«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

13 сентября 2015 года

Орехово-Зуево

Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок…

Евгений Голоднов, краевед

Свой исторический путь станция Орехово-Зуево начала с небольшой станции, открытой для эксплуатации летом 1861 года. Полностью железная дорога Москва - Нижний Новгород была пущена 2 августа 1862 года, т.е. 153 года назад! Необходимость постройки этой дороги выражали, в первую очередь, прогрессивные инженеры и деятели культуры.

До начала Великой Отечественной войны на базе станций Орехово I и Орехово II планировалось строительство крупнейшего сортировочного узла, но из-за войны сроки были перенесены. Новая сортировочная станция начала строиться с 1956 года на месте Орехово II, а запущена 1 августа 1970 года, т.е. 45 лет назад!

 

 

Среди тех, кто в течение нескольких лет освоил путь Орехово-Зуево –Москва (Курский вокзал), фронтовик, поэт, народный артист России Михаил Танич, живший здесь несколько лет с семьёй в 1950-1960-е годы. 9 декабря 1961 г., в своей полуподвальной квартире во Дворе стачки, знаменитый поэт сочинил песню о нашем городе «Текстильный городок». Помните: «Подмосковный городок – липы жёлтые в рядок…»? Автор музыки Ян Френкель. Вскоре после того, как стал популярен первый шлягер Танича «Текстильный городок», поэт, покупая пирожное, неожиданно услышал, что продавщица ларька у Курского вокзала поет его песню. Он не удержался и сказал, что это его слова. Она не поверила и ответила: «Мордой не вышел!»

 В книге мемуаров М. Танича «Играла музыка в саду» есть и такие строчки:

«... Вот жизнь, никак ее коротко не пробежишь. Но уж скоро перевал. Еще поездить без билета из Орехово-Зуево в Москву, в той самой увековеченной Веничкой Ерофеевым электричке: Павлово-Посад, Фрязево, Купавна... А что делать, если у тебя в кармане всего рубль, а до вечера в Москве хоть булочку с чаем перехватить надо. Вот гонорарчик днем в какой газете перехватим – и назад, пожалуйста, как Савва Морозов, а не как Веничка... Москва-Петушки, с билетом, с бутербродом, с гостинцами для семьи... Нашлись люди в городе Орехово-Зуево под Москвой, готовые отдать нам взамен нашей однокомнатной квартиры свою двухкомнатную, полуподвальную во Дворе Стачки. Это было весьма колоритное место, Двор Стачки – там как будто еще продолжалась стачка на текстильной мануфактуре Саввы Морозова, хотя хозяева, разумеется, давно сменились. И вот отсюда я уже мог стратегически доставать Москву в электричке «Москва-Петушки» за 84 копейки, а когда их не было, без билета».

Орехово-Зуево — узловая станция Горьковского направления и Большого кольца Московской железной дороги. По основному характеру работы является сортировочной. Одна из крупнейших в России и Европе сортировочных станций.

В границах станции находятся шесть остановочных пунктов электропоездов (пассажирских платформ).

Что из себя представляла станция Орехово в 19 веке?

Это была промежуточная станция, относящаяся по небольшому объему пассажирской и грузовой работы к станциям IV класса (по классификации 1861 года).

Для пассажиров станции Орехово было построено одноэтажное деревянное здание. Впоследствии (в 70-80 годах 19 века) такие здания стали называть вокзалами.

Располагался первый вокзал в Орехове вблизи современной товарной конторы. И хотя вокзал был построен с учетом перспективы развития пассажирского движения, в 80-х годах 19 века он уже не справлялся с числом прибывающих и отправляющихся пассажиров. И поэтому в 1886 году было построено новое каменное одноэтажное здание вокзала ближе к Москве. Оно существовало до 1914 года, когда был построен ныне действующий вокзал, а здание старого каменного вокзала в 1990-х годах было разрушено и на этом месте сейчас находится часть привокзального рынка.

Вокзал Орехово-Зуева за свой долгий век видел немало – и великого Фёдора Шаляпина, выступавшего перед ореховозуевцами в августе 1918-го, и жителей блокадного Ленинграда в 1944-м, поэта Михаила Танича, ежедневно, в 1960-е, ездившего на работу в Москву…

Исследователи деятельности известной российской династии промышленников и меценатов Морозовых рассказывают, что когда шло строительство Московско-Нижегородской железной дороги, развернулась борьба между Богородскими и Ореховскими фабрикантами. Спорили о том, где ей проходить — через Богородск  или Орехово? В итоге победили Морозовы из Орехова, сумев договориться со строителями.

Рядом с платформой Крутое расположена старейшая в городе и области школа № 1, в минувшем году исполнилось 100 лет со дня её основания промышленниками и меценатами Морозовыми. Эту школу в разные годы окончили будущий министр лёгкой промышленности СССР. Герой Социалистического Труда, почётный гражданин Орехово-Зуева Николай Тарасов, народный артист России, кинорежиссёр Леонид Марягин, выдающийся учёный-метеоролог с мировым именем, доктор наук, до 2012 г. главный научный сотрудник Гидрометцентра России Николай Вельтищев и известный кинооператор, заслуженный деятель искусств России Константин Рыжов. Также рядом с платформой «Крутое» с 1928 г. находится  Дворец культуры, где в конце 1960-х, как рассказывают старожилы, у преподавателя Акимовой брала уроки вокала будущая звезда советской и российской эстрады Алла Пугачёва.

И ещё об одном событии в Орехово-Зуеве 15 лет назад.

17 марта 2000 года исполняющий обязанности Президента России, Председатель Правительства Владимир Путин совершил краткую рабочую поездку в Орехово-Зуево.

Здесь он ознакомился с ведущими промышленными предприятиями города. В сопровождении тогдашнего губернатора области Героя Советского Союза Бориса Громова исполняющий обязанности главы государства посетил фабрику искусственного меха, выступил перед ореховскими текстильщиками в здании на ул. Ленина, 105, а затем побывал на Демиховском машиностроительном заводе, специализирующемся на выпуске отечественных электричек нового поколения.

 На заводе Путин провел совещание по вопросам развития железнодорожного пассажирского транспорта. В совещании принимали участие Министр путей сообщения Николай Аксененко, Министр экономики Андрей Шаповальянц, руководители ряда подразделений железной дороги, главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. И. о. Президента назвал развитие пригородного железнодорожного пассажирского сообщения среди приоритетных социальных задач исполнительной власти, в том числе потому, что услугами этого вида транспорта в основном пользуются люди среднего и малого достатка. Владимир Путин подчеркнул важность скорейшей модернизации подвижного состава с целью обеспечения безопасности и качества перевозок.

В.Путин в 2000 г. продолжил традицию посещения нашего города будущими первыми лицами государства. Первым эту традицию в Орехово-Зуеве начал осенью 1895 г. Владимир Ульянов (Ленин). Жил он несколько дней в «Галкином доме», на ул. 1905 г., в доме основателя Орехово-Зуевского краеведческого музея «Ткач» Владимира Афанасьевича Галкина…

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.