Добрая память о писателе-земляке
К 120-летию со дня рождения А.В. Перегудова
Константин Лихачев
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А.С. Пушкин
Писатель с газетой «Богородская речь»
Александр Владимирович Перегудов /4(16). 04. 1894 – 12. 04. 1989/ родился неподалеку от Богородска в местечке Дулево Покровского уезда Владимирской губернии (ныне город Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Московской области) в семье конторщика известного на всю Россию фарфорового предприятия Товарищества М.С. Кузнецова. Вблизи Дулева располагалось глухое место, называемое в народе Гуслицей. Сначала под это название входили все населенные пункты, расположенные вдоль реки Гуслица, а позднее границы этого воображаемого понятия стали расплывчатыми и постоянно менялись. В предреволюционные годы это наименование сохранили только Запонорская и Дороховская волости Богородского уезда. В этих местах в конце XIX века побывал В.А. Гиляровский и оставил бытовые записки увиденного в книге «Москва газетная». Более объективно, с привлечением исторических материалов описал происходящие в этой округе события А.В. Перегудов в романе «В те далекие годы» (1951). Здесь, на плохо контролируемом властями стыке трех губерний – Московской, Владимирской и Рязанской - из-за дремучих лесов и непроходимых болот, собирались для сокрытия от преследования гусляки-старообрядцы, пламенные сторонники неистового протопопа Аввакума, и создавали свои многочисленные скиты; беглецы с сибирской каторги; шайки разбойников, грабившие проезжающих по близпроходящим дорогам и занимающиеся вымогательством у местных фабрикантов; мошенники, печатавшие фальшивые деньги и сбывающие их в Москву; проходимцы с фальшивыми справками, собирающие по городам и весям милостыню на погорелое. Конечно, были и законопослушные и верноподданные люди, занимающиеся земледелием и животноводством, надомным ткачеством, содержанием трактиров и постоялых дворов, разведением «богемского» хмеля, используемого для приготовления пива. Тут рождались и гуляли по свету множество легенд, чудес и сказок. Давно замечено, что для многих людей интереснее небылица, выдумка, фантазия, чем факт. Наиболее популярным до сих пор остается миф о «честном» разбойнике, который грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Чаще других он носил фамилию Чуркин. Видимо, когда человеку не хватает справедливости в реальной жизни, он готов поверить в любую сказку о ней…
Разве мог настоящий писатель пройти мимо такого красочного природного, человеческого, исторического, этнического и фольклорного богатства? Не удержался и А.В. Перегудов и создал исторический роман «В те далекие годы». Но создание книги произойдет с 1927 по 1951 годы, когда автор станет уже известным писателем, а до этого еще предстояло пройти детство, отрочество, юность и взросление…
Александр Перегудов (сидит слева) во время учебы в Богородске
Родители видели в своем сыне будущего инженера и поэтому изо всех сил старались дать ему образование. Они немного ошиблись: Александр не добился высшей квалификации в промышленности или строительстве, но стал «инженером человеческих душ»… В 1903-1907 годах он прошел курс в Дулевском училище Министерства просвещения. Когда же в 1907 году открылось Богородское реальное училище, 13-летний Александр оказался его первоклассником. Ныне в здании того дореволюционного заведения расположен Ногинский филиал Московского областного педагогического университета, преобразованного из бывшего педагогического колледжа. Вот как писал наш земляк о богородском периоде своей жизни в районной газете «Знамя коммунизма» 14 апреля 1979 года: «Город Ногинск мне дорог и близок, в нем я учился в реальном училище, в его предреволюционной газете «Богородская речь» в 1911 г. было напечатано первое произведение – стихотворение «Море», хотя моря в то время еще не видел». Тогда же реалистом второго класса стал Борис Вогау, вошедший в историю русской советской литературы как писатель Борис Пильняк. Хотя Вогау был на полгода моложе Перегудова, но имея больший багаж знаний, учился на класс старше. Это не помешало им стать друзьями: их сближали неистовая любовь к литературе и необоримое желание заниматься ей до конца жизни. Каждый из них был автором рукописного журнала «Друг», который издавался в училище. Они общались не только в учебное, но и в свободное время, поскольку оба жили на Рогожской улице, один неподалеку от другого. Именно Борис посоветовал другу воспользоваться псевдонимом «А.Чайка» для подписи под стихотворением «Море». В дальнейшем этот псевдоним больше никогда не применялся. По свидетельству А.В. Перегудова, испытывая тоску по альма-матер, он вместе с Б.А. Пильняком и еще одним писателем – А.С. Яковлевым в 1928 году приняли участие в литературном вечере, прошедшем в Богородске, где удалось встретиться с педагогами, у которых они учились, будучи реалистами…
Александр продолжал писать стихи и после первой публикации, так как считал, что именно поэзия, благодаря своим особым выразительным достоинствам, способна наиболее полно и волнующе отражать красоту окружающего мира и передавать самые тонкие, нежные и трепетные переживания человеческой души. Это пристрастие к музе он сохранил и после окончательного перехода к прозе, очень часто включая в ткань своих произведений стихотворные строчки разных авторов. Кстати, первый прозаический рассказ вышел в 1911 году в журнале «Охотничий вестник» и назывался «Две песни».
В 1912 году литературный мечтатель перешел на учебу в Московское промышленное училище (ныне Московский химико-технологический институт имени Д.И. Менделеева) и учился в нем вплоть до окончания в 1917 году. Одновременно он в течение двух лет посещал лекции в Московском городском университете имени А.Л. Шанявского на филологическом отделении. В это же время на историко-философском отделении этого учебного заведения занимался С.А. Есенин.
Получив диплом техника механика, молодой человек работал по специальности на оборонном заводе в Черниговской губернии, а затем на Дулевском фарфоровом предприятии. В 1919 году он уходит добровольцем в Красную армию и служит в железнодорожных войсках. Демобилизовавшись, А.В. Перегудов возвращается на родину и вместе с другими энтузиастами организует фабрично-заводское обучение при фарфоровом предприятии, становясь его первым директором. Несмотря на загруженность разными делами, он старался находить время для творчества, о чем свидетельствует публикация первой книги – «Лесные рассказы» (1923). А через пару лет, почувствовав свое окрепшее профессиональное мастерство, Александр Владимирович полностью отдается любимому делу. После этого сразу возросла творческая продуктивность, и стали выходить сборники рассказов: «Человечья весна» (1926), «Баян» (1927), «Половодье» (1929), «Лесное сердце» (1933) и др. Когда в 1927 году литератор отважился направить А.М. Горькому в Сорренто две свои книги «Человечья весна» и «Баян», то получил письмо классика от 4.12.1927 с обнадеживающим ответом: «Александр Владимирович – мне кажется, что способность к художественной литературе у Вас есть, и я думаю, что Вы из числа тех людей, которые могут эту способность развивать и совершенствовать… Имейте в виду, что писатель должен отличаться, знать как можно больше: естественные науки, история – необходимы… Учитесь изображать, а не рассказывать, как Вы делаете. Учитесь. Месите себя, как тесто»…
А.В. Перегудов принял эти советы к неукоснительному исполнению, постоянно расширяя свой кругозор и тщательно отрабатывая художественную выразительность своих произведений.
В 1929 году свет увидел первый роман литератора «Фарфоровый город» - о заводе, продукция которого – столовые и чайные приборы и художественные изделия, – известна не только в нашей стране, но и во всем мире…
Еще в 1912-1914 годах в поселке Электропередача Богородского уезда (ныне город Электрогорск Павлово-Посадского района) под руководством инженера-электроэнергетика Р.Э. Классона была построена первая в мире электростанция, использующая в качестве топлива торф. В России, в том числе и в Московской губернии, огромные площади занимали болота с большими запасами торфа. Вот и возникла идея использования такого богатства для производства электроэнергии, столь необходимой для растущей промышленности. Р.Э. Классон предложил гидравлическую добычу торфа для обеспечения потребностей в электроэнергии. Этот опыт был использован в дальнейшем при реализации плана ГОЭРЛО на Каширской и других электростанциях. Писатель внимательно изучил опыт добычи торфа, работу на нем электростанции и создал роман «Солнечный клад» (1932). А два года спустя известный французский писатель, лауреат Нобелевской премии Ромен Роллан, прочитав это произведение и сборник рассказов «Лесное сердце» прислал автору письмо, в котором поделился мнением о написанном: «Ваши две книги принесли мне запах северных лесов, у Вас есть, мне кажется, очень замечательное чувство природы… У меня создался чрезвычайно живой образ этих лесов, - деревьев, зверей, немного суровых людей, в этих лесах живущих. Пока я Вам пишу, я еще чувствую запах ночей, охоты, которые Вы описываете. В лесном романе есть также очень поразительные описания (приход к старику-леснику, трясины, смерть старика)».
Все, кто знаком с творчеством нашего земляка, отмечают его замечательное умение создавать словом живые картины окружающей природы, как художник пишет кистью свои произведения. У А.В. Перегудова это, по большей части, вызывающие душевный отклик акварели. Каждому времени года автор находит свои особые словесные краски. Весне – бездонное голубое небо, пробуждающуюся землю, тающие снега, бурные ледоходы, радостное возвращение на родину перелетных птиц, появление первых травинок и цветов… Лету – хрустальные бокалы, наполненные длинными днями благоденствия, шумные и порой страшные грозы с пронзающими молниями, обилие ягод, грибов и других даров матушки-земли, горячие поцелуи солнца, серебряные нити ливней, бархатные августовские ночи с мириадами таинственных звезд… Но главное богатство своей художественной палитры писатель приберег для своей любимой поры – осени: «Какие краски украшают лиственные леса, будто холодные пожары полыхают в березняках и осинниках. В голубом прозрачном небе звучат прощальные крики улетающих на юг журавлей, и хочется крикнуть им: «До свиданья, журавли, прилетайте будущей весной! До свиданья, милые! Спасибо вам за ваши серебряные голоса, волнующие сердце» (рассказ «Золотой день осени).
Вот это и есть образец поэзии прозы, созданной большим мастером! Недаром за Перегудовым закрепилась слава певца родной природы…
В 1935 году на экраны нашей Родины вышел первый звуковой приключенческий кинофильм «Золотое озеро», посвященный отечественным геологам. Автором сценария и участником натурных съемок стал наш земляк. А.М. Горький отметил художественные достоинства этой картины и романтическую искренность молодых героев.
Длительная работа над романом «В те далекие годы» – сказанием о Гжели и Гуслице – объяснялась затянувшимся сбором исторических справок и документов, которые бы подтверждали художественный замысел автора. В 1951 году это произведение было опубликовано, и читатели признали в нем одно из лучших сочинений автора. Поэтому оно неоднократно переиздавалось.
Конверт письма, подписанный рукой писателя в адрес Е.Я.Голоднова
В 1953 году А.В. Перегудов опубликовал «Повесть о писателе и друге» - о А.С.Новикове-Прибое, создателе знаменитой эпопеи «Цусима», изображающей русско-японскую войну 1904 – 1905 г.г. Автора и героя повести накрепко связывала многолетняя дружба, пронизанная близкими литературными и жизненными интересами, которая выражалась в совместной работе над художественными произведениями, в общих встречах с читателями, в удивительных и захватывающих охотничьих приключениях, в отдыхе семьями в разных климатических зонах нашей страны. Действительно, литератору удалось создать живой образ выдающегося человека, достигшего высот культуры благодаря систематическому самообразованию и ставшего выдающимся писателем-баталистом общероссийского масштаба. Другой классик батального жанра в отечественной литературе, академик, автор многотомной эпопеи «Севастопольская страда» - художественно – исторического полотна о героической обороне Севастополя от англо-французских оккупантов в середине XIX века – С.Н. Сергеев-Ценский, еще до революции работавший в качестве учителя в Богородском уезде, в г. Павловском Посаде, поздравил автора повести с творческой удачей, отметив, что ему удалось увековечить память о Алексее Силыче Новикове – Прибое…
С супругой Марией Петровной в 81-й день рождения
А между тем, несмотря на солидный возраст, наш земляк не бросал словесности и написал продолжение своего произведения «В те далекие годы», назвав очередной роман «Суровая песня» (1963).
В год 92-летия писателя издательство «Советская Россия» преподнесло ему прекрасный подарок, издав двухтомник его избранных произведений. В предисловии признанный мэтр русской словесности Л.М. Леонов отмечал: «Мне всегда приятно думать об А.В. Перегудове и листать его книги. Писатель рассказывает в них о простых вещах, о судьбах и думах, казалось бы, самых простых и бесхитростных русских людей, которые на переломах общественного бытия творят могучие, грандиозные, полные творческого порыва поступки, образующие в конечном счете историю народа».
В квартире писателя. В гостях у хранительницы архива писателя Веры Ивановны Тодорской
В небольшом рассказе «Жемчужное утро» писатель утверждает о том, «что жизнь прекрасна и что каждый человек должен прожить ее честно, трудолюбиво и оставить о себе добрую память». Именно подобным высоким человеческим достоинством наполнил свои долгие годы Александр Владимирович Перегудов, создав более 30 книг, которые оказались востребованы его современниками и которые находят тропинку к умам и сердцам россиян, живущих в XXI веке.
2014 год объявлен в России годом культуры. Мне кажется, что и у жителей нашего Богородского края есть прекрасная возможность отметить это событие, установив на здании бывшего реального училища мемориальную доску, напоминающую о том, что в этом учебном заведении с 1907 по 1912 годы учились известные русские писатели Александр Владимирович Перегудов и Борис Андреевич Пильняк (Вогау). Таким образом будет восстановлена прерванная связь поколений.
Напомню, что 11 октября 2014 года исполняется 120 лет со дня рождения Б.А. Пильняка.
Фотографии и документы предоставлены редакцией сайта
Поделитесь с друзьями