Из истории лыжно-пешего перехода Москва-Комсомольск-на-Амуре 1936 года
Левкоева М.М.
В январе 2016 исполняется 80 лет сверхдальнему лыжно-пешему переходу Москва – Комсомольск на-Амуре. Об энтузиазме молодёжи 30-х годов ходили легенды. Молодёжь успевала всё – и работать, и учиться, и овладевать военными профессиями. Занятые мирным трудом, советские люди понимали, что войны не избежать. Знали, что помимо оружия для победы потребуется мужество, стойкость, воля, умение преодолевать трудности. А переход карболитовцев как раз решал все эти задачи.
Многие желали участвовать в этом событии. При отборе в первую очередь учитывались воля и характер, спортивная подготовка, умение ходить на лыжах. Из 140 кандидатов выбрали пятерых: помполита школы ФЗУ Константина Власова, слесаря Василия Аборкина, техника-конструктора Виктора Сидорова, химика-лаборанта Владимира Моисеева и рабочего Михаила Астафьева. Командиром назначили 29-летнего коммуниста К.Власова, политруком – 26-летнего В.Аборкина.
Все пятеро имели значки ГТО, были опытными лыжниками. Командир перехода не раз участвовал в традиционных лыжных пробегах Орехово-Зуево – Москва. Теперь отважной пятёрке предстояло преодолеть расстояние в 9 тысяч километров. Маршрут перехода проходил через Казань, Свердловск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Улан-Удэ, Читу , Благовещенск. Время перехода – 132 ходовых дня, 6 месяцев с учётом отдыха.
1 января 1936 года радиостанция им. Коминтерна сообщила о старте сверхдальнего перехода. На день старта выдалась на редкость тёплая для января погода – оттепель с дождём. С напутствием к ребятам обратились прославленные стахановки-текстильщицы Мария и Евдокия Виноградовы. И от стадиона Юных пионеров в Москве, в колонне физкультурников, под дождём и с лыжами на плечах, двинулись они в путь. От Таганской заставы пошли впятером.
Из дневника командира К.М. Власова: «Не успели отойти от Красноуфимска и тридцати километров, как началась пурга. Сильный мороз. Плотным слоем ваты закрываем лица и тщательно обёртываем ею ещё руки и ноги – иначе не выдержать острой стужи.
Буран разыгрался. Всё чаще и чаще приходится делать остановки. Ветер налетает с такой силой, что мы валимся в снег. Встаём на ноги, сгибаемся в дугу и, шатаясь под ударами ветра, идём вперёд. От мороза захватывает дыхание. Ощущение такое, словно всё тело покрывается коркой, руки деревенеют. Трое суток сопровождает нас буря.
…На одном из участков маршрута надо было обойти пятикилометровый туннель. С трудом поднимаемся на высокую сопку. Отсюда дорога ведёт по небольшому ущелью прямо к железнодорожному полотну. С головокружительной быстротой мчимся вниз. Приближаемся к железной дороге. И почти в тот же миг, блестя огненными фарами, из туннеля вылетает поезд. Некоторое время несёмся рядом с ним. Пассажиры видели нас из окон вагонов и, вероятно, удивлялись этой бешеной гонке. Неожиданно наша лыжня сворачивает к переезду через железнодорожное полотно. Путь преграждает шлагбаум. Миша Астафьев в последний момент бросается в сторону и… летит в канаву. Вслед за ним падаем и мы. Ещё момент – и все очутились бы под колёсами поезда».
Преодолевая зной и стужу, болота и пески, метели и ливни, усталость и препятствия, отважная пятёрка продвигались на восток. И они не были одиноки. Вся страна следила за переходом ребят. О них писали газеты, сообщало радио. В сквере у Большого театра была установлена карта, на которой красными флажками отмечался путь комсомольцев «Карболита».
Их тепло встречали на всём протяжении пути – в городах, в деревнях, в воинских частях, в избушках звероловов…
На 108-м километре Байкальской петли распростились с лыжами. Зима закончилась. Снег таял, и теперь предстоял пеший путь. За 59 ходовых дней прошли 5200 километров. За это время сменили 30 пар лыж, 15 пар ботинок, 5 лыжных костюмов и 5 рюкзаков. Оставалось пройти 4220 километров.
Из дневника командира К.М. Власова: «…29 марта. Идти дальше нет возможности – ступни ног покрыты мозолями. Переход от лыжной ходьбы на пешую вызвал у нас и отёк рук. В течение трёх-четырёх дней мы не могли сжать пальцы в кулак, трудно было держать ложку во время еды.
… Конец апреля. Идём кратчайшим путём на станцию Укурей Забайкальской дороги. Спускаемся к реке Куенге. Она быстро несёт свои вешние воды. С треском ломаются наскакивающие друг на друга у порогов льдины.
Лодки для переправы нет. Первым вызывается Миша Астафьев. Он вытаскивает из груды хвороста толстую суковатую палку и, не раздеваясь, входит в реку. Вода с угрожающим шумом беснуется вокруг. Быстро проплывают ноздреватые льдины. Миша отталкивает их палкой. Наконец он выходит на берег. Приступаем и мы к переправе. Поминутно отталкивая от себя наплывающие льдины, наискось переходим речку. От холода челюсти выбивают барабанную дробь. Мокрая одежда липнет к телу. Пускаемся бежать наперегонки, чтобы согреться».
10 апреля 1936 года в Москву была отправлена телеграмма: «Горячо приветствуем открытие 10-го съезда Ленинского комсомола. Пролетарская столица проводила нас в далёкий и трудный путь, но все трудности только воодушевляют нас и дают силы к преодолению дальнейших препятствий».
11 июня 1936 года на Бригадной улице Комсомольска-на-Амуре, около кинотеатра «Ударник», состоялся финиш отважной пятёрки. За 126 ходовых они прошли 9420 километров. В один из дней прошли на лыжах 132 километра, а в день открытия X съезда ВЛКСМ пешком преодолели 88 километров. Однажды пришлось не останавливаясь, идти 28 часов – над Барабинской степью бушевала пурга.
Во время перехода никто не заболел и не отстал от товарищей. Из-за мелких травм потеряли всего два дня. Сказались закалка, тренированность и сила воли команды.
3 июля участники перехода прибыли в Москву. А вечером 4 июля их принял Секретарь МК и МГК ВКП (б) Н.С. Хрущёв. В беседе они рассказали о своём переходе.
21 августа 1936 года в газете «Красный спорт» было опубликовано Постановление ЦИК СССР о награждении орденами «Знак Почёта» пяти отважных комсомольцев, «установивших новый мировой и всесоюзный рекорды по дальности и скорости перехода».
На приёме в Кремле Г.К. Орджоникидзе поинтересовался планами ребят на будущее. Планы были разными. И судьбы тоже сложились по-разному. Но есть в судьбах всех пятерых общая черта – никто из них не сошёл с той главной «лыжни», по которой шло их беспокойное поколение – комсомольцы 30-х годов. А эстафета мужества продолжалась долгие годы после легендарного перехода.
Командир перехода К.М. Власов неоднократно посещал городской, в то время – историко-революционный музей. В 80-е годы прошлого столетия в музее проходили такие мероприятия, как: «Урок мужества», «Приём в пионеры», «Торжественное вручение паспорта», «Заседание клуба профориентации» и др. Константин Михайлович встречался с молодёжью Орехово-Зуева, рассказывал ребятам о своей юности, отвечал на многочисленные вопросы молодых людей.
Один из приездов состоялся в начале сентября 1986 года. В то время в музее младшим научным сотрудником работал В.С. Лизунов. После посещения музея, они взяли такси и поехали на родину Константина Михайловича – в фабричный посёлок Городищи.
А 13 декабря 1986 года уже два брата Власовых посетили наш музей и приняли участие в «Уроке мужества». Родной брат Константина Михайловича – Алексей Михайлович – участник Великой Отечественной войны, Кавалер орденов Славы 3-х степеней. Многое поведали братья молодёжи Орехово-Зуева о своей легендарной юности.
У входа в музей. Слева направо: К.М. Власов, М.М. Левкоева, В.С. Лизунов, А.М. Власов.
27 апреля 1986 года в городском музее состоялась встреча ветеранов спорта и покорителей Северного полюса из группы Дмитрия Шпаро с молодыми спортсменами Орехово-Зуева.
В одном из залов музея. 3-й слева – А.Федяков, в центре – А.Тенякшев, 5-й справа – К.М. Власов.
В фондах Орехово-Зуевского историко-краеведческого музея хранится комплекс материалов по истории лыжно-пешего перехода Москва-Комсомольск-на-Амуре 1936 года.
В статье использованы материалы книги А.Д. Коновалова « Карболит. Время и люди». Издательство «Московский рабочий» 1992 г., материалы Орехово-Зуевского историко-краеведческого музея.
Декабрь 2015 г.
Поделитесь с друзьями