Тридцать третий Герой Орехово-Зуева…
Десятки лет за ним гонялась смерть. Он стал Победителем при жизни и Героем посмертно
Евгений Голоднов
В нынешний Год 80-летия начала Великой Отечественной войны краеведы Орехово-Зуевского округа документально подтвердили, что нашим героем-земляком является Григорий Антонович Агеев, чьё имя известно и уважаемо в России. И только в Орехово-Зуеве до недавнего времени было почему-то незаслуженно забыто.
По мнению исследователей, Агеев достоин, чтобы стать в ряд с другими тридцатью двумя героями-земляками, а посвящённый Агееву новый памятный стенд только украсит Аллею Героев у Привокзальной площади. Здесь, кстати, имеется для этого свободное место.
С 24 октября по 5 декабря нынешнего года в Туле запланированы познавательные, культурно-массовые, патриотические мероприятия, посвящённые 80-летию со дня героической обороны города и 45-летию со дня присвоения ему звания «город-герой». Григорий Агеев – один из главных героев событий 41-го в Туле.
Г.А. Агеев. Из архива МО РФ
Благодаря инициативе молодого энергичного коллеги-краеведа из города Куровское Михаила Евгеньевича Рыбина летопись героев Орехово-Зуевского округа пополнилась ценными документами о деятельности героя Агеева из Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). Они подтверждают факты плодотворной деятельности выдающегося общественного и партийного деятеля, Героя Советского Союза на территории Московской и Тульской областей, на Дальнем Востоке, Украине…
Своими уникальными документами об Г.Агееве при поддержке губернатора Тульской области Героя России Алексея Дюмина и министра культуры региона Татьяны Рыбкиной с орехово-зуевскими краеведами поделились и сотрудники Государственного архива Тульской области.
Будущий Герой Григорий Агеев родился в 1902 году в многодетной бедной семье (шесть детей), где родители были простыми рабочими. Поэтому и Агеев рано узнал настоящую цену труду. Помогал отцу на строительных работах. Как и Агеев-старший освоил специальность каменщика. Когда Грише исполнилось тринадцать, семья Агеевых переехала на Украину, в Донбасс. Там юноша устроился на местные предприятия разнорабочим. В 1916 г. подросток окончил пятимесячное начальное училище в Москве. Отец его скончался от тифа в 1919-м, когда Григорию исполнилось всего семнадцать.
В подростковом возрасте, с тринадцати лет, Г.Агеев активно участвует в Первой мировой. В Царской армии он воевал в составе 41-о и 42-го Сибирского, а также 209-го Богородского полков – добровольцем-разведчиком, пулемётчиком. За годы Первой мировой Г. Агеев стал полным Георгиевским кавалером, ему присвоено звание старшего унтер-офицера.
Царские офицеры и даже генералы уважали храброго солдата-подростка. На мундире Агеева сияли все четыре солдатских Георгиевских креста. Давайте вспомним, что Георгиевские кресты носили многие наши выдающиеся военачальники. И легендарный Василий Чапаев и маршал Советского Союза Семен Будённый. Георгиевскими крестами отмечены за храбрость и боевые заслуги маршалов Георгия Жукова и Константина Рокоссовского.
С начала революционных событий в Москве пятнадцатилетний Агеев воюет в составе Первой московской рабочей дружины рядовым красногвардейцем. Всю гражданскую Григорий Агеев служил в рядах Красной Армии. Воевал на Калединском, Петюровском и Деникинском фронтах.
Служил помощником военного комиссара Третьей кавалерийской дивизии 14-й армии на Южном фронте, комиссаром школы младшего командирского состава Пятого Червонно-Казачьего полка в городе Проскурове, продкомиссаром в городе Сосновске Черниговской губернии, руководителем подразделений по борьбе с бандитизмом... Доблестно воевал в разведке, несколько раз был тяжело ранен.
Шестнадцатилетнего красноармейца ранило в голову на калединском фронте ещё в 1918-м. В марте 1918 г. вступил в ряды ВКП (Б). Вскоре он попал в плен к австро-германцам, но при отправке в Германию благополучно бежал. Оказался вновь на Украине, на Донбассе вместе с отцом (которого революция сделала активным партработником) занимался в организации большевиков подпольной деятельностью.
В тылу Агеев никогда не отсиживался, воевал на передовой, партизанил на Украине – в Юзово-макеевском партизанском отряде выполнял обязанности разведчика. Часто посещал районы, занятые белогвардейцами, доставлял деньги семьям партизан… Помимо родного русского Агеев хорошо владел ещё двумя языками – украинским и польским. И это ему тоже помогало и на войне и в мирной жизни…
Когда нашего земляка тяжело ранили в третий раз, командование отправило его лечиться сначала в Калугу, потом в Кострому. Пробыв в госпиталях, вновь вернулся в родной Донбасс. Но на передышку времени не было — в России ещё вовсю полыхала «гражданская». Агеева постоянно посылали в горячие точки страны. Так весь 1920-й год он провёл в борьбе с «махновцами», потом помогал решать острые вопросы по снабжению населения продовольствием.
После гражданской войны перешёл на партийную деятельность.
В 30-е Агеев работал инструктором МГК ВКП (б), затем – заведующим орготделом Московского областного бюро МК ВКП (б), секретарём Скопинского райкома партии в Подмосковье, начальником Главугля Наркомата топливной промышленности СССР, Уполномоченным НКТП СССР на Дальнем Востоке. В годы «гражданской» Агееву довелось потрудиться в качестве военкора. А в 1928 г. ЦК ВКП (б) Украины его направили на Днепрострой заведующим райкома партии по вопросам агитации и пропаганды, здесь он выполнял и функции редактора районной газеты.
Активно участвовал в восстановлении рудников Донбасса, строительстве Днепрогэса, проведении коллективизации, строительстве шахт Дальнего Востока и Подмосковья.
Около двух лет – с февраля 1936 по сентябрь 1937 гг. – по решению Московского областного Комитета ВКП (б) находился на партийной работе в Орехово-Зуеве. Был, можно сказать, первым лицом города и района – работал первым секретарём Орехово-Зуевского городского комитета ВКП (б). Семья Агеевых (супруги плюс трое детей) согласно архивным документам, в то время проживала в г. Орехово-Зуево на Ленинской улице, дом 111, квартира 27.
Есть сведения, что талантливую участницу Орехово-Зуевского аэроклуба, будущего Героя Великой Отечественной войны, единственную женщину лётчика-штурмовика в авиации ВМФ СССР Лидию Шулайкину (1915-1995 гг.) всячески поддерживал в 1936-1937 гг. именно Григорий Агеев.
Об этом мне в своё время рассказывал Виктор Александрович Галушкин (1940-2020 гг.), ветеран Вооружённых Сил СССР, полковник, кавалер ордена Красной Звезды, работавший в советское время в правительстве Республики Крым. Мы с ним несколько лет поддерживали дружеские отношения, общались по краеведческим вопросам. В Ветеран приезжал ко мне в районный краеведческий музей в Ликино-Дулёво, где я работал методистом, выступал по моей просьбе перед молодёжью, посетителями музея, на Дулёвском фарфоровом заводе, где в 1930-е работал партийным руководителем его отец Александр Иванович Галушкин (1903-1942 гг.).
Галушкин был близким соратником Агеева по партийной работе в Орехово-Зуеве и Орехово-Зуевском районе. Он, как и Агеев, совершил свой подвиг в годы войны. Служил военным контрразведчиком Черноморского флота, батальонным комиссаром, майором госбезопасности. Являлся одним из главных организаторов легендарного Евпаторийского десанта (воспетого в начале 1970-х Владимиром Высоцким) и героем Крымского подполья, героически погиб весной 1942-го в неравном бою с фашистами…
Большевик Агеев в 30-е чудом избежал репрессий. По свидетельству его дочерей Клары Григорьевны и Татьяны Григорьевны, у него был серьёзный конфликт с весьма влиятельным соратником Сталина и членом Политбюро ЦК ВКП (б) Лазарем Кагановичем. Тем не менее, как известно из архивных документов, именно Каганович назначил Агеева в сентябре 1937 г. на ответственную должность начальника Главугля Наркомата топливной промышленности СССР.
Так что после Орехово-Зуева Григорий Антонович переключился на хозяйственную работу, где также проявил свою кипучую созидательную энергию.
В 1939 г. Наркомат тяжёлой промышленности направил Агеева на Дальний Восток. В качестве уполномоченного по восстановлению и строительству новых угольных шахт. Он вступил в должность управляющего трестом Бурейшахтострой.
Здесь на реке Ургал планировалось построить двенадцать шахт. Необходимо было создать топливную базу для обслуживания Байкало-Амурской магистрали, для развития промышленности Дальнего Востока. Многое приходилось начинать с нуля. Для прорыва понадобились руководители агеевского масштаба.
Однажды ветеран «Бурейстроя» Фёдор Лештаев вспомнил одну из историй с Агеевым, где проявился его истинный человеческий характер.
«Десятого октября 1939 года приехало с Хабаровска начальство: Агеев Григорий Антонович, Гуськов Александр Михайлович… 11 октября я на автомашине повёз своих пассажиров… Агеев встал на восход солнца, перекрестился. «Поехали, - сказал, - с Богом». Мне стало смешно. А он заметил: «Почему Федя смеется? Это меня бабушка учила и несмотря, что я тяжёлую войну прошел, это мне помогало».
Друг и соратник Агеева - Александр Михайлович Гуськов (1906-1980) - первый директор разреза «Назаровский», полный кавалер знака «Шахтёрская слава», кавалер ордена Ленина до конца жизни был признателен Агееву за его человеческие «уроки.
Александр Гуськов был и сам, как и Агеев, смелым руководителем, доверял людям, уважал и ценил их за знания и умения.
В 1939 г. мирную плодотворную деятельность Агеева высоко оценило правительство – неутомимого труженика удостоили ордена Трудового Красного Знамени.
Началась Великая Отечественная. Г.А. Агеев, работавший в то время начальником управления нового шахтного строительства, 26 июня 41-го обратился к очень влиятельному тогда секретарю ЦК ВКП(б) Георгию Маленкову с просьбой отправки его на фронт. В письме к Маленкову (оно сохранилось) он упоминает и свою партийную деятельность в Орехово-Зуеве… Видимо, Георгий Максимилианович, являвшийся к тому времени ещё и членом Главного Военного Совета РККА и Государственного комитета обороны, одним из ближайших соратников Сталина, нашёл весомые аргументы, чтобы Агеев остался в тылу и выполнял задачи оборонного характера. И Маленков не ошибся в давнем соратнике по партии.
Письмо Г. Маленкову от Агеева с просьбой на фронт Ф. П-3039 Оп. 1 Д. 11. Л. 62
С того обращения минуло чуть меньше месяца и 22 июля Григорий Антонович назначается командиром отряда народного ополчения Черепетского района Тульской области. А ещё через два месяца, 28 октября, Постановлением Тульского городского комитета обороны Агееву доверили ответственнейшую должность комиссара Тульского рабочего полка (до него были и другие кандидатуры высокопоставленных чиновников, но они не оправдали возложенных на них задач). Всего лишь три дня пробыл Агеев на этом посту, но они стали героическими – и в истории и в памяти участников тех событий.
Известно, что в своих воспоминаниях Маршал Победы Георгий Жуков подчеркнул особое упорство и мужество при защите Тулы в первые месяцы войны Тульского рабочего полка во главе с командиром полка, капитаном госбезопасности Анатолием Петровичем Горшковым и комиссаром Григорием Антоновичем Агеевым. Этот полк понёс большие потери, вспоминал маршал, но не пропустил врага в родной город.
Командир Тульского рабочего полка Анатолий Петрович Горшков
Почётный гражданин Тулы, генерал-майор КГБ, кавалер десяти орденов А.П. Горшков (1908-1985 гг.) оставил подробные воспоминания о боевых действиях Тульского рабочего полка, о Г.А. Агееве.
«Товарищ Агеев прибыл в полк 29 октября вечером, имея уже некоторые данные о продвижении врага, мы провели совещание командного состава полка и поставили задачи на оборону, — писал в своих воспоминаниях командир Тульского рабочего полка А. Горшков, — а утром 30 октября полк вступил в бой».
Времени на то, чтобы освоиться на новом месте, познакомиться с бойцами у Агеева практически не оставалось. В первом же бою Г.А. Агеев проявил мужество и умение руководить бойцами.
Григорий Антонович «всегда скромный и деятельный, … сразу же взялся за практическую работу по сколачиванию в боевые подразделения всех истребительных батальонов, сведенных в рабочий полк». Это из книги И. Исаева «От Тулы до Кенигсберга».
«30 октября во время боя своим личным примером и отвагой воодушевлял всех бойцов и командиров комиссар полка т. Агеев под сильным огнем противника, не жалея своей жизни перебегал от одного подразделения к другому, давая точные указания и сам становился в ряды первых, вел бойцов в бой против фашистских варваров. Так, спасая жизнь одного русского бойца от вражеской пули в 17 часов 30 октября, он был убит, а я ранен в руку». Это воспоминания Павла Павловича Лисицы, бойца первой роты третьего батальона.
«30 октября 1941 г. в 8 утра встали немецкие танки, подняв на нас ураганный пулеметный огонь трассирующими пулями. В это время как из-под земли явился комиссар полка т. Агеев, он сказал: товарищи бойцы, не бойтесь, смелее, приготовьте гранаты, ближе подпускайте танки» (из воспоминаний комбата полка Е. И. Хохлова).
30 октября началось наступление немецких танков на позиции Тульского рабочего полка по парку Осоавиахима на южной окраине Рогожинского посёлка. Одна из двух фашистских штурмовых групп пыталась прорваться в город через посёлок Красный Перекоп.
Согласно официальной версии, политработник Агеев находился на передовой, беседовал с командирами и бойцами, поддерживал ещё необстрелянных новичков, а в трудные минуты сражения брал винтовку и сам ходил в контратаку, воодушевляя личным примером бойцов.
Около трёх часов дня, когда фашисты в очередной раз усилили натиск, Агеев заметил, что под угрозой оказался медицинский пункт, в котором находились раненые. Комиссар с группой бойцов под обстрелом лично выносил и выводил раненых с поля боя. Семь раз бесстрашный Агеев предпринимал вылазки, спасая жизнь своим боевым товарищам. На восьмой раз героя смертельно ранили пулемётной очередью. Было ему всего тридцать девять лет…
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года в канун 20-летия Победы нашему земляку Григорию Агееву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм».
Через полвека, в 2016 году, по личной инициативе губернатора Тульской области А.Г. Дюмина боевой соратник комиссара Агеева А.П. Горшков был посмертно удостоен звания Героя России.
Героизм защитников Отечества забвению не подлежит. И в этом, видимо, главная историческая справедливость нашего времени.
Поделитесь с друзьями