Перед нами едва ли не первая статья, в которой на примере г. Электросталь осмысливается важнейшая проблема - качество среды нашего обитания. Автор очень корректен и ко многим вопросам градостроительства современного Электростали применяются формулировки сугубо академические - хотя даже за скупыми оценками чувствуется его боль и обида. Разве можно равнодушно видеть, в частности, разрушение такого памятника архитектуры, как ДК им. Горького? Скорее всего, общественность города не знает и о судьбе уникального музея завода Электросталь, который размещался в этом здании.
Что же говорить о Ногинске? Пройдите по центральной улице города от Хамовнического переулка до Красноармейской улицы, спуститесь ниже и на этом же отрезке посмотрите на старинную Рогожскую. Посмотрите на новодел на углу той же Красноармейской и ул. III Интернационала. «Шаурма», как олицетворение современного Ногинска, скоро станет наиболее употребляемым словом в нашем лексиконе. Снесли под очередной «шедевр» одно из старейших зданий на центральной улице, где располагалась т. н. «Старая аптека» – аптека Гиля. Состояние «автобусной» площади города – а это «ворота города» – можно определить только одним словом – катастрофическое. Перечень подобных «архитектурных» ляпов можно продолжать бесконечно.
Вслед за автором статьи вспомним о таком важном понятии, как «Экология архитектуры». Как часто сейчас звучат слова о новом, подрастающем поколении, которым строить новую Россию. Скажем здесь и свое слово – в антиэстетической среде поколение новой, великой России воспитать невозможно.
Редакция.
Историческая среда и современное развитие города Электростали (градостроительство)
Т.А. Миргородская
Электросталь. Фото с сайта alldayplus.ru
Градостроительные проблемы прошлого г. Электростали имеют огромное значение в развитии городской среды, ее эстетики, эргономики, экологии. Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью в системном подходе к решению архитектурно-строительных задач и проблем благоустройства города.
Вопросы формирования комфортной и безопасной городской среды рассматриваются в многочисленных публикациях последних лет. [Григорьев 2014: 22-25]. Большое значение в них придается поиску взаимных соответствий старого и нового в архитектуре [Андреев 2007: 19-21], сохранению и созданию природных комплексов в городской планировочной структуре [Ненарокова 2009: 8-16]. Часто авторы обращаются к вопросам урбанистического дизайна [Нефедов 2012].
Материальная среда в архитектуре представляет собой интереснейший пласт жизни нескольких поколений и является предметом наших исследований.
На основе публикаций автора генерального проекта города Малахова Я.И. и главного архитектора Лопушанского П.И. мы постарались воссоздать условия формирования города, осознать роль личности в этом процессе, идентифицировать композиционные элементы декора и в целом архитектурного стиля городского ансамбля, сравнить традиционные и современные архитектурные решения.
Электросталь – город атомщиков, металлургов, машиностроителей, стихийно разрастался кварталами вокруг заводов, разделенных довольно большим расстоянием. По существу на территории Электростали образовались три разрозненных жилых района, отстоящих друг от друга на 1,5 – 2 км. Во многих случаях жилые массивы располагались вблизи промышленных площадок, что не соответствовало санитарным нормам, а нынешний центр города занимали картофельные поля.
Проект генерального плана города 1951 г., разработанный под руководством архитектора Я.И. Малахова, предусматривал объединение разрозненных районов путем комплексной застройки центральной территории года крупными многоэтажными жилыми массивами. Проектом намечался снос всех деревянных бараков и сараев, а также значительного числа одно– и двухэтажных жилых домов.
Для преодоления межведомственных противоречий и координирования усилий городских властей, проектировщиков, строителей, всего населения необходим был целеустремленный, энергичный и решительный человек, обладающий безусловным авторитетом в профессиональном сообществе и среди простых горожан. В 1953-1965 г.г. П.И. Лопушанский становится организатором и творческим руководителем планировки, застройки и благоустройства города.
Благодаря энтузиазму проектировщиков и главного архитектора, стремившихся создать неповторимый городской облик, возникли интересные объемно-планировочные решения улиц и жилых комплексов с хорошо угаданными масштабными соотношениями открытых пространств и высот зданий, удачные пропорции жилых домов и общественных зданий.
Широко практиковался в застройке Электростали композиционный прием замыкания перспективы улиц объемом какого-либо общественного здания. Так, например, архитектурная выразительность Вокзальной (ныне Корешкова) улицы в значительной степени была обусловлена тем, что ее перспектива замыкалась зданием клуба «Строитель» (к сожалению, сгоревшем в 70-х годах). На пересечении проспекта Ленина и улицы Советской была спроектирована центральная площадь с Дворцом культуры и сквером. Таким образом, проспект Ленина по построению поперечного профиля имеет две части, разделенные друг от друга Дворцом культуры.
На северном отрезке проезжая часть расположена в центре и обрамлена с обеих сторон зелеными бульварами, примыкающими непосредственно к тротуарам. На южном отрезке, наоборот, бульвар расположен по центру, а проезжие части по обеим сторонам бульвара. Такое композиционное решение, построенное на контрасте, придает городскому пространству индивидуальность и художественную выразительность. Прием симметрии удачно использован при возведении двух домов на улице Советской и Фрязевского шоссе, они как бы образуют триумфальную арку, парадный въезд в город.
Общественные и жилые здания, формирующие фасад главных улиц, строились по индивидуальным проектам и имели черты представительности и монументальности. При формировании архитектурно-художественного образа городского центра использовались различные виды декоративного искусства: выпуклые колонны – пилястры, увенчанные композитными капителями, порталы, фронтоны, эркеры, балюстрады, декоративные вставки, фризы с геометрическим и растительным орнаментом, кронштейны, карнизы, сандрики – архитектурные украшения над окнами. Ритмичные чередования композиционных элементов делят плоскость стены и придают динамичность, оживляют архитектурную пластику. Благодаря различной окраске зданий и применению ярко красной, терракотовой и розовой керамической плитки, золотисто-кремового кирпича и других отделочных материалов, создается впечатление многообразия архитектурных решений [Малахов 1963:74-75].
Таким образом, застройка центрального района была задумана и осуществлена как целостный архитектурный ансамбль на основе переработки традиционных классических тем.
Автор проекта Я.И. Малахов в своей книге «Опыт советской Архитектуры» признает: «впервые в истории этого промышленного центра 3-й проект Генерального плана (первые 2 остались на бумаге) был в основном осуществлен, и в этом большая заслуга главного архитектора города П.И. Лопушанского».
Как главный архитектор, Павел Иванович «не боялся власть употребить», отстаивая идею необходимости объединения разрозненных кварталов, недопустимости строительства жилых домов вблизи заводских цехов и идею сохранения фруктовых садов при сносе частных домовладений, даже если для этого необходима была внутриквартальная перепланировка.
Среди городского руководства и специалистов строительного треста было много сторонников «упрощения и удешевления» строительства. Лопушанского критиковали за приверженность ложной монументальности, стилизаторству. Но даже после выхода в 1956 году знаменитого постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» он продолжал сохранять лепные мастерские по изготовлению архитектурно-художественных деталей для отделки фасадов и внутренних интерьеров, и благодаря его бескомпромиссной позиции удалось завершить строительство в едином архитектурном стиле.
В условиях неудовлетворительного состояния воздушного бассейна Электростали, отсутствия каких бы то ни было водоемов и мест отдыха необходим был комплекс новых экологических решений. Большое значение в формировании архитектурно-ландшафтной организации городского пространства Лопушанский придавал созданию вокруг города голубого «ожерелья» – трех искусственных водоемов в непосредственной близости к жилым массивам, а в центральной части города – декоративного пруда размером около двух гектар. [Лопушанский 1968:68].
Сегодня существуют планы по уничтожению этого водоема, который является украшением, своеобразной доминантой и важной экологической составляющей центра города.
Нельзя не заметить, что происходит общее ухудшение городской среды. Город стремительно наполняется «ширпотребом» – супермаркетами, похожими друг на друга, среди множества появившихся в последнее время построек отсутствует образное начало, архитектура сложных силуэтов, пластической обогащенности. Особый дискомфорт вызывает пестрая, разноцветная, разных стилевых решений наружная реклама, самодеятельно оформленные витрины.
Здания центральной части города, их нижние этажи достраиваются, фрагментарно облицовываются разнородными материалами, диссонирующими с кирпичной кладкой, керамической плиткой. Все это разрушает прежний облик, целостность городской архитектуры.
Точечное размещение и строительство жилых и торгово-офисных зданий на уже плотно застроенной территории требует организации подъездов и автостоянок, что еще больше осложняет жизнь горожан.
В этих условиях необходимо преобразовать заброшенные дворовые территории в небольшие скверы с хорошо продуманным ассортиментом зеленых насаждений, с установкой малых архитектурных форм, организацией детских игровых площадок, а также обеспечить устойчивое развитие еще существующих и сохраняемых лесопарков и водоемов. Большое значение будет иметь завершение строительства храма Вознесения Господня, уже сегодня впечатляющего своей монументальностью. Храм должен стать духовным центром и главной достопримечательностью города.
Современная практика градостроительства Подмосковья показывает, что скульптурная пластика 30-50 г.г. вновь обретает актуальность и возвращается из запасников. Органически включенная в комплекс архитектурного ансамбля скульптура, когда-то установленная на площадях, улицах, парках, особенным образом оживляла наш город. И по сей день во дворах сохранилось несколько монументально-декоративных фонтанов. Известно, ни один вид искусства не соединяется с водой так естественно и разнообразно, как скульптура [Алексеева 1978:161]. В рамках программы благоустройства города необходимо реставрировать и возобновить работу сохранившихся фонтанов.
Главное общественное здание Электростали 30-х годов – двухэтажный каменный клуб имени Горького с залом на 700 мест сегодня находится на реконструкции. Несколько десятилетий клуб был центром культурной жизни горожан, а визуальный облик здания выделял его среди окружающей застройки и являл собой яркий образец советского конструктивизма. Основной подход к реконструкции уникального здания должен состоять в максимально возможном сохранении объемно-пространственных и конструктивных решений, асимметричной планировочной структуры, функционально оправданных интерьеров и фасадов.
Творческие находки архитекторов и проектировщиков, композиционные приемы создания городского ансамбля следует рассматривать как культурно-историческое наследие, которое заслуживает внимания и бережного отношения современников.
Список литературы
- Алексеева В.В. Что такое искусство? –М.: Советский художник, 1979. – 335 с.
- Андреев П.Ю. Профессионалами не рождаются//Архитектура и строительство Москвы. – 2007 – № 1. – С.19-21.
- Лопушанский П.И. Зеленое ожерелье. –М.: Московский рабочий, 1968.– 112 с.
- Малахов Я.И. Опыт советской архитектуры. М.: «Госстройиздат», 1963.–127 с.
- Ненарокова К.Н.. Природное наследие – наша величайшая ценность// Архитектура и строительство Москвы.– 2009 – № 6. – С.8-16.
- Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн: учебное пособие.-Спб.: Любович, 2012.– 320с.: ил.
Поделитесь с друзьями