«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

20 ноября 2006 года

Народное хозяйство Богородск-Ногинск

К истории Богородско-Глуховской мануфактуры.

1918 год. Доклад о деятельности Контрольной Комиссии над производством Компании Богородско-Глуховской м-ры, за время со дня 1 марта, их организации до 1 августа (т. е. за 5 месяцев)

Публикация Е. М.

Мартовская революция 1917 года, разбившая цепи самодержавия и освободившая пролетариат от ига капитала, не могла остановиться на полпути. Недосягаемые до этого тайны торговцев и фабрикантов раскрылись перед рабочими. Уже нельзя стало загребать скрыто миллионные барыши, эксплуатировать по своему усмотрению рабочий класс. Над фабрикантами и торговцами был установлен Контроль рабочих, но первоначально он не был определен какими-либо условиями или положениями.

Новая революция в октябре 1917 года, давшая власть в руки рабочих и крестьян, выдвинула на очередь целый ряд вопросов об улучшении жизни рабочих, о передаче в их руки ведение действительного надзора над предприятиями. Так, между многих изданных декретов, одним из наиболее важных был декрет о рабочем контроле, который нужно рассматривать, как подготовительный шаг к национализации промышленности. Проведением в жизнь этого декрета предусматривалась мысль о создании кадра будущих работников для руководства предприятием. Благодаря новизне дела, которое для многих казалось чем-то необыкновенным, а с другой стороны благодаря отсутствию активных работников на местах, проведение в жизнь контроля подвигалось туго.

Установление контроля на нашей фабрике началось с февраля 1918 года, т. е. вскоре после переизбрания фабричного Совдепа. Была избрана Контрольная комиссия, в состав которой вошли от служащих 4 и от рабочих 8, а всего 12 человек. Надо сознаться. Что отсутствие какого-либо популярного издания о рабочем контроле, неподготовленность к этому населения очень ярко отразилось как на самих выборах комиссии, так ровно и на ее будущей работе.

Несмотря на то, что Рабочий Контроль над производством должен быть могучим орудием в руках рабочих, все же большая часть народа отнеслась к этому с каким-то предубеждением и, скорее, смотрели на нее больше как на необходимость выполнить распоряжения правительства. Особенно ярко это отразилось на собрании служащих, где лишь очень немногие приняли участие в выборах, да и то избранные кандидаты решительно отказывались вступить в Контрольную Комиссию.

При такой обстановке начали мы работу. На первом заседании Комиссии был избран временный президиум: председатель Л. Л. Бучинский, товарищем председателя Я. Т. Новожилов, секретарем С. М. Емельянов, тов. Секретаря А. С. Захаров. При обсуждении вопроса о программе деятельности Контрольной Комиссии, мы столкнулись с фактом отсутствия более или менее точного определения наших работ. Лишь только одни общие указания об этом имелись у нас. Поэтому было решено, пользуясь этим скудным материалом, самим составить подробный план работ.

Начало нашей работы как раз совпало с некоторым волнением рабочих из-за задержки выдачи жалования и нам пришлось выделить часть людей для переговоров с Правлением по этому вопросу. В виду отсутствия денег у Компании и считаясь с требованием рабочих, мы совместно с другими организациями фабрики обратились в Центроткань с просьбою о разрешении продажи около 2 000 ящиков ниток, для уплаты из вырученной суммы жалования рабочим.

За это время был составлен план работ Контрольной Комиссии, по которому вся работа распределялась на следующие отделы, в программу которых входило:

•  ОТДЕЛ ТРУДА: а) состав служащих по категориям; б) число рабочих по отделам и профессиям; в) изменение в числе рабочих и служащих (прибыло и убыло, и почему); г) предвидится ли необходимость в рабочих и каких; д) сколько машин стоят без действия; е) на какое количество можно располагать в будущем; ж) проверить перегруженность физически невозможной работы и почему.

•  ОТДЕЛ ТОПЛИВА: а) запасы топлива при фабрике; б) количество топлива купленного, но недоставленного: с указанием сколько его находится в пути; в) месячная потребность для производства, для отопления фабрики, для отопления квартир; г) на какое время обеспечена фабрика топливом; д) месячное потребление электрической энергии – своей станции, чужой станции; е) принимать меры к снабжению фабрики топливом; ж) заготовка торфа.

•  МАТЕРИАЛЫ.

•  СЫРЬЕ И ПОЛУФАБРИКАТЫ: а) запасы при фабрике; б) количество закуплено, но не доставлено; в) месячная потребность; г) обеспеченность фабрики; д) принимать меры к снабжению фабрики.

•  ГОТОВЫХ ФАБРИКАТОВ: а) учет их при фабрике; б) выработка в месяц, в день, в 1 час на 1 рабочего, на 1 механизм; в) средний выход из поступавшего в обработку полуфабрикатов; г) недовыработано до нормы и почему; д) количество полученного брака; е) необходимая потребность в полуфабрикатах.

•  ОТДЕЛ ТЕХНИКИ: а) список оборудования (машины и т. д.) как в работе, так и в запасе и заказы на него; б) нуждается ли оно в ремонте; в) необходимые для ремонта материалы; г) сколько и почему стоит; д) сколько пущено вновь; е) количество энергии, поглощаемое фабрикой в данное время при полной работе, при сокращенной работе; ж) следить чтобы путем улучшения техники увеличивать производительность фабрики.

•  ОТДЕЛ ФИНАНСОВ: а) финансовое положение фирмы; б) следить за производством кассовых операций, т. е. за приходом и расходом денег; в) следить за списыванием различных сумм по книгам бухгалтерии.

•  ОТДЕЛ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ: сведения об учете продовольствия, о числе едоков, о нормах выдачи продуктов: месячная потребность и практическое получение.

 

Одной из главных целей было стремление избежать излишней канцелярщины и все-таки добиться того, чтобы в Контрольной Комиссии были собраны все необходимые сведения о состоянии производства. Выработанный план обсуждался на двух пленарных заседаниях фабричных организаций и после подробного обсуждения был одобрен. Состав Контрольной Комиссии был определен из 34 человек: от рабочих 17 чел. и от служащих 17 чел. Существовавшая до этого времени комиссия по топливу, которая начала работу еще в июле 1917 года и в состав которой входили Ф. М. Голубев, Н. И. Воробьев, была влита в Контрольную Комиссию, а работавшие в ней люди были оставлены для продолжения своей работы, так как по случаю важного значения обеспечения фабрики топливом, было решено не прерывать ее налаженной работы.

К 25/12 марта с/г были произведены довыборы недостающих членов Контрольной Комиссии и состав ее определился в следующем виде:

от служащих фабрики 20 человек;

от рабочих 12 человек,

в том числе служащим Московской конторы было решено предоставить 4 места и от них были избраны А. Я. Громов, И. Л. Королев; А. Ф. Самонов и С. М. Макаров. На заседании Контрольной Комиссии было приступлено к распределению работ между отдельными членами, а также произведены перевыборы президиума: председателем комиссии избран С. М. Емельянов (конторщик), товарищем председателя Т. Б. Борисов (ткацкий подмастерье), секретарем П. И. Селезнев (конторщик), товарищем секретаря Ф. Т. Горшков (конторщик).

По отделам было сделано такое распределение:

Отдел труда: Шелухин Василий Иванович (конторщик).

Отдел технический: Гурьев Алексей Васильевич (техник); Гусев-Матвеев Константин Тимофеевич (техник); Конторщиков Иван Васильевич (токарь); Королев Александр Андрианович (чертежник); Загустин Николай Иванович (слесарь).

Отдел топлива: Воробьев Николай Ионович (конторщик); Голубев Федор Михайлович (конторщик); Клюйков Иван Коннович (рабочий Красильной фабрики); Перышкин Дмитрий Иванович (отбельщик).

Отдел материалов: Антонов Федор Андреевич (конторщик).

Отдел сырья и полуфабриката: Бучинский Лев Львович (конторщик); Лаптев Иван Прохорович ([смотритель ?]ткацкой фабрики); Халатов Александр Иванович (смотритель Прядильной фабрики).

Отдел готового товара: Чегин Михаил Николаевич (конторщик); Мясников Степан Матвеевич (красильщик); Казанский Валентин Александрович (конторщик); Разумчиков Петр Сергеевич (ткач); Гальчин Ефим Тимофеевич (смотритель на прядильной фабрике).

Отдел финансов: Морозов Николай Петрович (конторщик); Макаров Сергей Маркович (конторщик).

Отдел продовольствия: Соловьев Василий Петрович (шлихтовальщик).

При Правлении в Москве: Чижов Петр Павлович (конторщик); Никонов Владимир Васильевич (конторщик); Кранов Абрам Перфильевич (ткач); Языков Степан Николаевич (слесарь); Громов Алексей Яковлевич (конторщик) и Самонов Александр Федорович (конторщик).

В Москве при Компании в это время находились Емельянов, А. П. Кранов и С. Н. Латеев (зачеркнуто и вписано от руки: И. П. Лаптев). На собрании были делегированы туда взамен их В. В. Никонов, П. П. Чижов, А. П. Кранов и С. Н. Языков.

Таким образом, подготовительно-организационная работа как будто была окончена. План работ составлен, для каждого отдела было выделено необходимое число лиц. Но то, что казалось сначала легким, впоследствии оказалось несколько сложнее. Благодаря совершающимся в то время событиям, мы очутились сразу перед целым рядом вопросов: продовольственная разруха, расстройство транспорта, требовали от всех нас особенно усиленной и энергичной деятельности в деле снабжения фабрики продовольствием, фуражом и необходимыми для производства материалами.

Считаясь с этими обстоятельствами и с полного на то согласия других фабричных организаций, Контрольная Комиссия была вынуждена в виду отсутствия у фирмы денег давать целый ряд разрешений на приобретение продовольствия и фуража и даже иногда и некоторых материалов в обмен на мануфактуру, т. е. совершать товарообмен. Этим удалось, хотя на немного, облегчить продовольственный кризис. Но все это во многом ограничивалось распоряжениями центральной власти, и мы должны были действовать в этом отношении очень и очень осторожно.

Центральные органы текстильной промышленности – Центроткань и впоследствии Центротекстиль выработали план взятия всей мануфактуры с фабрик и распределение ее между населением всей России. Но, благодаря отсутствию у них средств, они не могли произвести своевременно расплату за взятый товар, а все фабричные организации требовали немедленной уплаты, указывая на необходимость денег для уплаты заработка рабочим, и для многих других надобностей. Это обстоятельство вынудило Центроткань отказаться от исполнения своего плана, и разрешая торговлю, она оставила в своих руках лишь контроль над этим. Из этого можно усмотреть, что целый ряд намеченных действий, под влиянием совершающихся событий, был значительно изменен.Все это, взятое вместе, конечно, не могло не отразиться и на работе Контрольной Комиссии. Выполнение намеченной программы, т. е. установление контроля и сосредоточение нужных сведений в Контрольной Комиссии, довольно часто приходилось прерывать. Как на многие из причин этого можно указать на следующее: очень много времени и сил приходилось уделять нам на изыскание денежных средств, на отыскание застрявших в пути разных грузов, на отправку разных закупленных грузов с мест. Во всех учреждениях и организациях больше внимания и содействия оказывалось представителям фабричных организаций, чем представителя или служащим фирм. Как на пример можно указать, что в одном из центральных учреждений отказались разговаривать с служащим правления фабрики Рябушинского, заявив ему, чтобы он прислал для переговоров представителя от рабочих.

Все же, несмотря на это, хотя и медленно, начали мы собирать в Контрольной Комиссии некоторые сведения о положении производства на нашей фабрике. Несколько раз вели мы переговоры по этому вопросу с представителем правления С. А. Морозовым, стараясь выяснить, что и каким образом можно предпринять для улучшения положения. Здесь нужно отметить, что правление Компании в лице С. А. Морозова всегда шло навстречу всем запросам Контрольной Комиссии, давая нужные сведения.

Как на одну из главных целей улучшения положения было обращено внимание на сокращение расходов и усиление производства. Была образована специальная Комиссия из представителей: от Контрольной Комиссии – 3, от Профессионального Союза рабочих – 3 и от Исполнительного комитета – 1. Вскоре после начала работы в этой Комиссии, она была завалена целой кучей разных заявлений и жалоб, и превратилась из Комиссии по урегулированию производства в Конфликтную комиссию. Это, конечно, было не нормально и мы неоднократно указывали на это в Исполнительный комитет, предлагая организовать специальный отдел труда, в котором сосредоточить: прием и увольнение, рассмотрение конфликтов, и вопрос о тарифах. Вопрос этот несколько затянулся ввиду предстоящего переизбрания Совета, и теперь только приступлено к его осуществлению.

В таком положении очутились мы к 1 июля, т. е. ко времени национализации промышленности, в том числе и нашей фабрики. Не смотря на то, что этого следовало ожидать, все же этот декрет явился для многих неожиданностью. Тут же после издания декрета о национализации, мы обратились к руководителям Центротекстиля, прося у них указаний, но нам ответили, что у них пока еще нет определенных инструкций. Образованы специальные комиссии, которым поручено выработать инструкции для общего руководства. Вскоре после декрета о национализации и был издан декрет о монополизации тканей, т. е. о сосредоточении всей оптовой и розничной торговли тканями в руках Государства. Было сделано распоряжение об опечатании всех мануфактурных складов и лавок и описи всего находящегося там товара, который должен быть передан в распоряжение Центротекстиля. Для расплаты за взятый товар было отпущено 1 000 000 000 рублей, а для описи товара назначена специальная Комиссия при Союзе Текстильщиков. Наши магазины в Москве были также опечатаны и с 24 июля приступено к описи товара и ниток. Всякая частная торговля прекращена, и товар покупатели могут покупать только через Центротекстиль, которому они платят и деньги за товар. Так же запрещены все товарообмены и мы были вынуждены произвести уплату за полученные нами продукты продовольствия наличными деньгами, взамен отпуска мануфактурой, как было обусловлено.

Много еще в настоящее время не выяснено в связи с изданными декретами: каково будет дальнейшее положение торговых складов и как мы будем должны поступить со служащими этих складов. На Всероссийском совещании текстильщиков было возложено на Фабрично-Заводские Комитеты и Контрольные Комиссии надзор за выходом товара с фабрик; дабы ни один аршин не был выпущен без разрешения Центротекстиля. Рабочие фабрик могут получать товар не больше двух раз в году и не больше нормы, установленной Продовольственным Комитетом. Кроме этого, им вменяется в обязанность принять меры к установлению нового правления, не сменяя, однако, старого.

Перед нами встало много вопросов, разрешая которые мы неминуемо должны столкнуться с изданными декретами и постановлениями: 1) Можем ли мы отпустить товар рабочим, которые не взяли его по старой норме (следует отметить, что многие рабочие не взяли товар, ввиду его непривоза в лавку). 2)( Можем ли мы произвести уплату товаром за продукты продовольствия согласно договоров, заключенных нами еще задолго до издания декретов. Очень смутно говорит и постановление о создании нового Правления. Из кого и каким образом оно должно быть создано. Все это требует разъяснений, и мы теперь озабочены мыслью получить на все это точные и определенные указания.

Подводя итог всей деятельности Контрольной Комиссии, мы должны сознаться и отметить, что многое из наших предположений не было осуществлено. Причины эти были уже отчасти обрисованы выше, но кроме этого на ход работы оказывали большое влияние и голод и в связи с этим развитие мешочничества, нередко нам приходилось отвлекаться от нашей прямой задачи. Но все же мы принимали необходимые меры к выполнению возложенной на нас задачи и если мы не могли выполнить ее полностью, то причиной этому были многие другие обстоятельства. Быть может, другие лица на нашем месте сделали бы больше.

Пользуясь практикой, мы полагаем необходимым высказать некоторые соображения о необходимой реорганизации Контрольной Комиссии, конструкция которой в будущем должна быть такова: члены ее должны работать на месте и не отвлекаться ни в какие командировки. Для командировок необходимо образовать особый кадр, который должен быть в распоряжении Контрольной Комиссии или Фабрично- Заводского Комитета.

Кроме этого, мы полагаем необходимым произвести полные перевыборы Контрольной Комиссии, так как с одной стороны последними декретами расширены обязанности ее, а с другой стороны между рабочими и служащими могут быть и иные взгляды на это, чем это было полгода тому назад, когда вопрос о рабочем Контроле был нов и для большинства, быть может, чужд. Теперь положение изменилось. Перед всеми прошел 5-ти месячный период деятельности нашей, который может оказать влияние на предстоящие перевыборы.


ЦГАМО, ф. 2446, оп. 1, д. 68, лл. 56-63. От руки написана дата: 26.
VIII . 18 г.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.