По пути Владимирской иконы Божией Матери
Михаил Герасимов
В июле 2012 года группа прихожан Иоанно-Предтеченского храма п. Фряново совершила паломничество по Москве и области по участку древней дороги, которая связывала Киев с землями Ростово-Суздальского княжества. По этой дороге, как предполагается, шествовала с благоверным князем Андреем Боголюбским икона Божией Матери, которая стала называться Владимирской.
Как можно обосновать это предположение?
На этот вопрос может дать ответ «Сказание о Владимирской иконе Божией Матери», житийная литература, историческая наука, археологические исследования.
Из «Сказания о Владимирской иконе Божией Матери» известно, что дорога пересекала реку Яузу, далее проходила через «Рогожские поля», что уверенно идентифицируется с богородской (нынешней ногинской) землей. Следовательно, дорога проходила по земле современной Москвы и далее по северо-восточной части Московской области.
О древних дорогах в этом направлении пишет историк и археолог С.З.Чернов. Он указывает, что в источниках XIV-XV вв. упоминаются три интересующие нас дороги:
– «великая дорога Старая Переяславская лесная», она возникла задолго до 1380 г.
– новая Переяславская дорога, которая проходила западнее – через Радонеж, она возникла в конце XIII в.
– Хомутовская, проходила восточнее Радонежской, она пересекала р. Ворю в районе современной д. Воря-Богородское, возникла в середине ХV в.
С.З.Чернов устанавливает, что наиболее ранней дорогой являлась «Старая Переяславская лесная», пролегавшая через район Медвежьих озер. Эту дорогу ученый отождествляет со Стромынской дорогой, которая пролегала в ХVII-ХVIII в. через села Красное, Черкизово и Пехра. Медвежьи озера дорога огибала с севера и вела к р. Клязьме, которую пересекала между селами Анискино и Городищи (нынешний пос. Свердловский), затем пересекала р. Ворю у д. Громково и пролегала далее через д. Черноголовка к с. Стромынь. Далее Стромынская дорога шла на с. Филиповское, Киржач и вела на Юрьев-Польский, а трасса старой Переяславской дороги отходила от Стромынки между д. Черноголовка и с. Стромынь и шла через летописный городок Шерну, на речке Шеренке (вблизи нынешней деревни Могутово) по водоразделу между реками Мелёжей и Шерной. Отметим, что Шерна-городок являлся крепостью и располагался также, как и Москва, на важнейшей древней сухопутной коммуникации, Киев – Ростов, здесь найден археологический материал середины ХII в.
Анализируя источники, С.З.Чернов приходит к следующей локализации старой Переяславской дороги от городка Шерны через селения Крутец, Жары и Махра на село Старая Слобода (севернее г. Александрова), при этом ответвлений дороги на восток до начала XVI в. в рассматриваемом районе не было.
О древности и важности сухопутного пути, связывающего Ростов, Переяславль и Суздаль с Черниговской землей и Киевом говорят следующие летописные сведения:
– в Ростове сидели на княжении Ярослав, а затем Борис, сыновья равноапостольного князя Владимира;
– прибытие князя Ярослава Владимировича в Суздаль во время восстания волхвов в 1024 г.;
– в 1068 г. Князь Всеволод Ярославич посылал сына своего Владимира (Мономаха) «к Ростову» через землю вятичей (из археологических исследований известно, что земли вокруг будущего г. Москвы с X в. населяли вятичи);
– в 1093 г. Князь Всеволод направил в Ростовскую землю своих внуков, сыновей Мономаха – Мстислава и Юрия;
– князь Владимир Мономах четырежды посещает северо-восточные земли, в четвертую поездку в 1108 г. он заложил укрепление вокруг поселения на реке Клязьме, названного в его честь городом Владимиром;
– по смерти Мономаха Ростово-Суздальский край достался его сыну Юрию Долгорукому, который стремился на юг, к Киеву, и тем самым устанавливал связи между югом и северо-востоком Руси. При сыне Юрия благоверном князе Андрее Боголюбском, эти связи еще более расширились.
Отметим, что перенесение Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву через 240 лет (26 августа/8 сентября 1395 г.) после ее принесения в Залесскую землю могло проходить в большей части по древнему пути, по которому Владимирская икона шествовала с князем Андреем с юга на север. При этом нынешнее место пребывания иконы в Никольском храме Третьяковской галереи находится, судя по всему, совсем рядом с древней Переяславской дорогой, которая переходила Москву-реку под Боровицким холмом вблизи крепости князя Юрия Долгорукого (в юго-западной части нынешнего Кремля). Божия Матерь и теперь освящает своей чудотворной иконой эту древнюю важнейшую связующую магистраль.
Можно предположить, что южная часть дороги переходила Днепр вблизи Вышгорода, шла по правому берегу Десны на Чернигов, Новгород Северский и Брянск, где переходила Десну и вела на древний Козельск, затем на Малоярославец, древний Перемышль Московский (основанный в 1152 г. князем Юрием Долгоруким) и Москву. Со временем предстоит установление и уточнение всей трассы дороги, от Вышгорода до Владимира, определение городов и поселений, через которые она проходила в древности.
Полагаю, что паломничество православных людей по пути Владимирской иконы Божией Матери, понимание, познание обстоятельств и смысла перехода иконы из Киева во Владимир, а затем в Москву поможет полнее и глубже понять заступничество и милость Богородицы к Святой Руси, ее роль в становлении Русской Церкви.
Использованная литература:
1. Сказание о Владимирской иконе Божией Матери.
2. Жития русских святых т.3 Коломна 1994г.
3. Настольная книга священнослужителя т.3 Москва 1992 г.
4. Очерки истории СССР часть 1 .Москва 1953 г.
5. Чернов С.З. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. Москва, 2003г. №3
Поделитесь с друзьями