«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

11 июля 2022 года

Воспоминания, дневники Социум Орехово-Зуево

Воспоминания о развитии футбола в городе Орехово-Зуево.Футбол в моей жизни»

Пётр Никифорович Тарасов (1907-1999 гг.), ветеран Орехово-Зуевского футбола и текстильной промышленности.

Предисловие. Коротко о себе и о профессиональном выборе

Я родился в 1907 году в подмосковном городе Орехово-Зуево. Мой отец, Тарасов Никифор Никифорович, старовер, заведовал строительным отделом у местного промышленника-старовера Викулы Елисеевича Морозова. Под руководством отца построены дома на улицах нашего города: Англичанке (ныне – ул. Степана Терентьева), Никольской (ныне – ул. Ленина), в Конном Дворе (неподалёку от Зимнего театра) и в других местах.

Отец братьев Тарасовых коренной старовер Никифор Никифорович

Отец братьев Тарасовых коренной старовер Никифор Никифорович, работал у Викулы Морозова одним из руководителей на фабрике

Напомню: улица Англичанка имеет историческое значение. До Октябрьской революции на ней жили служащие Морозовской мануфактуры, англичане. Они учили местных ребятишек и взрослых играть в мяч ногами, что положило в наших пенатах начало развитию футбола как нового вида спорта. Команда спортивного клуба Орехово «Морозовцы» считается одной из первых российских футбольных команд. Таким образом, улица Англичанка – малая родина отечественного футбола. Она пророчески повлияла на мою судьбу, связав мою жизнь с этой спортивной игрой, которая с ранних лет стала буквально моей страстью и заполнила всё моё детство, юность и молодость.

Однако футбол не стал моей профессией, несмотря на то, что я достиг высоких профессиональных успехов.

Мой профессиональный жизненный путь в большей степени определен воспитанием в семье. Мама, Мария Сергеевна, родом из семьи духовного сословия, была домохозяйкой и воспитывала детей в строгих духовных традициях. Основные ценности нашей семьи – это духовное развитие, трудолюбие, образование, мастеровитость.

Сыновьям (мне и моему родному брату Николаю) прививалось стремление к наукам и к цели получить инженерно-техническое образование. Поскольку наш жизненный путь формировался в молодой революционной России, достижение профессионализма именно в инженерно-технической сфере деятельности считалось важным для советского государства.

Интерес в детстве к футболу родителями приветствовался, однако в такой степени, чтобы футбол, и вообще спорт не стал единственным и основным занятием в жизни.

В итоге, я получил добротное образование – сначала в гимназии, а затем окончил школу и институт машиностроения (ныне МГТУ им. Баумана).

После окончания института, в 1937 году, работал в родном городе главным механиком на Ореховском текстильном комбинате. В этой должности я встретил и Великую Отечественную войну… После Победы трудился главным инженером механического завода имени Владимира Барышникова.

Параллельно с учебой и работой я продолжал заниматься футболом, участвуя сначала в молодежных любительских соревнованиях, потом – в городских и областных межфабричных и межзаводских матчах, в матчах на первенство Москвы.

Я был футболистом-полузащитником на левом фланге в орехово-зуевской команде «Знамя труда». Позже меня приглашали играть и в других футбольных коллективах: «Красный пролетарий», «ЦДК», в команду московского Электрозавода… Кроме того, я всерьёз занимался и организационными вопросами в развитии массового футбола в Орехово-Зуеве.

Мои первые шаги в футболе в раннем детстве и в школьные годы

Увлечение игрой в мяч возникло у меня с самого раннего детства. В детстве был сделан снимок, на котором я, двухлетний мальчонка, сидел, прижав к груди мяч. Летом семья наша выезжала в старообрядческую деревню Ионово, что в десяти километрах от Орехово-Зуева. Там мы вместе с моим двоюродным братом Иваном Рыжовым (мы были одногодки с ним, будущим знаменитым вратарём довоенного советского футбола!) гоняли на задворках деревни тряпичные мячи. Сначала гоняли мячи босиком. Впоследствии наши мамы связали нам тапочки из шнура. «Шипы» каждый делал для себя сам в виде скрученной проволоки. Затем их прикрепляли к подошве.

В школьные годы моя страсть к футболу ещё больше закреплялась на примере старшего двоюродного брата Василия Тарасова, игравшего в спортклубе Орехово в 1916-1917 годы. Уже в старших классах в свободные часы мы играли на так называемом «Купцовом поле», когда оно было свободно от игр.

Первые более организованные игры во время учёбы проводились любительской командой рабочего общежития № 5.

Проводились игры в местном районе «Крутое». Футбольные команды и игры не были официальными. Просто инициативные взрослые, местные жители, являясь представителями общественного коллектива, не раз вывозили нас в город Ногинск или в соседний рабочий посёлок Дрезна.

Бывало всякое. Пригласят нас, мальчишек, на игру, что-то пообещают в отношении организации, например, оплатить дорогу, покормить! Ведь мы же ещё были почти дети. А когда игра заканчивалась, хозяева скрывались. И мы возвращались домой голодными, безбилетниками. Организаторами этих игр были старшие Леонид Чесноков и Александр Язев.

Первое увлечение уже взрослым футболом не только не ослабевало, а усиливалось.

В это время мы, мальчишки, знали, что игры «Красного Орехова» проводились и с московскими командами «ОЛЛС», «ЗКС», «Пищевик», «Красная Пресня».

Мы уже начали разбираться в высококлассных приезжающих московских футболистах. Особую радость доставляло видеть знаменитостей, когда они изредка приезжали с вечера, с ночёвкой. И оставались в местном Клубе профсоюзов, членом которого я тоже был.

Я был радиолюбителем и организовал при Клубе первый в Орехово-Зуеве кружок радиолюбителей, был его председателем. Ну, как нам было не полюбоваться на сидящих в клубе футбольных светил: Артемьева, Леута, Канунникова и других. Находясь в непосредственной близости от этих звёзд, мы с жадностью и завистью смотрели на их могучие ноги, как их мышцы растягивали брюки!

И всегда со страхом думали о том, что уже завтра они будут недосягаемыми. Мы, мальчишки, всегда сидели во время игр вне стадиона - где-то на крышах курятников. В то время за рабочее общежитие № 5 играли: Чесноков, Соколов и другие ребята. Это были 1922-1923 годы. Мне было пятнадцать лет.

Футбол в моей юности и во время учёбы в институте

После окончания школы наступили годы труда, общения с производственными коллективами.

Появлялись, но очень медленно, производственные клубы, которые не отказывали в поддержке спортивных мероприятий текстильным фабрикам. Таким меценатом стал «Клуб имени 8 марта» (1923-1924 годы), который включал в себя следующие секции: футбольную, лыжную; музыкальный и драмкружок.

Это всё было так необходимо для спортивного и культурного развития молодёжи. Для работы секций предоставлялись территория - школьный двор и помещения в самой старой школе города под номером «3».

Для привлечения молодёжи там организовывали танцы. Благодаря работе такого Клуба вскоре сформировалась футбольная команда «имени 8 Марта». Это стало начальной ступенью для создания фабричных команд: футбольных и лыжных. Участники лыжной секции участвовали в звёздном пробеге «Москва–Орехово», в котором я принимал участие в 1925 году. В том же году в летнее время я увлёкся лёгкой атлетикой (бег 1500 метров и прыжки в высоту до 1600 метров). И в Московской области защищал честь родного города.

ЦДКА (3-я команда) 1925 г. Пётр Тарасов, стоит крайний справа

ЦДКА (3-я команда) 1925 г. Пётр Тарасов, стоит крайний справа

Работая и продолжая учиться в институте, я был приглашён с родным братом Николаем и Василием Самородновым играть за Московскую команду «1Гр. Красный Пролетарий». А позже, в связи с переводом заводской команды во вторую группу, нас пригласили играть за вновь организованную Московскую команду «Электрозавод». Эта команда с нашим участием вышла победителем в соревновании среди профсоюзных коллективов СССР.

Всесторонние занятия спортом – лёгкой атлетикой, лыжами и футболом – положительно сказались на повышении моего класса как футболиста.

В тоже время я смог занимать первые и вторые места в лыжных соревнованиях. Продолжая учёбу в институте без отрыва от производства, я был приглашён в третью команду ЦДК (левый край) 1925 г. от Орехово-Зуева.

За вторую команду ЦДК были приглашены мой брат Иван Рыжов (keeper) и Василий Самородов. А за первую команду играли Леонид Ильин и Иван Калмыков. При этом все мы не бросали родной город, играя в товарищеских матчах 1925-1926-х. Чуть позже я играл за первую команду Орехово-Зуева.

Поступательное движение футбола была налицо. Это уже ощущалось в том, что созрела молодая смена в фабричных футбольных коллективах и в команде «Красное Орехово».

Большая «травма» была причинена местному футболу уходом ведущих футболистов из Орехово-Зуева в Ленинград. Среди выбывших вратарь В.Савищев, центр-форвард Г.Архангельский, нападающий А.Мурашов, полузащитник С.Беляков.

Это произошло по следующей причине. Спортивное руководство столицы (в то время в футболе большой авторитет имели братья Старостины – Николай, Андрей и Александр) выдвинули версию, что им неудобно ездить в Орехово-Зуево для проведения игр на первенство Москвы. Это заявление повлияло на настроение ведущих игроков «Красное Орехово» (уже перечисленных) и они решили уехать в Ленинград.

Развитие массового спорта и межфабричные соревнования по футболу

Поступательное движение футбола продолжалось. Начиная с 1935 года, особую популярность приобрели футбольные соревнования пяти команд на первенство Москвы и соревнования трёх команд с районными командами (т.е. ближайших районов Московской области).

Назывались такие игры «Игра по кустику». Команды составлялись из игроков, которые не могли быть использованы в Московской Лиге. Кроме того, каждые производственные коллективы соревновались между собой.

В дни, в которые проводились восьмикомандные игры, график межфабричных игр не включался. Игроки Московской Лиги тоже должны были защищать честь своей фабрики или завода. Это считалось обязательным. В этих случаях «выкидывали» всех игроков фабричных коллективов, которые включались в состав восьми команд.

1934 г. П. Тарасов (пятый слева) игрок столичной команды Сталинец

1934 г. П. Тарасов (пятый слева) игрок столичной команды Сталинец

В Москве пятикомандные игры начинались с восьми утра. Позже всех начиналась однокомандная игра – с шести вечера. На четырёх- и пяти командные игры футболисты выезжали с вечера, с ночлегом. Для поднятия духа игроков, как правило, 4-5 ведущих игроков с однокомандной игры выезжали с игроками пяти и четырехкомандных игр.

Стадион в Москве был занят с восьми утра. Естественно, все команды не покидали стадиона, болея за остальные команды. Это очень укрепляло дружбу наших ребят-футболистов! Старшие игроки подбадривали молодёжь, инструктировали в перерыве или между таймами. Подсказывали, как надо добиться победы. Большую часть эти пятикомандные соревнования проходили в выходные дни. Межфабричные соревнования приобретали особую популярность в Орехово-Зуеве. Время проведения соревнований чаще всего выбиралось после рабочего дня на производстве. Отработав восемь часов и перехватив на скорую руку бутерброд, я торопился на стадион «Центральный» или стадион «имени Первого мая».

В фабричных соревнованиях участвовали обе бумагопрядильные фабрики Ореховского ХБК, завод «Карболит», или «Химик», все три ткацких фабрики; торфяной комбинат «Маяк», Подгорная прядильно-ткацкая фабрика.

Ведущие места занимали БПФ № 2, завод «Карболит» («Маяк»).

За вторую бумагопрядильную фабрику играли мы с братом Николаем, Н. Исаев, В.Лебедев, Лукьянов, М.Залетаев, С.Селивёрстов, М.Клинцев, П.Судариков, В.Степанов и С.Мурашов. Капитаном команды был мой родной брат Николай Тарасов. За «Карболит» («Химик») ведущими были игроки: М.Захаров, В.Пряхин, В.Пересветов, С.Минаев, Л.Чеканов. За «Маяк» играли братья Лямцевы, Л.Хохлов, Н.Гаранян и К.Бородастов (красноармеец Константин Васильевич Бородастов погиб в бою с фашистами летом 1941-го).

1940 г. В первых рядах Николай Тарасов (крайний справа)

1940 г. В первых рядах Николай Тарасов (крайний справа)

В предвоенные годы за БПФ № 2 небольшое время играл футболист Фёдор Тургенев, участник войны с белофиннами. Лётчик ВВС Черноморского флота капитан Ф.Н. Тургенев (1912-1971 гг.) за проявленный героизм в боевых операциях во время Великой Отечественной удостоен звания Героя Советского Союза. После Победы он вернулся домой. Но развитию его спортивного дарования не удалось осуществиться из-за потери здоровья во время военных действий. Умер он в возрасте 59 лет 15 декабря 1971 года в Орехово-Зуеве.

Наш городской стадион был прекрасен своим искусственным дренажированием, блестящим травяным покрытием, которое привезли к нам ещё англичане, работавшие у Морозовых. Немного времени требовалось, чтобы освободиться от дождевой воды и начинать вновь игру. Были случаи, когда перед началом игры дождь основательно заливал стадион. До начала игры проданные билеты никем не возвращались, так как стадион в кратчайшее время был абсолютно сухой. Межфабричные встречи устраивались в будничные дни обычно при условии свободного стадиона. Но когда не приезжали московские команды, игры проводились и выходные дни. На встречах БПФ № 2 с «Маяком» и заводом «Карболит» присутствовало почти столько же ореховских болельщиков, как и на игре с столичными игроками. Особенно впечатляющими были городские парады физкультурников: футболистов, легкоатлетов, лыжников, городошников и других видов спорта.

Для парада специально выбирали достопримечательные дни. К примеру, День физкультурника. Это были 1939 -1940 годы. Шествия проходили в боевых формах по коллективам предприятий. Мы с братом Николаем шли в колонне БПФ № 2.

А после парадов к вечеру обязательно проводилась футбольная игра. Количество участников-болельщиков зашкаливало, достигало более трёх тысяч (!) человек, а местный стадион не мог всех вместить. Это неизгладимое впечатление осталось в нашей с братом Николаем памяти на всю жизнь!

Пётр и Николай Тарасовы

Пётр и Николай Тарасовы

Братья Тарасовы, Николай (слева) и Пётр (справа) с супругами

Братья Тарасовы, Николай (слева) и Пётр (справа) с супругами

Мы с братом (а он уже о был Министром лёгкой промышленности СССР) всегда при встречах вспоминали прежде всего именно эти яркие многолюдные дни, когда проводились парады физкультурников и футбольные игры после парадов.

О триумфальном матче за столичный электрозавод. Наш победоносный гол

Я продолжал учиться в институте (без отрыва от производства) в Москве.
Спортивные руководители пригласили меня и брата Николая играть за команду московского электрозавода.

После небольшого турне по стране (для сыгранности) завод был включен в розыгрыш на первенство без участия непрофсоюзных команд. «Динамо» и «пищевиков».

После победы над сильнейшими командами мы вышли в финал, который состоялся в Москве. Нашим соперником была сборная Ленинграда, которую защищал игрок сборной Ленинграда второй по значимости вратарь СССР, легендарный Георгий Шорец (во время Великой Отечественной Георгий Васильевич добровольцем вступил в истребительный батальон, был старшиной в составе пограничного полка войск НКВД).

Матч проходил в дождливую погоду. Первый тайм был безрезультативным, второй тайм проходил с нашим преимуществом, но результата не было. В результате прохода с мячом по краю (а это было не раз) Шорец, чтобы спасти ворота, ударял за черту (на корнер).

Истекало время. Моя тактика в эти решающие минуты (с учётом того, что поле было водянистым) была такова: подать мяч к воротам так, чтобы вратарь не мог выбежать. И чтобы опускание мяча проходило в том месте, где стоял наш центр-форвард, несколько возвышаясь над всеми (Соколов Миша, москвич, очень высокий).
И мяч должен спуститься на голову Соколова. Я понимал, что это последний шанс нашей команды - использовать прыжок центр-форварда. Для этого мне надо было вложить в удар всё, на что я был только способен. На левом краю я ударил правой ногой. Поднявшись над всеми, Соколов принял головой опускающийся к нему мяч и вонзил его в ворота легендарного ленинградского вратаря.

Шорец даже не успел сдвинуться с места.

Счёт 1: 0 в пользу Электрозавода! Ленинградцы уже ничего не смогли сделать, ведь судья уже оповестил о нашей Победе!!!

Такие футбольные эпопеи не забываются!

После футбола (нас раньше не баловали!) весь наш дружный коллектив пригласили на банкет, устроенный ЦК профсоюзов и дирекцией московского электрозавода. Было и официальное поздравление от лидера ВЦСПС, члена ВЦИК Николая Шверника. А легендарный Серго Орджоникидзе, нарком тяжёлой промышленности и член Политбюро ЦК ВКП(б), из военного заказа всем нашим игрокам презентовал по велосипеду с именными бронзовыми табличками!

Позже нас отправили в комфортабельный Дом отдыха на две недели, на живописную реку Клязьма. Нас лично пригласил директор московского электрозавода (между прочим, член ЦК КПСС) и представил Швернику и Орджоникидзе поименно. На следующий день электрозаводская газета вышла с фотографиями каждого игрока и представила описание наших спортивных достоинств.

После моей удачной подачи, решившей судьбу ответственного матча, мне предложили участвовать в Сборной СССР для игры с Австрией.

Все потенциальные участники советской Сборной были приглашены на встречу с Орджоникидзе. На встрече нам объяснили, что тренировки будут проводиться ежедневно с восьми утра - и очень напряжённо. Когда Серго (Григорий Константинович) Орджоникидзе узнал, что я работаю и живу в подмосковном Орехово-Зуеве и у меня есть семья, мне сразу выдали ключи от двухкомнатной квартиры для постоянного места жительства. Чтобы иметь возможность всерьёз заниматься подготовкой к матчу с Австрией.

Я приехал на новую квартиру. И – вдруг понял, что вся моя жизнь – в моём родном городе на Клязьме! Там моя семья, моя мама, там мои товарищи по футболу, там я начинал свой футбольный марафон. Я без сожаления вернул ключи коменданту дома и уехал. Позже я отказался и от подготовки к участию в Сборной СССР. Шёл 1940 год…

1962 г. стадион Знамя труда. П.Н. Тарасов (пятый справа во втором ряду) с ветеранами футбола

1962 г. стадион Знамя труда. П.Н. Тарасов (пятый справа во втором ряду) с ветеранами футбола

П.Н. Тарасов с соратниками на награждении в Москве (награждал Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверник (четвёртый слева в первом ряду)

П.Н. Тарасов с соратниками на награждении в Москве (награждал Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверник (четвёртый слева в первом ряду)

П.Н. Тарасов четвёртый слева (во втором ряду) с коллегами

П.Н. Тарасов четвёртый слева (во втором ряду) с коллегами


Материал для печати подготовил краевед Евгений Голоднов.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.