«СКАЗАНIЕ» инока Парфения в литературном контексте XIX века
Бузько Е. А. «СКАЗАНIЕ» инока Парфения в литературном контексте XIX века. – М. «ИНДРИК», - 282 с.: ил. 2014.
Напомним, что инок Парфений (1806-1878) был строителем, настоятелем Николо-Берлюковского монастыря (с 1855 г.), а затем первым строителем Спасо-Преображенского монастыря в Гуслице (с 1858 г.), а с 1863 г. игуменом этого монастыря.
Считаем необходимым опубликовать оглавление книги и несколько строк из заключительного слова автора:
«„Сказание» представляет собой уникальное явление как среди паломнических сочинений, так и в истории русской литературы в целом. Созданное смиренным иноком, он не менее, чем творения писателей-современников, по-своему участвовало в «самопознании века», неся черты №вдохновения и поэзии». В целом, востребованность паломнических сочинений профессиональных литераторов читательской аудиторией и литературной общественностью никак не может сравниться с тем влиянием „Сказания”, какое, по словам Григорьева (Апполон Григорьев, русский мыслитель, поэт, литературный критик – ред.), испытала «вся серьезно читающая Русь». Многочисленные отклики, которые получило сочинение Парфения в литературной среде – свидетельство писательского дарования автора. Книга была воспринята современниками, несмотря на их различные мировоззренческие позиции, кок сочинение, обладающее несомненной художественной ценностью… Произведение афонского монаха оказалось на редкость современной книгой: оно свидетельствовало о глубочайших духовных процессах, происходивших в русском мiре. .. „Гениально-талантливая и вместе простая”, по выражению Григорьева, книга Парфения обозначала круг нравственных ценностей, сложившихся в сознании верующего, православного человека как такового. Художественная картина мира „Сказания” была обусловлена как цельным христианским мировоззрением автора, так и личными нравственными качествами афонского инока... Для Достоевского автор «Сказания» олицетворял идеал нравственных добродетелей, а книга Парфения оказала на писателя несомненное влияние. Вместе с тем, нельзя не признать, что вопрос о месте „Сказания” в истории русской литературы имеет серьезные основания к дальнейшему исследованию» (с. 279-281).
Приведем также указанную автором библиографию современных изданий Николо-Берлюковского монастыря, посвященных судьбе инока, монаха Парфения:
«Игумен Евмений (Лагутин). Подвиг крестоношения, Панин А. Н. Благословенное странствие инока Парфения, Гуминский В. М. «Сказание» инока Парфения и русская литература//Инок Парфений (Агеев). Странствия по Афону и Святой Земле. М., 2008. С. 187-195, с. 197-238, с. 239-271.
Игумен Евмений (Лагутин). Молитвами схиигумена Парфения, Панин А. Н. Схиигумен Парфений Агеев. Жизнь и труды на благо Церкви// Инок Парфений (Агеев). Автобиография монаха Парфения (бывшего в Молдавии раскольника, затем постриженика русского Пантелеимонова монастыря на Афоне). М., 2009. С. 191-200, с. 201-251» с. 11.
«Сказание» афонского инока Парфения о своих странствиях по Востоку и России оставило глубокий след в русской художественной культуре благодаря не только резко выделявшемуся на общем фоне лексико-семантическому своеобразию повествования, но и облагораживающему воздействию на души читателей, в особенности интеллигенции. Аполлон Григорьев утверждал, что «вся серьезно читающая Русь, от мала до велика, прочла ее, эту гениальную, талантливую и вместе простую книгу, — не мало может быть нравственных переворотов, но, уж, во всяком случае, не мало нравственных потрясений совершила она, эта простая, беспритязательная, вовсе ни на что не бившая исповедь глубокой внутренней жизни».
В настоящем исследовании впервые сделана попытка выявить и проанализировать масштаб воздействия, которое оказало «Сказание» на русскую литературу и русскую духовную культуру второй половины XIX в.
Содержание
- Об иноке Парфении и его книге
- О «Сказании» как о литературном явлении
- О хожении, путешествии и путевом очерке
- «Сказание» Парфения в контексте паломнической литературы первой половины XIX в.
- Книга Парфения и ее восприятие современниками
- «Сказание» в творческом сознании М.Е. Салтыкова-Щедрина
- Сочинение Парфения как источник романов Ф.М. Достоевского
- Заключение
Поделитесь с друзьями