«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

25 октября 2012 года

Новости краеведения

По пути Владимирской иконы Божией Матери

Михаил Герасимов

В июле 2012 года группа прихожан Иоанно-Предтеченского храма п. Фряново совершила паломничество по Москве и области по участку древней дороги, которая связывала Киев с землями Ростово-Суздальского княжества. По этой дороге, как предполагается, шествовала с благоверным князем Андреем Боголюбским икона Божией Матери, которая стала называться Владимирской.

Как можно обосновать это предположение?

На этот вопрос может дать ответ «Сказание о Владимирской иконе Божией Матери», житийная литература, историческая наука, археологические исследования.

Из «Сказания о Владимирской иконе Божией Матери» известно, что дорога пересекала реку Яузу, далее проходила через «Рогожские поля», что уверенно идентифицируется с богородской (нынешней ногинской) землей. Следовательно, дорога проходила по земле современной Москвы и далее по северо-восточной части Московской области.

О древних дорогах в этом направлении пишет историк и археолог С.З.Чернов. Он указывает, что в источниках XIV-XV вв. упоминаются три интересующие нас дороги:

– «великая дорога Старая Переяславская лесная», она возникла задолго до 1380 г.

– новая Переяславская дорога, которая проходила западнее – через Радонеж, она возникла в конце XIII в.

– Хомутовская, проходила восточнее Радонежской, она пересекала р. Ворю в районе современной д. Воря-Богородское, возникла в середине ХV в.

С.З.Чернов устанавливает, что наиболее ранней дорогой являлась «Старая Переяславская лесная», пролегавшая через район Медвежьих озер. Эту дорогу ученый отождествляет со Стромынской дорогой, которая пролегала в ХVII-ХVIII в. через села Красное, Черкизово и Пехра. Медвежьи озера дорога огибала с севера и вела к р. Клязьме, которую пересекала между селами Анискино и Городищи (нынешний пос. Свердловский), затем пересекала р. Ворю у д. Громково и пролегала далее через д. Черноголовка к с. Стромынь. Далее Стромынская дорога шла на с. Филиповское, Киржач и вела на Юрьев-Польский, а трасса старой Переяславской дороги отходила от Стромынки между д. Черноголовка и с. Стромынь и шла через летописный городок Шерну, на речке Шеренке (вблизи нынешней деревни Могутово) по водоразделу между реками Мелёжей и Шерной. Отметим, что Шерна-городок являлся крепостью и располагался также, как и Москва, на важнейшей древней сухопутной коммуникации, Киев – Ростов, здесь найден археологический материал  середины ХII в.

Анализируя источники, С.З.Чернов приходит к следующей локализации старой Переяславской дороги от городка Шерны  через селения Крутец, Жары и Махра на село Старая Слобода (севернее г. Александрова), при этом ответвлений дороги на восток до начала XVI в. в рассматриваемом районе не было.

О древности и важности сухопутного пути, связывающего Ростов, Переяславль и Суздаль с Черниговской землей и Киевом говорят следующие летописные сведения:

– в Ростове сидели на княжении Ярослав, а затем Борис, сыновья равноапостольного князя Владимира;

– прибытие князя Ярослава Владимировича в Суздаль во время восстания волхвов в 1024 г.;

– в 1068 г. Князь Всеволод Ярославич посылал сына своего Владимира (Мономаха) «к Ростову» через землю вятичей (из археологических исследований известно, что земли вокруг будущего г. Москвы с X в. населяли вятичи);

– в 1093 г. Князь Всеволод направил в Ростовскую землю своих внуков, сыновей Мономаха – Мстислава и Юрия;

– князь Владимир Мономах четырежды посещает северо-восточные земли, в четвертую поездку в 1108 г. он заложил укрепление вокруг поселения на реке Клязьме, названного в его честь городом Владимиром;

– по смерти Мономаха Ростово-Суздальский край достался его сыну Юрию Долгорукому, который стремился на юг, к Киеву, и тем самым устанавливал связи между югом и северо-востоком Руси. При сыне Юрия благоверном князе Андрее Боголюбском, эти связи еще более расширились.

Отметим, что перенесение Владимирской иконы Божией Матери из Владимира в Москву через 240 лет (26 августа/8 сентября 1395 г.) после ее принесения в Залесскую землю могло проходить в большей части по древнему пути, по которому Владимирская икона шествовала с князем Андреем с юга на север. При этом нынешнее место пребывания иконы в Никольском храме Третьяковской галереи находится, судя по всему, совсем рядом с древней Переяславской дорогой, которая переходила Москву-реку под Боровицким холмом вблизи крепости князя Юрия Долгорукого (в юго-западной части нынешнего Кремля). Божия Матерь и теперь освящает своей чудотворной иконой эту древнюю важнейшую связующую магистраль.

Можно предположить, что южная часть дороги переходила Днепр вблизи Вышгорода, шла по правому берегу Десны на Чернигов, Новгород Северский и Брянск, где переходила Десну и вела на древний Козельск, затем на Малоярославец, древний Перемышль Московский (основанный в 1152 г. князем Юрием Долгоруким) и Москву. Со временем предстоит установление и уточнение всей трассы дороги, от Вышгорода до Владимира, определение городов и поселений, через которые она проходила в древности.

Полагаю, что паломничество православных людей по пути Владимирской иконы Божией Матери, понимание, познание обстоятельств и смысла перехода иконы из Киева во Владимир, а затем в Москву поможет полнее и глубже понять заступничество и милость Богородицы к Святой Руси, ее роль в становлении Русской Церкви.

Использованная литература:
1. Сказание о Владимирской иконе Божией Матери.
2. Жития русских святых т.3 Коломна 1994г.
3. Настольная книга священнослужителя т.3 Москва 1992 г.
4. Очерки истории СССР часть 1 .Москва 1953 г.
5. Чернов С.З. Древняя Русь. Вопросы медиевистики. Москва, 2003г. №3

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.