«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

25 декабря 2015 года

Новости краеведения

VI Московские региональные военно-краеведческие чтения

М.С. Дроздов

22 декабря 2015 г. в ИАИ РГГУ Московское краеведческое общество провело очередные свои чтения, посвященные Отечественным войнам 1914-1918 и 1941-1945 гг., отражению их в событиях, людях, памятниках Москвы и Подмосковья.

Уже из такого «целеуказания» видно, что тематика выступлений даже в этих узких временных рамках была достаточно широка. Она касалась методики и практики военно-краеведческих исследований и новых источников по проблемам военной истории Московского края, Москвы и Подмосковья в войнах 1914-1918 и 1941-1945 гг., москвичей и уроженцев Московского края как участников военных событий, повседневной жизни Москвы военной, военно-поискового движения в Подмосковье, памятников и памятных мест, связанных с войнами ХХ в.

Главным организатором конференции была А. Г. Смирнова, вел конференцию в основном В. Ф. Козлов.  Они сказали вступительные слова, они же своими докладами о Москве в годы Первой Мировой войны начали и содержательную часть. Приветствовал конференцию представитель сообщества подмосковных архивистов О. А. Хотягов, он сообщил, что в следующем году в Подмосковье планируется провести историко-архивную конференцию, в продолжение тех, что состоялись в прошлые годы в Подольске и Пушкино. Это хорошая новость, пожелаем только, чтобы она осуществилась и чтобы всё прошло в тесном контакте с СКР.  

В программе нынешней конференции значилось 20 докладов. 3 доклада были посвящены Первой Мировой войне и 17 – Второй – Великой Отечественной. Отмечу, субъективно конечно, несколько сообщений, показавшихся мне особенно интересными.

Д. М. Воробьев из Академии генштаба исследовал постановления ГКО, посвященные обороне Москвы, в том числе самое первое, составленное лично Сталиным. Об осадном положении в столице в 41-м году он привел такие цифры: было задержано нарушителей - 121 тысяч человек, по приговору расстреляно  - 357 (немецкие агенты, грабители  и злостные паникеры), на месте, без суда – 15 (как правило, оказавшие вооруженное сопротивление).

В. Д. Карасев из Дмитрова рассказал о наступлении двух бригад морской бригады 1 декабря – за 5 дней до общего контрнаступления под Москвой. Моряки по льду перешли тогда канал Москва-Волга и освободили первые деревни Дмитровского района.

Эмоциональный доклад Н.С. Карпова из Долгопрудного был посвящен Красной Поляне, месту максимального продвижения немцев к Москве на Дмитровском направлении. Это там немецкие танки истреблялись нашими зенитчиками (вспомним фильм «У твоего порога»)!

Краевед С. А. Малышкин из Рузы доложил об истребительных батальонах, их назначении и функциях (весьма многочисленных), особенно подробно - о Рузском батальоне. 

Б. В. Арсеньев (последователь замечательного москвоведа О. В. Пескова) с большим количеством цифр и часто с большой болью рассказал о мемориальных досках в Москве, посвященных Великой Отечественной войне. Таковых в официальных списках числилось 476 из общего количества около 2100. Он  насчитал и учел более 765 досок, но, что печально,  среди общедоступных нет, например, памятных досок, посвященных маршалам Василевскому и Шапошникову...

Особенно интересным показался мне доклад К. В. Ривчака из Музея обороны Москвы о сохранившихся в Москве оборонительных сооружениях 1941-42 гг. Это несколько дотов (из 250 построенных тогда) и довольно много бронеколпаков  (точнее – железобетонных колпаков).  Произвел впечатление план этих сооружений. Они были не только на западной стороне Москвы, но, хоть не в таком количестве, и на восточной. Т. е. город готовился драться даже при полном окружении!

Мой доклад касался не прямо военных действий, а подготовке к ним задолго до войны. Он назывался «Ногинский научно-испытательный полигон АВ ВВС РККА (1930- 1940-е гг.): вклад в Победу в Великой Отечественной войне». Вклад этот действительно велик. Если на Чкаловском аэродроме наши опытнейшие испытатели «учили самолеты летать», то под Ногинском, около нынешнего Научного центра в Черноголовке, другие испытатели, тоже опытные и самоотверженные, «учили самолеты воевать» - атаковать, стрелять и бомбить. Здесь испытывались все виды авиационного вооружения, которое множило боевую славу наших истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков. Также сюда из Монино летели тогда самолеты для тренировочных бомбометаний, чтобы завтра уже бомбить фашистов на фронте. Здесь в лесу, куда теперь ходим за грибами, тысячи воронок, диаметром от метра до 50 метров. Редкий случай - вот эти воронки и являются памятником героическому НИП АВ ВВС РККА. Отдельная тема – испытания на том же полигоне авиавооружений уже в послевоенное время с использованием отечественной электронно-вычислительной техники.

Хорошая была конференция. Сродни «Бессмертному полку»... 

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.