которое, видимо, вымерло и обратилось в пустошь в период Смутного времени начала XVII века. Очевидно, что название Тарасово происходило от личного имени владельца. Церковь в Благовещеньи стояла до 1785 года. (7) Затем была разобрана и не её месте поставили деревянную часовню с алтарём, вокруг которой было сельское кладбище. Часовня стояла вплоть до 1930-х годов. Сей час на этом месте жилой дом по ул. Поселковой 29б.

Деревня Мининская имеет также происхождение от личного имени владельца. Подобное название археолог А.А. Юшко связывает с одной из деревень землевладения боярского рода Мины. (8) На месте деревни Мининской сейчас находится улица Никанорова [2], в районе, где железнодорожный переезд разделяет улицы III Интернационала и Шоссе Энтузиастов. Часть улицы Никанорова до недавнего времени называлась Минский проезд, в память о существовавшей здесь деревне Мининской.

Ямские леса

Фрагмент карты из работы В.С. Кусова  Земли Московской губернии в XVIII в. М., 2004. Т.3.

Фрагмент карты из работы В.С. Кусова Земли Московской губернии в XVIII в. М., 2004. Т.3.

Это лесной массив начинается сразу за посёлком Благовещенье и районом Успенский и, ограничиваясь рекой Клязьмой, тянется до городов Павловский Посад и Электросталь. Памятью о том, что эти леса когда-то назывались Ямскими, служит Ямской переулок в Благовещеньи и СНТ «Ямские леса» на посёлке Красный Электрик. Название лесов непосредственно связано с ямщиками села Рогожи, а также с Московской Рогожской ямской слободой. Ям – стан на дороге для перемены почтовых лошадей. (9) Считается, что слово «ям» произошло от тюркоязычного слова обозначающего остановку. Это связывают с тем, что, якобы, ямская гоньба на Руси была организована по татаро-монгольскому образцу в период ига. Однако обратим внимание, что слово «ямщик» производят и из санскрита. «Ямщик – возница, кучер, санскритское jam – управлять, а в сложных словах ездить на чем-нибудь». (10)

По историческим данным ям в селе Рогожи существовал с 1506 года. (12) Во времена Ивана Грозного (1530-1584), вероятно, после взятия Казани в 1552 году была частью восстановлена, частью построена вновь прямая дорога из Москвы на Казань через Рогожи, Владимир и Нижний Новгород. В Москве была создана ямская слобода, ямщики для которой были переведены из села Рогожи. Отсюда и слобода получила название – Московская рогожская ямская слобода. (13) Памятниками этой слободы являются улица Школьная в Москве, которой воссоздали облик XVIII-XIX веков, а также улица Рогожский Вал.

«Да в селе Рогоже 38 дворов охотников Московской ямской слободы, а в них старых оставленных ямщиков с их детьми 92 человека, а ямскую гоньбу гоняют на Москве ж, с рогожскими ямщиками вместе». (14)

В начале XVII века ям в селе Рогожи назывался – «старый Рогожский оставленный ям». Ямщики являлись государственными служащими и наделялись землями, с которых получали доход. Одними из таких земель и были наши Ямские леса, территория которых обозначена на карте
В.С. Кусова. (15)

Надо сказать, что ямщицкая должность, как правило, передавалась от отца к сыну. И вплоть до начала XIX века, а может и позднее, ямщики московской Рогожской слободы имели дома и имущество в Богородске и в селе Успенском. В метрической книге Успенской церкви при пороховом заводе за 1804 год читаем: «Московской рогожской слободы у ямщика Петра Петрова умер младенец Татиана коей от роду было 2 года». (16)

О том, что ямщики из Рогож были переведены в Москву, говорится в материалах XVII века. За 1676 год находим запись: «Московской Рогожской Ямской слободы у ямщиков в Московском же уезде придаточного из старого оставленного яму села Рогож пустоши – пустошь Вражки да пустошь Клестово со всякими угодьями к селу Измайлову в котором году взяты?» (17)

Доможирово

Название происходит от личного имени владельца. При изучении берестяных грамот Великого Новгорода учёные проанализировали имена, встречающиеся в них. Имена делятся на социальные группы: аристократические, боярские, простонародные. Боярам присущи двухосновные имена языческого происхождения. Среди таких имен встречается имя - Доможир. (18)

В «Ономастиконе» С.Б. Веселовского читаем: «Доможир, Доможиров: Доможир, иконописец, 1230 г., Новгород; Доможир Иванович Кучецкий, 1572 г., Новгород; Анкундин Доможир, 1638 г. Москва; Константин Доможиров, 1476 г., его сын Матвей, боярин, Новгород; Гавриил Матвеевич Доможиров, волостель, 1539 г., Балахна; Доможировы, XVI в. и позже, Нижегордский уезд». (19)

Можно предположить, что в древние времена владельцем селения был боярин Доможир, выходец из новгородских земель.

Истомкино

В грамоте «Василия Константиновича Гуся Добрынского митрополиту Фотию на сельцо Васильевское, деревеньку Перегаровскую и пустошь Гнездильцево Москоского уезда» датируемой 1410-1425 гг. читаем: «се аз, Василий Константинович, дал есмь святей Богордице соборной на Москве и господину своему Фотию митрополиту Киевскому и всея России в дом свою вотчину сельцо Васильевское на Рогоже, да деревеньку Перегаровскую, да пустошь Гнездинцево…» (20) Как видим, сельцо передается в церковное владение митрополиту Фотию (? – 1431).

О том, что речь идёт об Истомкино, мы узнаем далее.

В актах конца XVII в. встречаем документ 1695 года, где Гаврила Сурмин пишет патриарху Адриану (1638-1700): «Поместьецо за мною холопом товоим в Московском уезде в Рогожском стану сельцо Васильевское, Истоминское и Чаадаево тож. с пустошьми смежно дьяка с Артемьевою воччиной Степанова с пустошью Арефинскою, да с пустошью Клюшниково…» (21) По смежности земель ясно, что речь идет о существующих и ныне районах – Клюшниково и Истомкино.

Итак, «деревня Васильцова, Истоминская, Чаадаева тож». Все три названия происходят от имен владельцев и относятся к разным историческим периодам.

Первым владельцем сельца Васильевского, впоследствии Истомкино
в начале XV в. был Василий Константинович Гусь Добрынский. Краткие сведения о нём находим в Ономастиконе С.Б. Веселовского. (22) Фамилия происходит от названия села Добрынского, которое находится в Юрьев-Польском районе Владимирской области.

В 1501 г. при митрополите Симоне (? – 1512) «в московском уезде на Рогоже у Клязьмы реки блиско деревня Васильевская, а в ней двор прикащиков, четыре двора крестьянских, пашни две сохи». Данная выписка соотносится с жалованной грамотой 1504 г. тарханно-несудимой [3] великого князя Ивана Васильевича (1440-1505) митрополиту Симону на села и деревни Московского уезда с подтверждениями 1508, 1512 и 1522 годов. «Се яз князь великий Иван Васильевич всея Руси отца своего для Симона митрополита всея Руси, пожаловал есми тех его христиан, которые живут….в митрополичьих селах … да в Рогожском уезде в селе Васильевском и в деревнях». (23) В выписке 1501 г. указан «двор прикащиков». В следующей грамоте 1506 г. митрополита Симона указывается конкретно, кто является его «прикащиком». «От Симона митрополита всея Руси на Рогож Семену Ожерельеву. Как сия моя грамота к тебе приидет, и ты бы ехал часа того в мой в Антоньев монастырь да переписал бы еси монастырское все серебро…» (24)

В 1597 патриарх московский и всея Руси Иов (1525-1607) пожаловал боярина Степана Афанасьева сын Рагозина в Московском уезде на Рогоже на реке на Клязьме «сельцом Васильевским, что было в поместье за Истомою, да за Булгаком, да за Чегодаем Ожерельевыми». (25)

После Семена Ожерельева селом Васильевским владели, видимо, его сыновья: Истома, Булгак и Чегодай. Владение могло перейти к ним вместе со службой московскому патриарху. От имен владельцев и название села - Истоминское, Чаадаево тож. Интересно то, что имя Истома является славянским по происхождению, а имена Булгак и Чегодай – тюркоязычными. Тут можно предположить, что либо Семен Ожерельев был крещеным татарином, либо был женат на татарке, либо имел какие-то другие связи с выходцами из Орды.

Жуково

Памятью о деревне Жуково являются две улицы – 1-я и 2-я Жуковские в районе МОГЭС. В упомянутом документе конца XVII в. о спорном земельном деле Артемия Степанова и Гаврилы Сурмина среди владельцев близлежащих земель упомянут Пешко Жуков. Понятно, что деревня была названа по имени владельца. Можно предположить, что и деревня Пешково за Клязьмой тоже принадлежала ему.

 

Источники

  1. Акты феодального землевладение и хозяйства XIV-XVI вв. Ч.1. М., 1951. С. 209-210.
  2. Протоиерей Г. Дьяченко Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 550.
  3. https://www.bogorodsk-noginsk.ru/articles/rogozhskie-drevnosti.html
  4. Протоиерей Г. Дьяченко Там же. С. 226.
  5. М.В. Степашкин Исады - рождённые в плеске волн. М., 2017. С. 26.
  6. В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквах и сёлах XVI-XVIII ст. Вып. 6. М., 1868. С. 89.
  7. Священник Н. Скворцов Уничтоженные в Богородском уезде церкви // Московские церковные ведомости. 1901. № 37. С. 436.
  8. Археологическая карта Московской области. Ч. 3. М., 1996. С. 44.
  9. З. Сальникова Тетрадь воспоминаний // Альманах Богородский край. № 1. 1996. С. 27.
  10. Протоиерей Г. Дьяченко Там же. С. 850.
  11. А.С. Хомяков Сравнение русских слов с санскритскими. СПб., 1855. С. 67.
  12. В. и Г. Холмогоровы. Там же. С. 11.
  13. С. Романюк По землям московских сёл и слобод. М., 1998. Ч.1. С. 503.
  14. В. и Г. Холмогоровы. Там же. С. 11.
  15. В.С. Кусов Земли Московской губернии в XVIII в. М., 2004. Т.1. С. 31-71.
  16. ГБУ «ЦГА Москвы» Ф.2127, оп. 1, ед. хр. 394 Метрическая книга Успенской церкви при пороховом заводе за 1804 г. С. 17.
  17. Русская историческая библиотека. Т. XXI. Дела Тайного приказа. Кн. 1. СПб., 1907. Стлб. 812.
  18. А.А. Зализняк Древненовгородский диалект. М., 2004. С. 204.
  19. С.Б. Веселовский Ономастикон. М., 1974. С. 99.
  20. АФЗХ Там же. С. 56.
  21. А. Федотов-Чеховской Акты, относящиеся до гражданской расправы древней России. Т. 2. Киев, 1863. Стлб. 693-704.
  22. С.Б. Веселовский Ономастикон. С. 92-97.
  23. АФЗХ Там же. С. 75.
  24. АФЗХ Там же. С. 128.
  25. А. Федотов-Чеховской. Там же.

[1] Ономастика (от древнегреческого «ономастик» - искусство давать имена) – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, историю их возникновения и трансформации.

[2] Улица Никанорова названа в память о погибшем в автомобильной катастрофе в 1931 году начальнике пожарной охраны города Ногинска. (11)

[3] Тарханно-несудимая грамота – разновидность русских публично-правовых актов XII-XVII вв., определявших объем финансового и судебного иммунитета феодала. Тархан – слово тюркского происхождения, обозначающее: владетель, свободный от податей, благородный, художник или мастер.

следующая »

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.