«Витрувианский человек» в Дулёве
Гамэр Баутдинов
Недавно в Москве, в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева, прошла крупная выставка, посвящённая творчеству выдающегося отечественного зодчего Константина Степановича Мельникова. Среди многочисленных экспонатов, представленных на ней, особое внимание посетителей привлекал один из его шедевров – Дом культуры Дулёвского фарфорового завода, стоящий и поныне в Ликино-Дулёво, по адресу улица Ленина, 1. Прежде чем рассказать об этом памятнике, вспомним, кем же был его автор.
Творческий путь зодчего
Константин родился в Москве 22 июля (3 августа) 1890 года в многодетной семье выходца из нынешнего Краснооктябрьского района Нижегородской области С.И. Мельникова. После воинской службы и женитьбы он переселился в Москву, где получил казённую службу на строительстве и ремонте дорог во владениях первого в России высшего сельскохозяйственного учебного заведения — Петровской лесной и земледельческой академии (ныне Российский государственный аграрный университет).
После окончания церковно-приходской школы юный Мельников поступил в 1905 году
в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Здесь он обучался в общей сложности в течение 12-ти лет, получив сначала общее образование, а затем окончив отделения живописи и архитектуры. Его учителями по живописи были художники А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, С. В. Иванов, Н. А. Клодт, К. А. Коровин, С. В. Малютин, а на архитектурном отделении - такие известные академики архитектуры, как И. В. Жолтовский, И. А. Иванов-Шиц, С. В. Ноаковский. Мельников посещал также занятия скульптурой у С. Т. Конёнкова.
В 1918 году по приглашению И. В. Жолтовского Константин Мельников, в числе лучших выпускников МУЖВЗ, поступает в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую государственную архитектурную артель советского времени. Мастерской руководили И. В. Жолтовский и А. В. Щусев. Вместе с К. С. Мельниковым, и в ней работало двенадцать мастеров («апостолов», как шутили сами архитекторы), среди которых были будущие архитекторы Л. А. Веснин, братья Пантелеймон и Илья Голосов и др. В мастерской разрабатывались проекты по перепланировке и реконструкции Москвы — план «Новая Москва», проектировались народные дома, школы, жильё для рабочих.
В 1920 году на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества были образованы Первые и Вторые государственные свободные художественные мастерские ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Здесь К. С. Мельников становится профессором. Затем, в 20 – 30-х гг., он преподавал во Вхутеине (Высший художественно-технический институт) и МАРХИ (Московский архитектурный институт).
Отказавшись от неоклассики, Мельников начинает создавать произведения в новом стиле. Его первым сооружением в новаторском духе стал деревянный павильон «Махорка», представленный на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве. При проектировании «Махорки» архитектор по-новому подошёл к художественному образу павильона. Затем он развил этот проект при работе над советским павильоном на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года. Этот павильон, построенный по проекту Мельникова, стал победителем конкурса и принёс его автору международную известность. Он оказался одним из самых первых примеров подлинного обновления языка архитектуры, хотя постройка была выполнена в традиционном материале - в дереве.
После грандиозного успеха, который имел советский павильон на Международной выставке в Париже 1925 года, Советское правительство поручило Константину Мельникову спроектировать павильон для Международной ярмарки 1926 года в Салониках. Впоследствии его работы представлялись в международных выставках в Милане, Лондоне, Осло, Кёльне, Венеции.
Новаторская работа молодого архитектора была замечена властями, и после смерти В. И. Ленина в 1924 году он, выиграв конкурс, получил заказ на изготовление саркофага для вождя. Полностью выполненный из стекла и необычной геометрической формы, этот саркофаг оставался в Мавзолее вплоть до Великой Отечественной войны и эвакуации тела Ленина в Тюмень. Саркофаг считался утраченным, пока не был обнаружен в запасниках музея-заповедника «Ленинские Горки» (бывшего имения Зинаиды Григорьевны – вдовы Саввы Морозова).
В 1926 году Мельников заинтересовался схемой движения автомобилей в Москве при парковке и в результате выдвинул предложение о «прямоточной системе» паркования, при которой резко сокращались помехи и передвижения автомашин при занятии и покидании парковочного места. В соответствии с этой системой он спроектировал здание гаража для автобусов на Бахметьевской улице (ныне улица Образцова, 19а), имеющее в плане форму параллелограмма, с четырьмя по-разному решёнными фасадами — в связи с различием их функций. Затем последовало строительство по его оригинальным проектам гаража для грузовых автомобилей на Новорязанской улице, 27, гаражей для автомобилей «Интуриста на Сущёвском валу, 33 и Госплана на Авиамоторной улице, 63, стр. 1.
В 1920—30-е годы в СССР началось активное клубное строительство. Из десяти реализованных в Москве и области проектов рабочих клубов шесть принадлежат Мельникову. Они отличаются по форме, размеру и функциональности, но при этом можно выделить две общие черты: гибкая система залов, которая предполагала возможность объединения и разделения помещений мобильными перегородками, и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее пространство.
Это клуб завода «Каучук» (Плющиха, 64), Дом культуры имени Русакова (Стромынка, 6), клубы фабрик «Буревестник» (3-я Рыбинская, 17) и «Свобода» (Вятская улица, 41а), клуб Дорогомиловского химического завода имени М. В. Фрунзе («Клуб Дорхимзавода», Бережковская набережная, 28). И, наконец, Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода.
Архитектурный шедевр
Константин Степанович Мельников глубоко изучил историю мировой архитектуры, начиная от египетских пирамид. Разумеется, он прекрасно изучил архитектурное наследие Древней Греции, Древнего Рима и выдающегося его представителя Витрувия (Marcus Vitruvius Pollio, ок. 80-70 гг. до н. э. — после 13 г. до н. э. — древнеримский архитектор и механик). Творчество этого зодчего привлекло повышенное внимание в период Возрождения, и Леонардо да Винчи создал в 1492 году рисунок, изначально известный под названием «Пропорции тела человека согласно Витрувию» (сейчас известен как «Витрувианский человек»). Этот рисунок, выполненный на бумаге пером и чернилами, изображает человека в двух наложенных друг на друга положениях с расставленными руками и ногами, вписанным одновременно в круг и квадрат. Размеры рисунка 34,3 × 24,5 сантиметра, и он хранится в Кабинете рисунков и эстампов Галереи Академии в Венеции.
План Дулёвского клуба
Рисунок «Витрувианского человека» был известен, конечно, и архитектору Мельникову, и самое интересное то, что он положил его в основу проекта Дворца культуры Дулёвского завода. Совершенно уникальный проект, не встречающийся в других его работах! Хотя о нём написано гораздо меньше, чем о московских сооружениях Мельникова. Поэтому сохранились довольно скудные сведения о строительстве его шедевра.
Насколько можно судить из труда самого Мельникова «Архитектура моей жизни», заказ и его исполнение можно датировать 1927-1930 гг. Клуб был построен для работников Дулёвской фарфоровой фабрики имени газеты «Правда» (сейчас Дулёвский фарфоровый завод), и он известен также как «Клуб фарфористов». Его торжественное открытие состоялось 24 января 1930 года. Клуб имел полукруглый зрительный зал со сценой и бельэтажем, помещения для клубной работы, библиотеку. «Щупальцами в прекрасный бор» — так сам Мельников характеризовал архитектурную композицию дулёвского клуба.
Здание клуба, как и ряд других его построек, состоит из соединённых вместе простых геометрических форм: прямоугольник, ромб, усечённый цилиндр. Прямоугольные части клуба, выходящие в сторону главного фасада, — двухэтажные, а расположенные к ним под прямым углом две другие части — одноэтажные. В двухэтажных частях расположены небольшой балетный класс, библиотека (левый корпус относительно входа) и помещения для клубной работы (правый корпус).
В левом одноэтажном корпусе находится фойе, в правом — спортивный зал. Зрительный зал рассчитан на 650 мест. По проекту архитектора задник сцены мог раздвигаться, и зрители летом имели возможность смотреть спектакль даже из близлежащего парка. Расположенная в центре соединённых корпусов круглая аудитория, вход на которую осуществляется по двум лестницам из холла клуба, при необходимости включается в объём зрительного зала как большой балкон, вмещающий в себя до 250 человек.
На макете дворца, расположенного во Дворце культуры можно увидеть замысел архитектора, включая уличную стену, выходящую в «лес».
В знак признательности рабочие Дулёвского завода в 1931 году преподнесли К. С. Мельникову в подарок фарфоровое блюдо с портретом архитектора. Вот этот текст от 9 августа 1931 года:
Заводоуправление и Фабрично-заводской комитет фабрики имени газеты «Правда» препровождают Вам блюдо с Вашим портретом, преподнесенное Вам в подарок рабочими Дулевской фабрики за Вашу хорошую и удачную архитектуру, по которой выстроен прекрасный рабочий клуб в Дулеве.
Рабочий класс крепко ценит преданных ему специалистов.
С товарищеским приветом
Директор фабрики: Силкин
Председатель Фабрично- заводского комитета: Нечаев
Пост-скриптум. Великодушно извиняюсь за задержку в доставке Вам данного блюда, ибо первое было разбито при обжиге.
Директор фабрики: Силкин
Сейчас это блюдо со словами по краю «Рабочий класс ценит преданных ему специалистов» хранится у потомков Мельникова.
И была за что такая признательность рабочих Дулёвского завода. Константин Степанович очень тщательно подошёл к выполнению их заказа, и для него не существовало мелочей. Особенно ярко такая требовательность проявилась, например, при выборе цветовой гаммы, о чём он писал в той же «Архитектуре…»:
Окраска фасада клуба в Дулеве (1928 г.)
Оставленный по фасаду кирпич очищается и отмывается кислотой. Все декоративные оштукатуренные плоскости фасада вместе с карнизом окрашиваются белым, подкрашенным лимонным кроном, цветом.
Цоколь – густо-серым цветом (белила + графит и добавить весьма немного лимонного крона). Этот цвет не должен иметь ни голубого, ни зеленого оттенка и составляется без примесей черной краски. Таким цветом окрашиваются боковые декоративные плоскости… одноэтажных крыльев.
Колонны зала окрашиваются цветом цоколя, карниз остается тем же цветом, как указано выше.
Цилиндрическая поверхность должна быть ярко-белой.
Крыши стального цвета (белила + графит).
Все оконные переплеты и двери окрашиваются жженой умброй. Этим же цветом окрашиваются и наружные плоскости переплетов зимних рам. Внутренние же плоскости как зимних, так и летних рам окрашиваются белым цветом.
Прошли годы, а Дворец культуры Дулёвского фарфорового завода по-прежнему служит людям, хотя сам завод претерпел за последующие 90 лет немало изменений. Но мельниковский шедевр нуждается в реставрации. Надо, видимо, ещё раз свериться с чертежами архитектора, восстановить утраченные детали, обновить системы хозяйственного обеспечения здания, а также постараться поставить его в федеральный список охраны памятников культуры. Ведь это творение К. С. Мельникова уникально по своей идее, и оно достойно того, чтобы стать одним из важнейших туристических объектов Подмосковья. И хорошо бы присвоить имя зодчего одной из улиц Дулёва: ведь есть же улица Архитектора Мельникова в Москве. Она находится в районе бывшей промышленной зоны завода имени Лихачева («ЗИЛ»), где несколько улиц названы именами известных художников и архитекторов XX века.
Личная и семейная жизнь
Константин Мельников, ещё будучи студентом, весной 1912 года женился на Анне Гавриловне Яблоковой. В 1913 году у них родилась дочь Людмила, а в 1914 году сын Виктор.
Покинув отчий дом, Мельников с семьёй переехал ближе к центру города, а в 1927 гг. построил для себя и своей семьи новаторский дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке в Москве. Он является одним из его самых известных творений, а по мнению некоторых исследователей наследия К. С. Мельникова — вершиной его творчества и шедевром русской архитектуры.
Объёмная композиция дома представляет собой два разновысоких вертикальных цилиндра одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса, образуя тем самым необычную форму плана в виде цифры «8». Окнам в одном из цилиндров придана необычная шестиугольная «сотовая» форма. Наряду с оригинальными конструкциями и необычной пространственной организацией функциональных процессов, Мельников использовал и целый ряд художественных находок, экспериментируя с формой, пространством и освещением.
Были тщательно продуманы и интерьеры дома, где жила семья. Как вспоминали потомки, при доме во дворе держали и корову – воспоминание о ранних годах жизни юного Константина Мельникова. После его смерти дом был неофициально превращён в своего рода закрытый музей, хозяином и хранителем которого вплоть до 2006 года являлся сын Константина Степановича, художник Виктор Мельников. Затем здесь был открыт музей Константина и Виктора Мельниковых как филиал музея архитектуры имени А. В. Щусева, и сейчас здание поставлено на реставрацию.
Константин Степанович Мельников жил в этом доме до конца своей жизни, хотя на какое-то время пришлось покидать его. Так, в силу разногласий с архитектурными властями, весной 1949 года он покинул Москву, получив назначение на архитектурную кафедру Саратовского автодорожного института, где проработал в общей сложности около двух лет. В этот период жизни архитектор участвовал в ряде конкурсов, среди которых проект интерьера Центрального универмага г. Саратова, проект реконструкции площади имени Кирова, проект застройки посёлка Вязовка Саратовской области].
В 1951 году Мельников был переведён в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева (МИСИ), где преподавал сначала на кафедре архитектуры, а затем - начертательной геометрии и графики. В 1958 году К. С. Мельников перешёл из МИСИ во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (ВЗИСИ), где проработал до последних дней.
В 1965 году К. С. Мельникову была присвоена без защиты диссертации учёная степень доктора архитектуры, а в 1972 году — почётное звание заслуженного архитектора РСФСР. В начале 1970-х годов здоровье Мельникова постепенно ухудшается. Осенью 1974 года у него наступает обострение продолжавшегося много лет заболевания — хронического лимфолейкоза. 28 ноября 1974 года Константин Степанович Мельников скончался в Москве на 85-м году жизни и был погребён на Введенском кладбище. Рядом с ним был похоронены его супруга, Анна Гавриловна, скончавшаяся в 1987 году, и сын, художник Виктор Константинович Мельников.
Примечание редакции.
Руководство ДК подготовило проект реконструкции, восстанавливающий исходный вид здания, вопрос как всегда в финансировании. Если его дадут, то на несколько лет доступ будет закрыт, а пока есть возможность попасть на интереснейшую экскурсию по Дворцу.
Сайт МУК КДЦ "Дулёвский".
Поделитесь с друзьями