К 75-летию Великой Победы.
Василий Иванович Бирюков (1912 - 1989). Павловский Посад
Василий Иванович Бирюков
Перед нами автобиография одного из защитников нашей Родины – Василия Ивановича Бирюкова, простого русского парня из простой рабочей семьи Павловского посада. Попробуем восстановить его жизненный путь – путь комсомольца, коммуниста, воина… (Фрагменты Автобиографии воина даны курсивом; сама автобиография, другие документы и фотографии воина предоставлены его внуком - Александром Бирюковым; тексты редакции, большей частью почерпнутые из интернета, в том числе сайта "Память народа" и различных форумов - обычный шрифт):
«Родился 28 февраля 1912 года в гор. Павловский Посад М. о. в семье рабочего.
Родители до 1917 года работали на Павлово-Покровской фабрике – отец чернорабочим, мать кухаркой при общежитии фабрики.
После 1917 года отец работал чернорабочим, умер в 1928 году, мать – домохозяйка, пенсионерка, умерла в 1949 году.
Я в 1928 году окончил семилетку и поступил в школу ФЗУ при Павлово-Покровской фабрике, которую окончил в 1930 году по специальности ткача и проработал в этой фабрике до 1932 года. В 1932 году комитетом комсомольской организации был послан на учебу в авиационный техникум города Тушино, который окончил в 1937 году».
Павлово-Покровская фабрика (быв. Русско-Франц. анонимного общества), крупнейшее предприятие Павловского Посада, сразу же вслед за национализацией в конце 1918 года остановилась. Из 4 тысяч рабочих осталось только 273. Текстильщики города за неимением работы массами выезжали в другие губернии за хлебом и другими продуктами. В городе в эти годы было около 4-х тысяч безработных, жители покидали его в поисках работы. В 1919 году из Павловского Посада выехало только текстильщиков 7039 человек. За три послереволюционных года население города сократилось вдвое. Благодаря энергичным мерам революционного правительства, в значительной мере – Виктора Павловича Ногина, осенью 1922-го года Павлово-Покровская фабрика начала работу. Стремление рабочих восстановить производство было так велико, что зарплата первого месяца ушла на приобретение хлопка, второго месяца – на топливо. К 1 октября 1924 года на фабрике уже работало 5769 человек. В 1927 году фабрика войдет в число лучших прядильных предприятий страны по итогам Первого Всесоюзного конкурса. В самое тяжелое время – в марте 1919 года, на Павлово-Покровской фабрике был создан союз коммунистической молодежи.
«По окончании учебы был командирован на работу в Азово-Черноморское управление ГВФ в г. Ростов-на-Дону, где по специальности радио-электро-свето техника проработал до июля 1938 года. После был переведен на работу в г. Москву, центральный аэропорт, где проработал до декабря 1940 года».
Азово-Черноморско-Кавказское управление ГВФ было создано в 1934 году в ходе реорганизации всего Гражданского воздушного флота Советского Союза и обслуживало одно из труднейших районов страны с труднодоступной гористой местностью и значительными морскими районами, где особо ценились функции навигации и связи.
История же Центрального аэропорта на Ходынском поле началась еще в 1918 году с организации на нем «летучей лаборатории», в которой под руководством Жуковского проводили опыты и исследования по аэродинамике и воздухоплаванию. Впоследствии на Ходынке был создан научно-опытный аэродром Главвоздухфлота. А несколько позже рядом с площадкой разместились основные авиационные конструкторские бюро и авиазаводы. С 3 мая 1922-го года летное поле получило статус Центрального аэродрома, а тогда же начались первые пассажирские перевозки. Это были рейсы Москва-Кенигсберг-Берлин. Через год крылатые машины начали курсировать и внутри страны – появились воздушные трассы из Москвы в Нижний Новгород. Расстояние в 420 километров четырехместные аэропланы АК-1 преодолевали за два с половиной часа. В 1931-м году на Центральном аэродроме появилось первое здание аэровокзала, которое в то время было одним из самых больших в мире. В 1936 году воздушную гавань реконструировали, построили бетонную взлетно-посадочную полосу. После войны, когда гражданские аэродромы перенесли во Внуково и другие места, основной задачей летного поля на Ходынке стало испытание новых самолетов.
«В декабре 1940 года командованием Аэрофлота был командирован в Западный Китай на международную авиационную линию «Хамиата», где прослужил до марта 1942 года».
Паспорт во время работы в Китае
Советско-китайская авиакомпания была образована в конце 1930-го года и получила свое название от двух городов: Хами – в Китае, и Алма-Ата – тогда столица Казахской СССР. Основной маршрут полетов Алма-Ата – Урумчи – Хами и действовал он до 1943 года, выполнялись также рейсы в Чунцин, Нанкин, Шанхай… В условиях, когда Китай сам не мог реально обеспечить защиту своих национальных интересов в своей западной провинции - Синьцзяне, Советский Союз помог ему сохранить провинцию в составе государства. Иначе говоря, Москва частично выполняла те функции, которые должно было выполнять само китайское государство. Это обстоятельство представляется тем более важным, что в середине 30-х гг. губернатор провинции генерал Шен Шицай неоднократно ставил перед правительством советского государства вопрос о выходе Синьцзяна из-под юрисдикции Китая и вхождении его в состав СССР. Еще в 1931 году Япония напала на Китай, захватила Манчьжурию, создала там плацдарм для дальнейших захватов и в июле 1937 года начала полномасштабная интервенция на остальные территории Китая. Ситуация в Китае стала стремительно ухудшаться, США и Англия отказались поддержать Китай в его борьбе с агрессором, Советским Союзом предпринимается комплекс мероприятий, направленных на оказание экономической и военно-технической помощи китайскому народу. В этой обстановке работа авиалинии «Хамиам» приобретает особое значение.
Условия полетов были трудные, преобладала гористая местность, большой помехой были сильные ветры в пустыне Гоби. Летчик Дорохов из авиаотряда, который располагался в городе Урумчи, вспоминал: радиосредств для самолётовождения в плохую погоду было мало, радиопеленгаторы, находившиеся в распоряжении прислужников Чан Кай-ши, саботировали полёты наших лётчиков, не отзывались на свои позывные, если слышали их с советского самолёта.
Убедившись в тщетности надежд на помощь в борьбе с Японией со стороны Лиги Наций, Англии Франции и США, Чан Кайши в поисках союзников направил свои усилия на улучшение отношений с Советским Союзом. Предприняв шаги, направленные на поиски сотрудничества с советским государством, китайское руководство нашло в Москве понимание и готовность к встречным действиям.
С 1937 по 1942 гг. в Синьцзян и Китай было направлено до 5000 советских военных специалистов, инструкторов и летчиков-добровольцев. Для более оперативной доставки к линии фронта особо важных грузов, необходимых военных материалов, а так же направлявшихся в Китай советских инструкторов, советников и специалистов весной 1939 года между главным управлением гражданского воздушного флота СССР и министерством коммуникаций Китайской Республики было подписано проектное соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между Советским Союзом и Синьцзяном. Для этого и организовывалась китайско-советская авиационная компания «Хамиата».
После начала Великой Отечественной войны ситуация в отношениях советского государства с Китаем в целом, и провинциальным правительством Синьцзяна, в частности, стала быстро меняться в худшую сторону. Под впечатлением крупных поражений Красной Армии от войск фашисткой Германии Чан Кайши и его окружение пришли к ошибочному выводу о неизбежности поражения и краха Советского Союза. В результате к началу 1943 г. практически все торгово-экономические и политические связи СССР и Синьцзяна были прерваны, все советские специалисты и преподаватели, работавшие в Синьцзяне, покинули Китай.
«По возвращении из-за границы был направлен на службу в Северо-кавказскую особую авиагруппу в городе Керчь и после этого до конца демобилизации конца 1957 года находился в рядах СА».
Особая авиагруппа в Керчи подчинялась 3-й особой авиавоздушной дивизии связи Гражданского воздушного флота, которая директивой Генштаба от 10 декабря 1942 года была образована из Особой Авиационной Группы ГВФ, с этого дня и до 9-го мая 1945 года дивизия состояла в действующей армии. Месторасположение штаба дивизии – на аэродроме, недалеко от Верхнего Мячково Московской области. В годы Великой Отечественной войны самолеты дивизии выполняли полеты в тыл врага для доставки партизанам грузов, осуществляли выброс десантных групп, вывозили за линию фронта раненных, доставляли важные донесения в Генштаб, обеспечивали связь. Самолеты в подразделении – разные, были и такие, о которых составлена байка: «Изрешеченный вражескими пулями самолет благополучно приземлился на родном аэродроме, пилот поднялся и отряхнул с себя его остатки…». 10-й авиационный полк связи ГВФ, в котором служил Василий Иванович, принимал участие в боевых операциях с 10 декабря 1942 года до окончания войны.
Керченская авиагруппа выполняла сложную задачу обеспечения поддержки сухопутных войск, защищавших Крым, Севастополь… Прикрытие боевых кораблей, снабжение войск оборонительного района и эвакуация раненых морским путем превратились в сложную проблему. Нехватка самолетов и большая протяженность морских путей сильно усложняли задачу, делали ее исключительно трудной. Там, где кончались возможности истребителей, использовались колесные бомбардировщики и летающие лодки МБР-2, которые одновременно несли противолодочную оборону. Они спасали экипажи колесных самолетов, вынужденно севших на воду. Впервые на этом участке фронта были использованы в качестве ночных бомбардировщиков самолеты У-2. Превосходящие силы противника, в том числе и в воздухе, сломили сопротивление Красной армии и 19 мая 1942 года враг ворвался в Керчь. После захвата Керченского полуострова немцы стянули к Севастополю почти все силы и стали готовиться к решающему штурму. Трагедия обороны Севастополя обернулась для многих его защитников годами фашистского плена.
Затем в послужном списке Василия Ивановича оборона Сталинграда и вошедшая в историю Сталинградская битва. Затем победоносное движение войск к западным границам страны и уже с 1944-го года гвардии старший техник-лейтенант, заместитель старшего инженера по специальным службам В. И. Бирюков 10-го авиационного полка 3-ей отдельной авиадивизии связи воевал в составе 2-го Белорусского фронта участвует в Полесской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. О службе полка свидетельствуют сухие строчки ежедневных боевых донесений: «Связь: проводная, радио – устойчивая и самолетами связи», за которыми и жизнь и смерть, победы и поражения…
«Имею правительственные награды:
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За боевые заслуги»
Медаль «За оборону Кавказа»
Орден Отечественной войны II степени
Орден «Красной Звезды»
Медаль «За победу над Германией».
В 1986 году награжден вторым Орденом Отечественной войны II степени.
В 1957-м году в звании майора технической службы ушел в запас».
Источники:
- Из истории павловопосадской городской комсомольской организации Е.В. Жукова (дата публикации на сайте «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение» 07.2019.
- История московских аэропортов (Дата посещения 04.01.12).
- Шматов Василий Геннадьевич. СИНЬЦЗЯН В СИСТЕМЕ МЕРОПРИЯТИЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА… На правах рукописи (дата посещения 02.01.20)
- На линиях «Хамиаты»… (дата посещения 02.01.20)
- Как воевало Мячково: воспоминания радистки.(дата посещения 02.01.20)
- Александр Межаков. Наши и они (дата посещения 04.01.2020).
- Боевые донесения 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта (декабрь 1944 г.) (Память народа. Дата посещения 02.01.20)
Поделитесь с друзьями