Вместо предисловия
Не хлебом единым
Леонид Бирюков, поэт, член Союза писателей России.
Дорогой читатель!
Открыв эту книгу ещё в рукописи, я сразу же, как будто оказался в большом, нарядном, ярко освещенном зале заводского Дома культуры, услышал приглушенные голоса публики и настройку музыкальных инструментов симфонического оркестра. Гаснет свет, звучит увертюра, и один за другим в сценических костюмах на подмостках появляются уникальные люди, о которых написана эта книга. Страницу за страницей, не отрываясь, читаю рукопись и вижу их одухотворенные, вдохновенные лица, слышу их великолепные голоса.
Кто же они, умеющие своим пением создать для слушателей на каждом спектакле настоящий праздник? В жизни – курьер; отжигальщица на печном участке; техник по эксплуатации и ремонту самолётов (впоследствии возглавивший Бюро металлоконструкций); архитектор «Мосгражданпроекта»; музыкальный работник детского сада; начальник цеха металлургического завода; медсестра детской больницы…
А на сцене они – Татьяна, Садко, Ленский, Риголетто, Княгиня…
Люди, жившие не хлебом единым…
О них, о Народном оперном театре ДК им. К.Маркса, и написана эта книга.
Составители: А. Л. Рейтблат и А. П. Егоршина, работая над книгой, общались с десятками людей, имевшими отношение к электростальскому театру. Искренние беседы с ними послужили материалом для предлагаемых читателю очерков, позволили донести через десятилетия голоса народных певцов и их руководителей. Эта книга – исполнение завещания нашего выдающегося земляка В. И. Коняшина, живая память о нём.
«Культуру будем поддерживать!»
«Культуру будем поддерживать», - отчетливо заявил Николай Петрович Васильев на предвыборном собрании в декабре 2003 года в Центральной городской библиотеке. Н.П.Васильев, выбранный Главой Администрации города Электростали, и его заместитель Сергей Петрович Сычев подчеркнули значение культуры в ряду множества городских проблем. Эти люди оказались соратниками не случайно. У них, выходцев из семей, где порядочность и трудолюбие воспитывались с детства, совпадали и представления о культуре.
28 октября 2004, за месяц до безвременной кончины, мэр Н.П.Васильев рекомендовал «Управлению архитектуры и градостроительства рассмотреть вопрос о присвоении имени В.И.Коняшина улице (проспекту, проезду) при застройке новых кварталов города».
Это стало возможным только в результате деятельной поддержки С.П. Сычевым усилий нашей инициативной группы по этому вопросу.
В «Наказе избирателей» к выборам Главы Электростали 20 февраля 2005 года мы обратились к ныне действующему мэру А.А.Суханову за поддержкой в издании книги о первом в СССР Народном оперном театре. Андрей Александрович, сам страстный книголюб, живо заинтересовался работой над значительным этапом истории культуры города.
Это был один из множества проектов, одобренных и начатых при Н.П. Васильеве.
После концерта вокального коллектива «Вдохновение» в краеведческой библиотеке. Слева направо: Г.Н.Двинянинова, Т.И.Кузикова, А.П. Егоршина, С.И. Честных, В.И. Коняшин, Л.П.Журавлева, Г.В. Кружкова
Искреннее стремление руководителей Администрации – А.А.Суханова, В.А.Костромитина, С.П.Сычева – содействовать выходу в свет этой книги – авторский коллектив ощущает постоянно.
В Электростали десятки сценических площадок, сотни самодеятельных артистов в сольных жанрах и в ансамблях, художники, мастера прикладного искусства… Для слаженной работы коллектива артистов, людей творческих, нужен талантливый художественный руководитель. Организация многообразных форм культурной жизни в большом городе по силам лишь целой группе специалистов, действующих согласованно. Лектории и экскурсии, концерты и конкурсы, юбилеи и презентации, выставки и встречи, памятные даты и награждения…
Сценическое время жестко учитывает каждую минуту. Все это требует обдуманных сценариев, репетиций, умелой и своевременной подготовки афиш.
«Я восхищен!». После концерта «Вечер цыганского романса» 17 мая 2005 года. Слева направо: А.П.Егоршина, Г.Н. Двинянинова (в глубине сцены), С.П. Сычев
Небольшой коллектив Отдела культуры Администрации города во главе со Светланой Ивановной Честных живо и по – деловому общаются с руководителями учреждений культуры и с исполнителями. «Концерт - повод для полезного общения с друзьями, в котором «можно истину добыть»,- как-то отметила Светлана Ивановна. Участие работников Отдела культуры повышает значимость каждой встречи зрителей с артистами и тем способствует успеху общего дела.
Радость человеческая
«Чудное это дело – творчество режиссера: все зависит от него и он больше всех зависит от всех».
(Б.А. Покровский)
В 1963 году при подготовке оперы «Демон» Народному оперному театру при Доме культуры им. К.Маркса потребовалась консультация режиссера – профессионала. На приглашение руководства Электростальского «Машиностроительного завода» охотно откликнулся режиссер Большого театра Народный артист СССР, профессор Борис Александрович Покровский. Это была краткая, но энергичная и поучительная для обеих сторон работа!
Борис Александрович так подчеркивал ответственность предстоящего труда: «Вы, артисты – любители, приняли решение выйти на сцену перед зрителями. Строгость зрительского суда и определяет уровень моих требований к вам, как к профессиональным артистам».
И поныне ветераны первого в СССР Народного оперного театра с большой теплотой вспоминают эти напряженные репетиции и, конечно, спектакли, ставшие праздниками для театральной публики. Сотрудничество было плодотворным, цель - создание сложных и серьезных спектаклей - достигнута.
«А нет ничего более радостного, чем стремиться к осуществлению мечты», - заключает одну из глав книги «Ступени профессии» Б.А.Покровский.
30 апреля 2004 года в беседе по телефону с первым исполнителем роли Демона - В.И. Коняшиным Борис Александрович сказал: «Я с большой радостью и большой надеждой на будущее узнал о том, что в Центре культуры Вашего предприятия снова возникло стремление к прекрасному, стремление к мудрости и стремление к душевной стороне человеческого существования. Это – великолепный знак. Дай Бог, чтобы этот знак был всеобщим, чтобы вся наша страна заразилась этой божественной, этой прекрасной болезнью. Я знаю , что такое опера. Опера – это искусство сложное. Оно соединяет собой музыку и драматургию. С одной стороны, это эмоции души, а с другой – конкретная жизнь человека. Трудно преувеличить значение и возможность оперного искусства для воспитания многих поколений. Прикосновение к нему приносит радость человеческую каждому из нас. При этом мы отстраняемся от пошлости и примитива, на которые, к сожалению, так щедра современность. Это есть борьба. Борьба за культуру. Борьба за классическую культуру. И за это Вам большое спасибо! Спасибо за то, что Вы это любите, потому что любовь к искусству, любовь к оперному искусству, в первую очередь, является признаком подлинной культуры человека. Служению искусства я отдал всю свою большую жизнь. Оценивая, что мною сделано и делается сейчас, я считаю себя счастливым человеком. Счастливым, потому что я служу Великому Искусству, связанному с именами Пушкина и Чайковского, Гоголя и Шекспира… Служу людям через высокое искусство оперы. Душа становится прекрасной, когда мы приобщаемся к нему. Мне радостно сознавать, что во Дворце культуры вашего города организован вокальный коллектив, который занят пропагандой классической музыки. Поэтому я Вас всех обнимаю, всех поздравляю, всех Вас благодарю. Благодарю Ваш вокальный коллектив «Вдохновение» за чистоту помыслов и желаю Вам самого большого успеха в их осуществлении, ибо будущее, я уверен, за этим искусством, за правдой и чистотой человеческого духа».
Его имя звучало!
23-летнему секретарю Московского Комитета ВЛКСМ Григорию Соломоновичу Дельману, парню из рабочей семьи, в 1930 - 33 годах поручают заведование отделом в редакции журнала «Коммунистическая революция».
В 1939 году Г.С. Дельман вступает в ВКП(б). С июля 1941 года по апрель 1942 года он – политрук РККА. Должность эта соответствовала званию старшего лейтенанта и была введена с началом войны для повышения боеспособности войсковых частей.
Мария Андреевна Онучина, бухгалтер Клуба им. К. Маркса в 1942-1943 годах, с большой теплотой говорит:
«Имя Григория Соломоновича зазвучало в Электростали в напряженные дни октября 1941 года. Он был удивительно организованный, работоспособный, порядочный человек.
Гитлеровцы намеревались замкнуть танковые клещи на востоке Московской области, в районе Ногинска. В те дни советское правительство, приняло решение об эвакуации Снаряжательного завода для организации производства на новом месте. 15 октября 1941 года на заводе начали демонтировать и отправлять оборудование и рабочие кадры в Новосибирск.
Директор завода Иванов был переведен в Ташкент, а новым директором назначили Семена Абрамовича Невструева, Он проработал в этой должности до конца войны. Семен Абрамович Невструев был прекрасным организатором, внимательным и чутким человеком. Он отличался кипучей энергией, высокой ответственностью за порученное дело и блестящим даром понимать рабочего человека.
Под Москвой сложилось трудное положение в нашей обороне. Многие предприятия по выпуску боеприпасов уже были эвакуированы или отрезаны войсками противника от действующих частей Советской Армии. В этих условиях продукция нашего завода была крайне необходима. Нависшая над столицей опасность заставила людей трудиться с невиданным напряжением, восстанавливая оставшееся устаревшее оборудование.
Проявляя исключительную оперативность и маневренность, коллектив завода уже в ноябре-декабре 1941 года достиг того уровня выпуска продукции, который превышал выпуск ее до начала эвакуации.
Завод стал одним из крупнейших арсеналов защитников столицы.
В один из последних дней октября 1941 года на улице неожиданно прогремел марш духового оркестра: в город входил строительный батальон. Некоторые бойцы опирались на палочки, у многих сквозь бинты проступала кровь.
Впереди твердым шагом шел в распахнутой шинели без армейских знаков различия высокий осанистый человек с решительным взглядом на рябоватом и добром лице. Это был новый директор завода № 12 Семен Абрамович Невструев. Он привез подкрепление с Украины и Донбасса, в основном людей, понюхавших пороха войны, для возобновления работы Снаряжательного завода.
Руководитель духового оркестра в 1942-1984 гг. Р.А.Пеккер
В числе прибывших стройбатовцев были дирижер духового оркестра Рафаил Арнольдович Пеккер, баянист Василий Иванович Дымченко (впоследствии руководитель музыкальной школы) и Григорий Соломонович Дельман, назначенный директором рабочего клуба имени Карла Маркса.Эти три человека связали свою судьбу с заводом. Ветераны вспоминают их с глубокой благодарностью за то, что они в трудные военные времена и послевоенные годы несли свет и радость в каждый дом, приобщая электростальцев, в большинстве - недавних крестьян, к новой культуре.
Г.С. Дельман, приступив к выполнению обязанностей, отказался от просторного кабинета и занял каморку под лестницей, «чтобы быть ближе к людям».Дверь его «кабинета» никогда не закрывалась, замков он вообще не любил, молодежь заходила к директору клуба запросто.
Директор ДК им. К.Маркса в 1942-1952 гг. Г.С.Дельман (справа)
О Г.С. Дельмане вспоминают, как о человеке образованном, редкой одаренности, высокой культуры, исключительной порядочности. Григорий Соломонович, подтянутый и приветливый, вежливый и ответственный был нашей радостью в те тяжелые военные дни.
Довоенное общение Г.С. Дельмана с московскими знаменитостями позволило ему заметно оживить работу Дома культуры. Ежемесячно проводились популярные лекции о международном положении, в том числе профессором права Г.М. Свердловым, ученым Ф.Н. Олещуком. На подмостках Дома культуры выступали Л.О. Утесов со своим джазом, Л.А.Русланова, солисты Большого театра Г.С.Уланова, О.В. Лепешинская, хор им. Пятницкого, ансамбль песни и пляски Советской армии Б.А. Александрова, Алла Соленкова…
Популярными были тематические и литературные вечера, встречи с писателями, поэтами, артистами: А.К. Тарасовой, М.Н.Прудкиным, Н.Масальским, В.А. Ершовым, В.Н. Дорониным, Б.В. Плотниковым, М.Ф.Астанговым. На сцене Дома культуры выступали артисты эстрады: М.Н. Гаркави, Н.П. Смирнов - Сокольский, Л.Б. Миров и М.В. Новицкий, М.В. Миронова и А.С. Менакер. Зал всегда был полон. Московских артистов любили. Они вселяли в людей бодрость и уверенность в разгроме врага.
При Г.С. Дельмане были приняты на работу опытный певец А.Н.Лесман в качестве педагога по вокалу и выпускница Московской Государственной консерватории 1944 года Э.М.Рывкина. Их труд определил направление и уровень музыкальной культуры Электростали на многие годы. Волевая, общительная и умная, Э.М.Рывкина привлекала внимание. Зрители свободно общались с молодой обаятельной руководительницей хора».
Григорий Соломонович сыграл большую роль в строительстве, оборудовании и художественном оформлении Дома культуры. Под его непосредственным руководством работала группа московских художников – оформителей, приглашенных директором завода Анатолием Назаровичем Каллистовым.
«Для отдыха от напряженной работы над внутренним убранством помещения оформители во время перерыва заходили ко мне на чашку чая и для беседы»,- вспоминает М.А. Онучина, сама художница – любительница.
«В воскресенье, 6 июля 1952 года, в лесопарке состоялся 3-й общегородской Праздник народного творчества.Хор и вокалисты ДК им. К. Маркса впервые показали сцены из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин», - писала городская газета «Большевик».
Это известие, несомненно, порадовало тогда уже тяжело больного Григория Соломоновича.
Его не стало 1 августа 1952 года, на 45 году жизни.
В некрологе было сказано: «Своей добросовестной работой Григорий Соломонович снискал уважение товарищей. Ушел из жизни чуткий, отзывчивый, доброжелательный человек, преданный своей Родине. Имя Г.С. Дельмана надолго останется в памяти всех знавших его».
Григорий Соломонович жил мало, но полезного людям успел сделать много. Как сказал Булат Окуджава, «он жил, по-бивачному, дверь отворя…»
Сердце на алтарь песни
Мы с благодарностью вспоминаем имя основательницы Академического хора и Народного оперного театра Эсфири Моисеевны Рывкиной. Вот строки из автобиографии, составленной ею в 1968 году:
«…Систематически заниматься музыкой начала в 1921 году, в возрасте восьми с половиной лет. Аттестат дирижера и пианиста получила в 1931 году после окончания музыкального техникума и девятилетки. Одновременно с учебой работала иллюстратором немого кино. Московский Дом Народного творчества им. Н.К.Крупской направил меня в Рязанскую губернию. Мне была поручена организация самодеятельных хоров в нескольких деревнях». О серьезности и значимости этой работы свидетельствует рассказ Валентины Николаевны Жидовцевой, участницы хора ДК им. К.Маркса в 1950-х годах:
«Снежные заносы уже несколько дней не позволяли Эсфири Моисеевне добраться из деревни в центральное село колхоза, где проходили занятия хора. Как-то, в начале короткого зимнего дня, в окно дома, где жила молодая женщина, постучали знакомые пожилые мужики: «Моисеевна! Собирайся. Поедем с нами. Тулуп – в санях. Ребята от безделья запили! Останови, займи их!..» А шел «укротительнице» … двадцатый год».
В 1934-1943 годах Э.М. Рывкина – учительница музыки и пения в Кунцевской школе №1. «Работу в школе, - читаем далее в автобиографии, - совмещала с руководством хором и в клубе «Заветы Ильича» поселка Кунцево. Там я получила первую свою грамоту».
О силе воли молодой женщины, ее чувстве долга, качествах лидера и учителя по призванию свидетельствует послевоенная справка: «… в период героической обороны г. Москвы в августе 1941 – феврале 1942 годов систематически добровольно дежурила в школе во время налетов фашистской авиации и бомбежек, организуя службу ПВО и ученический актив на тушение бомб. В ноябре 1941 года, во время прямого попадания зажигательной бомбы в здание школы, лично потушила ее, показав пример окружающим.
За активную службу по организации ПВО в школе, личную инициативу и мужество достойна награждения медалью «За оборону Москвы».
В 1938-1944 годах Э.М. Рывкина – студентка консерватории. Она совмещает учебу с работой в школе, в клубе, а в военное время – в госпиталях Кунцево и Барвихи.
В ее дипломе сказано: «Предъявитель сего тов. Рывкина Эсфирь Моисеевна. В 1938 году поступила и в 1944 году окончила полный курс Московской Государственной Консерватории НКК СССР им. П.И.Чайковского по специальности музыкально-педагогической и решением Государственной экзаменационной комиссии от 29 августа 1944 года ей присвоена квалификация методиста и преподавателя хорового пения в педагогических институтах, педагогических училищах и детских музыкальных школах».
«…Моему любимому искусству…»
«В год окончания Консерватории, - говорится далее в автобиографии, - мне предложили создать хор при ДК им. К.Маркса в городе Электросталь. Хор был организован и подготовлен к областному смотру, где занял первое место. С 1944 года хоровой коллектив ДК им. К.Маркса не уступал свое первенство по области и неоднократно выступал с разнообразными концертными программами в Москве. С 1952 по 1960 годы коллективом поставлены оперы: «Евгений Онегин», «Царская невеста», «Алеко».
Коллектив стал Лауреатом Московского Фестиваля Молодежи и Студентов в 1957 году, в 1961 году получил звание «Народного оперного театра». За эти 17 лет неоднократно награжден дипломами и грамотами».
Об успешной работе оперного театра стало известно в МИФИ. В 1956 году в связи с подготовкой к VI Всемирному Фестивалю Молодежи и Студентов в Москве руководство института решило возродить студенческий хор, пригласив Э.М.Рывкину из Дома Культуры им. К.Маркса.
Рассказывает доктор физико-математических наук, профессор Юрий Григорьевич Древс, в ту пору первокурсник, избранный культоргом факультета:
«Роль переговорщика, естественно, была возложена на культорга. Как заинтересовать заслуженного хормейстера? «Пение хором в гостях может стать заманчивым», - решили студенты. Оказавшись на репетиции оперной студии, мы поняли сразу: наши «песенки» здесь некстати. Эсфирь Моисеевна же серьезно восприняла предложение комсомольцев: «Может быть, удастся создать мужской хор… (Девчат в МИФИ было мало). Но найдется ли достаточно людей? Мы заверили: «Соберем!», - и попросили Эсфирь Моисеевну приехать на прослушивание. Четкая дисциплина, поддерживавшаяся в Институте, обеспечила сбор студентов. Нам повезло. Третьекурсники возвратились с Целины с авторскими песнями; было несколько бардовских групп».
Бережно хранят тетрадный листок с объявлением, ставшим началом отсчета истории Мужского хора МИФИ: «Приглашаются юноши в Мужской хор. Первое прослушивание состоится 16 октября 1956 года в 17.00 в столовой Института». Эсфирь Моисеевна и концертмейстер Раиса Наумовна Барская были приятно удивлены: их встретили 40 человек.
«Получилось!», - удовлетворенно отмечает Ю.Г.Древс.
Народ подобрался одаренный. Иногда юноши слышали: «Приходите на репетиции. Слушайте! Может быть, и у вас получится!» Строгость и решительность руководителя хористы отметили сразу: «Если организовывать настоящий хор, то не размениваться на «легковесные» песенки, а браться за серьезные вещи. Кто не настроен, может уходить!» Вскоре определилось ядро хора – 60 человек.
Уже в декабре 1956 года студенты выступили перед избирателями. Была исполнена песня «Солнце скрылось за горою», хор «Ноченька» из оперы А.Г.Рубинштейна «Демон». Важной вехой было выступление хора на институтском вечере в феврале 1957 года в Театре Советской Армии.
Академический хор ДК им. К.Маркса в лесопарке г. Электросталь. Хормейстер Э.М. Рывкина, 1950-е годы. В первом ряду слева направо: третья – Г.Г. Черкашина, четвертая – О.Ф. Бабушина, пятая – Л.Волкова
Хор достойно представлял МИФИ. Ректор института Виктор Григорьевич Кириллов -Угрюмов распорядился о выделении средств на приобретение концертных костюмов. Зимние каникулы хористы провели в Доме отдыха «Колонтаево». Затем был разучен «Хор Охотников» из оперы К.М. Вебера «Волшебный стрелок». В районном конкурсе хор МИФИ занял Первое место. Узнав о решении жюри, все 60 студентов подхватили на руки Э.М. Рывкину и вышли с ней на улицу, поражая прохожих своим радостным возбуждением.
В дни VI Всемирного Фестиваля Молодежи и Студентов хор участвовал в сборных концертах для его гостей на площадках ВДНХ. Активная и успешная деятельность хора МИФИ стала возможной благодаря высокому профессионализму, таланту и неиссякаемому энтузиазму Э.М. Рывкиной и концертмейстера Р.Н. Барской.
16 ноября 1981 года ректорат и общественные организации МИФИ ходатайствуют о присвоении Э.М.Рывкиной почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Вот строки из письма Председателю Правления Московского хорового общества, Народному артисту СССР профессору Клавдию Борисовичу Птице:
«Э.М. Рывкина возглавляет Народный коллектив Мужской хор МИФИ, состоящий во Всероссийском хоровом обществе уже 25 лет. Он стал победителем во всех конкурсах самодеятельных коллективов, неоднократно награждался грамотами и дипломами (1957 г., 1958 г., 1960 г., 1965 г., 1972 г., 1973 г., 1974 г.) В 1976 году Мужской хор МИФИ стал Лауреатом Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся. Наивысшего признания деятельность студенческого хора и Э.М.Рывкиной, как его бессменного руководителя и дирижера, получила в 1978 году. Тогда за успехи в эстетическом и нравственном воспитании молодежи хор МИФИ был удостоен высокого звания Лауреата премии Ленинского Комсомола».
Антонина Петровна Егоршина рассказывает: «Эсфирь Моисеевна завораживала зал своим появлением перед еще закрытым занавесом, рассказывая о предстоящем выступлении хора. Скупые движения дирижера, пальцы, словно скользящие по клавишам фортепиано, неотразимые движения рук были – сама власть…
Она знала это и как бы отстранялась сама, подчеркивая значимость хора».
В архиве Эсфири Моисеевны сохранилось стихотворение безымянной подруги, написанное остро заточенным простым карандашом на листке из блокнота. Это – поэтическое приношение музыканту:
Отшумели бури, снежные метели,
Снова расцветают вешние сады.
Мы давно с тобою рядом не сидели
В уголочке старенькой тахты.
Ты сыграла бы Шопена в полумраке ,
Хрупкая, качаясь в такт игре.
Я сидела бы, до боли сжавши руки,
Думая о прошлой жизни и тебе.
Отшумели бури, снежные метели,
По земле рассыпаны цветы.
Мы давно с тобою вместе не сидели…
Вместе–только я и ты…
Юрий Георгиевич Древс подчеркивает материнское отношение Эсфири Моисеевны к молодым. Она была отличным психологом, познакомилась с семьями своих певцов.
За самоваром устраивались конкурсы на лучшего кулинара, за чаем с печеньем и пирогами душевно беседовали. Такое общение поддерживало в коллективе добрые отношения, исчезала отчужденность.
На концерт в Эстонию. В центре – Р.Н. Барская, за ней - Э.М. Рывкина
Хор МИФИ с успехом выступал в Эстонии. К 10-летию хора, в 1967 году в московской Студии звукозаписи была выпущена первая грампластинка.
На празднование десятилетия хора пришли 200 хористов. Спели «Ноченьку». С основания хора она в репертуаре! И все радовались, что получилось опять, что не забыли своих партий.
Газета «Комсомольская Правда» от 3 Декабря 1967 года опубликовала теплую и проникновенную статью А. Тихомирова «Песни неоткрытые законы»:
«…Они – фанатики. Соберутся втроем – поют на три голоса. В походах всю ночь, глядя в костер, поют баллады. Хор МИФИ не самодеятельность. Это самовыражение чувств и таланта».
Ребята признавались:
«Мы в хоре не для дипломов и медалей, хотя это тоже приятно. Мы вот сидим вместе, поем… И нам хорошо!»
Обычный состав хора – 60 человек. У каждой из двух теноровых и двух басовых партий свое помещение для занятий. С нами работают хормейстеры Ф.С. Старобинец, Л.Б. Обшадко, В.Ибрагимова, Д.Д.Семеновский, педагог по вокалу Ю.В. Алисова. Общее распевание проводит художественный руководитель и дирижер Надежда Васильевна Малявина, а в ее отсутствие - Фрида Самойловна Старобинец.
Дирижер – побудитель мелодии. Какое великолепное и одухотворенное лицо мастера видят хористы! Она – сама женственность и властность. Она, словно растворяется в волнах мелодии, то едва заметным зрителю движением меняет звучание могучего хора.
Плавно Амур свои волны несет, -
тихо начинают теноры прекрасный вальс-песню, -
И широкая волна плещет, -
слаженно и мощно отзываются басы, упруго заполняя объем зала…
Пресса отмечала:
«Интересен и богат репертуар коллектива. Серьезная и вдумчивая работа хора над произведениями народной музыки, русской и зарубежной классики, советских композиторов представляет бесценный вклад в эстетическое воспитание молодежи.
Э.М. Рывкина всю свою жизнь отдает самодеятельному хоровому искусству. Талант, постоянные поиски решений определили выдающиеся творческие результаты. В основном, ее усилиями создана Оперная студия при ДК им. К Маркса в Электростали, ставшая в 1961 году Народным оперным театром и Мужской хор МИФИ, удостоенный в 1968 году звания Народного коллектива.
Под управлением Э.М. Рывкиной хор исполняет сложный и обширный репертуар. Он восхищает своим мастерством и является пионером применения сценической драматургии в жанре академического хора.
С хором МИФИ по ее приглашению сотрудничали известные композиторы: В. Соколов, С. Снетков, Ю.Евграфов, П. Шпитальный. Хормейстер участвовала в подготовке сборника «Поет Мужской Хор МИФИ» (Издательство «Музыка», 1990 год). Записи Хора под руководством Э.М. Рывкиной входят в фонды Всесоюзного Радио».
Творческая деятельность Э.М. Рывкиной была неоднократно отмечена грамотами Министра культуры РСФСР, ВЦСПС. МГСПС и ЦК Профсоюза. В 1968 году ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», она награждена почетным знаком «Победитель социалистического соревнования».
В 1981 году Народная артистка СССР, художественный руководитель Государственного Академического Северного русского народного хора Н.К. Мешко предложила присвоить Э.М.Рывкиной звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Эту мысль поддержал композитор, Народный артист СССР, профессор А.Г. Новиков.
Высоко оценивал творчество музыканта – воспитателя Э.М.Рывкиной ее коллега, Народный артист СССР, профессор Владислав Геннадиевич Соколов, внимательно следивший за ее работой со времени окончания консерватории в 1944 году.
В юбилейном буклете «Позвольте представиться: Мужской хор МИФИ. Нам – 45» сказано: «Управлять нашей мужской гвардией в состоянии лишь женщины. Видимо, только нежные и сильные, добрые и требовательные женские руки способны удержать эту «упряжку».
Делегация ДК им. К.Маркса на юбилее Э.М. Рывкиной, декабрь 1987 г., ДК «Замоскворечье». У микрофона В.И. Коняшин и Э.М. Рывкина
Незабвенные Эсфирь Моисеевна («тетя Фира») и Раиса Наумовна, обожаемая всеми поколениями хористов Фрида Самойловна Старобинец, всегда юная и энергичная Лия Борисовна Обшадко и, наконец, ураганная, блистательная и всегда увлекающая Надежда Васильевна Малявина!
Милые женщины, что бы мы делали без вас?!
Это ваше терпение, любовь и самозабвенный труд сделали из простых физиков и математиков классный любительский хор с легким профессиональным уклоном».
Духовную пищу, полученную выпускниками МИФИ буквально из рук Первого дирижера хора Эсфири Моисеевны Рывкиной, здесь помнят.
Дело их жизни
Актеры – удивительное племя.
И если умирают,
То – на время.
Леонид Филатов
Города, как и люди, меняются со временем.
Лицо города – его культура. Память лучше сохраняет милые черты лица. Бесспорно, доброй чертой культуры нашего города в 1950-1980-х годах оставался Народный оперный театр Дома культуры им. К. Маркса.
Эсфирь Моисеевна вспоминала:
«… Постепенно хор вырос, объединив сто человек. С самого начала в коллективе наметилась славная черта – настойчивость, которая помогала хору пройти на областной, а потом и на Всесоюзный смотр. К областному смотру 1951 года кружковцы свободно пели без музыкального сопровождения «Варяг», «Колокольчик» в обработке А.В. Свешникова и «В танце легком» А.А. Алябьева. Внутренняя собранность каждого способствовала развитию возможностей слуха, точности и чистоте исполнения».
После смотра художественной самодеятельности 1951 года Эсфирь Моисеевна и концертмейстер Раиса Наумовна Барская предложили коллективу постановку сцены бала в доме Лариных из второго акта оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».
Пригласили опытного оперного режиссера Московского музыкального театра им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко Павла Самойловича Златогорова. Он оказал практическую помощь коллективу в подготовке оперы «Евгений Онегин». Партию Ленского пел инженер И.Володарский, Онегина – инженер В. Коняшин, Гремина – И. Гречкин, роль Ольги исполняла – инженер Т. Андреева, Татьяны – Т. Взапрелова.
«Слух о нашей оперной постановке дошел до Москвы. «Онегина» весной 1952 года включили в декаду смотра коллективов самодеятельности Московской области. Опера, по отзывам зрителей ДК им. К. Маркса, прошла хорошо».
Общение с руководителями Народного оперного театра, а также с исполнителями – В.И. Коняшиным и А.П. Егоршиной, Т.И.Андреевой и Ю.М. Петрашиной (встреч, к счастью, много) позволяет почувствовать атмосферу творчества, которая всегда главенствовала в театре, оценить огромный труд артистов-любителей, поднявшихся до уровня профессионалов.
За период с 1950 г. по 1986 г. оперному искусству в стенах ДК им. К.Маркса отдавали свои знания и силы педагоги по вокалу: Анна Львовна Гофман, Лидия Михайловна Толгская; Народная артистка РСФСР, профессор Московской музыкально-педагогической академии им. Гнесиных Лина Петровна Левченко; дирижеры: Заслуженный работник культуры России Роман Натанович Шмуленсон, заслуженный деятель искусств Александр Борисович Поздняков, Михаил Федорович Ковшарь; режиссеры: Народный артист СССР, главный режиссер ГАБТ Борис Александрович Покровский, Викентий Иустимович Серков, заслуженный работник культуры России Николай Николаевич Зиновьев; концертмейстеры: Олег Викторович Иванов, Елена Михайловна Крылова-Цветковская, Юрий Самуилович Ольха; хормейстеры: Фрида Самойловна Старобинец, Галина Федоровна Белолипецкая, Ольга Федоровна Бонакова.
Балетмейстеры, художники, гримеры, костюмеры, свето - и звукорежиссеры… Имена, имена, имена… А еще хористы, оркестранты, миманс, пианисты…
Громадный труд проделан артистами Народного оперного театра и руководителями Дома культуры им. К. Маркса. Не случайно Владимир Иванович Коняшин утверждал: «Работа актера на сцене по затратам энергии сравнима с трудом землекопа». В этом ни капли преувеличения. Такие труженики достойны самой благодарной памяти о деле их жизни.
История одной фотографии
В основу нашей книги положены устные рассказы артистов и руководителей Народного оперного театра и любезно предоставленные ими материалы личных архивов. Жизнь отдаляет нас от мгновений, остановленных фотокамерой, но со временем интерес к людям, участникам прежних событий, может стать и более жгучим.
Группа Народного оперного театра после спектакля «Евгений Онегин», 16.06.1977 г. Стоят: В.Ю.Шишковский, В.П. Белолипецкий, О.Я. Трушкин, В.И. Серков, Г.Н. Павлушкин, Р.Н.Шмуленсон, И.А. Шаповалов, В.И.Старков,А.И. Богомолов, Л.М. Толгская, В.Н. Земсков, Л.Н.Барышман,А.П. Егоршина, Н.А. Усачева. Сидят: Т.И. Андреева, Л.Черных, Ю.М. Петрашина
1977 год. С фотографии из архива В. А. Лыткина смотрят на нас удивительно скромные, исполненные достоинства актеры и руководители труппы, возобновившие оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Четверть века отделяло тогда Народный оперный театр от первой ее постановки силами оперного кружка. Прослушивание второй постановки оперы состоялось 16 июня 1977 года в ДК им. Карла Маркса.
Артисты - любители Г.А. Кувшинова, Ю.М.Петрашина – ныне профессиональные певицы. В.Ю. Шишковский - профессиональный певец и иллюстратор, В.Н.Земсков – преподаватель Московского областного базового музыкального училища им. А.Н. Скрябина.
Р.Н. Шмуленсон, будучи директором Музыкальной школы № 1, организовал это училище в 1972 году.
Т.И.Андреева в первой постановке оперы «Евгений Онегин» (1950 г.) исполняла роль Ольги, А.И.Богомолов – роль Трике.
Роль Онегина в первой постановке «Евгений Онегин» исполнял Владимир Иванович Коняшин, отметивший в 2000 году шестидесятилетие своей сценической деятельности. Человек цельный, с трудной и прекрасной судьбой, В.И. Коняшин на протяжении всей тридцатилетней истории Народного оперного театра в значительной мере составлял его стержень. Именно беседы с Владимиром Ивановичем, личностью сильной и обаятельной, совместная работа с его архивами и положили начало сбору предлагаемых читателю материалов.
…За несколько месяцев до ухода из жизни патриарх электростальской сцены В.И. Коняшин подарил нам Юбилейный сборник «ДК им. К. Маркса. 1931 – 2001 годы», сделав надпись:
«…С надеждой, что будет книга о Народном оперном театре».
Их прекрасные голоса тревожили душу
Г.Н. Павлушкин
«У каждого свой путь к восприятию, пониманию искусства, тем более, в попытках своего участия в творческом процессе», - говорит Геннадий Николаевич Павлушкин, инженер и певец, рассказывая о себе.
Помню, в военные сороковые годы, будучи ребенком, очень любил крутить ручку патефона, слушая прекрасные голоса С.Я.Лемешева, А.В.Неждановой, Н. А.Обуховой, Ф.И.Шаляпина. Они тревожили душу и сердце, рождая ответное желание петь. Русские народные песни, романсы, оперные арии в их исполнении надолго остались в памяти.
Пел дома, в старших классах школы видел нескрываемый интерес к своему голосу со стороны товарищей и учителей. По окончании школы, работая на радиозаводе, активно участвовал в самодеятельности: пел соло, дуэтом с другом; вели с ним концерты. Поступив в Уральский политехнический институт, сразу начал заниматься в вокальном кружке, пел в эстрадных коллективах института, дуэтах, трио и квартетах, солировал в хоре, расширяя песенный репертуар. Вокалом занимался у педагога И.М.Вигасси, который владел приемами итальянской оперной школы; в свое время сам обучался певческому мастерству в Ленинграде, в Мариинском театре.
В 1961 году после окончания института начал работать на ЭЗТМ и, естественно, сразу стал участником художественной самодеятельности в заводском клубе «3/40», затем в ДК «Октябрь». В начале 1962 года принял участие в концерте-смотре художественной самодеятельности предприятий г. Электросталь. Вот что написал корреспондент В.Васильев в городской газете:
«Несколько слов о лучших номерах. Среди солистов неожиданно сверкнул новый и самобытный талант – представитель ЭЗТМ Г.Павлушкин, выступивший с арией Фигаро из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Голос молодого певца сильный, сочный, красивый. Свободная, выразительная манера исполнения дополняет впечатление».
Как молодой специалист, Г.Н. Павлушкин был приобщен к строительству Дворца культуры «Октябрь», сооружение которого завершилось в 1963 году, а осенью 1961 года на строившейся еще сцене ДК будущий исполнитель заглавной роли в опере «Евгений Онегин», молодой вокалист Геннадий Павлушкин пел арии для рабочих – строителей.
«В апреле 1962 года в клубе «3/40» с помощью педагогов Ф.И.Мустафаева, А.Ф.Самойловой, замечательного пианиста О.В.Иванова, - вспоминает Геннадий Николаевич, - участники вокального коллектива подготовили несколько сцен из «Евгения Онегина». Я пел партию Онегина, Л.А.Савельев – Ленского, О.Я.Трушкин – Зарецкого, З.В. Румянцева (Фролова) - Ольгу. Руководил вокальным коллективом Ю.К.Качаров».
С началом функционирования ДК «Октябрь» творческая жизнь художественной самодеятельности ЭЗТМ и города буквально забурлила. В книге «Электросталь – город мастеров. 1916-1998 годы» сказано: «Художественная самодеятельность ДК «Октябрь» давала ежегодно до 155 концертов».
«Мы участвовали во многих концертах, смотрах, городских мероприятиях на площадках города, области, Москвы. Я участвовал в телевизионных передачах из Останкино, пел в Болгарии, Чехословакии. Встречи с Героями Советского Союза и Социалистического труда, с гостями города и завода, знаменательные даты и профессиональные праздники сопровождались патриотическими концертами. Звучали красивые, запоминающиеся песни советских композиторов. Аудитория теплела, слушая лирические песни из кинофильмов, с восторгом воспринимала неувядающие русские романсы », - вспоминает Геннадий Николаевич.
Молодой и сильный голос Г.Н.Павлушкина был настолько приятен, что Р.Н.Шмуленсон, постоянный член жюри смотров-конкурсов самодеятельности, не раз высказывался с восхищением в его адрес. «Сам Роман Натанович, - говорит Г.Н.Павлушкин, – был всегда активен, писал песни для концертов с оркестром и хором музыкального училища. Звучали они мощно и величаво».
Молодость для талантливого человека – это необычайно богатая и разнообразная жизнь. Работая начальником конструкторского бюро, он читает лекции по прокатке в электростальском филиале МИС и С, по приглашению Р.Н.Шмуленсона работает иллюстратором в классе концертмейстеров музыкального училища, участвует в концертах вокального коллектива «Бельканто», занимается в народном оперном театре ДК им. К.Маркса, сотрудничает с начинающим композитором Анатолием Ивановичем Каленовым.
В 1975 году после смотра городской самодеятельности в ДК «Октябрь», на котором Г.Н.Павлушкин пел одну из арий Онегина, Отдел культуры города предложил поставить всю оперу П.И.Чайковского в ДК им. К.Маркса.
Занятия с солистами проводили концертмейстеры Олег Викторович Иванов, Елена Михайловна Крылова-Цветковская, педагог по вокалу Лидия Михайловна Толгская.
Олег Викторович и порекомендовал Г.Н.Павлушкина на роль Онегина в спектакле, поскольку в 1962 году был опыт совместной работы. Готовили оперу к сезону 1977-1978 г.г. Режиссером-постановщиком спектакля был Викентий Иустимович Серков. Приглашенным оркестром дирижировал Роман Натанович Шмуленсон. Оформлял спектакль художник Алексей Колосов. В массовках были заняты артисты московских театров.
Спектакли прошли с грандиозным успехом. Г.Н.Павлушкин был отмечен высшим знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве».
Затем у Геннадия Николаевича был долгий перерыв в занятиях вокалом. Он руководил группой советских специалистов на строительстве трубопрокатного агрегата в Румынии, затем напряженная работа начальника цеха…
В год 30-летия ДК «Октябрь» Геннадий Павлушкин влился в новый вокальный коллектив, подготовил сольный концерт совместно с Еленой Захаровой. Владимир Иванович Коняшин убедил обладателя приятного баритона с бархатным тембром вернуться к вокалу в коллектив «Вокализ» ДК им. К.Маркса, принять участие в концертной деятельности ансамбля песни и танца «Русские напевы».
«Песня строить и жить помогает» - так поется в известной песне. С этим утверждением полностью согласен Геннадий Николаевич Павлушкин, голос которого и по сей день тревожит душу.
Поделитесь с друзьями