Дорога на Владимир
Алексей Симонов
Нынешнее Нижегородское (Горьковское) шоссе из Москвы во Владимир в некоторых местах частично совпадает с пролегавшим здесь в прошлом Владимирским трактом. Существует несколько мнений, когда именно возникла данная дорога. Известно, что в XIV в. из Москвы во Владимир ездили по Большой (Великой) Владимирской дороге. Эта дорога проходила через Троице-Сергиев монастырь и Переславль-Залесский далее через Суздаль и Юрьев- Польский. По мнению краеведа П.П. Копышева, это вторая Владимирская дорога, она моложе первой на 250-300 лет и моложе Стромынки на 100-150 лет.
П.В. Сытин писал: «Шоссе Энтузиастов, до 1919 г. Владимирское шоссе, являлось древней дорогой из Москвы во Владимир. В конце XIV в. оно постепенно заменило старую дорогу, шедшую по Ярославскому шоссе» (1).
Однако, каких-либо письменных источников, подтверждающих существование Владимирской дороги в XIV - XV вв. не существует. Не подтверждается это и археологическими данными. На данном пути из Москвы во Владимир нет ни древних поселений, ни монастырей.
Некоторые исследователи связывают возникновение Владимирской дороги с учреждением почтовой службы в конце XV- начале XVI вв., а также с Казанскими походами Ивана III 60-80-х годов XV в. и Казанскими походами Ивана IV 1547-1552 гг. Также связывают возникновение Владимирской дороги с присоединением Сибири к Русскому государству после походов Ермака в 1581-1582 гг.
Факты говорят, что Владимирской дороги не существовало в XIII в., так как монголо-татары в 1237-1238 гг. двигались из Москвы во Владимир либо по Великой Владимирской дороге (через Переславль-Залесский) либо от Коломны к Клязьме и далее по реке во Владимир. Не существовало Владимирской дороги и в конце XV в., так как летописец о походе Ивана III на Казань в 1468 г. пишет: «Войска шли лесами, без пути».
Крупные населённые пункты появляются вдоль Владимирской дороги лишь в XVIII-XIX вв. На её протяжении также нет населённых пунктов и монастырей, имеющих оборонное значение, характерных для XIII-XV вв.
С целью прояснения вопроса следует обратиться к текстам Судебников 1550 г. и 1589 г. в которых есть указания о стоимости проезда от Москвы до других городов. В главе «О езду, сколько от Москвы до которого города езду» Судебник 1550 г. устанавливает, что «до Юрьева рубль, до Володимеря рубль с четвертью, до Суздаля рубль с четвертью» (2). Судебник 1589 г. устанавливает такую же стоимость проезда (3). На составленной по данным фактам схеме видно, что в XVI в. из Москвы во Владимир ездили через Юрьев-Польский, т.е. по Стромынской дороге. Прямое сообщение об этом находим у И.Я. Гурлянда:
«Под 1508 г. читаем о ямах от Москвы до Юрьева, пожалованного бывшему Казанскому царю Авдул-Летифу» (4).
Первым историческим документом, свидетельствующем о наличии пути из Москвы во Владимир через село Рогожи (впоследствии г. Богородск) и Вохну (впоследствии г. Павловский Посад) является грамота властей Троице-Сергиева монастыря крестьянам Вохонской волости, о посылке челобитчиков в Москву для испрошения у Государя помилования за измену (5). В данной грамоте власти Троице-Сергиева монастыря в 1609 г. упрекают Вохонских и Рогожских священников, старост и целовальников в том, что « И вы тоя своея вины не покрыв и у Государя Царя и Великого Князя Василья Ивановича всея Руси милости не упросив, опять своровали, из Володимеря Государевых людей к Москве не пустили, с войною воротили...» [9].
Таким образом, Владимирская дорога была проложена между 1589 г. и 1609 г. Понятно, что в период голода 1601- 1603 годов и в последующий период Смуты и войны строительство дороги невозможно. Период построения сужается с 1589 г. до 1601 г. Что это за период? С 1587 г. во время правления царя Фёдора Иоанновича (1557-1598) фактическим единоличным правителем государства, получившим право самостоятельных дипломатических сношений, был Борис Годунов (ок. 1552-1605), избранный Земским собором на царствование в 1598 г. (6). Как раз время учреждения Ямского Приказа приписывают именно Борису Годунову. Князь Юрий Фёдорович Щербатов (1630-1737) говорил, что в 1596 г. учреждены были охотники по ямам, дабы содержать лошадей для езды за прогоны для государственных дел (7). Борис Годунов, по отзывам современников, обладал выдающимися способностями государственного деятеля. В период его правления было построено множество крепостей и церквей. Кроме всего прочего Борис Годунов руководил колонизацией Сибири, что определённо требовало оптимальных путей сообщения.
Несомненно, что Владимирская дорога, из Москвы через Рогожи, была построена в период правления Бориса Годунова, в 90-е годы XVI века.
Источники:
- П.В. Сытин. Из истории московских улиц. М., 2000. С. 428.
- Судебники XV-XVI веков. М.-Л., 1950. С. 46.
- Судебники XV-XVI веков. С. 389.
- И.Я. Гурлянд Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века. Ярославль., 1900. С. 53.
- Акты исторические, собранные и изданные Археографической Комиссией. Спб., 1841. Т. 2. (1598-1613) С. 250-252.
- Отечественная история. Энциклопедия. М., 1994. Т.1. С. 273.
- Г. Успенский. Опыт повествования о древностях русских. Харьков. 1818. С. 300.
[9] Полностью текст грамоты публикуется в приложении.
Поделитесь с друзьями