«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

2 марта 2013 года

Люди Богородского края Щёлково


Мир музея. Иллюстрированный художественный и исторический журнал.

Мой дедушка — дьякон

Валентина Степанова

Во Фряновском историко-краеведческом музее открыта экспозиция, посвященная церковной истории. Экспозиция сформирована во многом благодаря помощи протоиерея Михаила Герасимова и родственников фряновского духовенства, служившего в 1930-е годы, — дьяконов Ионы Матвеева и Михаила Тихомирова, священномученика Михаила Никологорского.

 

Тихомиров М.М. и Тихомирова (Смирнова З.В.) 1 сентября 1901 г.

В интернете я случайно увидела описание жития священномученика Михаила Никологорского, в котором есть указание на то, что мой дед, Михаил Михайлович Тихомиров (1870–1941/42), в НКВД давал на него показания: «В качестве свидетеля был вызван снявший сан диакон Предтеченской церкви Михаил Тихомиров, он сказал, что хорошо знает священника Михаила Никологорского, так как тот служил во фряновской церкви псаломщиком, а сам он диаконом. Свидетель показал, что в 1918 году он от сана отрекся, а Никологорский остался служить. „Политические взгляды Никологорского антисоветские, так как Никологорский систематически высказывает свои недовольства существующим строем... Мне не раз приходилось доказывать ему, что он говорит неверно, но Никологорский оставался при своих мнениях“»[1]. Однако имеющиеся в семейном архиве документы подтверждают, что некоторые подробности и детали протокола не соответствуют действительности и искажают факты. Во-первых, в семейном архиве хранится удостоверение, заверенное церковным штампом и печатью и подписанное настоятелем, в котором говорится, что еще 20 декабря 1920 года Михаил Тихомиров был дьяконом и сана не снимал: «Удостоверение дано диакону Иоанно-Предтеченской, села Фряново, церкви Богородского уезда в том, что он служил диаконом при означенной церкви 19-½ лет с сентября 1891 г. по 1920 г.[2], служил добросовестно и толково, при случае мог сказать народу поучение, с успехом преподавал Закон Божий во Фряновской второклассной школе. Ушел в другой приход добровольно»[3].

З.В.Тихомирова (Смирнова)

В домашнем архиве осталось письмо дедушке с Высоковской ткацкой мануфактуры, датированное 17 апреля 1923 года, в котором С.Чудных(?) пишет М.М.Тихомирову: «Надеюсь, что Вы скоро сбросите с себя поповский сарафан и займетесь общеполезным гражданским трудом»[4]. Из указанных документов, а также фряновских фотографий 1920 года видно, что в 1918 году М.М.Тихомиров от сана не отрекался.

Михаил Михайлович Тихомиров был сыном псаломщика села Сембулово Михаила Тихомирова и его жены Евдокии Тимофеевны. Он учился в Вифанской духовной семинарии при Спасо-Вифанском монастыре Троице-Сергиевой лавры и получил звание учителя церковно-приходских школ. Семь лет Михаил Михайлович был сельским учителем под Клином. 8 февраля 1901 года, после женитьбы на Зинаиде Васильевне Смирновой, он стал псаломщиком во Фрянове, а 10 сентября 1902 года был посвящен в дьяконы. Семья Тихомировых проживала в церковном доме (сегодня это — ул.Парковая, д.17).

Сохранилось свидетельство о том, что дьякон Михаил Тихомиров окончил миссионерские епархиальные курсы и с 1912 года преподавал Закон Божий во фряновской второклассной школе. Известно, что он был представителем фряновского братства трезвости и членом попечительства.

На протяжении нескольких лет Михаил Михайлович искал другое место для служения — семья была большой, детям стремились дать образование в Москве, на что нужны были средства. В семье было семеро детей: Андрей, Софья, Сергей, Борис, Михаил, Владимир, Николай, еще двое умерли в детском возрасте. Старшие сыновья до революции получили духовное образование — Андрей после окончания четырехклассного Перервенского духовного училища учился в Московской духовной семинарии, Сергей и Борис — в Перервенском духовном училище. Дочь Софья окончила Мариинское епархиальное училище в Москве. Другие дети учились во фряновской второклассной школе.

Дьякон Михаил Тихомиров с супругой и детьми у своего дома по улице Парковой. Приблизительно 1907 год

Бережно хранилась характеристика благочинного священника Иоанна Сокольского, написанная в конце 1910 года: «Не смею умолчать перед моим начальством о добрых качествах и достоинствах диакона Тихомирова — зная его со дня поступления на службу, могу сказать, что он весьма религиозен и внимателен к своим обязанностям при служениях, имеет красивый, хоть и не большой голос, которым умело владеет, произносит ектеньи, читает выразительно, располагая присутствующих к молению, трезвой жизни, со служащими миролюбив, с прихожанами вежлив и почтителен, за что пользуется от них особенною любовью и уважением, и как человек многосемейный терпит большую нужду, о чем и свидетельствую»[5].

Свидетельство 8792 об окончании Миссионерских Епархиальных Курсов в г.Москве от 15 декабря 1910 года

В 1916 году дьякон Михаил Тихомиров обращался к Ивану Васильевичу Смирнову, брату своей жены, с просьбой передать прошение о новом месте, в результате этих усилий было назначено лишь единовременное пособие в размере 25 рублей, нового места так и не было. В начале 1920-х годов составлялись списки лишенцев — бывших фабрикантов и церковнослужителей. Их детям запрещено было учиться (кроме начальных классов), они лишались продуктовых карточек потребсоюза. Дьякон Михаил Тихомиров, прослужив во Фрянове почти 20 лет, в декабре 1920 года уехал в село Алексино Владимирской области, так как ходили разговоры, что церковный дом отдадут под жилье другим людям и семья останется без крова и без земли. В Алексине предлагали приход и полосу земли. Часть вещей была погружена на подводу, домашняя библиотека была подарена фряновской поселковой библиотеке (журналы «Нива» и подписка — литература XIX века).

К сожалению, о новом месте службы ничего не известно. Из воспоминаний родственников сложилось впечатление, что приход был закрыт или к моменту приезда туда семьи М.М.Тихомирова, или через некоторое время. Софья Михайловна Тихомирова рассказывала, что в год переезда был голод, который пережили только благодаря выращенной картошке. Вязали кофты для крестьянок (из них не многие знали этот вид рукоделия), серьги и кольца матери выменивали на овес. За солью ходили в Сергиев Посад.

Удостоверение Приходской церковного совета Иоанна Предтеченской церкви. 1920 год

После закрытия церкви в Алексине Михаил Михайлович работал учителем в Харланихе. Позднее был оклеветан, арестован и умер в лагерях в 1941 или 1942 году. Из рассказа его сына Андрея Михайловича следовало, что М.М.Тихомирова хотели неоднократно опорочить и забрать. Однажды он пожалел простывшего крестьянина из деревни Аксеново, который зашел погреться, и дал ему рюмку спирта. В то время спиртное было в запрете, крестьянин, видно, кому-то проговорился, и деда забрали. Андрей Михайлович, понимая, что его отцу не выжить, в этот же день после работы пошел в милицию и взял вину на себя — это он принес домой спирт (с ним так расплатились на лесозаготовках дров Александровского спиртзавода для фабрики). Отца не отпустили, а сына взяли. Дело было охарактеризовано как спекулятивная сделка (обмен спирта на зерно). Софья Михайловна, сестра Андрея Михайловича, писала во все инстанции — в результате был пересмотр дела, Андрея Михайловича оправдали, его отца — нет. Во время войны Андрей Михайлович нашел его в лагере, уже больного, за работой по склеиванию конвертов. Уходя на фронт, пристроил его на поселение в какую-то избу, хозяйке оставил деньги и паек, которые ему дали как новобранцу. Когда скончался Михаил Михайлович Тихомиров и где он похоронен, нам неизвестно. По рассказам Андрея Михайловича, когда он вернулся после войны во Фряново, тот, кто их оговорил, прятался, чтобы не встретиться с ним на улице. Его мать — Зинаида Васильевна Тихомирова, жена дьякона М.М.Тихомирова, не дожила до конца войны один месяц — умерла в апреле 1945 года, получив две похоронки на своих сыновей Николая и Владимира. Похоронена она на старом кладбище во Фрянове. Место захоронения точно не известно. Ей и Михаилу Михайловичу поставлен крест приблизительно на месте ее захоронения.

Фряново до революции

Тихомиров А.М., Берлин, 9 мая 1945 года

Тихомиров А.М., Фряново, 9 мая 1980 года

 

По воспоминаниям Андрея Михайловича Тихомирова: «Родился я в 1902 году в селе Фрянове Аксеновской волости Богородского уезда Московской губернии в семье дьякона Михаила Михайловича Тихомирова и дочери московского протоиерея Зинаиды Васильевны Смирновой, первым ребенком. Село наше было большим, около пятисот дворов в нем насчитывалось. Центром была Гора, на которой стояла церковь, школа, дом фабриканта Залогина и площадь с торговыми рядами и большим двухэтажным деревянным трактиром. У фабрикантов братьев Залогиных — Сергея и Георгия Васильевичей — в собственности была камвольно-прядильная фабрика двух систем прядения — французского и английского — согласно оборудованию и способу шерстопрядения. Директором фабрики был зять Залогиных Ставровский, который имел прекрасное образование — он учился не только в России, но и посылался Залогиными в Лондон. Французским отделом заведовал французский подданный Альберт Яковлевич Глинцег, а английским — бельгиец Мертон. Жили оба в двухэтажных фабричных деревянных домах с семьями. У рабочих они пользовались большим уважением за простоту в общении и знания. Бухгалтером был Неугодов Илья Сергеевич. Жил он в правом крыле залогинского дома. Залогины содержали на свои средства и построили кирпичную трехэтажную казарму для рабочих, начальную двухэтажную школу, больницу (деревянную для приема больных и каменную для стационара), баню для всех бесплатного пользования. В центре площади [был] торговый ряд, лавки Хромовых, Поповых, Астафьевой. В лавках в основном бакалея. У Хромовых была еще своя бойня. Водку продавали в «казенке», в одном месте. Во Фрянове до революции был магазин. Продавали в разной таре от одной четвертой ведра до ста грамм. Существовало Общество потребителей — кооператив. С Украины каждую весну пригоняли стадо черкасских быков красного цвета тридцать-сорок голов, которые все лето гуляли на лугу у пруда и по мере надобности велись на бойню. У Общества потребителей была своя пекарня у бани, где выпекались черный и белый хлеб в виде французских булок. А в Большой Слободке — пекарня Сойнова, где выпекались простые сдобные баранки. Деликатесы и гастрономию можно было купить у Зайцева Федора Алексеевича. Покупали более имущие жители. В чайной на первом этаже хромовского дома по воскресеньям, да и в будни, собирались мужики для бесед — можно было выпить не только рюмочку водки, но и просто чаю с баранками. В трактире Попова Николая Федоровича на площади тоже подавали чай, но ходили сюда больше фряновские рабочие, а по дороге домой деревенские крестьяне любили остановиться в третьей чайной — Астафьевой Анны Семеновны, где было попроще и принимали, может быть, более по-домашнему. В зале первого этажа усадьбы на Рождество Залогины устраивали для детей села елку с ящиком конфет для всех и подарками (книгами) для учащихся. Дети читали стихи Кольцова, Плещеева, Майкова. На Масленичной неделе и в Рождественскую неделю, в Словущее воскресенье были базары — торговля, игры; в Масленицу — катание на лошадях, две карусели. Зимой приезжали обозы с рыбой — мороженые щуки и судаки. Большой судак стоил около рубля. В 1914 году отрыли шоссейную булыжную дорогу до Щелкова, которое тогда еще было деревней. На открытие приезжал во Фряново уездный начальник Кисель-Загорянский. К этому времени Залогины купили легковую автомашину. А Фряново переставало все более быть медвежьим углом».

 

Из воспоминаний Андрея Михайловича Тихомирова. Впервые опубликовано: Степанова В.А. Фряновская мещанская слобода (из воспоминаний А.М.Тихомирова) // Время. 1991. 15 ноября.

 

[1] Житие cвященномученика Михаила (Никологорского) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Тверь, 2005 . С.322 – 324. Электронная версия.

[2] Думаю, ошибка: с 1901 года по 1920 год. Согласно фряновской клировой ведомости, в 1919 году Михаил Михаилов Тихомиров служил дьяконом (ЦИАМ. Ф.2127. Оп.1. Д.448). Цит. по: Сергазина К.Т., Чистяков П.Г. Фряново глазами историка: материалы к истории городского поселения. Владимир, 2009. С.88.

[3] Удостоверение, данное М.М.Тихомирову приходским церковным советом Иоанно-Предтеченской церкви села Фряново Богородского уезда 20 декабря 1920 года. Из семейного архива Тихомировых.

[4] Письмо С.Чудных М.М.Тихомирову, 1923 г. Из семейного архива Тихомировых.

[5] Одобрение благочинного священника И.И.Сокольского от 1 декабря 1910 года. Из семейного архива Тихомировых.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.