Учебник истории для наших студентов
В аннотации к двухтомнику некоего Л. С. Васильева «История востока» (в 2 томах. Учебное пособие по специальности «История». – М. Высшая школа. 1993), читатель или, скорее всего, студент ВУЗа предупреждается: «Предлагаемое издание принадлежит к числу учебников нового поколения, свободных от идеологической заданности». Автор учебного пособия обрушивается на идеологию марксизма и социализма, противопоставляя последним идеологию капитализма и свободного рынка, а пресловутая идеологическая заданность осталась непреодоленной. Автор «поменял шило на мыло» - как говаривали простые люди, не обремененные учеными степенями. Он же в заключении своем пишет: «… человечество несет с собой в третье тысячелетие тяжелый груз нерешенных проблем». Если представить себе гипотетически этот груз в виде воза с булыжниками, то на один булыжник этот воз полегчал, он брошен рукой автора в нашу Советскую Родину.
«Для полпотовцев, ориентированных на ценности марксистского социализма, жизнь человека ничего не стоила: чтобы не тратить пули, людей убивали лопатами и иными подручными средствами, морили голодом, не говоря уже об изощренных издевательствах…» (с. 394).
«… Монголы терпеливо и вынужденно ждали часа своего освобождения [от марксистско-социалистической модели развития] и в этом смысле мало чем отличались от любой из азиатских республик СССР» (с. 398).
«…развитие по марксистско-социалистической модели оказалось в конечном счете экономически неэффективным и социально деструктивным как для стран конфуцианской традиции, так и для стран буддистских. Печальный итог в обоих случаях однозначен, как одинаково несомненно и то, что теперь уже выбраться из ямы, куда они попали в результате эксперимента, все те страны, о которых идет речь, могут лишь при решительном курсе на развитие рыночно-частнособственнической экономики» (с. 400).
«…обратим преимущественное внимание на то, что колониализм и затем колониальный капитал во всех его модификациях сыграли решающую роль внешнего фактора, мощного импульса извне, не просто пробудившего традиционную структуру Востока, но и придавшего ей новый ритм поступательного развития» (с. 412).
«…отсутствие человеческого достоинства в европейском смысле этого слова играет весьма немаловажную роль в создании определенных социопсихологических установок, замедляющих процесс адаптации населения к еврокапиталистическому стандарту и даже препятствующих выработке таких личных качеств и личностных отношений, без которых упомянутая адаптация просто невозможна» (с. 433).
«… Китайские коммунисты и Коминтерн еще в 30-х годах создали это поле (идеологическое поле напряжения), которое в условиях политической нестабильности, вызванной поражением Японии и советской оккупацией, и становившегося все более очевидным вакуума силы сыграло в 1949 году, как несколькими годами ранее во Вьетнаме, решающую роль.
Китай, как и Вьетнам, оказался лишенным иммунитета по отношению к идеям коммунизма именно потому, что цивилизационно был податлив для соответствующих настроений. Нечто подобное произошло и в оккупированной советскими войсками Северной Корее, хотя здесь вообще не стоило бы говорить о каком-либо выборе и об активной роли масс: режим коммунизма был жестко навязан Корее оккупантами и их ставленниками во главе с Ким Ир Сеном» (с. 455).
Поделитесь с друзьями