Морозовские дни
Евгений Голоднов, краевед
Сегодня – 15 февраля 2012 года – исполнилось бы 150 лет (по новому стилю) Савве Тимофеевичу Морозову. Вот уже несколько дней в России и в частности, у нас в Орехово-Зуеве, проходят мероприятия, посвящённые выдающемуся русскому промышленнику и благотворителю. Кстати, в международной организации ООН по вопросам образования, науки и культуры – ЮНЕСКО подобные юбилеи отмечаются на самом высоком уровне. В репертуаре МХАТа им. Чехова также – несколько мероприятий, приуроченных к юбилею. Вчера, 15 февраля, в Зеленом фойе МХАТ им. Чехова открылась выставка «Феномен Саввы Морозова».
На открытии выставки художественный руководитель театра Олег Табаков подчеркнул: «Савва Тимофеевич – знаменитый российский меценат, один из тех, благодаря кому жив и здравствует сегодня Художественный театр. Все начинается с любви. А Савва Тимофеевич беззаветно любил театр и помогал ему всю жизнь». Он также отметил, что последователи благородного дела, зачинателем которого был Морозов, есть и сейчас. В конце февраля во МХАТЕ им. Чехова будут отмечать тех, кто отличился на этом поприще – 16 бизнесменам, помогающим театру, будет вручён Морозовский знак с бриллиантом.
В экспозиции представлены фотографии и материалы о личной жизни Морозова, а также документы, рассказывающие историю создания Художественного театра. Некоторые из них выставлены впервые. В организации выставки приняли участие Художественный театр, музей МХАТа, Российская государственная библиотека искусств и Главное архивное управление Москвы. Выставка «Феномен Саввы Морозова» продлится до 3 апреля.
К этой информации хотелось бы добавить, что ореховозуевцы буквально «выстрадали» Морозовскую тему. Не все помнят, как ещё в 1980-е Морозовых именовали не иначе, как «фабрикантами-кровопийцами». Пришлось немало приложить усилий и учёным-историкам и краеведам, журналистам, чтобы по отношению к целой династии восторжествовала справедливость. Во многом благодаря краеведу-земляку Владимиру Сергеевичу Лизунову в 1980-90-е произошло возвращение Морозовых на их историческую малую родину – в Орехово-Зуево, а 8 декабря 1985 г. в местном краеведческом музее (его директором была Нелли Романовна Заславская) прошла «полулегальная» встреча с родным внуком, полным тёзкой мецената – фронтовиком, писателем, старейшим журналистом газеты «Известия» Саввой Тимофеевичем Морозовым. Об этом вечере было запрещено писать местным СМИ. Кстати, именно на нём было предложено установить памятник Савве Морозову в Орехово-Зуеве – первый памятник в России. Идею озвучил актёр народного театра Алексей Фокин. Первое издание (в 1984 г.) книги внука мецената «Дед умер молодым» в результате решения ГК КПСС не могло прочитать большинство жителей. Самому внуку отказали в выступлении на открытии памятника в честь 100-летия Морозовской стачки в январе 1985 г., с ним отказалось встречаться и руководство Ореховского ХБК…
В 1988 г. вышло 2-е дополненное издание книги. В 1989 г. ее экземпляр Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев вручил во время переговоров Президенту Франции Франсуа Миттерану в Москве в Доме приёмов МИД (бывшем особняке Саввы Морозова на Спиридоновке). И тогда вдруг... отношение к книге, её автору «потеплело» и в Орехово-Зуеве. Внука бывшего хозяина текстильной мануфактуры официально приняли даже руководители Ореховского ХБК.
В феврале 1992 г. настоятелем Орехово-Зуевского старообрядческого храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы о. Леонтием Пименовым впервые за все прошедшие десятилетия советской власти была отслужена панихида в память о Савве Морозове при участии правнучки мецената из Москвы И.С. Морозовой.
Чуть позже местные краеведы вместе с педагогами Орехово-Зуевского химико-экономического колледжа (позже – ОЗБИКО имени Саввы Морозова) под руководством заслуженного учителя РФ С.П. Столярова активно занялись «морозовским вопросом»…
Пришлось обращаться за поддержкой к Председателю Госкино СССР, нашему земляку А.И. Камшалову, Председателю Союза театральных деятелей России, народному артисту СССР М.А. Ульянову, министрам культуры СССР и РФ Н.Н. Губенко и Ю.М. Соломину, президенту Фонда культуры Н.С. Михалкову, лидеру коммунистов, депутату Госдумы Г.А. Зюганову (в письменном ответе Геннадий Андреевич заслуги Морозова признал)... Были ещё обращения в ЮНЕСКО, в мэрию г. Канн (где погиб в мае 1905 г. Савва Морозов), в посольство Франции в Москве...
И почти везде чувствовалось понимание. А проблема реабилитации Саввы Морозова, насколько это видно, входит и в сферу и истории, политики и искусства.
29 февраля 1992 г. по инициативе ореховозуевцев и при непосредственной поддержке народного артиста СССР, художественного руководителя театра Олега Николаевича Ефремова во МХАТЕ им. Чехова состоялся большой и неповторимый (в том числе и для меня) вечер памяти Саввы Морозова с участием правительства Москвы и РФ, корифеев театра, потомков мецената и ореховозуевцев, крупных бизнесменов... После этого события в Орехово-Зуево собиралась приехать народная артистка СССР Татьяна Евгеньевна Лаврова (потомок Морозовых, ветвь «Викуловичей»)…
В конце 1995 г. в Ногинске (Богородске), а в 1997 г.и 1998 г. – в Орехово-Зуеве и Москве, успешно прошли первые научно-практические «Морозовские чтения», приуроченные к 200-летию основания известной российской торгово-промышленной династии.
В представительных форумах приняли участие историки и краеведы из Москвы, Владимира, Ногинска, Павловского Посада, потомки купцов и благотворителей. В этих мероприятиях по приглашению краеведов принимали участие будущий Митрополит всея Руси РПСЦ, наш земляк, Корнилий (Титов), представители Государственной и Московской областной Думы.
В издательствах, типографиях Москвы, Орехово-Зуева, Ногинска, в конце минувшего и в начале этого века, вышли в свет интереснейшие издания о легендарном меценате с участием потомков – Татьяны Павловны и Ирины Саввичны Морозовых, доктора исторических наук Ирины Викторовны Поткиной (давно ставших друзьями местных краеведов).
Вышла в свет «непроходная» поэма талантливого орехово-зуевского поэта Аркадия Кошелева «Савва Морозов», где есть такие строки:
...Было много цветов. От кого-то венок
Был с короткою надписью «Другу».
Благодарностью Савва отметить не мог
Запоздалую эту услугу.
Но в народе ходила легенда потом,
Будто Савва живёт и поныне.
Что богатства он бросил, а в гробе пустом
Восковой манекен схоронили.
Что с рабочими Савва, хошь верь, хошь не верь,
С теми, кто в нищете и обиде.
Только имя чужое он носит теперь,
Потому что своё ненавидит.
...Плакал дождь, и о чём-то шепталась трава.
Жёлтый лист над могилой кружился.
После Саввиной смерти решила молва
То, на что он живой не решился.
Поделитесь с друзьями