«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

16 августа 2008 года

Наша библиотека У церковных стен

 

Поездка на Всероссийский церковный Московский собор.

Дневник настоятеля Сухумского кафедрального собора протоиерея Георгия Голубцова. 16/29 января - 5/18 апреля 1918 г . Сухум - Москва - Сухум.

Российская церковь в годы революции (1917-1918). Сборник. Материалы по истории церкви. Книга 8.- М. Крутицкое патриаршее подворье.1995 (с.121-269).

 

10-й отдел Собора рассматривал вопрос о единоверии и епископе для старообрядцев. Автор был свидетелем прений об единоверии, "...которые приняли страстный характер, так как противники домогательств единоверцев о даровании им своего епископа видят в этом стремление их объявить единоверческую церковь автокефальной". "...Собор решил, что с согласия местного епархиального архиерея могут быть назначены особые епископы на положении викарных, причем Собором было намечено пять таких единоверческих епископий (с.168,192).

Такой епископ был назначен в Московской епархии и именно с кафедрой в г. Богородске (викарий Московский) - епископ Никанор (Кудрявцев), который вскоре умер от чахотки в 1923 г ., и такая кафедра более не была восстановлена. Ранее об установлении такой кафедры помышлял митрополит Филарет.

Автор пишет о деятельности А.Д. Самарина, который заменил М.В. Родзянко в должности второго товарища председателя Собора (Патриарха Тихона) от мирян.

А.Д. Самарин возглавлял депутацию от собора в Совет народных комиссаров. От имени председателя СНК Ленина и всего Совета депутация были принята комиссаром юстиции Курским, комиссаром страхования Елизаровым и управляющим делами Совета Бонч-Бруевичем. Автор приводит слова, сказанные Самариным комиссарам об отношении к декрету «О свободе совести» и распоряжениям новой власти: «...На все это православный народ смотрит и не может смотреть иначе, как на тяжкое и ничем не вызванное с его стороны оскорбление его религиозного чувства и как на действие, самым вопиющим образом нарушающее ту свободу совести и те начала нелицеприятной справедливости и равноправия, которые вы сами провозглашаете» (с.230, 238-239, 249).

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.