«Наши достижения», двухмесячный журнал под редакцией Максима Горького № 4.1929. С. 50-56.
Завод «Электросталь»
А. Бедуин
Помещение штамповочной мастерской завода «Электросталь».
О заводе «Электросталь», кроме специалистов, знают, пожалуй, немногие. А между тем этот завод, несмотря на малый срок своей работы, уже имеет много весьма ценных для советского хозяйства достижений. Успехи завода относятся к одному из самых ответственных участков советской промышленности - металлургии.
Хотя свою первую, организационную пору завод переживал в 1916 г., но все начальное строительство его велось уже после революции, пущен же он в работу после Октября. Таким образом «Электросталь» является в полном смысле слова детищем Октябрьской революции. Его успехи - чистые успехи советской техники - на заводе нет ни одного инженера-иностранца.
Неподалеку от Москвы (58 км), на полпути между станциями Фрязево Московско-Нижегородской ж. д. и г. Богородском, в густых березовых лесах, можно видеть не лесную сказку-фантазию, а настоящую советскую быль наших дней. Там, где когда-то гремело имя легендарного разбойника Чуркина, имя, воспетое в народных песнях, - теперь ритмично гудит огнедышащими печами первоклассный европейский завод. В пригожие летние дни солнце весело играет на стеклянных крышах новых громадных цехов «Электростали».
В этих цехах установлены электрические печи. Ежедневно пожирают они по несколько вагонов подвозимого из разных концов СССР лома металлов. Грязные, ржавые груды железа кипят в электропечах. Температура в 2000 градусов в процессе плавки превращает ненужный лом металла в высокоценный продукт - сталь специальных сортов.
До революции в России не было никакого опыта по производству электростали - она называется так потому, что изготовляется в электрических печах. А высокие сорта стали как раз идут на самые ответственные части машиностроения. До революции эту сталь мы ввозили из-за границы - зависимость нашего государства от иностранных фирм в этом случае была полная. Больно почувствовала эту зависимость наша страна во время войны. Мы оказались тогда и без своих аэропланов и без автомобилей. Не было хорошей стали для выделки своего инструмента, не было металлургической базы для машиностроения.
Тут-то и выступил со своим проектом инженер Н. И. Беляев, основатель завода «Электросталь», бывший в то время помощником главного металлурга на Путиловском заводе.
Сейчас, когда промышленность СССР развивается гигантскими шагами, когда мы ставим себе задачу «догнать и перегнать по технике передовые страны», - сейчас почти невозможно представить себе те трудности, которые приходилось преодолевать пионерам этого нового и
ответственного для нашей страны дела.
Скептики укоризненно качали головами и задавали резонный, по их мнению, вопрос:
- Да где же вы возьмете квалифицированных рабочих? Ведь по этой специальности у нас нет никаких кадров...
И действительно, пришлось из окрестных богородских ткачей, из фрязевских набойщиков платков готовить сталеваров на высшие сорта стали.
Неопытные рабочие на первых порах суеверно боялись электропечей, в которых бушевал сверкающий металл. Теперь инженеры завода с улыбкой вспоминают о том, как при всякой малейшей неожиданности новые «сталевары», как горох, рассыпались от электрических печей в разные стороны.
А было это совсем недавно...
Первая электрическая печь, купленная в Англии, пущена в ход в 1918 г. С этого времени и началась практическая учеба по электроплавке. До всего приходилось доходить своим умом и своим опытом - учиться было не у кого. От внешнего мира мы были отрезаны блокадой.
Картина работы на заводе была очень своеобразна. Как средневековые алхимики, возились ученики Н. И. Беляева около электрических печей. Рабочие также старались «не отставать» и уже смелее мешали расплавленный металл в печах.
Теперь наши молодые инженеры без особого труда усваивают сложный опыт сталеварения. Вначале же, для накопления такого опыта, нужно было сгореть прекрасной жизни инж. Н. И. Беляева (он умер от сыпного тифа в 1920 г.), имя которого носит завод «Электросталь». В дальнейшем, для закрепления успехов потребовалась напряжённейшая работа его учеников и преемников - металлургов П. К. Алексеева, А. П. Сергеева и старших мастеров сталелитейного цеха.
В нынешнем году мы строим на «Электростали» грандиозные новые цеха, затрачивая на них около 2 млн. руб. Не то было пять лет тому назад, когда надо было восстановить каменное здание кузнечного цеха вместо сгоревшего. Кирпича не было: его приходилось разыскивать, как грибы в бору, во всех закоулках. Выкапывали обломки кирпича от старых построек. Не было бутового камня для фундамента - построили фундамент из шлака. Не хватало цемента, - пускали в ход известь. Прочий строительный материал добывали «в порядке товарообмена». Не верится, что это пережито всего лишь несколько лет тому назад.
Первая лаборатория завода была устроена в жилом доме, рядом с жилыми квартирами. Она была похожа скорее на какую - то фантастическую кухню. Теперь - это одна из образцовых заводских лабораторий в СССР. Беспрерывно шла своеобразная «позиционная» война - нужно было овладеть лучшими методами плавки, ковки и термической обработки электростали.
В 1922 г. завод «Электросталь» был переведен на хозяйственный расчет. Директор завода получил при этом «золотую наличность»... 90 коп. -именно эта сумма значилась на начинательном балансе завода. Для контраста можно отметить, что за 1927/28 г. «Электросталь» дала чистой прибыли 1 800 000 руб.
Но не одни производственные трудности стояли в те годы перед работниками завода. Было еще и другое препятствие - недоверие (может быть, и законное) к работе завода, к качеству его продукции, со стороны потребителей металла. Здесь дело доходило до курьезов. Например некоторые представители Наркомпути искренно сомневались не только в хорошем качестве продукции завода, но попросту не верили, что на советском заводе имеются электропечи. Работники завода убеждали, доказывали...
Тогда, чтобы «вежливо» отделаться от предложений завода, потребители-маловеры заламывали такие условия поставки, которые не применялись даже в американском морском ведомстве. Тут уже завод сам перешел в наступление. Он согласился выполнить технические условия на быстрорежущую сталь, по которым до того времени ни один потребитель в стране не принимал сталь от заграничных поставщиков.
Много пришлось потратить красноречия работникам «Электростали», доказывая будущим потребителям, что «не боги горшки обжигают». Но красноречивее всех слов доказало само дело. Трудный экзамен заводом был выдержан. Продукция завода теперь принята наравне с заграничной такими ответственными потребителями, как крупное машиностроение, Автотрест, Авиатрест и др.
Однако курьезы встречаются и до сих пор. Например некоторые московские токаря не верят, что у нас заводы выделывают хорошую быстрорежущую сталь. Нежно поглаживая резцы, сделанные из металла «Электростали», скептики многозначительно произносят:
- Вот это - сталь... Это английская сталь...
А когда им указывают на марку завода «Электростали», они делают хитрое лицо и в лучшем случае говорят:
- Сказал бы я тебе, да ругаться неохота...
Самым ценным достижением завода «Электросталь» надо считать твердое овладение лучшими современными методами плавки - сейчас делается свыше 40 различных марок высших сортов стали. Здесь именно горел и горит мозг завода. Здесь «Электросталь» имеет наиболее крупные успехи. В значительной части побеждены так называемые «флейки»—изъяны в стали, с которыми ведут упорную борьбу лучшие металлурги всего мира. Эта своеобразная борьба с «туберкулезом» стали еще не закончена. Во всяком случае «Электросталь» довел эти изъяны до минимума и стоит на уровне лучших европейских заводов.
Другое крупное достижение завода - это прокатка твердой быстрорежущей стали - «молнии». Катать эту сталь неизмеримо труднее, чем железо или обыкновенную мартеновскую сталь. До сих пор прокатку этих сортов ведет в СССР только один завод «Электросталь».
Некоторые марки стали выпущены заводом в СССР впервые. Так, например, еще в период своего «лабораторного» существования, «Электросталь» дала первую сталь марки «инвар». Характерная особенность этого сорта стали заключается в том, что она не меняет своих размеров при различных температурах - от 0° до 300°. Выпущена также марка «платинит». Эта сталь имеет одинаковый коэффициент расширения со стеклом и платиной, а потому и применяется в электротехническом производстве.
В 1925 г. «Электросталь» представила в ВСНХ первые образцы изготовленной на заводе нержавеющей стали и доклад о свойствах этой стали. Таким образом заводу принадлежит первенство в производстве этого важного сорта стали, выпускаемой сейчас для самых ответственных изделий машиностроения.
До последнего времени мы ввозили из-за границы также и хромоникелевую, инструментальную и конструкционную сталь. Теперь же «Электросталь» наладила выпуск главных марок этих сортов, и покупка их за границей прекращена.
Успехи завода по производству сталей освободили сейчас СССР как в количественном, так и в качественном отношении от необходимости ввоза заграничных сталей. А еще недавно старая Россия была одним из крупных покупателей заграничной высококачественной стали.
В настоящее время завод «Электросталь» удовлетворяет почти 65 % всей потребности Союза в высокосортной стали. Работники завода надеются, что в ближайшее время «Электросталь» сможет не только удовлетворить отечественные нужды, но и выступить конкурентом с заграничными фирмами на мировых рынках.
На заводе созданы кадры высококвалифицированных сталеваров, кузнецов, термистов и лаборантов. Кузнечное дело обычно считается нехитрым, но при плавке стали оно имеет свои особенности. Все искусство работы - в точном нагреве. Недогрели металл - и сталь «молния» рассыпается, как раздробленный камень. При перегреве же - углеродистая сталь теряет всю ценность высококачественного металла.
И действительно, кузнецы завода обладают богатыми навыками.
- В нашем деле надо иметь глаз, точный, как выстрел из хорошего ружья, - говорил обычно старый кузнец тов. Панфутьев, теперь инструктор по производственному обучению молодой гвардии завода - учеников ФЗУ.
И «Электросталь» гордится своим основным кадром рабочих. Этот кадр удалось героически сохранить на месте в голодные годы, в годы разрухи. Не ушли в те годы рабочие «Электростали» со своих позиций, не подались они «в хлебные края».
Сейчас на заводе занято почти 1 200 рабочих.
Надо отметить одну характерную особенность «Электростали», которая в известной мере обеспечила успех работы завода, это - отсутствие на заводе, очень вредной для дела, частой смены руководящего персонала, что, к сожалению, наблюдается на других предприятиях. Здесь у завода также имеются своеобразные «рекорды». Управляющий заводом работает на своем посту восьмой год, его заместитель - шестой год, а весь руководящий технический персонал - по десяти и даже по двенадцати лет не менялся на заводе.
Если всю свою квалифицированную рабочую силу завод создал собственной выучкой, то и технический персонал—в настоящее время около 60 инженеров и техников - завод также формировал из молодежи, которая шла прямо со школьной скамьи и здесь в процессе производственной и исследовательской работы росла вместе с успехами завода.
На заводе «Электросталь» создалась своя школа специалистов по выплавке высоких специальных сортов стали и «термитов». Такие специалисты необходимы не только для этого завода, но и для всей металлопромышленности СССР. Они являются носителями правильных методов обращения со сталью, без которых невозможно использовать качество стали по ее назначению.
Постоянно приезжают на завод и знакомятся с производством инженеры других предприятий. Таким образом «Электросталь» выполняет почетную роль своеобразного «стального» университета в СССР.
В первые годы после окончания гражданской войны «Электросталь» работала скорее как лаборатория. В 1921 г. было выпущено всего 40 тони стали. С тех пор производство завода быстрыми скачками из года в год поднимается вверх. В 1924/25 г. завод дает уже почти 1 500 тонн стали, затем вдвое увеличивает производство в 1925/26 г., а в текущем году выпустит почти 5 000 тонн высококачественных сталей.
Стоимость выпущенной заводом «Электросталь» продукции (с 1922/23 г. по май текущего года) составляет уже 21,7 млн. руб. Эта сумма является чистым сбережением нашего народного хозяйства на иностранной валюте, так как не будь у нас своего производства высокосортных сталей, пришлось бы эти деньги платить за продукцию иностранным заводам.
Что будет к концу пятилетия?
Работники завода с гордостью могут ответить:
- 25 000 тонн металла дадим в последний год пятилетки.
Но, развертывая производство, завод «Электросталь» напрягает также все усилия, чтобы выполнить и другую директиву правительства - снизить себестоимость продукции. Что удалось сделать завод по этой линии - говорят нижеследующие цифры.
Для главных марок сталей себестоимость, начиная с 1924/25 г., снижалась в среднем (по сравнению с предыдущим годом) на 34%, 33о%, 10о% и 12%. Успеху работы много содействовало проведение широкой программы рационализации производства. Общая установка рационализаторских мероприятий: увеличение выпуска, повышение качества стали, повышение эффективности (выгодности) основного капитала завода и т. д.
За эти же годы производительность каждого рабочего на заводе «Электросталь» увеличилась почти в четыре раза. Средняя заработная плата рабочих с 48 р. в 1923/24 г. поднялась в 1927/28 г. до 116 р.
Коммерческие результаты работы завода могут быть проверены по такому признаку: отпускные цены на быстрорежущую сталь (самую дорогую и самую ответственную) установлены сейчас заводом на одинаковом уровне с лучшими заграничными марками.
За высокое качество своей продукции завод был удостоен высшей награды на первой всесоюзной сельскохозяйственной и промышленной выставке.
Сейчас завод «Электросталь» вступил в полосу бурного расширения. Заканчиваются постройкой спроектированные самими работниками завода два новых цеха—термический и штамповочно-прессовый. Эти два цеха настолько обширны, что старые корпуса завода, пережившие первый героический период его работы, невольно теряются перед новыми пришельцами и отступают на второй план. Общая кубатура новых цехов-гигантов - 160 000 кб. м. По своим размерам и по совершенству оборудования эти цеха «Электростали» явятся образцовыми.
Успех работы увеличивает энтузиазм работников «Электростали». Начинается постройка еще трех цехов: сталелитейного, механического, «стали-серебрянки» и др. Реконструкция завода позволит ему в ближайшие годы занять одно из первых мест среди заводов Европы этого типа.
Растут производственные успехи завода, растет и культурный уровень его рабочих. Недавно выстроен большой «Дворец культуры» - рабочий клуб, который должен стать своего рода кузницей нового быта. Клуб с большим зрительным залом и многими помещениями для кружковой работы в марте текущего года передан, работникам завода. «Дворец культуры» должен обслуживать собственный заводский поселок, в котором живут уже больше половины работающих на заводе рабочих и служащих.
Первое мая в Москве. Красная площадь. Тысячи алых знамен.
Море задорных и острых плакатов. Проходят сотни тысяч демонстрантов. Над ними высоко в воздухе реют эскадрильи аэропланов, советских птиц с красными звездами на крыльях. Воздух четко наполняется жужжанием моторов...
Мотор - сердце аэроплана. Напряженно и заботливо выверяет мотор своего аппарата каждый летчик перед тем, как пуститься в ответственный перелет. Чутким ухом улавливает он - не дает ли машина предательских «перебоев», которые могут гибельно отразиться на результате полета.
Красная площадь. Несутся десятки советских автомобилей - они изготовлены на заводе «АМО». Их двигательная пружина - это тот же стальной мотор, который спрятан под алюминиевой оболочкой. Точность работы мотора на автомобиле - залог успеха его маневрирования в ответственной боевой обстановке.
Прежде эти моторы мы покупали за границей, во враждебных нам странах, у капиталистических фирм.
Сейчас и советский летчик и советский моторист, садясь за руль, могут быть спокойны. Сердца их машин - стальные моторы - сделаны из нашей советской стали, они не подведут их в опасную минуту.
Публикация Евлампия Фортунатова
Поделитесь с друзьями