«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

12 марта 2015 года

Богородский атлас


«Транспортные пути – сухопутные, водные и воздушные – Восточного Подмосковья»
Историко-краеведческий проект памяти краеведа П. П. Копышева.

Публикуя материалы проекта, мы приглашаем краеведов и ученых-историков для выступлений, в том числе и дискуссионных, на конференциях в рамках проекта, которые намечено регулярно проводить в краеведческом музее г. Фряново.

Слово о Владимирке

К 620-летию старейшей российской дороги и
80-летию Управления автомагистрали Москва-Нижний Новгород 

К. Лихачев, заслуженный строитель РФ

Это сейчас Владимирка лишь малая часть великого пути, пересекающего Россию с запада на восток – от Калининграда до Владивостока. А около 9 веков назад – то была одна из первых дорог, расположенных в самом сердце Северо-восточной Руси и соединявших сначала Суздаль (первое упоминание в летописи – 1024 г.), а затем Владимир (1108 г.) с пограничной крепостью – Москвой (1147 г.) Здесь, на границе Ростово–Суздальского и Чернигово–Северского княжеств  состоялась встреча двух глав земель – Юрия Долгорукого и Святослава.

В 1155 г. князь Андрей Боголюбский (сын Юрия Долгорукого – К.Л.) после покорения и разорения им Киева объявил стольным городом всея Руси Владимир, много сделав для придания ему столичного облика. Из столицы на берега Москвы-реки попадали через Юрьев-Польский, Киржач, Стромынь и далее до места назначения. Эта дорога называлась Стромынкой по имени одноименного села, расположенного в северной части нынешнего Ногинского района Московской области. Интересно отметить, что и в Москве, и в Суздале сохранились улицы с таким названием.

С присоединением Нижегородского княжества к Московскому в 14 веке, дорога получила выход к Оке и Волге. Постепенно создавался оживленный транспортный путь, который оказывал большое влияние на развитие ремесел, сельского хозяйства, торговли в прилегающих к нему городах, селах. деревнях, что способствовало укреплению Московского государства.

Когда в 1395 году Тамерлан во главе большого татаро-монгольского войска захватил Тулу и стал угрожать Москве, ее жители доставили из Успенского собора Владимира народную заступницу – икону Владимирской Божьей Матери, по существующей легенде написанной с натуры кистью апостола Луки. Путь, по которому московские христиане несли свою Спасительницу, назван в Троицкой летописи «самой велицей дорозей Володимерской» (см. Полное собрание летописей. т. 17, с. 280, Санкт-Петербург, 1913 , т. 17, с. 280). Прославленная икона оборонила столицу от убийств, разорения и пожара – татарский хан в начале лета развернул войско завоевателей и увел его в свои земли. Праздник Владимирской иконы Божей Матери Русская Православная Церковь отмечает 3 июня.

Важное военное, политическое, экономическое и культурное значение Владимирки сказалось на становлении русского многонационального государства. В 1552 г. Иван Грозный вел по этому пути 150-тысячное войско для покорения Казанского ханства. С присоединением Казани дорога продлилась в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию. Новые территории, в которые вторгалась древняя Владимирка, отвечали бурным развитием торговли. Круглый год, по преимуществу зимой, двигались по ней многочисленные сани, подводы, телеги с продовольствием, различными припасами, товарами, тканями, диковинными вещами и изделиями не только из Поволжья, Урала Сибири, но и из Бухары, Китая, Персии, куда проникали пронырливые русские купцы. Наличие дороги оживляло всю жизнь придорожного края, где население занималось извозом, торговлей продуктами и фуражом, изготовлением шорных изделий, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских и т. п.

При Иване Грозном ямская служба получила новый статус: ямскими лошадьми могли пользоваться не только царские гонцы, как это было в 14 и 15 веках, но за определенную плату и простые люди. Эта служба стала государственной, для чего был организован Ямской приказ, в обязанности которого входило обеспечение проезда по дорогам. В это время в Москве и ее округе были созданы 6 ямских слобод, включая Рогожскую, располагавшуюся в селе Рогожи, на берегах реки Клязьма. Жители села (ныне это город Ногинск Московской области) – ямщики обеспечивали гоньбу лошадей из Москвы в Нижний Новгород и Казань.

Многие иностранные гости Московской Руси искренне удивлялись четкой рабате ямской службы и высокой скорости передвижения. Напомню, что в период царствования Алексея Михайловича во главе Ямского приказа стоял один из освободителей Москвы от польской интервенции Дмитрий Пожарский.

Скорая ямская гоньба, растущие гужевые перевозки требовали хороших дорог, состояние которых определялось своеобразными техническими правилами – Судебником царя Федора Иоановича 1559 г. В статье 223 там записано: «Куде были преж сего дороги, и ныне те бы дороги были чисты, а через реки, … а через ручьи мосты вновь добрые иметь» (см. Судебники 15-16 веков. Под редакцией Б.Д. Грекова. М.-Л. Издательство Академии наук СССР, 1952, с 413). В следующей статье ширина проезжей части определялась в 1,5 сажени (3,2 м) и обязывало податное население «чистить попереч 1,5 сажени лес высекать… по той дороге ставить вехи до тех мест, чья земля имеет» (там же, с. 413). Так появились первые дорожные указатели.

В 1731 году древний путь получил наименование Сибирского тракта. Это была пора развития капитализма в России, когда появлялись новые фабрики и заводы. Он имел направление: Москва-Владимир-Муром-Нижний Новгород-Казань-Заволжье-Урал-Сибирь.

Проезд Екатерины Второй от Москвы до Нижнего Новгорода ознаменовался царскими указами 1781 года по созданию новых уездных городов – Богородска, Покрова, Вязников, Гороховца, а также установкой верстовых каменных столбов, один из которых и поныне стоит у Рогожской заставы (ныне застава Ильича).

Владимирка навсегда осталась в памяти народной как место горя и печали, как тракт, по которому, гремя кандалами, прошли на сибирскую каторгу тысячи осужденных – участников крестьянских войн и восстаний, солдатских бунтов. Как замечательно выразил И. Левитан эту щемящую сердце тоску, душевную боль передовой России за судьбу всех обреченных на медленную смерть в бескрайних снегах Сибири, в картине. которая так и называется «Владимирка».

Древняя дорога вдохновляла не только русских художников, но и поэтов и писателей: А.К. Толстого, Н.А. Некрасова, В.А. Слепцова, В.А. Солоухина и др.

Возвращаясь в конце 1830 года после плодотворной в творческом отношении Болдинской осени, А.С. Пушкин попал в пятидневный холерный карантин в маленькой деревеньке Платава Богородского уезда Московской губернии. Здесь он закончил знаменитое, исполненное достоинства и чести стихотворение «Моя родословная». В память об этом событии установлен бюст поэта.

«Охота к перемене мест» всю жизнь владела автором «Евгения Онегина». Трясясь в коляске по российским трактам, Александр Сергеевич мечтал о тех временах, когда:

 

Шоссе Россию, здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинут горы, под водой

Пророем дерзостные своды…

 

Растущее капиталистическое производство, расширение торговых связей, ежегодно проводимые международные ярмарки в Нижнем Новгороде вызвали необходимость строительства в 1839-1845 годах Московско–Нижегородского шоссе с щебеночным покрытием протяженностью 380 верст. Движение через реки Клязьма, Киржач, Пекша, Ворша, Нерль осуществлялось паромными переправами. Одновременно было выбрано более короткое направление между Владимиром и Нижним Новгородом – через Вязники и Гороховец…

Появление на древнем пути первых автомобилей относится к началу 20 века.

Хотя в 1928–32 годах в нашей стране было произведено 56,8 тысяч автомобилей, гужевые перевозки господствовали в транспортном потоке, в 5-6 раз превышая автомобильные. Но будущее несомненно было за более скоростным и грузоподъемным автомобилем.

Понимая необходимость стабильного содержания и ремонта дорог как средство надежной работы транспортных средств, Совет Народных Комиссаров СССР Постановлением от 5 ноября 1934 года «О мероприятиях по улучшению дорожного хозяйства» организовал с 1 января 1935 года в г. Ногинске Управление дороги Москва–Горький (к этому времени Нижний Новгород был переименован в Горький).

Проводимые в стране индустриализация и коллективизация, строительство крупнейшего в Европе Горьковского автозавода привело к реконструкции дороги в 1933–40 годах с устройством черного шоссе и уширением проезжей части до 6-7 м. Одновременно на смену всех паромных переправ были построены деревянные мосты.

В Великую Отечественную войну, когда Горький превратился в кузницу самых разнообразных видов вооружений, а древняя Владимирка стала кровеносным сосудом, обеспечивающим Фронт всем самым необходимым, она честно исполнила свой патриотический долг, также как и люди, которые работали на ней в это время…

Слабая дорожная одежда старинного тракта не выдерживала транспортных нагрузок автомобилей послевоенного поколения, и в 1954-64 годах была фактически построена новая автомагистраль Москва–Горький с цементобетонным покрытием протяженностью свыше 400 км. Это событие стало одним из первых опытов В СССР применения новых технологий с использованием цементобетона. В результате проведенных работ удалось спрямить трассу, улучшить ее продольный профиль, построить обходы городов Ногинска, Владимирв, Вязников, заменить деревянные мосты, путепроводы и трубы на железобетонные и металлические, возвести производственные и жилые здания дорожной службы. На участках с большой интенсивностью движения, на подъездах к Москве и Горькому дорога стала четырехполосной с ширной проезжей части 14 м и разделительной полосой 4 м, на остальном протяжении – двухполосной с шириной проезда в 7 м. В 1954 году было намерение довести эту автомагистраль до Пекина, но в связи с изменившейся политической обстановкой, все закончилось в Горьком…

В 60–70 годы прошлого века в ведение управления дороги Москва–Горький была передана автодорога Владимир-Суздаль-Иваново-Кострома-Ярославль – Золотое кольцо древнерусских городов.

В 1968 г. исторические памятные места: Суздаль, Кидекша, Владимир, Боголюбово были открыты для посещения иностранных туристов. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 ноября 1975 г. в предолимпийскую пятилетку был выполнен большой объем работ по маршруту Москва– Владимир-Суздаль для приема участников и гостей «Олимпиады-80».

Решением Третьей Общеевропейской конференции по транспорту от 1997 года автомагистраль Москва– Нижний Новгород включена в состав международного транспортного коридора №2 Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва-Владимир-Нижний Новгород.

В течение 11 лет, начиная с 1995 г., на этой федеральной дороге в Нижегородской и Владимирской областях был произведен капитальный ремонт с уширением проезжей части с 2-х до 4-х полос движения, что позволило в 2 раза увеличить пропускную способность и в 1,5 скорость транспортного потока. Одновременно удалось снизить стоимость выполняемых работ за счет проведения их в пределах существующей полосы отвода, что исключило плату за дополнительно изымаемые земли. В 2007 г. в ведение Упрдора Москва-Нижний Новгород был передан южный обход г. Владимира протяженностью 54 км, из них 16,5 км имеют лишь две полосы движения, что вызывает транспортные пробки. Здесь настоятельно требуется уширение проезжей части, причем эти работы надо выполнить до начала мирового первенства по футболу 2018 г. так, как хозяева этих соревнований – Москва, Нижний Новгород, Казань, Саранск – несомненно будут пользоваться этим участком дороги.

Потребители дорожных услуг в Московской области испытывают значительные неудобства из-за постоянных заторов транспорта. Особенно они велики на км 18-23, в городском округе Балашиха с населением 230 тысяч человек. Несмотря на эти обстоятельства автомагистралью здесь пользуются ежесуточно 350-400 тысяч граждан (свыше 140 миллионов в год).

Еще в 2005 году было намечено строительство платной четырехполосной магистрали Москва-Нижний Новгород, Постановлением Правительства Московской области № 996/52 от 29. 12. 2005 «О мерах по строительству автомобильной дороги МКАД–Ногинск–Орехово-Зуево» был создан соответствующий транспортный коридор, но за 10 лет все застыло на уровне намерений…

В настоящий период с целью увеличения пропускной способности в городском округе Балашиха ведется строительство трех транспортных развязок в разных уровнях. Аналогичные объекты будут возведены в Обухово и при въезде в Ногинск.

Ныне Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Москва–Нижний Новгород» осуществляет оперативное управление федеральными дорогами общей протяженностью 874 км. в том числе: М-7 «Волга» Москва–Нижний Новгород; подъезд к г. Иваново; Кострома-Иваново; подъезд к г. Владимиру; Р-158 Нижний Новгород-Саранск.

Поздравляя всех сотрудников Управления автомагистрали Москва-Нижний Новгород с двумя историческими датами и желая им дальнейших успехов, следует сказать, что как и много веков назад, эксплуатируемые дороги служат людям, приумножая их материальное благополучие и даруя счастье человеческого общения.

 


От редакции. Более ранняя версия этой статьи была опубликована в Альманахе «Богородский край» N 1 (96)

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.