Не закрывавшийся!
М.Дроздов
Комаровский Ю.В. Православный старообрядческий храм Покрова Пресвятыя Богородицы. Можайск, 2013. 72 с.
В повестке дня «Встреч на Никольской» в октябре 2013 г. книжка эта об одном из храмов города Вереи была объявлена так: Комаровский Ю.В. Православный старообрядческий храм Покрова Пресвятыя Богородицы. Можайск, 2013. 72 с. В натуре же (вот и мы уже используем это выражение!) в книге ни года, ни места издания не обозначено, впрочем – нет и нумерации страниц, нет привычных титула и контртитула, нет ISBN, нет библиографического описания. А зря! Книжка Юрия Владимировича Комаровского, бывшего губернатора Ненецкого автономного округа, члена Совета Федерации, затем - мэра Вереи, а ныне директора тамошнего краеведческого музея, наполнена информацией от корки до корки и может быть очень полезной для многих. Старообрядческий храм, о котором идет речь – самый западный в Подмосковье, и это уже редкость, ибо главное место обетования старообрядцев в Московской губернии было, как известно, в Гуслице (я бы употребил даже сочетание Большая Гуслица) на Востоке и Юго-востоке региона.
Автор излагает краткую (и конечно, в силу этого, несколько упрощенную) историю старообрядчества. И на таком общем фоне дает историю храма, основанного в 1816 г. О храме, впрочем, известно не так много вплоть до о.Стефана Лабзина, племянника знаменитого епископа Уральского Арсения (ум. в 1908г.). Переписка этих двух родственников сильно оживляет текст и позволяет уже говорить о таких деталях старообрядческой жизни как тайное печатание книг, принятие икон от главенствующей церкви и т.д. Отец Стефан служил, похоже, еще и в 1936 г. Что было с храмом в 1930-е - 40-е годы, правда, из очерка не совсем ясно, но из использованных материалов брошюры известного исследователя старообрядчества С.С. Михайлова можно понять, что храм не закрывался и если бывал без постоянного священника, но не без службы. Довольно подробно рассказано в книге о ныне действующей священническо-епископской династии Михеевых. Много места уделено музыкальной крюковой грамоте старообрядцев, старообрядческим четкам – лестовкам, символике подручников, традиции поминания предков, замечательному деянию последних лет – крестному ходу Верея-Боровск, паломничеству в Пустозерск к месту сожжения протопопа Аввакума. Очень хорошо, что в книжке описаны правила поведения в храме. Много фотографий, в том числе редких, а также публикуемых впервые.
Есть у книги и отдельные недостатки, в том числе - по сути. О храме рассказано, а о его неотъемлемом, пусть и удаленном, приложении - местном старообрядческом кладбище – почти ничего. Жаль! В книжке довольно много излагается о старообрядчестве вообще, но гораздо меньше сказано о конкретных верейских старообрядцах, в том числе и прежде всего даже – о местных купцах. О далеком Пустозерске говорится гораздо больше, чем о совсем близком Боровске, связи с которым во многом определяли духовную жизнь верейских староверов. О взаимодействии Вереи и других старообрядческих центров - вообще слабовато сказано. Ну, в следующем, видно, издании... Ведь явно - одно из направлений развития исследований по старообрядчеству на юго-западе Подмосковья - это его связи со староверием восточного Подмосковья. Вот, например, несколько интересных вопросов. Местный богатый купец-старообрядец Петр Петрович Томилин (Тамилин), упоминающийся, естественно, в книге, дочь Александру отдал замуж за боровского купца Павла Захаровича Капырина, другую дочь - за Василия Захаровича Морозова. За кого же он выдал 3-ю (и возможно - 4-ю) дочь? Называют фамилии Барышниковых, Залогиных, Хандриковых, Колгановых. А конкретно? Занимался ли кто семьей Томилиных более глубоко, с привлечением архивов? Что известно о них, о том же Петре Петровиче? Есть ли какие-то указания о связях верейских староверов с Гуслицей, с А.И. Морозовым? Что-то подобное о таких связях с Боровском я находил в журнале «Церковь» много лет назад, сейчас, правда, уже не могу выискать эти записки в своих бумагах. Да, еще очень интересные верейские фамилии - Митюшины и Гречишкины - не выходцы ли из староверской Вереи оказались потом связанными родством с «нашими» Шибаевыми, Кузнецовыми, Морозовыми? Короче говоря, есть что исследовать.
Ну, а в целом нашу рецензию надо заключить так. Старообрядчество – яркое и важное явление нашей, а особенно - прежней, жизни. Его не выбросишь из истории, не спрячешь. Изучать его и изучать еще, долго, да что там – всегда! И труды (по разным местностям и отдельным храмам) такого типа, что создал Юрий Владимирович, очень нужны и важны...
Поделитесь с друзьями