Археологические находки в Родинках или
где же на самом деле находилось село Новое на Купавне
Ирина Селезнева, краевед
В 1948 году случилась необычная археологическая находка вблизи наших Родинок. Об этом мало кто знает из жителей нашего муниципального образования «Город Старая Купавна». Сведения о находке были опубликованы в газете «Старая Купавна», в статье Людмилы Матвеевой «Наша земля – место жизни древних людей».
Как писал автор статьи, в сентябре 1948 года неподалеку от Родинок при вспашке трактором участка земли для посадки деревьев на поверхность оказались извлеченными две известковые плиты. На место находки вызвали краеведа из Старой Купавны М.И. Эдемского. Михаил Иванович, рассмотрев находки, пришел к заключению, что это намогильные плиты. А найдены они были на месте бывшего поселения на реке Купавинке.
По преданию, здесь когда-то, в далекую старину находился древний город Камень. Матвей Иванович снял рисунок орнамента с этих плит и составил схематическую карту места обнаружения известковых плит. Чертежи хранятся в Ногинском краеведческом музее, но подробное описание городища Камень отсутствует.
Вот эти материалы М.Э. Эдемского из архива Ногинского краеведческого музея.
Обратите внимание, Михаил Иванович нашел не только намогильные плиты из известняка, но и по берегу реки Купавинке вблизи погребения множество мелких осколков древней керамики. Эти находки и позволили М.И. Эдемскому сделать вывод, что находки обнаружены на месте древнего поселения на реке Купавинка. Только вот какого?
В воспоминаниях купавинского краеведа Льва Богоявленского тоже приведены примечательные подробности места находки («Век седьмой», Альманах, Старая Купавна, 2003 год, Лев Богоявленский «Окрестности Старой Купавны. 1. Запад): «Близ деревни Новая Купавна был лес, принадлежавший Купавинской фабрике. Там стояла сторожка под названием «Небытовская», названная так по фамилии сторожа. Согласно давнему преданию в очень древние времена на месте этого леса был город Камень. Остатки его строений и в наше время находили в лесу в виде строительного камня. А впоследствии на этом месте располагался пионерский лагерь «Тимуровец» комбината «Акрихин»».
Итак, чтобы разобраться, что это за древнее поселение на реке Купавинка, нужно понять, что за символика высечена на надгробиях? Какого века они? Почему плиты из известняка? И кому могли бы принадлежать эти захоронения?
Как пишет автор статьи Александр Авдеев «Древнерусские надгробия», первые белокаменные надгробия появились в Московской Руси в 13 веке. Как показали археологические раскопки, в московском крае в это время исчез распространенный у славян обычай захоронений в курганах (Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, № 8 август 2012 / 15 августа 2012 г.)
В книге «Археологическая карта России. Московская область, часть 3», есть упоминание о Михалевских курганах Старой Купавны. Как пишут авторы, расположены они между бывшей деревней Михалево и городом Старая Купавна по речке Купавинке.
В те далекие времена, поселения древних славянских племён размещались вдоль рек, и были двух видов: селища и городища. Городища располагались, как правило, на высоких местах. В зависимости от рельефа городища имели разнообразную конфигурацию, и площадь от 1 до3 га. Кроме естественных преград городища обязательно укреплялись искусственными –валами, рвами и деревянными стенами. В отличие от городищ селища –это сельскохозяйственными поселениями размером свыше5 гас большим количеством построек. В 0,5-1,5 кмот поселения располагались курганы, группами от 1 до 200. В письменных источниках тех лет селища обозначались терминами «село», «займище», «слобода» ( «Археологическая карта России. Московская область, часть 3»).
После того, как прекратился обычай хоронить в курганах, в городах и селах умерших стали хоронить у церквей. Александр Авдеев отмечает, что место захоронения наши предки отмечали валуном или гладким белокаменным надгробием. Иногда на надгробии высекали узоры, подобные узорам на дорогих тканях. Но надписей, какие сейчас присутствуют в наше время на намогильных плитах, на древнейших надгробиях не было. Они появились позднее. Самое древнее подписное надгробие было найденное в Троице-Сергиевой лавре. Датировано оно 1480 годом. Только с 1492 года на надгробиях начали высекать имена умерших. Почему же наши предки до этого времени никак не писали на могилах имена близких им людей? А все дело в конце света. В 1492 году истекала седьмая тысяча лет от Сотворения мира, и наши предки суеверно ожидали, что в это время и произойдет светопреставление. Но именно в это время и произошли "тектонические" сдвиги в поминальной культуре.
А почему надгробные плиты были из известняка ? Александр Авдеев отвечает и на этот вопрос. Северо-Восточная Русь была богата известняком, и он идеальный материал для резьбы. Кроме этого, церковь учила, что могиле православного христианина приличествует скромный надгробный памятник. Тем не менее, как замечает Александр Авдеев, белокаменное надгробие в Московской Руси не было уж очень дешевым и делалось на заказ мастерами-камнерезами. Плата за них в богатом известняком московском крае в XVI веке составляла два с половиной рубля. Для сравнения. В те времена за рубль можно было купить четверть пуда ржи, за ту же цену отдавали полпуда воска или пуд меда. За корову платили от полутора до двух рублей. На надгробиях можно видеть имена всех слоев тогдашней Руси: бояр, служилых людей, купцов, горожан, крестьян. Александр Авдеев справедливо замечает, что белокаменное надгробие не являлось ни признаком богатства, ни показателем социального престижа, но знаком личного благочестия.
Ну, а теперь по-новому взглянем на найденные надгробные плиты в районе Родинок.
Надгробия из известняка, значит время захоронения, согласно статье А. Авдеева «Древнерусские надгробия» –не раньше 13 века и рядом с захоронениями должен быть православный храм и похоронены были люди среднего достатка, семьи которых были в состоянии оплатить материал известняк и работу камнереза.
На плитах не высечены надписи, значит плиты до 1492 года. А, что за знак на них высечен? Просматривая исторические форумы, я нашла на общеисторическом форуме «Новый герадот» (http://www.gerodot.ru/viewtopic.php?f=23&t=15393 ) намогильные плиты с такой же символикой. Этой затейливой символикой оказался трехконечный вилообразный крест. Плиты, с подобной символикой, были найдены в 1999 году при раскопках в Лужецком монастыре Московской области. Вилообразный крест в своем сакральном значении означает древо жизни. Относят его к ранне-христианскому кресту, который использовали на Руси в 13-14 веках. Он часто встречается на старинных русско-ордынских надгробиях. По– видимому, надгробные плиты, найденные в 1948 году недалеко от Родинок, относятся к 13-14 веку.
Как я уже писала, вилообразный крест был на русско-ордынских надгробиях. А кого звали тогда ордынцами? Ордынцы– русские пленники, выкупленные в Орде и поселенные на великокняжеских землях в ранее обжитых местах (П.В. Полежаева. «Московское княжество в первой половине 14 века». Исторический этюд. 1878 год, СП-б). В те времена рост Московского княжества обеспечивался покупкой городов и сел, а также выкупами полоненных. При великом князе Данииле Московском Московское княжество имело следующую протяженность границ: с востока на запад-50 верст, с юга на север –150 верст (до границ с Переславлем-Залесским). Из завещания Дмитрия Донского известно, что его дедом (Иваном Калитой) были куплены города: Углич, Белозерск, Галич, Сурожик, Мушкина гора, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовь, Раменье, Вохла, Селка, Гуслицы, а села: Михайловское, село Луцинское, село Уозера, село Радонежское, село Аристовьское, Протасьевское, Тыловское, Потожь.
В договоре великого князя Семена Ивановича с князьями Иваном Ивановичем и Андреем Ивановичем, датируемом около 1350-1351 гг. упоминается Новое село на Купавне. Кроме того, что это поселение на реке Купавна, других географических привя– зок к местности нет. В настоящий момент два населенных пунктов Московской области считают, что они и есть село Новое на Купавне. Это город Старая Купавна и деревня Новая (Новский квартал) в г.о. Балашиха. Но подтвердить это можно археологическими раскопками. Таких раскопок не на территории города Старая Купавна, не на территории Новского квартала не проводилось. Утверждение кандидата исторических наук Николая Никитина в статье «Былое… Новое село на Купавне( опубликована в газета "Деловая округа", № 12 (300) от 5 апреля 2012 года), что «главной же дорогой, связывавшей всё восточное Подмосковье со столицей стала Владимирка, а она до второй четверти XIX века проходила у нас по следующим ориентирам: деревня Щемилово, деревня Кутузово, купавинская улица Большая Московская, Жилка, то есть как раз по центру Старой Купавны» весьма спорно. Во-первых о какой Владимирке идет речь? Во вторых, деревня Щемилово когда, по мнеию автора, возникла как самостоятельный населенный пункт? В материалах интернет-сайта «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение» (www/bogorodsk-noginsk.ru) есть очерк П. П. Копышева "К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья ". Автор очерка пишет, что в нашем крае было целых три Владимирки. Самая древняя Владимирская дорога шла из Москвы по Ополью Владимирщины в город Владимир. Вторая Владимирская или Большая Владимирская дорога, которая сейчас идет через деревню Щемилово, далее за пятым домом поселка Зеленый, оформилась к концу Х VI века, хотя на отдельных участках проторена уже в конце 14 века. До этого во Владимирский край ездили по Троицкой и Стромынской дорогам. Деревня Щемилово впервые появляется на межевом плане села Воскресенское Родинки тож в 1861 году ( (РГДА. Ф. 1354. Планы дач Генерального и специального межевания. Оп. 246. Ч.2 № В-36 «син.»). До 1861 года она была частью деревни Новая. Деревня Новая тоже впервые упоминается на межевом плане Села Воскресенское Родинки тож в 1768 году (РГДА. Ф. 1354. Планы дач Генерального и специального межевания. Оп. 246. Ч.1 № В-20 «кр.»).
Также спорно и другое утверждение автора, что В XIV-XV веках в центральных районах России село, как и в более поздние времена, тоже являлось своеобразным центром, но не церковным, а прежде всего административным, и наличие церкви при нем было совсем не обязательно. В нашем случае, в книге Холмогоровых «Исторические материалы о церквях и селах XVI– XVII в.в.» (вып. 6, Вохонская десятина, стр. 133-134, 135-136) есть глава, посвященная двум утраченным храмам на реке Купавинка. Это Георгиевский храм и храм Воскресения Христова. Вот описание земель, где эти храмы находились:
«Близ Купавны, на речке Купавне, стояла в старину церковь Воскресения Христова. В 1638 году церкви уже не было, а земля церковная сдавалась на оброк разным крестьянам до 1664 года, когда, по указу великого государя, взята церковная Воскресенская земля его великого государя к Потешному дворцу с церковною Дмитриевскою землею Селунского да с Георгиевскою землею, что в Кошелеве стану, а оброк ведено платить погодно». В дозорных книгах Патр[иаршего] Каз[енного] Приказа 1680 года значится «в Вошинском стану, на речке Хупавне, от Москвы в 25 верстах, едучи по володимирской дороге, с Москвы на левой стороне, от той дороги с версту церковная Воскресенская земля, а по осмотру около кладбища пашни паханыя чети на 2, сенных покосов по речке Хупавне копен на 40 волоковых, да на отхожих лугах по речке Клязьме под дворцовыми деревнями Назаровою и Осеевою (теперь Аристовского прихода) сенных покосов на 50 копен волоковых; а в межах та земля с деревнею Родионовою, что прежде была за боярином Семеном Лукьяновичем Стрешневым…».
«...Близ описанной земли была земля церкви великомученика Георгия, в пустоши Георгиевской, Кресты тож, Московского уезда, в Кошелевом стане, на которой исстари существовала церковь. Земля церковная в 1628 году отдавалась уже на оброк князю Димитрию Михайлову Пожарскому, следовательно, церкви не существовало. В 1664 году, как упомянуто выше, земля эта взята к Потешному дворцу. По дозорным книгам 1680 года, «около кладбища пашни паханыя худыя земли на одну четь, лежит впусте, сенных покосов на речке Хупавне на 20 копен волоковых, на оброке ныне та земля Патр. Казенного Приказа за подъячим Васильем Тимофеевым, и той де земли сенных покосов стараго владенья той же Георгиевской пустоши с одного краю пригородил Матвей Голенищев себе к полю копен на 20 волоковых же и называет де он Матвей своим покосом». По досмотру 1685 года, эта земля была смежна с деревнею Родионовою, а по другую сторону с пустошами: Слободками, Паниною, Созыниною и Высоковскою, с деревнею Михалевою и с селом Хупаною, т. е. почти с теми же землями, как и Воскресенская. От Москвы Георгиевская земля считалась в 25 верстах, едучи от Москвы большою Владимирскою дорогою, от села Купавны по правой стороне, вверх по речке Купавне в 2 верстах. В 1668 году церковною землею Георгиевскою владел вышеупомянутый князь Иван Бор. Репнин с платою в год 1р. 16 к.»
Находки в Родинках были найдены на землях Георгиевского Храма, где как пишут Холмогоровы было и кладбище.
Поскольку развитие Московского княжества шло с развитием дорог, то в нашем случае развитие идет рядом со Стромынским трактом, который в 14 веке был. Старая Купавна стоит на Владимирском тракте, как в прочем и деревня Новая.
А теперь остановимся на реке Купавинке. Посмотрим, откуда ее истоки. Река Ржавка и река Чюдница образуют речку Купавинку. Река Ржавка вытекает из Кишкиного болота, что соседствует с Медвежьими озерами, охотничьими владениями великих князей. Медвежьи озера, в свою очередь, граничат с Пехорским станом, вотчиной Симеона Гордого.
Если взять все вышенаписанное во внимание, то можно предположить, что М.И. Эдемский нашел свои археологические находки на месте села Новое на Купавне. Границы этого села-это совокупность границ земель Георгиевского и Воскресенского храмов.
Вероятно, на этих землях поселил Симеон Гордый выкупленных из полона русских ордынцев. Вероятно, эти земли и были упомянуты как село Новое на Купавне в договоре великого князя Семена Ивановича с князьями Иваном Ивановичем и Андреем Ивановичем, датируемом около 1350-1351 гг.
Поделитесь с друзьями