В Дрезне
Е.Маслов
Из «Википедии»:
«Дрезна возникла в 1897 году как посёлок при прядильно-ткацкой фабрике. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 октября 1940 года Дрезне был присвоен статус города районного подчинения.
Практически всё развитие города и жизнь его жителей до 90-х годов XX века были связаны с Дрезненской прядильно-ткацкой фабрикой, где работало большинство местных жителей. Их дети учились в ПТУ (ранее ФЗУ, фабрично-заводском училище) при фабрике и приходили на смену своим родителям. Отсюда же дрезненцы уходили на фронт в годы Великой Отечественной войны».
Давно уже не бывал в Дрезне, захотелось съездить, посмотреть город, поговорить, если удастся, с жителями. Была еще одна причина для поездки – посмотреть, не сохранились ли образцы дореволюционных тканей, выпускавшихся здесь известной фабрикой Зиминых.
Итак, путь не долог: Ногинск – Фрязево – Дрезна. Электричкой всего около 40 минут. Насторожило то, что при выходе в город нет ставших привычными турникетов. Оказалось, что и железнодорожной кассы нет. Здание вокзала – построено еще до революции – пустынно. Выглядит, скажем прямо, одиноко и, как бы, не нужным. Лет сорок назад здесь был довольно приличный ресторан, может быть – буфет, но кормили прилично. Не удивительно, это общая закономерность – железная дорога повсеместно перестала заботиться, в этом смысле, о путешествующих. А ведь часто и нужен только стакан горячего чая с горячим пирожком. Но бизнес на этом, видимо, не сделаешь…
Впечатление некой заброшенности будет потом подтверждаться уже в самом городе. Магазин «Колбасы» напротив вокзала – две трети прилавков совершенно пусты, продавцу явно не интересен случайно зашедший человек. Рядом два кафе – одно совершенно пустое с пустыми полками бара – сотрудники подкрепляются, разложив на кухонной плите свой обед. У другого кафе светится «зазывная» вывеска, но дверь закрыта и даже ручки снаружи нет.
Суши-бар «Япончик»
Иду дальше – вот и старые фабричные корпуса… Везде надписи: «аренда», названия различных мелких услуг, даже некое заведение с названием «Япончик». Может быть, в память об известном «авторитете»? Зайти побоялся – не из-за названия, а из-за внешнего вида заведения.
Останавливаю редких прохожих, спрашиваю о фабрике – работает ли она? Не знают, некоторые явно не хотят разговаривать. Но, вот и счастье – пенсионеры, муж и жена. Это самые надежные наши «путеводители»: фабрика дано уже не работает, ее помещения сдаются в аренду разным мелким производителям. Странно, что среди арендаторов не названы «иностранцы» - представители бывших республик СССР. Названа еще одна особенность города – во главе администрации никогда не стояли «пришлые» чиновники – всегда из местных. Прямо скажем – случай для нашего времени редкий и положительный.
О тротуарах лучше не говорить – их не умеют чистить не только в этом городе, но и в столицах… В советское время, помню, у нас в Ногинске каждый метр тротуара был расписан за ответственными предприятиями, заведениями, лицами… А сейчас даже у магазинов, которые не могут не быть прибыльными, все рассчитано на «высшие небесные силы» - авось растает же, наконец, снег и лед…
Старые рабочие казармы
Сохранились здания бывших рабочих казарм. Внешнее впечатление такое, что они поддерживаются в «рабочем» состоянии. Вот и бывшая, по словам той же семейной пары, дача Зиминых. Когда-то здесь размещался детский сад, сейчас – жилье.
Оказалось, что в городе не стало никаких учебных заведений профессионального образования – только средние школы. Забота «высшей» власти о модернизации нашей отечественной промышленности еще не распространилась, видимо, на столь далекие от столицы местности.
Водонапорная башня
Городская достопримечательность – водонапорная башня, внушительное сооружение из железобетона и крупных стеновых блоков. Администрации придется, не долог час, задуматься либо о восстановлении, либо о демонтаже башни. Оконные проемы раскрыты, арматура железобетона во многих местах оголена, в стенах трещины. Но ощущение грандиозности пока еще не ушло…
Рядом церковь, явно – «новодел». Сразу видно, что архитектор не сильно утруждал себя поисками какого-то совершенства, изучению традиций русского храмового зодчества… Таков же и дом священника. Благо, что соблюдена давняя традиция и его дом не возвысился над храмом. Что касается архитектуры, сейчас это общая тенденция. У нас в Ногинске провели конкурс для детей младшего возраста и по рисунку одного из победителей раскрасили боковой фасад городского театра… И ничего – терпим же и привыкли.
Памятник И. Н. Зимину
И вот, наконец, главная цель поездки – местный Дом культуры, назван он несколько иначе – «Центр культурного развития», но нам более привычны старые названия… Сразу попал в какой-то особый мир доброжелательности. Странно и не привычно – нет «зычной», обычно, охраны. Как старого знакомого встретила меня Лидия Викторовна Рожнова. Несмотря на разные мероприятия, проходившие в здании, массу снующих детей разных возрастов, Лидия Викторовна нашла время для разговора о краеведении, истории города… Говорили о печальной судьбе музейной экспозиции, которая была на фабрике. Я и сам видел ее лет тридцать тому назад. Случился пожар и от нее не осталось, практически, ничего. Явление для нынешнего времени не новое… Часто бывают и рукотворные разорения. У нас на Глуховском комбинате, «родственнике» местной «Зиминской» мануфактуры, большая часть «Музея трудовой и воинской славы» попала, к счастью, в городской музей, но наиболее ценные художественные экспонаты «власть имущие» сохранили для себя.
Из экспозиции «Общий вид фабрики»
Из экспозиции «Групповая фотография 1925 года»
Надо отдать должное немногим подвижникам, в числе которых и Лидия Викторовна, которые хоть что-то сохранили. Мне показали немногие экземпляры газеты «Текстильщица», с десяток фотографий, альбомы школы рабочей молодежи, профессионального училища, разные памятные документы былой трудовой славы фабрики. Дети, которые при нашем разговоре всегда были рядом, проявили живой интерес и к нашему краеведческому разговору, и к разным предметам прошлого…
Лидия Викторовна у одного из стендов
Для сохраненных экспонатов надо бы отвести отдельное помещение в клубе, выстроить экспозицию и, главное, сохранить память о многих поколениях, которые трудились на фабрике, жили ее трудностями и успехами, защищали свою Родину, создавали семьи, растили детей… И права Лидия Викторовна – экспозиция должна быть постоянно доступна для детей и взрослых, она, дай Бог, будет пополняться и примет на себя почетную функцию сохранения памяти в высшем смысле этого слова… Слава Богу, общение с Лидией Викторовной, сотрудниками Дома культуры, и, конечно, с детьми, заставило меня забыть о печальном и позволило подумать: может быть и правда, наш краеведческий труд не напрасен!
Образцы тканей Глуховского комбината им. В. И. Ленина
Дети готовят игрушки к «Масленице»
2-го марта 2019 г.
Поделитесь с друзьями