Хронология Болдинской осени А.С. Пушкина (1830 г.)
Е. Маслов
Приводим здесь т.н. «Болдинскую хронологию», составленную нами. Она помогла нам, путешествующим, «погрузиться» в творчество поэта осени 1830-го года, что-то вспомнить, что-то перечитать вновь, что-то почитать вслух…
Выехал из Москвы 31 августа. Почти по сто верст в день. Всего около 500. Прибыл 3 сентября. «На дороге встретил я Макарьевскую ярмарку, прогнанную холерой. Бедная ярмарка! Она бежала, разбросав вполовину свои товары, не успев пересчитать барыши. Воротиться в Москву казалось мен малодушием; я поехал далее, как, может быть, случилось Вам ехать на поединок, с досадой и большой неохотой. Едва успел я приехать, как узнаю, что около меня оцепляются деревни, учреждаются карантины. Я занялся моими делами, перечитывая Колриджа, сочиняя сказочки и не ездя по соседям…».
Невелик господский дом… Он о двух этажах, всего-то с осмью окнами по фасаду: по два с каждой стороны от крыльца и на втором этаже по два от веранды. Липовая аллея, березовая аллея, пруд. «Любезная поэту роща с родником – недалеко, если на лошади»
7 сентября – завершены «Бесы»
8 сентября – «Элегия»… Холера появилась вокруг Болдина.
9 сентября – «Гробовщик». Получил письмо от Н. Н., согласно выйти замуж и без приданого…
Вступил во владение сельцом Кистенево: «мужеска полу 474 души, леса, угодья…». Приложены два листа присяги кистеневских мужиков. Был в гостях у соседей Новосильцевых, удивили дочери: что Татьяне и Онегину «счастливый конец». Пушкин не согласился: «Ну, нет, он Татьяны не достоин…»
13 сентября – «Сказка о попе…»
14 сентября – «Сказка о Медведице», «Станционный смотритель»
18 сентября – «8-я глава «Евгения Онегина» («Путешествие Онегина»)
20 сентября – «Барышня-крестьянка»
25 сентября – окончена 9-я по замыслу глава «Евгения Онегина» (в окончательной редакции «8-я»)
26 сентября – «Ответ анониму».
Приходят крестьяне, жалуются на старосту… Увещевал… «И холера послана вам, братцы, оттого, что вы оброка не платите, пьянствуете. А если будете продолжать так же, то вас будут сечь. Аминь!». Предводитель дворянства настаивал, чтобы поэт занял должность надзирателя за холерными карантинами. Отказался. Но будучи тут министр внутренних дел А. А. Закревский настоял на этом.
29 сентября. С этого дня письма Пушкина в дырочках, так легче было окуривать их серой. То же и с письмами к Пушкину.
30 сентября – Пушкин скачет 30 верст до соседей, усадьба которых на дороге к Москве: «возможен ли путь через карантинные кордоны». Нет, не возможен… Пишет губернатору… Отказ. В письме к Н. Н.: «Будь проклят тот час, когда я решился оставить Вас…».
01 октября – Пушкин узнает, что холера взяла в осаду Москву… В Москву успокаивать народ едет Государь. Пушкину приписывают похвальные стихи.
В письме к Вяземскому: «Каков Государь? Молодец! Того и гляди, что наших каторжников простит – дай Бог ему здоровья».
01-10 октября - «Румяный критик мой»
02 октября – «Глухой глухого звал…»
04 октября – Пушкин Дельвигу: «Посылаю тебе, барон, вассальскую мою подать, именуемую цветочною, по той причине, что платится она в ноябре
5. 10. – «Расставание»
7. 10. – «Паж, или пятнадцатый год».
9. 10. – «Домик в Коломне» (начато было еще в 1829 г.).
11 октября - Письмо Н. Н.: « Въезд в Москву запрещен… Именем неба молю… пишите мне. Я совсем потерял мужество…»
10 октября – «Рифма», «Отрок», «Я здесь, Инезилья»
14 октября – «Выстрел», «Отрывок», «Рифма»
Первая половина октября – «Когда порой воспоминанье…»
Первая половина октября – «Два чувства…»
16 октября – 03 декабря - «Моя родословная»
17 октября – «Заклинание»
19 – 31октября – «Герой»
20 октября – «Метель». В ответ на анекдот Булгарина о мулате, купленном за бутылку рома, пишет в «Опыте»: «Позволяется и нужно нападать на пороки и слабости каждого сословия. Но смеяться над сословием потому только, что оно такое-то сословие, а не другое, нехорошо и непозволительно».
19 октября - сожжена 10-я глава «Евгения Онегина».
23 октября – «Скупой», при печатании поэт прибавил – «рыцарь». Пушкин приписывал авторство идеи «Скупого…» Ченстону, но П. Анненков видел здесь такую причину действий поэта: «… в боязне применений и необосновательных толков, что у него часто было поводом к неизъяснимому потворству толпе, которую, с другой стороны, он так много презирал в стихах своих…». Он также указывает на другие произведения – «Рославлев» («отрывок из записок одной дамы»), «Цыганы» («с английского») и известное стихотворение, где сверху поэт написал совершенно произвольно сперва «из Мюссе», а потом заменил «Из Пиндемонте».
26 октября – «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «В начале жизни школу помню я…»
«Моцарт и Сальери», первоначальное название «Зависть». П. Анненков напоминает о том, «на каком незначительном основании создан был этот превосходный драматический отрывок»:
«В первое представление Дон-Жуана, - пишет Пушкин, - в то время, когда весь театр безмолвно упивался гармонией Моцарта, раздался свист: все обратились с изумлением и негодованием, а знаменитый Сальери вышел из залы в бешенстве, снедаемый завистью. Сальери умер лет 8 тому назад. Некоторые немецкие журналы говорили, что на одре смерти признался он будто бы в ужасном преступлении, в отравлении великого Моцарта. Завистник, который мог освистать Дон-Жуана, мог отравить его творца». Для справки: Сальери умер 7 мая 1825 г.
А. Г. Гукасова напоминает слова Виссариона Белинского: «Он (Сальери) не тому завидует, что Моцарт выше его, - превосходство он мог бы вынести благородно, - но тому, что он ничто перед Моцартом, потому что Моцарт гений, а талант перед гением – ничто…».
29 октября – Плетневу: «Невеста… перестала мне писать, и где она, и что она, до сих пор не ведаю. Каково?... надеюсь, что уехала из чумной Москвы, но куда? А Калугу? В Тверь? В Карлово к Булгарину? Ничего не знаю…»
31 октября – 01 ноября –«История села Горохина» (так у Пушкина) – в незаконченном виде была напечатана только в 1837 году
04 ноября – «Каменный гость» или «Дон Гуан», работает над «Пиром во время чумы»., статья «О втором томе «Истории русского народа» Полевого».
Пушкин пишет Антону Дельвигу: «Посылаю тебе, барон, вассальскую мою подать, именуемую цветочною по той причине, что платится она в ноябре, в самую пору цветов. Доношу тебе, моему владельцу, что нынешняя осень была детородна, и что коли твой смиренный вассал и не околеет от сарацинского падежа, холерой именуемого, и занесенного нам крестовыми воинами, т. е. бурлаками, то в замке твоем, Литературной газете, песни трубодуров не умолкнут круглый год. Я, душа моя, написал пропасть полемических статей, но не получал журналов, отстал от века и не знаю в чем дело. Отец мне ничего не пишет, а это беспокоит меня, ибо я все-таки его сын, т. е. мнителен и хандрлив (какого словечко?). Скажи Плетневу, что он расцеловал бы меня, видя мое осеннее прилежание.»
06 – 08 ноября – «Пир во время чумы» (единственная у Пушкина переводная – четвертая сцена 1-го акта Уильсоновой трехактной драмы). Но и здесь Пушкин создает маленький шедевр – собственную песню о Мэри.
Предисловия к «Повестям Белкина» и «Евгению Онегину».
Отметим «Повести Белкина», «Летопись села Горохина», «Домик в деревне». Павел Анненков считал, что эти произведения в отличие от драматических произведений поэта, которые «были настоящим, высоким трудом этой осени», можно считать «отдохновением поэта».
Иные нужны мне картины,
Люблю песчаный косогор,
Перед избушкой две рябины,
Калитку, сломанный забор…
Напомнив это строфу, Анненков пишет далее: «С каким горьким чувством подметил он, что быт, далеко противоположный поэзии Байрона и Шенье, тянет его к себе неведомой силой».
Но «высокой» публике ближе был «байронический» Пушкин и она холодно отнеслась к упомянутым выше произведениям.
12 ноября – Рвется в Москву, пишет Н. Н.: «Проездил я 400 верст, не двинувшись из своей берлоги». Вышел 64-й номер «Литературной газеты» четырнадцатый за время отсутствия Пушкина.
13 ноября – Бенкендорф Ливену: «Его Величество, согласно заключению Вашей Светлости, высочайше повелеть изволил: «Семенову сделать строгий выговор, а Дельвигу запретить издание газеты».
17 нобря – Дельвиг пишет на конверте первого письма в Б.: «В город Арзамас по Симбирскому тракту в село Абрамово для доставления в сельцо Болдино…».
18 ноября – В письме Н. Н.: «Надо же было пьянице-почтмейстеру в Муроме перепутать пакеты, и вот Арзамас получает посылку казанскую, Нижний – лукояновскую, а Ваше письмо (если только есть письмо) – гуляет теперь не знаю где и придет ко мне, когда богу будет угодно. Я совершенно пал духом…»
19 ноября - Приступил к статье «О народной драме и о Марфе Посаднице».
24 ноября – в эти дни дошло наконец письмо Антона Дельвига: «Литературная газета выгоды не принесла и потом запрещена… я слыву карбонарием… Целую тебя, душа моя, я знаю, что ты меня любишь, но стихов, стихов, стихов! Мне надо их! Слышишь ли, Болдинский помещик! Прощай. Твой Дельвиг».
27 ноября – «Для берегов отчизны дальней…»
Конец Ноября – Письмо от Дмитрия Яковлевича Языкова с документами: «свидетельство на выезд, разрешительные документы для карантинов». Но нет пути:
А. Н. Верстовскому: «Сегодня должен я был выехать из Болдина. Известие, что Арзамас снова оцеплен, остановило меня еще на один день…»
М. П. Погодину: «Я было опять к Вам попытался: доехал до Севаслейки (первого карантина)…» (мы, между прочим, проезжали мимо этого селения).
02 декабря – из письма к Н. Н.: «Я задержан в карантине в Платове…», «Я в карантине с перспективой остаться в плену две недели – после чего надеюсь быть у ваших ног». Правит «Мою родословную».
05 декабря – Поэт минул московскую заставу.
Литература:
Анненков Павел. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина. – М. 2007. – 464 с.
Гукасова А. Г. Болдинский период в творчестве А. С. Пушкина. Книга для учителя. Под редакцией Г. Н. Поспелова. – М. 1973. – 304 с.
Осипов Валентин. Зима, весна, лето и болдинская осень. Жизнь А. С. Пушкина в 1830 году по свидетельствам старинных газет, казенных бумаг, дневников, и писем друзей и врагов, с превеликим числом и радостей и огорчений, и неразгаданных до сих пор загадок. Документальная повесть в жанре хроники. – М. 2001. – 430 с., с илл.
Пушкин А. С. Дневники. Записки. Издание подготовила Я. Л. Левкович. – СПб. 1995. -336 с.
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том десятый. Письма (1815-1837). – Ленинград. 1979. – 711 с.
Поделитесь с друзьями