О династии Балашовых из д. Куровской. Предварительные заметки
Из гостевой сайта:
04.09.2010
Михаил Рыбин (г.Куровское)
Добрый День! Меня в последнее время интересует генеалогии купеческой семьи Балашовых-выходцев из д.Куровская. Как известно семья Балашовых была близко связано с семьёй Кузнецовых - выходцев из Гжели , основавшие Дулёвский фарфор .БАЛАШОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1835г-1889г) Богородский купец 1-й гильдии был женат на дочери Кузнецова Сидора Терентьевича сестре Кузнецове Матвее Сидоровиче.Как известно в годы несовершеннолетия Матвея Сидоровича она с супругом были опекунами Матвей, Степан, Александр Кузнецовых.После смерти муж сыновьями управляла их ней компанией. Очень интересует биография этой женщины .Где проживала со своей семьей , имются ли фотографии представителей рода Балашовых-Кузнецовых ? Где она похоронена ? Где похоронены другие члены этой семьи ? Вот их дети :
Дети:
- БАЛАШОВ ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ 1862-1891
- БАЛАШОВ МАКСИМ СЕРГЕЕВИЧ 1861
- БАЛАШОВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ (1859г-29.07.1912г) Богородский купеческий сын, Потомственный почетный гражданин.
- БАЛАШОВА ЕЛИЗАВЕТА СЕРГЕЕВНА
- БАЛАШОВА КАПИТОЛИНА СЕРГЕЕВНА (1871-1919) В замужестве ГРАЧЕВА. Муж Капитолины Сергеевны ГРАЧЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1869-1925)
- БАЛАШОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА В замужестве ТРОФИМОВА. Муж Екатерины Сергеевны ТРОФИМОВ ЕВСТИГНЕЙ АФАНАСЬЕВИЧ.
Очень интересуют судьбы Елизоветы, Капиталины и её мужа, Екатерины и её мужа . Где они похоронены ?
Имеется ли родственная связь между первым основателем фабрики в Куровское Максимом Еремеевичем Балашовым с другими представителями этой купеческой династии ?
Дочь Сидора Терентьевича звали Пелогея Сидоровна (02.10.1839г.-06.04.1898г.) .
Так я ищу данные на сына Балашова Никифора Ивановича Василия Никифоровича . А так же сына Николая Климовича Василия Николаевича.
Василий Никифорович был совладелецем товарищества мануфактур "БАЛАШОВЪ и СЫНОВЬЯ ".
А Василий Никифорович был владельцем Товарищество мануфактур "БАЛАШОВЪ и СЫНОВЬЯ".
Все Богородские купцы 1 гильдии.
Так же меня интересует семья второго брата Балашова Сергея Васильевича Григория Васильевича Балашова. Что известно о потомках этого рода ?
15.09.2010
Михаил
Михаил Рыбин!К сожалению, мы подробно Куровскими Балашовыми не занимались (были еще богородские Балашовы - не старообрядцы). Вам надо было бы поработать с документами Старообрядческого кладбища. Там сохранились несколько балашовских надгробий. На нашем сайте Вы найдете последние побуликации ( в частности Е. М. Юхименко) по истории захоронений кладбища. В ЦИАМ большое количество дел по Товариществу Балашовых. Интересна родственная связь с фарфорщиком М. С. Кузнецовым, который (он сам или члены его семьи), в предреволюционные годы и являлся фактическим владельцем Куровского производства. Мы Вам будет очень благодарны, если Вы найдете возможность проинформировать нас о результатах Вашей работы.
15.09.2010
Михаил Рыбин (г.Куровское)
Спасибо за ответ ! В советский период времени эта тема просто не разрабатывалась и была как бы забыта. Я часто бываю в краеведческом музеи г.Куровское. Советский период очень хорошо отражён. Дореволюционный не плохо и др. Но про людей, создавшее самую крупное производство в Гуслице ,где работало большинство население края и в последствие ставшее Меланжевым Комбинатом не отражено. Даже среди местных краеведов нет таких людей, которые хорошо ориентировались в Балашовых и в их генеалогии .Даже только не могут сказать где они похоронены. Первый представитель рода , который купил небольшое производство в 1843 году у разорившегося крестьянина Марка Никифоровича Маркова был был Максим Еремеевич Балашов.Он выкупился из крепостной зависимости и стал свободным. Поз же в Куровской действовало две мануфактуры . Вторая принадлежала помещику Дубовицкому. Они были конкурентами и всё таки Балашов его выкупил. И спустя 15 лет Максим Еремеевич уже не встречается .На смену приходят другие Балашовы, о которых я говорил ранее. Толи они купили у него производство, толи он им завещал после его смерти. Это тоже интересно .То есть куда он пропал.
И уже в 1876 года создаётся товарищество мануфактур "Балашовы и сыновья".
Ваши Богородские Балашовы чем были известны ?
Второе что меня интересует- это Балашовы, известное своими кирпичным производство . Могу ошибаться , то эта линия имеет тесное отношения к д.Куровская. Дед Балашовых Сергея и Григория Васильевича был Николай Климович - купец 1-вой гильдии . Занимался щебнем и производством стройматериалов. Его отец был Клим Никифорович . А его Марк Никифорович . В 1824 году
Иваном Климовичем основывается завод в Петербурге в Усть-Ижоре.
Со временем - это стало крупнейшим производство, носящее высшее качество с именным клеймом "БАЛАШОВЪ" .
Не может быть эта одна из ветвей "Куровских Балашвых " ?
24.09.2010
Михаил Рыбин (г.Куровское)
У меня вопрос ко всем краеведам края. Скажите может кто то знает про Елену Александровну Галкину из г.Москвы? Я бы с ней с довольствием познакомился. Это правнучка Пелогеи Сидоровны Балашовой (Кузнецовой) и Сергея Васильевича Балашова. Она прямой потомок Балашовых и Кузнецовых по линии матери. Она недавно издала книгу, где хорошо описала родословную семьи Кузнецовых по наше время. Но меня интересуют Балашовы.
Может кто знает её телефон или e-mail, или лично знаком ?
27.10.2010
Михаил Евгеньевич Рыбин (г.Куровское, Московской области)
Здравствуйте !
16 января 1913 года душевнобольной Абрам Балашов в художественной галерее братьев Третьяковых изрезал одну из самых таинственных картин Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 года».
Это был сын купца , зажиточного человека .
А действительно он был выходец из д.Куровская ?
Насколько мне известно этот человек в течение 10 лет был регентом старообрядческой молельни при фабрики Балашов в д.Куровская . Именно при его участи обучались церковному пению. Он был приглашён в д.Куровская Александром Сергеевичем Балашовым в 1902 году , который был владелец компании "Братьев Балашовых ".
На сколько я знаю Абрам Балашов был иконописец , а так же специалист по церковному пению.
Жил он на Кладбищенском переулке за Серпуховской заставой.
"16 января 1913 г. в Третьяковскую галерею пришел человек. Постоял около "Боярыни Морозовой" Сурикова, затем решительно повернулся, подошел к картине Репина "Иван Грозный и сын Его Иван", постоял и, молниеносно выхватив сапожный нож, нанес по полотну три удара.
Он буквально исполосовал центр картины.
Вязавшие его смотрители слышали его бормотание: "Кровь! К чему кровь! Долой кровь!" По другим свидетельствам: "Довольно крови! Довольно крови!"
Напавший на картину оказался старообрядцем, причем иконописцем, сыном крупного мебельного фабриканта. Звали его Абрам Абрамович Балашов.
Газеты сообщали: "16 января, в 12 часу дня, в Третьяковской галерее, по Лаврушинскому переулку, имел место следующий небывалый случай: была изрезана известная картина Репина – "Убийство Иоанном Грозным своего сына". В это время среди прочих посетителей в художественную картинную Третьяковскую галерею пришел прилично одетый молодой человек. Это был московский домовладелец Абрам Абрамов Балашев, 29 лет, проживающий в своем доме, по Кладбищенскому проезду, по профессии – иконописец. Бегло просмотрев некоторые картины, Балашев вошел в ту комнату, где была картина Репина. Выхватив нож, Балашев внезапно бросился к картине и принялся наносить удары. Всего нанесено три удара, причем от каждого удара полотно оказалось разрезанным на 8 вершков. Всего в полотне испорчено 24 вершка. Порча причинена в главных местах картины, – прорезаны лица. Балашев был задержан, освидетельствован врачами, признан сумасшедшим и помещен в центральный приемный покой для душевнобольных. На публику бывшую очевидицей такого дикого поступка Балашева, порча картины Репина произвела удручающее впечатление".
Совпадение этого события с начинавшимся в России как раз в то время празднованием 300-летия Дома Романовых многим представлялось совпадением не случайным. Правда, каждый трактовал его, как говорится, в меру своей испорченности.
На картину, по словам нынешних апологетов художника, "как на живого человека в 1913 году, в дни празднования 300-летия Дома Романовых было совершено покушение".
В 1962 г. в популярном журнале можно было прочитать, например, и такое: "Репин считал, что тот [А. Балашов] просто хотел "выслужиться" перед царем в канун трехсотлетия".
Но так ли это? – Совершенно иной взгляд на причины происшедшего был у М. Волошина, обладавшего широкими познаниями не только в области живописи, но и вообще мировой культуры и искусства.
"Те данные, – писал он, – которые газеты сообщают об Абраме Балашове, говорят о нем очень красноречиво. Он высок, мускулист, красив. Он был исключен из училища (значит талантлив). Он любитель старинных икон и книг (значит человек, обладающий настоящим художественным вкусом). Он старообрядец (значит человек культуры, а не цивилизации). Все это дает образ человека талантливого, художественно культурного, но нервного и доведенного русской действительностью до пароксизма жалости.
Что он человек, обладающий художественно верным чутьем, явствует из того, что он пред этим стоял в Суриковской комнате. Суриков – большой национальный художник. Он знает о человеческой крови не только из газет. […] Он в детстве своими глазами видел эшафоты и смертные казни. Он знает, что такое человеческая кровь и ее ценность. Поэтому в своей "Казни стрельцов" он и не изобразил ее. Он дал строгий и сдержанный пафос смерти. Он-то сумел положить между зрителем и художественным произведением ту черту, которой нельзя переступить. Его картины сами защищают себя без помощи музейных сторожей.
Когда же Абрам Балашов очутился перед картиной Репина, то конгениальность душевного состояния художника поразила его, как молния, и он, восклицая тайные слова самого Репина "Довольно крови! Довольно крови!", сделал по отношению к картине тот же самый жест, который Репин в течение тридцати лет производил над душой каждого посетителя Третьяковской галереи.
Перед картиной Репина за 30 лет впервые оказался человек, принявший и понявший произведение с такое же точно силой и в той же плоскости, в которой оно было задумано. Произошло то самое явление, которое происходит, когда от звука струны из роля лопается большое зеркало.
Поступок Абрама Балашова никак нельзя принять за акт банального музейного вандализма. Он обусловлен, он непосредственно вызван самой художественной сущностью Репинской картины".
Эти строчки вышли из-под пера М. Волошина в самый день покушения в Лаврушинском переулке!"
...
"1 марта 1913 г. московские газеты сообщали: "Прокурор окружного суда уведомил городскую управу, что против Балашева, изрезавшего картину Репина в Третьяковской галерее, не будет возбуждено судебное преследование в виду его ненормального состояния, а также в виду того, что сама управа не возбуждает судебного дела".
К сожалению, других подробностей о дальнейшей судьбе А. А. Балашова найти пока что не удалось. Залечили?..
Смущает тут два момента: провозглашение иконописца сумасшедшим. За слишком скорым решением судьбы Балашева видится чье-то настойчивое желание не доводить дело до суда, на котором (а вслед за ним – и в прессе) непременно стали бы обсуждать и саму картину.
Обсуждение это, заметим, всё же состоялось, но с точки зрения чистой эстетики. Духовная же мотивация, о которой наверняка пошла бы речь на суде, осталась как бы в стороне. ..."
Источник: Сергей Фомин. «Картина крови», или Как Илья Репин царевича Ивана убивал.
Поделитесь с друзьями