«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

29 августа 2013 года

Наша библиотека Богородск-Ногинск


Библиотека Якова Кротова

Марцинковский В.Ф. Записки верующего

Марцинковский В.Ф[1]. Записки верующего. - Прага, 1929. 320 с.
(2-е издание - Новосибирск; М.: Посох; Благовестник, 1994. 271 с.)
Издательство "Библия для всех", Санкт-Петербург, 1995[2].

 

«… Моя попутчица оказалась жительницей Богородска. Там один из членов нашего Московского Христианского Студенческого кружка[3] организовал в последнее время небольшую группу молодежи, интересующейся вопросами Евангелия.

Моя новая знакомая постаралась вызвать меня туда от имени кружка для чтения лекций.

Прочел я в местном кинотеатре "Фантазия"[4] лекцию на ту же тему: "Можем ли мы жить без Христа?"

По окончании лекции ко мне подходит молодой человек в военной форме.

– Товарищ лектор, позвольте пригласить вас на минутку в исполком.

– Ну что ж, пойдем! Потребовали личные документы.

Написали протокол. – "Вы называли гражданскую войну братоубийственной?"

– Называл.

– Ну, вот... Я, к сожалению, должен вас задержать. – Говоривший со мной был юноша лет 18, председатель исполкома.

Я решил поговорить с ним по душам.

"Слушайте... Я не советую вам меня арестовывать. Под арестом я уже был, и меня выпустили. Кроме того, предупреждаю вас, что завтра я должен быть в Москве для явки в Народный Суд по вызову (я подал заявление об отказе от военной службы по религиозным убеждениям). Вот у меня и повестка... В Москве меня хорошо знают, можете справиться обо мне... А только не задерживайте, будете иметь неприятность", – сказал я ему почти отеческим тоном. (Бывший учитель гимназии почувствовал перед собой своего ученика.) – "Покажите повестку... Ну, ладно, я отпущу вас, только оставьте вашу фотографию". – "Хорошо, но с условием, что вы мне ее потом вернете". (Впоследствии, мой знакомый эту фотографию у него забрал.)

Следующая лекция в этом же помещении не была допущена – оно оказалось занятым.

Зато мы нашли другой зал, самый большой в Богородске. (Кинематограф "Колизей"[5] – на 1000 человек.)

Здесь я прочитал лекцию "Смысл красоты", сопровождаемую музыкальными иллюстрациями из классической музыки (Бах, Бетховен, Шопен, Лядов) в исполнении одной пианистки.

Главная мысль лекции: жизнь должна быть прекрасной, не только в созерцании, но и в действии.

К этому зовет и природа и искусство. Но перейти от созерцания к действию может помочь лишь религия. Христос идеал красоты.

И только Христос есть путь к очищению жизни от обезображивающего влияния греха и к преображению действительности светом идеала.

Зал был переполнен. Некоторые коммунисты одобрительно отзывались о лекции.

Не обошлось и без инцидента. В середине чтения погасло электричество, и мы оказались в абсолютной тьме. Я использовал этот момент, чтобы пояснить идею лекции: "свет начало красоты", хотя и трудно было говорить к невидимой публике. Но, по крайней мере, непрерываемость речи удержала тишину в зале.

Принесли керосиновую лампу, а затем было исправлено и электричество.

Для дальнейших выступлений нельзя было найти зала. Группа рабочих предложила устроить лекцию в местном православном соборе. Но настоятель, боясь ответственности, предложил мне получить специальное разрешение от Патриарха Тихона.

Через несколько дней я посетил Патриарха в Москве, в Троицком подворьи. Патриарх очень сочувственно отнесся к чтению в соборе; он тут же выдал мне бумагу с собственноручной подписью и патриаршей печатью (она была также занесена в шнуровую книгу в канцелярии). Бумага гласила о преподании мне Патриаршего благословения на проповедь Слова Божия в православных храмах, при условии согласия местных настоятелей. Таким образом, ввиду будущих аналогичных случаев я получил разрешение на проповедь в храмах вообще. Через несколько дней лекция в Богородском соборе была устроена (на тему "Духовная жажда"), при большом скоплении народа.

После одного из этих выступлений я хотел вернуться в Москву в тот же день, хотя и был очень утомлен. Друзья советовали мне отложить – и я, после долгих уговоров, согласился.

Совет друзей оказался пророческим.

На другой день я узнал, что поезд, вышедший накануне, потерпел крушение. Я видел у насыпи груду обломков. Об этом несчастьи мне рассказывали следующее. В одном из товарных вагонов (в теплушке), с открытой широко стенкой, красноармейцы распевали кощунственные песни.

Вдруг сорвался откуда-то ветер и, сильным порывом налетев на этот широко открытый с боку вагон, сбросил его с рельс.

Несколько красноармейцев (кажется, 8 человек) были убиты».

«… Звали опять в Богородск, и на этот раз от имени Реального училища. Ученики, бывшие на моих прежних лекциях в этом городе, обратились к своему педагогическому начальству с просьбой устроить со мною диспут на религиозную тему. Сами же реалисты-инициаторы составили президиум. Актовый зал был наполнен учениками. Я не совсем был удовлетворен тем, что увидел в первых рядах малышей, и опасался, что они будут вести себя неспокойно и скучать, – но мне объяснили, что они упорно добивались доступа на лекцию. К удивлению своему, я заметил впоследствии, что эти дети вели себя совершенно спокойно, усиливаясь все понять.

Я со своей стороны старался говорить попроще.

Несколько учителей говорили против религии – я не уверен, делали ли они это по убеждению, или отчасти в духе времени. Ученики реагировали вяло на их слова. На мой призыв не угашать в себе духа, изучать Евангелие, его идеалы, вдохновляющие русскую душу, русскую поэзию, – они ответили бурной овацией, долго не смолкавшей. Видно было, что юная душа протестовала против материализма в защиту своих духовных запросов, в защиту веры»

[1] Владимир Филимонович Марцинковский — (1884 — 9 сентября 1971) — российский христианский публицист, богослов, проповедник и общественный деятель. Руководитель Российского студенческого христианского движения (РСХД).

[2] Опубликовано из материалов сайта «Библиотека Якова Кротова».

[3] Можно предположить, что речь идет об Иване Ивановиче Алексееве, именно он в свое время обращался к Л. Н. Толстому за советом по поводу организации такого сообщества.

[4] Можно предположить, что кинотеатр «Фантазия» располагался в здании нынешней городской почты.

[5] В здании кинотеатра «Колизей», построенным богородскими мещанами Михеевыми, располагается нынешний драматический театр.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.