«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

9 сентября 2013 года

Аннотации

Расков Д.Е. Экономические институты старообрядчества

Расков Д.Е. Экономические институты старообрядчества. – СПб. 2012. – 344 с.

 

«Экономическая мощь» старообрядчества в царской России частью общества всегда воспринималась как признак его некоего превосходства над другими православными, другая же часть была готова видеть в этом некий вызов господствующей Церкви и установившемуся в то время «миропорядку» – внимательный читатель найдет и то и другое на нашем сайте. Книгу Д. Е. Раскова надо внимательно читать – это позволит избавиться от многих стереотипов. Позволим себе обратить внимание лишь на некоторые детали. Расцвет старообрядческого предпринимательства приходится на первую половину XIX века и тому были довольно весомые причины. Царское правительство в начале века, озабоченное состоянием собственной промышленности и занятости крестьянства неплодородных областей, проводило такую таможенно-протекционистскую политику (вспомним известную книгу участника первых морозовских научных чтений 1995 года: Куприянова Л. В. Таможенно-промышленный протекционизм и российские предприниматели (40-80-е годы XIX века). – М. 1994), которая позволила многим предпринимателям России составить «миллионное состояние за год». Автор приводит пример: стоимость пуда иностранного хлопка составляла в 1840-м году 22 рубля ассигнациями, а стоимость изготовленного из него отделанного миткаля – 240 рублей ассигнациями (с. 255-256). Это было время так называемого «традиционного» капитализма, когда, как отмечает автор, сыграли свою роль патриархальность, трезвость, верность данному слову, присущие старообрядцам. Большую роль сыграла тогда и сплоченность старообрядческой общины, в том числе и материальная. Но шло время, наступал капитализм другой формации. Стали главенствовать банк, пришло время так называемого «процента». Вместе с «процентом» пришли другие люди, в том числе и другой национальности. Автор пишет: «Старообрядческий тип организации был более органичен для традиционного капитализма, который строился на репутации, личных отношениях, семейных и корпоративных связях. Современный капитализм, с его безличным типом отношений, уже был чужд ревнителям буквы и старины» (с. 135). Если посмотреть финансовые документы начала ХХ века многих предприятий известных богородских старообрядческих фамилий, то фактическая смена или, по крайне мере, некоторое оттеснение бывших владельцев представителями банковского капитала станет совершенно очевидной.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Глава I. РОЛЬ СТАРООБРЯДЦЕВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
 ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРОВЕРОВ
   Исход из истории: религиозный этап
   Политика прагматизма
   Либерализация: экономический этап
   От новых притеснений и ограничений к послаблениям
 ИСТОРИОГРАФИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ
   Ограничения исследования. Почему так важна Москва
   Данные о принадлежности к старообрядчеству
   Официальные сведения
   Внутренние документы общин
 СТАРООБРЯДЦЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКВЫ в 1830-е годы
 ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКВЫ в 1840-1870-е годы
   Хлопчатобумажная промышленность
   Шерстяная промышленность
 УЧАСТИЕ СТАРООБРЯДЦЕВ В ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ, КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В.
   Хлопчатобумажная промышленность
   Шерстяная промышленность
 КУПЦЫ-СТАРОВЕРЫ В ЭКОНОМИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
   Поморцы, федосеевцы, поповцы
   Старообрядческое купечество в Петербурге конца XIX в.
   Взаимодействие Федула Громова с властью
   Монопольное положение на рынке и бюрократия
 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О НОВГОРОДСКОМ СТАРОВЕРИИ
   «Счисление» староверов
   Арсеньев и розыск в Новгородской губернии
   Распространение и социальный состав староверов Хозяйственные занятия и межрегиональные связи
   Радикальность толков и богатство

Глава II. ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭТИКА СТАРООБРЯДЧЕСТВА
 КОНЦЕПЦИЯ МАКСА ВЕБЕРА
   «Избирательное сродство» экономики и религии
   Критика и дополнения Вебера
   Справедливы ли сравнения старообрядчества и протестантизма
 СТАРООБРЯДЧЕСТВО: КАРТИНА МИРА И ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СТИЛЬ...
   «Картина мира»
   Хозяйственный стиль
 ТОРГОВЛЯ И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЭТИКА РАННЕГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА: ИЗ ИСТОРИИ ВЫГОВСКОЙ ПУСТЫНИ
   Выговская пустынь и торговля
   Торговля и внешние обстоятельства
   Отношение к торговле
 ДИСКУССИИ О ПРОЦЕНТЕ У СТАРОВЕРОВ
   «Сребра своего не даде в лихву»
   Процент в хозяйственной этике староверов
   Беспроцентный кредит и правила федосеевцев
   Дискуссия «о процентной добыче» (вторая половина XIX в.)
   Правила поповцев относительно размещения капиталов
 СОБСТВЕННОСТЬ В ВОСПРИЯТИИ СТАРОВЕРОВ-СТРАННИКОВ: СПОР О ПАРОВОЙ МЕЛЬНИЦЕ
   Отношение к собственности у странников
   Спор о паровой мельнице
   Интерпретация
 ЭСХАТОЛОГИЯ И АКТИВНОСТЬ В МИРУ

Глава III. СТАРООБРЯДЧЕСТВО И ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ
 ПРАВО И НЕФОРМАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
   Эффективность неформальных институтов
   Успех предпринимательских групп
   Экономические аспекты деления старообрядчества
   Репутация, анонимность экономики и безличность рынка
   Община как экономический институт
 ПРИМЕРЫ ОБЩИН
   Преображенская община федосеевцев
   Рогожская община поповцев
 РАСПРЕДЕЛЕНИИЕ (БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ)
 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
   Появление новых институтов
   Расцвет старообрядческого предпринимательства: институциональные факторы
   Внутренние противоречия старообрядческого предпринимательства
   Внешние изменения в последней трети XIX в.
   Двойственная роль норм

Заключение
Приложение 1. МАНУИЛ ПЕТРОВ НАСТАВЛЕНИЕ БРАТИИ, ЗАНЯТОЙ В ТОРГОВОМ ПРОМЫСЛЕ (1740-е годы)
Приложение 2. СЕРГЕЙ ГНУСИН «О ЛИХОИМАНИИ», 1808 г.
Приложение 3. «ПУНКТЫ» УСТАВА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ДОМА ФЕДОСЕЕВЦЕВ, 1809 г.
Приложение 4. «СПИСОК ЗНАЧИТЕЛЬНЕЙШИХ ИЗ ЧИСЛА СТАРООБРЯДЦЕВ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ СТОЛИЦЫ МОСКВЫ» в 1838 г.
Приложение 5. СПИСОК ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ПРИХОЖАН РОГОЖСКОЙ ОБЩИНЫ ПОПОВЦЕВ (MCOPK, 1906 г.)
Источники и литература
Именной указатель

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.