Военно-морской флот: его история на Подмосковной земле
Надежда Ларина
«Россия вошла в Европу, как спущенный корабль,
при стуке топора и при громе пушек».
А. Пушкин
Это стало достижением: Россия превратилась в морскую державу, поэтому поэт сравнивает страну со спущенным на воду кораблём, несущимся вперёд. «Век русской славы, военных побед» возможен только под канонаду, когда сильна армия и флот. XVIII и XX века крепили мощь и славу России: армия, флот и теперь космос.
Поколению моих отцов и дедов выпала трудная доля восстановления и строительство советского Военно-Морского Флота. Море, флот, корабли вошли в нашу жизнь властно и стали неразлучными спутниками. Таков закон жизни: тот, кто в молодости приобщился к флоту, проникся сознанием святости своего долга, навеки останется с морем. И наша тихая гавань – город Павловский Посад всегда во Флотском строю. Где главным примером Российского ВМФ является адмирал Ф.Ф. Ушаков. Он, положивший Черное море к ногам России, причисленный к лику праведных святых, Федор Ушаков, ныне почитается как святой покровитель российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил. И это не удивительно, что в Покровско- Васильевском монастыре нашлось место иконе адмирала Ушакова. И зажигая свечу над иконой адмирала Ушакова, я вижу ее живительный огонь во славу доблестного российского флота.
И здесь же монастырская земля открывает нам историю Цусимы. «Ах нет», – скажите вы: «Павловский Посад и Цусима (Япония) – это невероятно»! Да, это флотская явь Павлово-Посадской земли. На территории монастыря стоит памятник русским морякам, погибшим 14-16 мая 1905 года в бою при Цусиме.
На памятнике надпись гласит, что здесь похоронена сестра милосердия Арндт Евгения Морисовна, даты жизни 1878-1975, муж врач Арндт Евгений 1878-1942, в память о сыне Арндт Борис г. рож.1911 пропавшим без вести в 1941 г. Словно морской прилив и отлив вызывает большие изменения в судьбе наших героев семьи Арнд.
И вот некоторые перипетии жизни этой удивительной семьи. Арндт Евгений Евгеньевич родился в г. Санкт Петербург, а Евгения Морисовна Жакелен родилась в городе Лион - Франция. Они оба участвовали в русско-японской войне при Цусиме, он врач, она сестра милосердия на госпитальном судне «Орел». После Цусимского сражения повозвращению в Японию, эта пара связала себя на веки узами брака. В дальнейшем доктора Арндт перевели в Москву, Вятку, потом в Павловский Посад, и повсюду Евгения Морисовна работала с мужем медицинской сестрой. В один из вечеров муж принес домой новую книгу «Цусима» автор Новиков-Прибой. А в 1935 году Алексей Новиков-Прибой посетил Павловский Посад и квартиру семьи Арндт. Об этой интересной встрече Евгения Морисовна написала небольшое, но яркое воспоминание. И вот некоторые отрывки это воспоминания, которое мне подарила при нашей встречи дочь писателя Ирина Алексеевна Новикова.
«За окном зимний лес, раскинулись в неподвижном очаровании заснеженные поля Подмосковья, а я вспоминаю знойный берег Индийского океана, тропическую экзотику неведомого нам Мадагаскара. Русская эскадра бросила якорь в бухте Носи-Бе.
Вот мы на прогулке, на набережной Носи-Бе. Негры, мулаты, арабы, французы, пестрый мир колониального порта. Под пальмами груды фруктов, кокосов, лотки с пряностями с сувенирами. В глубь острова уходят необозримые поля ванильных плантаций. Навстречу три наших матроса. Два гвардейских роста моряка, а посредине приземистый крепыш. В упор смелый взгляд, что-то неуловимо мужественное, независимое, ни тени уставного подобострастия. Пресловутый Новиков.
Таким я его и помню (пишет Евгения Морисовна) в Носи-Бе и Павловском Посаде моряк среди моряков, обаятельный рассказчик, способный увлечь любого, даже самого предубежденного слушателя; всегда среди людей, он и творчество свое, весь свой самобытный талант посвятил памяти своих друзей, моряков, воскресив для потомства героические страницы Цусимской эпохи».
Творчество Новикова-Прибоя оставило глубокий след не только в советской литературе, но и в нашем Военно-Морском флоте. Он был настоящим флотским писателем, вышедшим из рядов русского флота, испытавшим трагедию Цусимы, познавшим душу моряков. Алексей Силыч был искренним другом советских военных моряков. А семье Арндт пришло новое предписание и они всей семьей переезжают в Обухово, а там и 1941 год, 23 июня 1941г. их сына Бориса призывают на фронт. А в октябре 1941 г. приходит извещение, что сын Борис в октябре 1941 г. пропал без вести. В 1941 г. семья Арндт оказалась в Южном Казахстане. В 1942 г. умирает Евгений Евгеньевич. Только в 1954 г. Евгения Морисовна Арндт возвращается в Павловский Посад. В последующие годы жизни Евгения Морисовна часто бывала в семье Новикова–Прибоя. Она часто гостила в семье писателя, неоднократно выступала на вечерах посвященных Новикову-Прибою. В 1975 г. в возрасте 97 лет Евгения Морисовна умерла, и после нее уже не осталось на нашей земле ни одного живого Цусимца.
И монастырская свеча горит в память обо всех легендарных участниках Цусимского сражения. И ее отблеск освящает преемников и продолжателей славных боевых традиций будущего поколения моряков Военно-Морского Флота России.
Поделитесь с друзьями