«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

28 октября 2016 года

Новости краеведения Орехово-Зуево

Автору сценария «Золотого озера»  – в знак благодарности

Евгений Голоднов, краевед

На днях в г. Ликино-Дулёво на историческом здании КДЦ «Дулёвский» (архитектор Константин Мельников) в ознаменование Года российского кино торжественно открыта мемориальная доска в честь бывшего жителя города, почётного гражданина Орехово-Зуевского района, автора сценария первого отечественного звукового приключенческого фильма «Золотое озеро» (1935 г., режиссёр В. Шнейдеров, оператор А.Шеленков) писателя Александра Перегудова, высоко оцененного Максимом Горьким.

В здании клуба Дулёвского фарфорового завода в начале 1920-х гг. писатель работал в качестве режиссёра драматического кружка.

В автобиографии Александра Владимировича Перегудова (1894-1989) отмечено, что он получил «путевку» в большую литературу от Максима Горького.  Перегудов не любил столичной суеты и прожил семьдесят лет в Ликино-Дулёве – городе трёх заводов: фарфорового, красочного и автобусного.

Писатель прожил почти 95 лет, не дожив четырех дней до своего юбилея.

Его скромный, не богемный характер, не помешал ему внести свою лепту в отечественный кинематограф.

В далёком 1934-м среди советских писателей был объявлен творческий конкурс на создание сценария для увлекательного и живописного художественного фильма. В конкурсе приняли участие такие корифеи литературы, как Михаил Пришвин, Иван Соколов-Микитов и наш писатель-земляк Александр Перегудов (в ту пору ему было сорок лет). Пришвин написал «Хижину старого Лувена», Соколов-Микитов – «Путь корабля», а Перегудов – «Золотое озеро». И так случилось, что именно сценарий нашего земляка оказался самым привлекательным. Вышедший на киноэкран в 1935-м игровой фильм «Золотое озеро» стал первой советской звуковой приключенческой кинолентой. Съёмки проходили на горном Алтае, в труднопроходимых тогда местах, на Телецком озере. На местном языке, по-ойротски, оно означает «Золотое озеро» – Алтын-кель. По признанию автора сценария, подобное совпадение ему даже не снилось.

 Всю прелесть и неповторимость щедрой алтайской природы в художественном фильме сумел передать оператор Александр Владимирович Шеленков. Вслед за этим кинодебютом он снял популярные для многих поколений зрителей СССР фильмы: «Зоя», «Адмирал Ушаков», «Корабли штурмуют бастионы», «Коммунист» с Евгением Урбанским в главной роли, мужем известной артистки Т.Е.Лавровой (нашей землячки). Режиссёром и соавтором сценария «Золотого озера» стал Владимир Адольфович  Шнейдеров - создатель и ведущий в 1960-1973 гг. (ещё до Юрия Сенкевича) любимой в народе телепередачи - «Клуб кинопутешествий». В «Золотом озере» зрители увидели яростную борьбу геологов-золотоискателей и бандитов. В фильме играли популярные актёры того времени, и среди них – Андрей Файт, известный нам по киносказкам «Волшебная лампа Алладина», «Королевство кривых зеркал», "Гончарный круг" и другим работам. Перегудов отзывался о нём, как о талантливом актёре, добром интеллигентном человеке, которому приходилось играть в основном «отрицательных» героев - бандитов, колдунов, белогвардейцев. Сохранились воспоминания заслуженного артиста РСФСР Андрея Андреевича  Файта о его участии в «Золотом озере» и «Джульбарсе», опубликованные в журнале «Советский экран» в 1975 г.

Впоследствии Александр Владимирович  вспоминал, как в 1960-е годы ему прислали «незаслуженный» гонорар из Госкомитета по охране авторских прав. «Виновником» оказался актёр Андрей Файт, включивший в свой биографический фильм фрагменты «Золотого озера».

В творческой судьбе Перегудова было ещё одно приобщение к кинематографу. Незадолго до Великой Отечественной войны, в 1937 году, он с известным советским писателем - лауреатом Государственной премии (1941) и близким другом А.С. Новиковым-Прибоем начал создавать киносценарий о жизни военных моряков. Александр Владимирович и Алексей Силыч побывали в Кронштадте, Севастополе, жили вместе с моряками в течение почти двух недель на линкоре – тяжело вооруженном и бронированном артиллерийском военном корабле, основной задачей которого являлось уничтожение кораблей противника. Их киносценарий с названием «Преданность» пришелся по душе командованию Черноморского флота, на него обратила внимание пресса того времени, он был включен Комитетом по делам кинематографии СССР в дополнительный тематический план 1940-1941 гг. и передан для постановки на Одесскую киностудию… 

Война с фашистами помешала этим планам.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.