Восстановим связь времен
историко-краеведческий очерк о селе Воскресенское Родинки тож
Ирина Селезнева, краевед
«История всегда облеплена слухами и сплетнями.
Они съеживаются от времени и ссушиваются на ветрах эпох.
Потомкам достается искать, находить, терять, вновь искать».
Лариса Васильева
Сейчас стало хорошим тоном, знать историю своей малой Родины, историю своей семьи, историю своего государства. И это не просто дань моде. Каждый человек стремиться прописаться в неких координатах, связанных с этой историей. И получив желанные знания, он совершенно по– другому себя ощущает. Ему становится комфортно. Он знает, что было до него, и, как следствие этого, он начинает с уважением относиться к тем местам, в которых он живет. Так рождается настоящий патриотизм. Так появляется желание вернуть утраченные исторические названия населенных пунктов, улиц, дорог, как связующую нить времен между прошлым, настоящим и будущем.
Современный вид Владимирки, проходящей через деревню Щемилово и пос. Зеленый
Через наше муниципальное образование (МО «Город Старая Купавна») проходит старинная дорога, воспетая в песнях, стихах, увековеченная в живописи. Большая Владимирская дорога. Фрагменты этой старой Владимирки можно видеть и сегодня на 31-м км (деревня Щемилово– поселок Зеленый), на 39-м км (поворот на ст. Монино) и на 135-м км, недалеко от д. Пекша
Большая Владимирская дорога окончательно оформилась к концу 16 века, хотя на отдельных участках сложилась уже к концу 14 века. До этого во Владимирский край ездили по Троицкой и Стромынской дорогам. Развитие российского государства шло с развитием дорог. Существующие дороги оживляли жизнь придорожного края, а с появлением новых дорог шло развитие существующих населенных пунктов и появление новых. Не стала исключением и Большая Владимирская дорога, проходящая через наше муниципальное образование.
Как было упомянуто выше, фрагменты исторической Владимирки еще сохранились на 31 км Нижегородского шоссе, которое связывает между собой деревню Щемилово, поселок Зеленый и деревню Новая Купавна. Все перечисленные населенные пункты расположены на исторических землях старинного православного села Воскресенское Родинки тож, через которое проходила Большая Владимирская дорога.
Часть первая. «…Я дал … Савве-Чернецу…»
Фрагмент историко-географической карты С.Б. Веселовского
Своими корнями село Воскресенское Родинки тож уходит в 70-е года четырнадцатого век, когда монах Афанасий, старец московского Симонова монастыря, недалеко от Верхних и Нижних Медвежьих озер – охотничьих владений великого князя Дмитрия Ивановича Донского в Пехорском стане Московского княжества, устраивает монастырёк-пустыньку Спаса Преображения. В 1382 году, по соглашению с великим князем, Симонов монастырь передает великому князю свое село Воскресенское Верх-Дубенское, а чернец Савва от имени монастыря получает от князя меновую и жалованную тарханную и несудимую грамоту на угодья, примыкающие к монастырьку: «… А дал есмь Саве-черньцу монастырек-пустыньку … у Медвежья озера на березе (на берегу), и с озером и с Верхним, и с Нижним… деревня Пирутина, деревня Облава на Клабукове…деревня на Чюдницы и з бортью и с лесом и з болотом, и с перевесьи. А той бортный отвод: по речку по Чюдницу….». Вот на этой речке Чюднице, позднее и возникла дер. Родино, переросшей впоследствии в село Воскресенское Родинки тож, на землях которого сейчас расположены современный поселок Зеленый, деревня Новая Купавна, местечко Родинки, деревня Щемилово.
Часть вторая. От дворянина Высоцкого до купчихи Татарниковой
РГАДА. Ф. 1209. Архив прежних вотчинных дел. Оп. 1. Д. 9826. Писцовая и межевая книга поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в Кошелеве и др. станах Московского уезда. Л. 405-408.
Следующее упоминание о селе Родино с деревнями в Кошелеве стане Московского уезда в списке с государевой грамоты 1621/1622 г.г. Владение включало «пятьдесят чети пашни в поле, а в дву по тому ж» [1].
В 1634/35 и 1635/36 г.г. село Родино с деревнями было продано не указанным в документе владельцем в вотчину Леонтию Высоцкому [2].
В [3] Высоцкий Леонтий Яковлевич упоминается как московский дворянин с 7144-7148 года (по новому летоисчислению это с 1636 по 1640 год). В боярской книге же за 1639 год (стр. 236) Леонтий Яковлевич Высоцкий упоминается уже как боярин.
Согласно генеалогическим исследованиям родословной дворян Высоцких, Леонтий был помещиком в Холмогорах. В 1654 году сопровождал семью царя Алексея Михайловича в Калязинский монастырь, куда царственная семья вместе с Патриархом Никоном отправилась, спасаясь от эпидемии чумы.
С Калязинским монастырем у Леонтия Яковлевича Высоцкого много связано. В 1644 году он пожертвовал 1200 руб на восстановление крепостных стен монастыря, в этом же монастыре принял монашество под именем Леонид. Старец Леонид был иконописцем, особо почитаемым в монастыре, о чем свидетельствует грамота за 1659 год: «….Старца Леонида (Высоцкого) при старосте лет покоить, давать служку и всякое пропитание..» [26].
В 1651/1652 года имение перешло по купчей боярину Семену Лукьяновичу Стрешневу [2]. А чем был славен боярин Стрешнев? В [4] представлена биография этого государственного деятеля.
Стрешнев Семен Лукьянович родился около 1616 года и умер в 1666 году. Единственный родной брат царицы Евдокии Лукьяновны. В 1626 году, в год бракосочетания царя Михаила Федоровича с Евдокией Лукьяновной, ему было лет десять, а может быть и меньше. После свадьбы Михаила Федоровича Романова и Евдокии Лукьяновны Стрешневой его берут стольником к царице. На государственной службе он впервые появляется 17 мая 1631 года на приеме шведского посла Антона Монира. Шесть лет спустя, 21 мая 1637 года, женится на княжне Марии Алексеевне Лыковой. На следующий день после свадьбы новобрачные получают от государя среди прочих даров и образ Благовещения Пресвятой Богородицы в благословение.
При Михаиле Федоровиче Романове Стрешнев не занимал видных постов. Положение меняется, когда на престол взошел племянник Семена Лукьяновича –Алексей Михайлович Романов.
До 1653 года, Семен Лукьянович упоминается в числе лиц, сопровождавших царя в его богомольных и торжественных выездах. 2 июня 1652 года в Москве вспыхнул пожар. Царь, направляясь в Троице-Сергиеву Лавру, отправляет с дороги Стрешнева в Москву, для прекращения пожара.
Семен Лукьянович был весьма образованным человеком для своего времени, владел «книжной мудростью». Своеобразным памятником письменности того времени является послание «Худейшего холопа ... Государева Сеньки Стрешнева» к царю Алексею Михайловичу в связи с рождением в1654 г. наследника – Алексея Алексеевича.
Проявил Стрешнев свои способности и на военном поприще. Участвовал в Польской войне, был в походе против шведов в Ливонии. 11 марта 1655 года Семен Лукьянович был пожалован в бояре и назначен в государев полк при царе Алексее Михайловиче. В 1657 году был учрежден Приказ Великого Княжества Литовского для заведования завоеванными литовскими и белорусскими городами. Руководить этим Приказом, а также Приказом «Устюжской четверти» было поручено Стрешневу, и управлял он ими до своей кончины в 1666 году.
В 1662 году, в самый разгар распри между царем и патриархом Никоном, в Москву приезжает газский митрополит Паисий Лигарид. По поручению царя, Стрешнев представил Паисию 30 вопросов, касающихся деятельности Никона и попросил дать ответы на них.
Последний, тридцатый вопрос, касался самого Стрешнева. Патриарх Никон наложил на Стрешнева проклятие за то, что будто бы Стрешнев у себя на дому, назвавшись патриархом, творил благословение по-патриарши и кроме того научил свою собаку сидеть и передними лапами благословлять, как патриарх.
Умер Семен Лукьянович Стрешнев 3 июля 1666 года. В это время царь Алесей Михайлович был на соколиной охоте в лугах под селом Коломенское. Узнав о кончине дяди, царь вернулся в Москву и распорядился о погребении, которое, по существовавшему тогда обычаю, состоялось в тот же день. Похоронили С.Л. Стрешнева в Чудовом монастыре с большими почестями. На погребении были митрополиты: новгородский, казанский, ростовский, крутицкий, газский (Паисий), сербский.
После смерти Семена Лукьяновича Стрешнева сельцо было записано за его вдовой Марией Алексеевной, урожденной Лыковой-Оболенской. Брак Семена Лукьяновича с Марией Алексеевной был бездетным. У Марии Алексеевной Стрешневой был родной брат Алексей Алексеевич Лыков-Оболенский. Дочь Алексея Алексеевича – Прасковья Алексеевна, 1 октября 1674 года выходит замуж за старшего брата царицы Натальи Кирилловны Нарышкина– Ивана Кирилловича Нарышкина, и получает в качестве приданого от тетки Марии Алексеевной Стрешневой село Родино, а в 1681/1682 г.г. село Родино и пустошь Юрютино на речке Чюднице, пустошь Токово на речке Купавке «отказаны» Прасковье Алексеевне [2].
26 июля 1690 года вотчина боярина и оружейничего Ивана Кирилловича Нарышкина-село Родино с пустошами в Кошелеве стане Московского уезда– было обмежевано по челобитной его вдовы боярыни Прасковьи Алексеевны Нарышкиной.
РГАДА. Д. 9817. Переписная книга поместных и вотчинных сел и дворов в Кошелеве и других станах Московского уезда. 1704 г. Л. 335; Д.
РГАДА. Д. 9821, Переписная книга поместных и вотчинных сел и дворов в Кошелеве и других станах Московского уезда. 1709 г. Л. 459
В 1704-1709 гг. владение по-прежнему числилось за боярыней вдовой Прасковьей Алексеевной Нарышкиной: «Село Родино, а в нем церковь Воскресения Христова деревянная» [5], [6].
В 1704 году в селе Родино был один двор вотчинников (7 человек) и три крестьянских двора (19 человек) [7].
В [8] представлена биография Ивана Кирилловича Нарышкина.
Родился Иван Кириллович Нарышкин в 1658 году. Имя его в разрядных записях не встречается до 1-го сентября1674 г. В 1674 году он уже стольник и "ближний человек". 1 октября 1674 года он женится на княжне Прасковье Алексеевне Лыковой-Оболенской. Жена его обедает у царицы Натальи Кирилловны в Золотой палате. После смерти царя Алексея Михайловича на престол взошел третий сын царя Алексея Михайловича Романова и царицы Марии Ильиничны Милославской– Федор Алексеевич. С момента его вступления на престол усиливается вражда между партиями Милославских и Нарышкиных. Милославским, путем интриг, удалось удалить Нарышкиных от двора. По доносу лекаря Давыда Берлова, обвинявшего братьев Натальи Кирилловны (Ивана и Афанасия) в подстрекательстве к убийству царя Федора Алексевича, Ивана Кирилловича и Афанасия Алексеевича отправляют в ссылку в Ряжск.
Федор Алексеевич процарствовал всего шесть лет. 27 апреля 1682 года он умирает в возрасте 21 года. Незадолго до кончины царь называет 10-летнего Петра Алексеевича своим преемником. После смерти царя Федора Алексеевича патриарх Иоаким и бояре провозглашают царем 10-летнего Петра. Правительницей России становится царица Наталья Кирилловна Нарышкина. Братья царицы Натальи Кирилловны возвращаются из ссылки в Москву.
7-го мая 1682 г после расправы со стрелецкими полковниками, был торжественный выход царя Петра Алексеевича в кремлевские Соборы. После торжественного выхода Петр жалует награды и милости Нарышкиным и их сторонникам. Иван Кириллович был пожалован боярином и оружейничим, что возбудило зависть и недовольство среди других именитых бояр. Родственники первой жены царя Алексея М.И. Милославской во главе с царевной Софьей пустили слух, что Нарышкины удушили Ивана. 15 мая 1682 г. стрельцы собрались в Кремле и потребовали выдать им Нарышкиных. Наталья Кирилловна вывела на крыльцо обоих царевичей, но это уже не остановило стрельцов. Угрожая убить всех бояр в случае отказа, стрельцы потребовали от Натальи Кирилловны Нарышкиной выдать брата –Ивана Кирилловича Нарышкина. Иван Кириллович причастился, приобщился Святых Таинств, соборовался в церкви Спаса за Золотой решеткой, после чего вышел к стрельцам…..
Начался жестокий бунт с грабежами, убийствами, пожарами. Стрельцы объявляют государями обоих братьев, а правительницей государства, за их молодостью, провозглашают царевну Софью.
А.И. Корзухин. «Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников», (1882). Мать Петра I Наталья Кирилловна, сестра Ивана Нарышкина, на коленях причитает. 10-летний Пётр её утешает. Сестра Петра I, Софья, с удовлетворением наблюдает за событиями, которые приведут её к власти.
Погребен Иван Кириллович лета 7190 (1682 год) мая 17 дня в Москве, в Высоко-Петровском мужском монастыре, в родовой усыпальнице рода Нарышкиных при церкви Боголюбской иконы Божьей матери, [8].
Высоко-Петровский монастырь. Храм в честь Боголюбской иконы Божьей матери с усыпальницей бояр Нарышкиных 1680-й по 1805 год.
В описании [27] имеются данные о дарах вдовы одного из убиенных бояр во время стрелецкого бунта в 1682 году: «Крест сребропозлащенный гладкий, с витою по краям обделкой, длиною 8 ½ верш. Распятие Господне с предстоящими, и голова адамова писаны по серебру краской с эмалью. В верхней части креста пять круглых, крестообразно расположенных, запон с изумрудами и яхонтами, в один ряд обнизанные мелким жемчугом, а средняя крупным… На рукоятке вырезано следующее: «В лето 7199 (1691), Генваря в 15 день, построен сей крест в Петровский монастырь, что словет Высокой, для поминовения души Боярина и Оружейничего Ивана Кирилловича Нарышкина. А построила жена ево Бояриня Прасковья Алексеевна Нарышкина.».
После смерти мужа Прасковья Алексеевна Нарышкина выходит замуж за Колычева. Известно, что Прасковья Алексеевна была мамкой сына Петра Первого-царевича Алексеевича. Пережила она и царевича Алексея и его отца Петра Первого. Во время процесса над царевичем ее не трогали.
В селе Улейма (12 км от Углича) Прасковья Алексеевна известна своим замечательным вкладом в Николо-Улейминский монастырь. Ее вкладом в монастырь стала частица мощей Николая Чудотворца, которую ей, как мамке царевича Алексея, в свою очередь, подарил, государь Петр Алексеевич. Эта святыня была приобретена им во время путешествия с Великим посольством. С появлением в монастыре этой святыни слава о чудотворных исцелениях милостью Николая Угодника еще более возросла.
Рассказывая о судьбе села Воскресенское Родинки тож нельзя не рассказать и о церкви этого села– Церкви Воскресения Христова, которая дала первое название селу.
Узнать, когда была возведена самая первая церковь Воскресения Христова, не удалось. Но благодаря [9] мы знаем, что самая первая церковь Воскресения Христова сгорела в 1638 году и церковная земля в начале 17 столетия сдавалась в оброк. Находилась церковь «в Вошинском стане, на речке Хупавне, от Москвы в 25 верстах, едучи по володимирской дороге, с Москвы на левой стороне, … а в межах та церковная земля с деревнею Родионовою, что прежде была за боярином Семеном Лукьяновичем Стрешневым, с пустошами Матвея Иванова Голенищева– Слободками, Паниною, Созыниною, Высоковскою, с усадьбою Потапа Филимоновича Шеншина, пустошью Березиною, с деревнею Михалево и с селом Хупавна Настасьи Юрьевны жены Пожарского».
Следующая деревянная церковь Воскресения Христова была построена и освящена стараниями Прасковьи Алексеевны Нарышкиной в деревне Родино в 1687-1688 годах [10]: «Во 194(1686) году августа в 11 день била челом Великому господину святейшему кир Иоакиму, патриарху Московскому и всея Руси боярина и оружейничего Ивана Кирилловича Нарышкина жена его, вдова Прасковья Алексеевна: общалась она де с матерью своей князь Алексеевой женою Лыкова со вдовою княгинею Дарьею в Московском уезде, в вотчине своей, в деревне Родинки, построить вновь церковь во имя Воскресения Христова, и святейший патриарх Иоакиму благословил бы ея велел о строении той церкви дать ей благословенную грамоту...»
Почему Прасковья Алексеевна решила восстановить сгоревший в 1638 год храм Воскресения Христова на землях своей вотчины? С одной стороны, в каждом православном селе должна быть своя церковь, с другой стороны, храм –это память о невинно убиенном муже –Иване Кирилловиче Нарышкине. Здесь прослеживается интересная параллель. На 3-м этаже Теремного дворца Кремля на север от Верхоспасского собора в конце 17 века также построена церковь в память о другом убитом стрельцами 17 мая 1682 года брате Натальи Кирилловны Нарышкиной– Афанасии Нарышкине. Церковь получила название Воскресения словущего.
При Воскресенской деревянной церкви в селе Родино были священники и дьячки: в 1704 году– священник Яков Леонтьев и дьячок Никита Яковлев, с 1715-1722 года– священник Евдоким Яковлев и в 1722 году дьячок Федор Афанасьев [7].
Каменная церковь Воскресения Христова (по другим источникам Воскресения Словущего) в селе Воскресенское Родинки тож была возведена в 1763-1769 годах иждивением княгини Анны Алексеевны Нарышкиной (по второму мужу Оболенской) и поставлена на отдельном погосте. Трапезная и колокольня этой церкви были завершены в начале 19 века [11].
Что представляла собой архитектура каменной церкви Воскресения Христова?
Это было кирпичное, позднее оштукатуренное здание на белокаменном цоколе традиционного типа. В основе здания лежит бесстолпный одноглавый двусветный храм, который четвериком последовательно соединяется с небольшой трапезной и колокольней, сохранившейся в пределах первого яруса. Объемная композиция храма была искажена в советский период. Сводчатые перекрытия, в том числе глухой сомкнутый свод основного объема храма были разобраны. На их месте появились надстройки. Интересен стиль, в котором был построен храм. Это сочетание барроко и раннего классицизма. Барочный характер фасадов храма наиболее ярко выражен в структуре фасадов и трактовке ордерных элементов основного четверика, который, видимо, завершали фронтоны. Плоскости его стен разделяет широкий антаблемент на два яруса, а узкие пилястры членят каждый из них на три прясла. Ордер далек от классических канонов, профили образованы простым напуском кирпича. Большим своеобразием отличались срубленные ныне наличники порталов с валютами в фигурных очельях. В оформлении остальных частей здания использованы строгие формы русской классики: горизонтальный руст и накладные "доски" над окнами. Интерьеры изменены, их прежнее убранство утрачено. Не исключено, что под поздней отделкой сохраняются фрагменты настенной живописи, поновлявшейся в 1884г. Тогда же старый лещадный пол был заменен бетонным, поставлен новый иконостас. Аналогичные работы проводились в 1895г. в помещении трапезной [11].
По воспоминаниям старожилов, кресты на церкви были с короной. Это большая редкость! Корона на вершине надглавного креста встречается не очень часто. Корона помещалась на вершину надглавного креста в знак того, что эта церковь либо воздвигнута по царскому указу, либо на пожертвования из царской казны.
Фото храма в Родинках в наши дни (фото отсюда)
Прихожанами церкви Воскресения Христова были жители села Воскресенское Родинки тож и окрестных сел Шевелкино и Чудинки. В материалах интернет-сайта «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение» ( www.bogorodsk-noginsk.ru), есть информация об одноклассной церковно-приходской школе при храме. Построил ее на собственные средства прихожанин храма и внук знаменитого купца И.Н. Рыбникова– А.П. Рыбников в память о чудесном спасении 17 октября 1888 года государя Александра III и его семьи. Речь идет о крушении царского поезда близ станции Борки Змиёвского уезда Харьковской губернии, во время которого чудом осталась жива царская семья.
В 1714 году Прасковья Алексеевна продает село Родино другому представителю рода Нарышкиных– боярину Ивану Ивановичу Нарышкину (1668-1735 г.г.) [7]. Эта информация подтверждается и архивными документами из РГАДА. По первой ревизии вотчина –село Воскресенское Родинки тож-числилось за комнатным стольником Иваном Ивановичем Нарышкиным, по второй –за его вдовой– Настасьей Александровной Нарышкиной (1700-1773 г.г., в девичестве Милославской) и сыновьями-пажами е.и.в. Александром и Иваном [12], [13].
Именно при этой ветви рода Нарышкиных сельцо Родинки начинает прирастать землями и становится селом Воскресенское Родинки тож с деревней Новая.
Купивший у Прасковьи Алексеевны село Родино, Иван Иванович Нарышкин (четвероюродный племянник царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной) был весьма непростым человеком. В то время как вся его родня принимала активное участие в реформаторской деятельности Петра Первого, Иван Иванович являлся ярым приверженцем старины. После смерти Петра I он испросил дозволение именоваться старинным чином комнатного стольника вместо действительного камергера [29] –[35] .
Первой женой Иван Ивановича Нарышкина была Параскева Онуфриевна Денисьева. В качестве приданого за супругой он получила село Алешня Рязанского уезда [36]. Второй его супругой стала Анастасия Александровна Милославская (1700–1754 г.г.).
Анастасия Милославская была родственницей первой жены царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны, рожденной Милославской. Как и Иван Иванович была ярой противницей петровских преобразований. Отец Анастасии Александровны, комнатный стольник Александр Иванович Милославский, принадлежал к придворной партии царевны Софьи, боровшейся против Натальи Кирилловны Нарышкиной и ее сына Петра Первого. Мать Анастасии Александровны– Софья Алексеевна, рожденная Соковнина. Отцом ее был окольничий, Алексей Прокофьевич Соковнин, казненный 4 марта 1697 года вместе с Иваном Елисеевичем Цыклером. Они обвинялись в «заговоре» на жизнь царя Пегра Алексеевича. Сёстры Алексея Прокофьевича – упорные староверки, приятельницы протопопа Аввакума, боярыня Феодора Морозова и княгиня Евдокия Урусова, представленные на картине Василия Сурикова.
Была близкой подругой царицы Прасковьи Федоровны, жены сводного брата Петра Первого-Иоанна Алексеевича. Брак И.И. Нарышкина и А.А. Милославской послужил примирению двух враждующих родов– Милославских и Нарышкиных. В последующие царствования дочерей Иоанна и Петра — Анны Иоановны и Елизаветы Петровны — семья Настасьи Александровны пользовалась благорасположением двора [37].
В 1718 году Иван Иванович был арестован по делу царевича Алексея, но казни избежал. За 11 лет перед этим, в 1707 году к нему в Березово приезжал царевич Алексей и оставил в Николо-Лопатинском монастыре псалтырь со своей подписью [38].
Последним представителем рода Нарышкиных, владевших селом Воскресенское Родинки тож с деревней Новая, был надворный советник Дмитрий Иванович Нарышкин (1751-1790 г.г.). Супругой Дмитрия Ивановича была Прасковья Николаевна Долгорукая (1759-1833).
Отцом Дмитрия Ивановича Нарышкина был боярин Иван Иванович Нарышкин младший (1731-1758 г.), мать-княгиня Анна (Мария у Холмогоровых) Алексеевна Тараканова (1740-1767 г.г.). После смерти мужа Анна Алексеевна выходит замуж за князя Ивана Петровича Оболенского (1687– 1761 г.г.).
Похоронен Дмитрий Иванович с супругой в рязанском Троицком монастыре [36].
Из ревизии Московской губернии 1763 года о селе известно следующее: "Село Воскресенское Родиново тож, боярина Дмитрия Ивановича Нарышкина с выделенною церковною землею, 7 дворов, 33 мужских душ. 970 десятин земельных угодий. Село на правом берегу речки Чудинки. Церковь каменная Воскресения Христова. Церковная земля на правой стороне речки Купавки. Земля песчаная. Крестьяне на пашне".
Из метрических книг церкви в Родинках известно, что крестьян в Родинки Нарышкины привозили из своих рязанских имений.
Следующим владельцем имения становится подполковник Федор Васильевич Сухово-Кобылин [39]. В мае 1810 года село Воскресенское Родинки тож с деревней Новощемиловой переходит к его сыну: помещику, лейб-гвардии конного полка корнету Николаю Федоровичу Сухово-Кобылину. Как мы видим в 1810 году вместо деревни Новая появляется название деревни Новощемилово.
Пока, к сожалению, не удалось найти в архивах более точную дату, когда и по какой причине часть деревни Новая становится экономической деревней (уходит в государственную казну) и с именем деревня Новая входит в состав села Бисерово Богородского уезда Московской губернии, а другая часть деревни с именем деревня Новощемилово остается в составе села Воскресенское Родинки тож.
В Отечественной войне 1812 в составе Московского ополчения было два крестьянина села Воскресенского Родинки тож с деревней Новая Щемилово[42]. Это Терентий Никитин (47 лет) и Дмитрий Герасимов (37 лет). Оба не вернулись с войны.
После смерти Николая Федоровича Сухово-Кобылина в 1815 году село Воскресенское Родинки тож с деревней Новощемилово наследует его жена- помещица, лейб-гвардии корнетша Надежда Михайловна Сухово-Кобылина[42]. По ревизии 1816 года в деревне Новощемилово было крестьян мужского пола 26 человек, женского пола-38. Это были семьи Дмитрия Герасимова, Терентия Александрова, Павла Минаева, Степана Афанасьева, Ефима Ефимова, Михаила Гаврилова, Ефима Ларионова, Степана Яковлева, Федора Родионова и Севостьяна Архипова.
Следующей владелицей села Воскресенское Родинки тож с деревней Новощемилово становится дочь действительного статского советника девица Екатерина Александровна Писарева. В 1848 году Писарева по купчей продает село с деревней помещику, коллежскому советнику и кавалеру Ивану Кузьмичу Коваленкову [43].
После Ивана Кузьмича Коваленкова селом Воскресенское Родинки тож с деревней Новощемилово владеет коллежская секретарша Татьяна Ниловна Денисьева [44].
В 1857 году село Воскресенское Родинки тож с деревней Новощемилово у Татьяны Ниловны Денисьевой выкупает помещик, ротмистр Александр Афанасьевич Кожевников [45].
В исповедальной ведомости церкви Воскресения Христова в селе Родинки он значится как помещик села Родинок, «ротмистр Александр Афанасьевич Кожевников, 36 лет, холост» [46].
В 1864 году крестьяне деревни Новощемилово выкупают земельные наделы в количестве 114 десятины 1917 саженей (усадебные земли, пахотные земли, сенокосы, земли под кустарниками), взяв у государства выкупную ссуду на 49 лет в размере 5210 рублей 0 81 коп (об этом будет отдельная статья) [45].
В [17] деревня Новая Щемилова указывается как деревня Щемилово Шаловской волости Богородского уезда Московской губернии.
Следующей владелицей усадьбы 3-го стана при с. Родинки Осеевской волости Богородского уезда стала титулярная советница Екатерина Ивановна Петрова. Ее наследники владели усадьбой и в 1917 году[47].
В архивах ГБУ «ЦГА Москвы» сохранились документы о размежевании в 1843 году дачи при селе Воскресенское Родинки тож, принадлежащим трем московским купцам: Ивану Петровичу Павлову, Павлу Ивановичу Челышеву и Владимиру Ильичу Солодовникову[48]. В 1844 году благодаря этому размежеванию появляется деревня Новая Купавна [16] общего владения московского мещанина Тимофея Гаврилова с прочими владельцами и дача при сельце Родинки. Первым владельцем дачи при сельце Родинки был московский купец, Почетный гражданин Павел Иванович Челышев. Затем дача перешла к богородскому землевладельцу Протасьеву.
В [18] есть информация, что в 1866 году покойный Протасьев по завещанию отказал в пользу Богородской больницы дачу, состоящую при селе Воскресенском Родинки тож, с тем, чтобы на доходы, получаемые с оной, содержались в больнице три кровати для бедных мещан города Богородска. Дача эта сдавалась в аренду с платой 205 рублей в год. Так же был продан лес при этой даче. Деньги с продажи леса отошли Богородской больнице.
Согласно [19] дача Протасьева в Родинках будет находиться в ведении Богородской больницы вплоть до февраля 1909 года. В феврале 1909 года она будет изъята наследниками А.П. Протасьева.
Последней хозяйкой дачи при с. Родинки до 1917 года, согласно[20] была московская купчиха О. П. Татарникова.
А кто были Татарниковы? Татарниковы– это московские купцы старообрядцы. А.В. Стадников в своей статье «Списки старообрядческих фамилий Москвы» приводит архивные данные журнала «Церковь» за 1912 год. Вот они: Татарников Федор Васильевич (1853-1912), московской первой гильдии купец. Хозяйственная торговля льняной продукцией, транспортные конторы (Москва, Санкт-Петербург, Поволжье), должность члена Купеческой управы, выборный Купеческого банка, член Московского Биржевого общества, член совета московской старообрядческой общины и попечитель молитвенного дома Нырковых.
Похоронен Федор Васильевич Татарников на Рогожском старообрядческом кладбище рядом с семейным захоронением славной купеческой фамилии Морозовых, начиная от ее основателя Саввы Васильевича.
После смерти мужа Татарникова подает 7 октября 1913 года прошение в Московскую казенную палату о причислении ее в московское купечество второй гильдии [40]. 29 октября 913 года она получает определение Московской казенной палаты о причислении в московское купечество второй гильдии [41].
О.П. Татарникова принимала активное участие в делах мужа. В 1879 году купец из Санкт-Петербурга А.Л. Кекин учреждает «Товарищество Ростовской льняной мануфактуры». В документах товарищества отмечена пайщица О.П. Татарникова как «жена московского купца» [21].
В Москве сохранилась Городская усадьба 19 века О.П. Татарниковой. Расположена она в Б. Дровяном переулке. Архитектор городской усадьбы – Э. Юдицкий.
Главный дом усадьбы Татарниковых в Б. Дровяном переулке, 13.
А теперь обратимся к планам [15] и [16] и Генеральному Плану межевания Богородского уезда (2-х верстовка) за 1797 год. Сопоставление этих планов позволит проследить историю возникновения современных населенных пунктов.
На Плане Генерального межевания Богородского уезда (2-х верстовка) за 1797 год видно, что в село Воскресенское Родинки тож тоже входит дер. Новая. Это подтверждается и межевым планом села Воскресенское Родинки тож за 1768 год [15]. Как видно из Плана Генерального межевания Богородского уезда, деревня Новая расположена на границе Богородского и Московского уездов.
Межевой плана села Воскресенское Родинки тож с деревней Новая за 1768 год.
Фрагмент Плана Генерального межевания Богородского уезда (2-х верстовка), 1797 год с селом Воскресенское Родинки тож (№ 420).
Согласно [15] село Воскресенское Родинки тож с деревней Новая граничило: с сельцом Чудинки, с селением Шевелкино Поединово тож, с пустошью Березиной, с сельцом Бисерово, с селом Початково Клепиково тож, с селом Михалево и с селом, находящемся в ведомстве дворцовой концелярии ее Величества.
Деревня Новая в составе этого села это совокупность земель современных деревень Новая (Новский квартал г.о. Балашиха) и Щемилово (Ногинский р-н).
На плане указана церковь Воскресения Христова с выделенной церковной землей, господский дом слева от церкви, владимирский тракт, проходящий через дер. Новую (делит деревню пополам), прямая аллея пейзажного парка, соединяющая диагональю деревню Новую с храмом Воскресение Христово. В экономическом примечании к этому межевому плану указывается: муж. душ-33, всего дясятин-2047, сажень-954 за исключением большой дороги
Межевой плана села Воскресенское Родинки тож с деревней Новая Щемилова за 1861 год.
На межевом плане села за 1861 года [16] вместо деревни Новая появляется деревня Новая Щемилова. Село Воскресенское Родинки тож с деревня Новая Щемилова записаны за ротмистром Александром Афанасьевичем Кожевниковым [16].
Согласно [16], село Воскресенское Родинки тож с деревней Новая Щемилова граничили с пустошью Челышева, сельцом Шевелкино Мордвиново тож с пустошами, с церковной землей, вырезанные из дач сельца Шевелкино к церкви Воскресения Христова, пустошью Березина, сельцом Михалево, с сельцом Печатниково Клепиково тож, деревней Новая Купавна (первое упоминание нынешнего поселка Новая Купавна), пустошью Маевская ведомства Попечительского Совета Заведений Общественного призрения в Москве и пустошью Авдотьина.
На [16] появляется новая грунтованная Владимирка– шоссе Москва– Н.Новгород, а Старый Владимирский тракт получает второе название– Скотопрогонный тракт.
Там же [16] указан господский дом, при нем временнообязанных дворовых людей по 10 ревизии 11 душ мужского пола и 6 душ женского пола.
По деревне Новая Щемилова даны следующие экономические данные: крестьянских дворов-12, в них в них временнообязанных крестьян мужского полу –59 душ, женского пола-63 души, а ныне на лицо м.п.-60, а ж.п.-65.
Позднее название деревня Новая Щемилова будет упрощено до ее современного названия – Щемилово.
Часть третья. Родинки после 1917 года.
В апреле 1917 года в Богородском уезде состоялся уездный съезд крестьянских депутатов, решавший вопрос об использовании крестьянами земли, лесов и покосов. По свидетельству краеведа г. Старая Купавна Льва Богоявленского, в 1921 году жители деревни Щемилово имели свои наделы земли, выгоны и луга.
Вначале 1920-х годов в усадьбе сломали Главный дом 17 века [14]. До наших дней сохранились лишь остатки застроенного пейзажного парка усадьбы из смешанных пород деревьев.
По воспоминаниям старожил церковь в Родинках просуществовала до января 1933 года. Согласно [22] в 1926 году церковь Воскресения Христова, православного вероисповедания, имела лицензию на осуществление религиозной деятельности.
Последний священник храма был предупрежден о грозящем ему аресте местными жителями и ушел из села ночью, дальнейшая его судьба неизвестна. Этому есть косвенное подтверждение в [23] книге А.М. Прокудиной, Е.В. Пожарского, протоирея Сергея Поддубного « Купавна. Шестипрестольный храм». В списках священно-церковнослужителей, которым было предъявлено обвинение в 1933 году по ст. 58 пп.10 и 11УК, батюшки из Родинок нет. После его ухода богослужения в храме прекратились, иконы по домам разобрали прихожане.
С 1928 года в истории Родинок начинается новая страница, связанная с Щемиловской гидрогеологической экспедицией. Тогда же отечественная наука обогатилась такими географическими и научно-производственными категориями, как Купавинско-Пехорское междуречье и Щемиловская гидрогеологическая партия. А базировалась Щемиловская гидрогеологическая партия на даче Татарниковых (бывшая дача Протасьева) в Родинках.
30 октября 1946 года за № 1785 вблизи деревни Щемилово решением исполкома МОСОБЛСОВЕТА для капитального строительства подмосковного стационара (Комплексная гидрогеологическая экспедиция) и дальнейшей работы выделен участок в 4,275 га, а 21 декабря 1961 года за № 1326/37 –участок в6,055 гадля капитального строительства экспериментального полигона. Цель исследований – определение запаса подземных водных ресурсов для промышленного строительства. Оборудование Щемиловской гидрогеологической партии в 1955 году будет законсервировано.
После ухода гидрогеологов из Родинок 27 гектар усадьбы Татарниковых в Родинках были отданы в 1948 году под пионерский лагерь Купавинской тонкосуконной фабрике [24].
Современый вид деревни Щемилово.
В 30-х годах прошлого века по всей стране крестьянские наделы начали объединять в коллективные хозяйства. Не стала исключением и деревня Щемилово. В ней создается колхоз имени Кирова, который позднее преобразуется в совхоз «Ногинский» [25].
С 1933 по 1949 год на территории Родинок находилось подсобное хозяйство аэродрома Монино и древесно-кустарный питомник. Именно тогда был переделан храм в Родинках под жилое помещение. Подсобным хозяйством руководила Вера Ивановна Кочелогова, питомником – Барышев Павел Иванович. Здесь выращивали ель, пихту, тую, можжевельник….
23 февраля 1941 года, на 30-м км Нижегородского шоссе, в деревне Щемилово был сформирован 22 Бронетанковый ремонтный завод. В период Великой Отечественной войны завод ремонтировал бензиновые двигатели Т-26, М-5, М-17, мотоциклетные двигатели и дизели В2-В, В2-34,а также производил средний и капитальный ремонт танковых агрегатов и танков. В последующие годы, начиная с 1942 года, завод резко увеличил ремонт дизелей, а также изготавливал технологическую оснастку и оборудование для капитального ремонта двигателей для собственных нужд. В целях оперативного обеспечения фронтов дизелями В2-В, В2-34, В2-К в 1943–1944 годах были сформированы его филиалы. После окончания Великой Отечественной войны коллектив завода продолжил ремонт дизельных двигателей самых различных типов, а также капитальный ремонт Т-34, Т-54 и самоходных артиллерийских установок СУ-100, бронеавтомобилей БА-64, мотоциклов М-72. Наращивая мощности, реконструируя и расширяя производство, улучшая и совершенствуя технологию ремонта, механизируя производство, завод превратился в мощное современное предприятие по ремонту танков и дизельных двигателей.
В Великую Отечественную войну в избах деревни Щемилово квартировали будущие десантники, которых готовили для заброски в партизанские отряды. А на 30-м километре, формировались группы воинов интернационалистов-испанцев. Там же, происходило переформирование частей, прибывающих с передовой фронта.
В 1961 году в Щемилово из Москвы, с Ордынки, 32, переезжает институт ВСЕГИНГЕО со всеми лабораториями и отделами. На базе института решением исполнительного комитет Московского областного совета за № 1410 от 14.11. 1974 года создается поселок Зеленый.
В Родинках было и дорожное управление Москва-Горький. Сейчас от него остался лишь санаторий «Дорожник». Здание бывшего храма в Родинках первоначально использовали для проживания работников этого управления. Сейчас оно принадлежит санаторию и зарегистрировано в реестре прав на недвижимое имущество как общежитие…
[1] Письмо из РГАДА.
[2] РГАДА. Ф. 1209. Архив прежних вотчинных дел. Оп. 1. Д. 9826. Писцовая и межевая книга поместных и вотчинных сел, деревень и дворов в Кошелеве и др. станах Московского уезда. Л. 405-408.
[3] Указатель фамилий и лиц, упоминаемых в боярских книгах, хранящихся в 1-м отделении Московского архива Министерства Юстиции, с обозначением служебной деятельности годов состояния в занимаемых должностях (Москва, 1853 год, в типографии С. Селивановского, стр. 83)
[4] Русский биографический словарь, изданный под наблюдением председателя Императорского русского исторического общества А.А. Половцева ( СПб, Типография товарищества «Общественная польза», Б. Подъяческая, 39; 1909 год, том Смеловский-Суворина, стр. 584-588).
[5] РГАДА. Д. 9817. Переписная книга поместных и вотчинных сел и дворов в Кошелеве и других станах Московского уезда.1704 г. Л. 335.
[6] РГАДА. Д. 9821. Переписная книга поместных и вотчинных сел и дворов в Кошелеве и других станах Московского уезда.1709 г. Л. 459.
[7] В. и Г. Холмогоровы "Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII вв.", вып. 6 «Вохонская десятина», стр. 110.
[8] Русский биографический словарь, изданный Императорским русским историческим обществом (СПб, Типография Главного управления уделов, Моховая,40; 1914 год, том Нааке-Накенский-Николай Николаевич Старший, стр. 87-88).
[8] Путеводитель к древностям и достопамятностям московским ( Москва, 1793 год, университетская типография у В. Окорокова).
[9] В. и Г. Холмогоровы "Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII вв.", вып. 6 «Вохонская десятина», стр. 133—134.
[10] В. и Г. Холмогоровы "Исторические материалы о церквах и селах XVI – XVIII вв.", вып. 6 «Вохонская десятина», стр. 108—110.
[11] Памятники Архитектуры Московской области , 4 выпуск (Москва, 2009 год, с. 150-151).
[12] РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 1838. Переписная книга монастырских, синодальных, дворцовых, помещичьих и др. крестьян Кошелева и др. станов Московского уезда.1748 г. Л 525-528.
[13] РГАДА. Д. 1846. Переписная книга монастырских, синодальных, дворцовых, помещичьих и др. крестьян Кошелева и др. станов Московского уезда, выбывших после 1-й ревизии. 1748 г. Л 392 об.-395.
[14] А.Б. Чижков «Подмосковные усадьбы», Москва, 2006 год, стр. 121.
[15] РГАДА. Ф. 1354. Планы дач Генерального и специального межевания. Оп. 246. Ч.1 № В-20 «кр.».
[16] РГАДА . Ф. 1354. Планы дач Генерального и специального межевания. Оп. 246. Ч.2 № В-36 «син.».
[17] Справочная книжка Московской губернии (описание уездов), составленная по официальным сведениям управляющего Канцелярией Московского Губернатора А.П. Шрамченко( Москва, Губернская типография, 1890 год, стр. 88).
[18] Журнал уездных земских собраний Московской губернии за 1867 год , М.,1868 г., стр. 48.
[19] Очерк Е.Н. Маслова « К истории уездного здравоохранения», опубликованн в альманахе "Богородский край" N 3 (2001) и на интернет-сайте «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение.
[20] Население Московской губернии, 1913.
[21] К. Степанов «Начальная, воскресная школы и детская площадка при Кекинской фабрике», газета «Ростовский вестник» № 15 (14876) от 26.02.2008 г.
[22] «Список групп верующих на территории Богородского уезда, 1926 год», опубликовано на интернет-сайте «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение».
[23] А.М. Прокудина, Е.В. Пожарский, протоирей Сергей Поддубный « Купавна. Шестипрестольный храм», Москва, 2011 год, 352 стр.
[24] «Воспоминания ветеранов трудового фронта. Купавинская тонкосуконная фабрика», опубликовано на интернет-сайте «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение».
[25] Е.Н. Маслов «Народное хозяйство. Колхозы (колхозные артели) по данным городского архива (1935 г.), опубликовано на интернет-сайте «Богородск-Ногинск. Богородское краеведение».
[26] Н.Е. Завойская «К биографии вятского архиепископа Иовы» // Вестник церковной истории, 2009 год, №3-4(15-16). с. 206—226.
[27] «Древние и другие замечательные предметы в Московском Высокопетровском монастыре». Григорий, архимандрит (из ЧОИДР), издание 1875 года.
[28] Боярский список 1700 г. (РГДА. Ф 210. Оп.2. Ед. хр. 43. Л 349-710) л.363.
[29] Боярский список 1703 г. «Потемкинский) (ОРРК НБ Казанского федер. ун-та. Рук. 4538. Л. 1-283 об.) л.9.
[30] Боярский список 1706 г. (РГДА. Ф 210. Оп. 6. Московский стол. Книги. Ед. хр. 176. Л 1-237) л. 10
[31] Боярский список 1707 г. (РГДА. Ф 210. Оп.2. Ед. хр. 53. Л. 1-153 об.) л.10.
[32] Боярский список 1708 г. (РГДА. Ф 210. Оп.2. Ед. хр. 55. Л. 1-229) л.10.
[33] Боярский список 1709 г. (РГДА. Ф 210. Оп.2. Ед. хр. 56. Л. 1-233 об.) л.10.
[34] Боярский список 1710 г. (РГДА. Ф 210. Оп.2. Ед. хр. 56. Л. 1-215) л.9.
[35] Чиновный список 1721 г.-Копия боярского списка 1714 г. (РГДА. Ф 286. Оп.1. Д. 5. Л. 1-178 об.) л. 1.
[36] Краеведческий интернет сайт «История, культура и традиции Рязанского края». Статья «Село Желчино, Рыбновский р-н».
[37] Ежегодный журнал Государственного Лермонтовского музея-заповедника «Тарханы» "Тарханский вестник" №15 от 13.06.2013 г., л. 171-175, Кольян Татьяна Николаевна «Владельцы Тархан-Нарышкины».
[38] Интернет сайт международной военно-исторической ассоциации. Статья «Борок и Березово, история сел-спутников».
[39] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 51. Оп. 8. Д. 2.
[40] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 51. Оп. 7. Д. 7050. Л.2.
[41] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 51. Оп. 7. Д. 7050. Лл.10-11.
[42] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф.51. Оп.8. Д. 56 Л. 574-Л. 584.
[43] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф.51. Оп.8. Д. 393. Л. 1510.
[44] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф.51. Оп.8. Д. 647. Л. 592.
[45] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф.66. Оп. 5. Д. 7.
[46] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф.203. Оп. 747. Д. 1898. Л. 476.
[47] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф. 1371. Оп. 1. Д. 63. Лл. 32-32 об., 40.
[48] ГБУ «ЦГА Москвы». Ф.23. Оп.1. Д. 239.
Поделитесь с друзьями