Встреча на Богородской земле. В гостях у Богородских старообрядцев.
Дмитрий Маслов
8 января 2025 года небольшим отрядом совершили поездку на престольный праздник в Рождественский Старообрядческий Храм, что в Больших дворах Павлово-Посадского района. По пути, свернув с Горьковского шоссе в Кузнецах в сторону Павловского Посада, притормозили у церкви Анны Кашинской. Церковь примечательна, как несомненный памятник архитектуры – творение архитектора И. Е. Бондаренко. Церковь была выстроена в 1909 году в честь русской святой княгини-инокини Анны Кашинской и являлся первым храмом в честь этой святой в России.
Церковь была построена по заказу А. И. Морозова и по большим православным праздникам здесь пел знаменитый «Морозовский хор».
К сожалению, пришлось отметить, что место для церкви выбрано не совсем удачно, так как храм стоит в низине, в зоне частых подтоплений, что естественным образом крайне негативно отражается на его состоянии. Совсем недавно церковь была восстановлена после длительного бездействия в период Советской власти и в 2001 году была совершенна первая служба. Хотелось бы все-таки отметить, что возможно церковь уцелела от полного уничтожения благодаря пусть и не по назначению, но использованию в качестве производственного помещения. В этом случае, за храмом был хоть какой-то технический надзор. Мы знаем такие примеры. Достаточно сказать о Богоявленском соборе, о Тихвинском храме в Ногинске, которые также сохранились благодаря использованию первой, как цеха текстильной фабрики, а другой, как кинотеатр.
Сейчас церковь Анны Кашинской открывается только по исключительным событиям или в престольный день. И паства мала и место отучилось от молитв за годы.
Мы приехали в Большие дворы к концу праздничной службы. Нам удалось войти в храм и присутствовать на богослужении несколько часов до конца службы. Народ мы, к сожалению, не все воцерковленный и не все знающие не только тонкости, но и явные причины Раскола, поэтому проявить настоящее религиозное чувство, не всем из нас было даровано. Несмотря на это, все мы были буквально зачарованы духом православия, России, той старой России даже не прадедов, а пращуров.
Душа уносилась куда-то в глубь веков, к стенам древнего Новгорода или даже Царьграда. Женские пронзительные, тонкие, чистые, целующие слух голоса и мужские басовитые, грозные, мощные заставляли нас внимать в смиренном оцепенении настоящую русскую традицию православия, истиной веры, великой Родины. Службу вел Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий. С белой длиной бородой в митрополичьем одеянии Корнилий предстал в лампадном тумане, освещенной свечами церкви неким мудрым старцем, искусно соединяющим своей харизмой и прошлое, и настоящее и веру в светлое будущее. После службы нас приветствовал настоятель Рождественской церкви отец Димитрий, с которым мы давно дружим.
Рождественская церковь. В центре Митрополит Всея Руси Корнилий. Фотограф В. В. Орехов
Рождественская церковь. В центре Настоятель храма отец Димитрий. Фотограф В. В. Орехов
Следующим пунктом нашей поездки было Корнево, что в Павловском Посаде. Здесь мы запланировали посетить Старообрядческий Храм Рождества Богородицы.
Если в Больших дворах Рождественская церковь это по сути большая деревенская изба, в которой издавна находился сначала молельный дом, а потом и церковь, то в Корнево это, можно сказать, новый, большой каменный храм. Удивительно, что и там и там живет совершенно уникальный русский дух, вековая чистота веры и мудрая отстраненность от суетности быта.
Рождественская церковь. Большие дворы. 1990-е гг. Фотограф Е. Н. Маслов
Рождественская церковь. Большие дворы. 8 янв. 2025 г. И.А. Малашин, А. И. Рудаков. Фотограф Д. Е. Маслов
У входа в Храм Рождества Богородицы нас встретил Настоятель Храма отец Михаил (Егоров).
Храм Рождества Богородицы. Корнево. Фотограф В. В. Орехов
Интерьер Храма Рождества Богородицы. Корнево. Фотограф В. В. Орехов
Отец Михаил проводил нас в Храм. Интерьер Храма произвел на всех нас незабываемое впечатление. Великолепная роспись купола и стен, старинные иконы, высокий деревянный иконостас, всё это погрузило нас в атмосферу домашнего уюта, так свойственную для древних православных храмов. А ведь Храм Рождества Богородицы древним не назовешь. Современное нам здание Храма появилось на месте старого здания, 1916 года постройки, которое сгорело в 1993 году. Строительство Храма, да еще Старообрядческого, то есть не обласканного «новой властью», в «лихие» 90-е годы тяжелейшее дело, которое взял на себя и довел до замечательного результата отец Михаил. А результат такой, что на святом месте вновь высится Божий Храм, место утешения и силы.
Отец Михаил рассказал, как работали не покладая рук на строительстве Храма прихожане, в основном женщины, месили раствор, таскали кирпич, вели кладку под руководством одного единственного каменщика. Удивительно, как силен человек бывает душой, как оказывается способен на созидание всем миром. С окрестных деревень люди приносили иконы, сохранившуюся у них утварь и храм вновь наполнился светлыми образами, вновь зажглись лампадки и свечи. Постепенно Храм возродился, храня славную традицию старой веры.
Уже в трапезной за чашкой чая с пирогами с отцом Михаилом и матушкой мы говорили на разные темы. Говорили о войне и мире, о прошлом и настоящем, о неизвестном нам будущем. Не буду говорить о своих друзьях, а я вынес из разговора с батюшкой осознание того, что с Богом нам никто не страшен и всё, что происходит и с нами, и вокруг нас так или иначе происходит по воле Божьей. А посему надо смиренно «нести свой крест» во славу Бога и святой Руси. Вроде бы простые, прописные истины…
Слева направо: И.А.Малашин, А.И.Рудаков, Д.Е.Маслов, отец Михаил, А.Г.Вильшонков, С.В.Подвигайло, В.В.Кудельников. Фотограф В.В.Орехов
Поделитесь с друзьями