«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

3 октября 2015 года

Орехово-Зуево

Савостьяново. Дорога к храму

О.А.Мурашова, Т.И.Перфильева

Идея строительства своей церкви в Савостьяново, где каждый, задумавшись о своем бытии, смог бы преклонить колени, зародилась в умах жителей деревни задолго до ее воплощения в жизнь.

В память события 17 октября 1888 «Чудесное спасение Государя Александра III с семьей в катастрофе поезда около Харькова, близ станции «Борки» на средства крестьянина Герасима Феодотовича Тряпкина была разрешена к постройке в 1890 году часовня (представляла собой кирпичную постройку с деревянным завершением). Часовня была разрушена в советское время. В клировых ведомостях за 1919 год она все еще упоминается.

Решение о выделении из Параскевиевского прихода в самостоятельный принято 8 августа 1900 года на сельском сходе бывших государственных крестьян Московской губернии Богородского уезда Теренинской волости в присутствии сельского старосты Егора Варфоломеева Чернова. Решено «вместе с крестьянами деревни Гридиной Богородицерождествеского, что на Уполозах, прихода построить новый храм» с выделением из паевого надела двадцати десятин земли в собственность церкви причта и под устройство нового кладбища. Причины выделения: «по всеобщей переписи 1897 года состоит приписанных к селению местных жителей 722 души обоего пола, между тем наш Параскевиевский, что у речки Березовки храм, отстоит от нашей деревни Савостьяновой не ближе 4 верст, почему посещение нами онаго для молитв и исправления своих духовных треб для нас обременительно и неудобно и по своей вместительности с приростом населения становится тесен, почему многие из нас неохотно стали посещать таковой». Для отчуждения земли для церкви и причта, получения разрешения на постройку нового храма и образования самостоятельного прихода «из среды себя односеленных крестьян» избраны уполномоченные Петр Герасимов Тряпкин, Яков Корнилов Рыбаков и Иван Михеев Галкин. Перечисляя их полномочия в «приговоре» схода в заключение крестьяне пишут: «Одним словом … они должны действовать так, как бы и мы само общество и что они посему законно учинять мы им верим спорить и прекословить не будем…».

«Приговор», т.е. решение, подписали 83 домохозяина деревни Савостьяновой «из числа 98 всех домохозяев имеющих право голоса на сходах».

В тот же день сельский сход состоялся и в деревне Гридиной в составе 43 домохозяев из 45 имеющих право голоса.

На полях документа надпись «На основании 30 ст. Пол. о Зем. Нач. приговор разсмотрен и найден правильным. Земский начальник 2-го уч. Богородского уезда В.В.Кашперов. 1900 года ноября 12 дня».

В сентябре того же года представители Савостьянова вместе с уполномоченными от деревни Гридиной Ульяном Алексеевым Маркиным и Тихоном Варфоломеевым Черновым лично представились Митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру и получили благословение на задуманное дело построения нового храма.

24 октября 1900 года Богородского уезда, Преображенской, села Саввино церкви священник Алексий Морозов, диакон Георгий Хавский, псаломщик Михаил Благовещенский, церковный староста Сергей Орлов обращаются к Святейшего Правительствующего Синода Члену Высокопреосвященнейшему Владимиру Митрополиту Московскому и Коломенскому, Свято-Троицкой Сергиевой лавры священно-архимандриту и разных орденов Кавалеру с всенижайшим прошением. В нем они пишут: «В нашем селе существует два храма – один каменный, а другой деревянный. В деревянном храме богослужений не бывает. 22-го сего октября месяца уполномоченные крестьяне от общества деревни Савостьяновой обратились к нам с просьбой передать им наш деревянный храм, и при сем изъявили готовность на нужды нашего каменного храма и на устройство часовни пожертвовать тысячу рублей. Принимая во внимание то обстоятельство, что в деревянном храме богослужений не совершается и насущной необходимости в его существовании нет, а тем более, что он требует капитального ремонта, средств же церкви на его содержание нет, а посему и решили обратиться к Вашему Высокопреосвященству, Милостивому отцу и Архипастырю с всенижайшей просьбою, буде если воспоследует разрешение на устройство храма при деревне Савостьянове, разрешить нам наш деревянный храм передать им».

В покорнейшем прошении к Митрополиту Владимиру о разрешении построить свою церковь 15 ноября 1900 года уполномоченные сообщают, что «ими куплена за 1000 рублей в селе Савине Богородского уезда, деревянная церковь, которая там, по случаю построения нового каменного храма оказалась ненужною» (в прошении есть ссылка на наличие прошения крестьян села Савина о согласии их уступить храм за вышеозначенную сумму), Уполномоченные сообщают о своем намерении эту церковь перевести и поставить между деревнями Савостьяновой и Гридиной, находящимися на расстоянии одной версты друг от друга. «Место избрано вполне приличное и удобное, при речке Дрезне». (Каменная церковь в селе Саввино была построена в связи со строительством там Морозовской фабрики. Фаянсовый иконостас церкви был выполнен на фабрике М. С. Кузнецова).

 

Справка о церкви из села Саввина.

По клировой ведомости за 1899 г. о церкви Преображения Господня состоящей Богородского уезда в селе Саввине значится: деревянная церковь построена 1777 года иждивением помещицы княгини Татианы Васильевны Голицыной и прихожан с таковою же колокольнею на каменном фундаменте, каковая в 1892 году была сломана с разрешения Епархиального начальства, от 20 мая 1892 года за № 3235, внутри оштукатурена, расписана, извне покрыта тесом, покрашена, верх покрыт железом и окрашен, холодная, ветха. Богослужение в ней не совершается. Престол в ней один во имя Преображения Господня. Другая церковь в сем селе каменная с тремя престолами.

 

В том же прошении объясняются причины образования нового прихода: «… приходы, к которым мы принадлежим, очень многолюдны, а именно в приходе Богородицерождественском, что на Уполозах, к церкви которого принадлежит д. Гридино, состоит приписанного населения к приходу более 5000 душ обоего пола и кроме того живет на фабриках Абрамова и братьев Сидоровых в д. Корневой пришлого населения более 2000 душ обоего пола, … в Параскевиевском приходе при речке Березовке, к церкви которой принадлежит д. Савостьяново имеется приписанного населения к приходу, т.е. местных жителей более 4000 душ обоего пола и кроме того живет на Дрезненской фабрике Зиминых и в поселке Дрезна пришлого населения более 3000 душ обоего пола… При нашем же новом храме будет более 1000 душ обоего пола приписанного населения к этим деревням».

Клировая ведомость за 1899 г. указывает, что при Параскевиевской, у речки Березовки, церкви Богородского уезда, показана деревня Савостьянова, в коей число дворов 93, душ мужского пола 307, женского – 319; расстоянием от приходской церкви в 3 верстах; препятствия бывают в сообщении весною во время разлива воды. Дворов в сей деревне раскольников толка поповщины 2, душ мужского пола 10, женского – 7.

По таковой же ведомости при Богородицерождественской в с.Уполозах, церкви Богородского уезда, значится д.Гридина, в коей число дворов 48, душ мужского пола 190, женского – 170, расстоянием от приходской церкви в 4 верстах. Весной, во время разлития реки Клязьмы, сообщение с приходом на лодках, всегда на этот предмет имеющихся, жители деревни все православные.

Строителями храма сельскими обществами деревень Савостьянова и Гридина избраны Земский Начальник 2-го участка Богородского уезда Владимир Владимирович Кашперов и крестьянин деревни Савостьяновой Теренинской волости Богородского уезда Петр Герасимов Тряпкин.

Земский начальник – должностное лицо из потомственных дворян, обладавшее дисциплинарной, судебной и полицейской властью над крестьянами в своем округе. Владимир Владимирович – сын Владимира Никитича Кашперова (1827-1894), композитора, автора опер и романсов, профессора Московской консерватории, заведовавшего обучением церковному пению в школах Московского уезда, автора духовных произведений и руководства по преподаванию церковного пения детям.

В январе 1901 года Митрополит Владимир поручает благочинному богородского уезда, Успенской, села Успенского, при пороховом заводе, церкви священнику Александру Холмогорову провести дознание по делу о передаче деревянного храма села Саввина Богородского уезда для построения вновь церкви в деревне Савостьяновой. В донесении 25 января 1901 года священник А.Холмогоров докладывает, что «1901 года Генваря 21 дня в присутствии сотрудника Петропавловской, при реке Клязьме, церкви священника Сергея Голубева прихожане Преображенской, села Саввина, церкви, быв спрошены, показали следующее: осмотревши свой деревянный храм, мы нашли его достаточно крепким и требующим весьма незначительного ремонта и, сознавая потребность его для своих нужд, как например эпидемий и других случаев, посоветовавшись между собой, порешили свой деревянный храм не передавать, а оставить на месте, что же касается потребного для него ремонта, то мы со своей стороны готовы всегда оказать свою помощь на это дело и на сей раз порешили собрать между собой сумму денег в размере трехсот (300) рублей, в чем и подписуемся». Подписали 6 крестьян села Саввина, 8 – деревни Дятловки, 8 – деревни Милет, 3 – деревни Пургиева, 3 – деревни Соболей, 8 – деревни Темниковой, 4 – деревни Федурнова.

18 января 1901 года в Московскую Духовную Консисторию от Благочинного Богородского Градского благочиния священника Константина Голубева поступило донесение, в котором рассматривается возможность, а вернее невозможность постройки новой церкви в Савостьяново. Не привожу здесь само донесение, т.к. оно могло бы занять не одну страницу.

8 февраля 1901 года в Московскую Духовную консисторию от Уполномоченных от крестьян деревни Савостьяновой и деревни Гридиной, которое подписали Тихон Варфоломеев Чернов, Ульян Алексеев Маркин, Яков Корнилов Рыбаков, Иван Михеев Галкин, Петр Герасимов Тряпкин, направлено «Покорнейшее прошение» с жалобой на отца благочинного Голубева, который «не сочувствует нашему делу по чисто личным соображениям и из интересов священника Параскевиевской у речки Березовки церкви», препятствует построению храма в Савостьяново на средства фабрикантов, «у которых и работают большинство населения (и среди нас есть фабриканты)» и «необходимая сумма уже вся ассигнована». В случае, если начальство не разрешит перевести деревянный храм из Саввино, уполномоченные просят разрешить построить такой же деревянный храм в Савостьяново из нового материала.

15 марта 1901 года в Московскую Духовную Консисторию от строителей храма при деревне Савостьяновой Господина земского начальника 2-го участка Богородского уезда Владимира Владимировича Кашперова и крестьянина Петра Тряпкина поступило Покорнейшее прошение с просьбой засвидетельствовать прилагаемые копии с указа о разрешении построить при означенной деревне храм для предъявления жертвователям при принятии от них по подписному листу пожертвованных сумм. Копии от 20 марта 1901г. за № 1952 и 1953 для доставления строителям храма деревни Савостьянова и Гридина получил прихожанин крестьянин Петр Иванов Гузанов.

Это прошение подписал также наблюдатель постройки вновь сооружаемого храма приходской священник Параскевиевской, что у речки Березовки, церкви Василий Архангельский. Священник Василий Архангельский был законоучителем в Савостьяновской земской школе с 1900 по 1902 гг. Вел религиозно-нравственные чтения с народом в той же школе в 1900 г.

Проект храма с.Савостьяново, составленный епархиальным архитектором Николаем Николаевичем Благовещенским (1867-1926), подписан им 27 марта 1901г. Проект рассмотрел и подтвердил, что он технически правилен, губернский архитектор А.Вейденбаум.

16 апреля 1901 года в Московскую Духовную Консисторию от строителей храма при деревне Савостьяновой поступило прошение, в котором Земский Начальник 2-го участка Богородского уезда В.В.Кашперов и крестьянин д.Савостьяновой Петр Тряпкин просят Консисторию «передать представляемые при сем планы, вновь составленные, на утверждение Строительного Отделения. При составлении прежних планов имелось в виду, что нам будет разрешено воспользоваться старым деревянным храмом при селе Саввино Богородского уезда, теперь же мы приступаем к сооружению храма из всего нового материала и находим более удобным новый план апреля 16 дня 1901 года… За всеми разъяснениями по проекту просим обращаться к Епархиальному Архитектору Н.Н.Благовещенскому, проживающему по Большому Овчинниковскому пер. в д. № 24». План для исполнения получил строитель Петр Тряпкин 15 мая 1901 г.

17 июля 1901 года строители храма сообщают в Консисторию о том, что «с помощью Божией дело это пошло настолько успешно, что главные работы уже исполнены, храм почти готов, иконостас у нас тоже есть, так что нами уже предположено в сентябре месяце освящение, к этому времени будут готовы дома для священника и псаломщика».

14 августа 1901 года Митрополит Владимир направляет Святейшему Правительствующему Синоду представление об открытии самостоятельного прихода с причтом из священника и псаломщика при новоустроенной Богородицерождественской церкви в деревне Савостьяновой Богородского уезда.

Указом Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода, Синодальному Члену, Преосвященному Владимиру, Митрополиту Московскому и Коломенскому, Святотроицкия, Сергиевы Лавры Священно Архимандриту от 12 сентября 1901 года Святейший Синод определяет: при новоустроенной Богородицерождественской церкви в деревне Савостьяновой Богородского уезда, открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика, о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом 4 дня сентября 1901 года.

7 ноября 1901 года Святейшего Правительствующего Синода Член, Его Высокопреосвященство Владимир, Митрополит Московский и Коломенский и Свято Троицкой Сергиевой Лавры Священно Архимандрит разрешает совершить освящение храма местному благочинному. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Савостьяново освящена Преосвященным Парфением Епископом Можайским 25.ноября 1901 года. Деревня Савостьяново стала селом, а церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы – духовным центром и местом просвещения ее прихожан. Более трёх десятилетий здесь звучали молитвы за нужды людей, проповеди на темы, волнующие каждого. Здесь каждый мог найти утешение в трудностях, получить человеческую поддержку в сложных испытаниях жизни. Савостьяновская церковь стала тем местом, где постигается истина как, переживая все трудности жизни, все-таки оставаться человеком и быть счастливым, черпая силы в вере и Боге.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Савостьяново представлял собой деревянную церковь в псевдорусском стиле. Пятиглавое здание типа восьмерик на четверике с трапезной. «Восьмерик на четверике» — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами»). Описание церкви из ведомостей о церкви за 1903 и 1907 годы: зданием деревянная, без колокольни, на каменном фундаменте, покрыта железом, крепка; теплая, в десяти саженях с северо-западной стороны построена звонница; престолов в ней один во имя Рождества Пресвятой Богородицы; «утворию» достаточна; причта положено и состоит священник и псаломщик. Земли при сей церкви: а) под церковью, кладбищем, под домами причта, пахотной, сенокосной и под кустарником 19 6/10 десятины; б) луговой в урочище именуемом «Большой луг» 10 5/10 десятины; в) близ села Казанского под названием «Криулинская труба» 2 9/10 десятины, а всего в трех местах 33 десятины. План на землю в одном экземпляре хранится в Московской Духовной Консистории, а другой в церковной ризнице. Расстоянием означенная церковь от Московской Духовной консистории 71 верста, а от местного благочинного 30 верст. Ближайшие к сей церкви: Никитская, у речки Дроздны, в 3-х верстах, Параскевиевская, у речки Березовки в 4-х верстах.

25 апреля 1909 года причт церкви (священник Василий Лебедев и псаломщик Николай Ласкин), а также староста церкви Петр Тряпкин сообщили в Московскую Духовную Консисторию о намерении достроить трапезную к храму, которая осталась недостроенной в силу ряда причин в 1901 году. Трапезная должна была быть выстроена не с двумя окнами, а с четырьмя.

Священнослужители церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Савостьянове.

Первый причт: священник – Василий Михайлов Лебедев, псаломщик – Николай Петров Ласкин.

В 1906 г. настоятель храма священник Василий Лебедев кроме совершения богослужений, исправления треб и заведывания церковноприходской школой, писал корреспонденции в Московские Епархиальные ведомости. С февраля 1903 по ноябрь 1911 гг. Василий Михайлович Лебедев преподавал в Савостьяновском земском училище. Сын настоятеля храма священника В.М.Лебедева, Николай (род. 1891) в 1907 г. окончил Донское Духовное училище, ив 1913 г. Московскую Духовную семинарию.

Священник Александр Петрович Померанцев (1878-1953) служил в Савостьяновской церкви с ноября 1914 года. С 1 ноября 1914 по 1919г. — А.П.Померанцев преподавал в Савостьяновском земском училище.

Протоиерей А.П.Померанцев похоронен возле церкви Вознесения Господня (на Городке) в Павловском Посаде, настоятелем которой он также служил.

В материалах интернетсайта «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» нашла сведения еще о двух священниках Савостьяновского храма. Не имея права на вымарывание каких-либо данных, сочла необходимым привести их полностью.

Вознесенский Александр Иванович

Год Рождения = 1886

Место Рождения = Московская губ., Клинский у., д. Березино

священник

Сын псаломщика

Периоды жизни - [по 1931 г.] [1931-1938 гг.]

 

Образование

Вифанская Духовная Семинария. Александр Вознесенский три года проучился в семинарии, но не успел ее окончить, был взят в царскую армию, вернулся из армии в 1910 г.

 

Служение

Московская о. Должность = псаломщик

Год Начала Служения = 1910

Год Окончания Служения = 1914

Московская губ., Клинский у., с.Березино, диакон

Год Начала Служения = 1914

Год Окончания Служения = 1928

День Окончания Служения = 22

Месяц Окончания Служения = 6

Московская о., Орехово-Зуевский р., с.Савостьянво, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, священник

Год Начала Служения = 1928

День Начала Служения = 22

Месяц Начала Служения = 6

Год Окончания Служения = 1931

 

Аресты

Московская о., Оехово-Зуевский р., с. Савостьяново. 

Год Ареста = 1931

 

Осуждения

Год Осуждения - 1931. Обвинение При Осуждении - «невыполнение поставок огородных семях»

Статья Обвинения - ст.61 УК РСФСР. Приговор - оправдать

 

Места Заключения

Московская о., Орехово-Зуевский р., ИТК (исправительно-трудовая колония)

Год Начала Заключения = 1931

Год Окончания Заключения = 1931

День Окончания Заключения = 6

Месяц Окончания Заключения = 9

В 1931 г. о. Александр Вознесенский около 5-и месяцев пребывал в колонии в ожидании приговора и был оправдан

 

Служение

Московская о., Орехово-Зуевский р., с.Савостьяново, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, священник

Год Начала Служения = 1931

День Начала Служения = 6

Месяц Начала Служения = 9

Год Окончания Служения = 1937

День Окончания Служения = 10

Месяц Окончания Служения = 10

О.Александр Вознесенский, вернувшись из колонии, продолжал служить в той же церкви, вплоть до дня ареста

 

Аресты

Московская о., Орехово-Зуевский р., с. Савостьяново. 

Год Ареста - 1937. День Ареста - 10. Месяц Ареста - 10.

«контрреволюцонная агитация»

Состав семьи о.Александра Вознесенского на момент ареста: жена Вера Николаевна, 45-лет; сын Александр, 23-х лет; дочь Нина, 15-и лет

 

Осуждения

тройка при УНКВД СССР по Московской обл.

Год Осуждения = 1937

День Осуждения = 15

Месяц Осуждения = 10

Обвинение При Осуждении = «будучи враждебно настроен против советской власти, систематически проводил агитацию, распространял клевету против партии и правительства»

Приговор = 10 лет ИТЛ

О.Александр был осужден по делу N 28208, на допросе предъявленные ему обвинения отверг. Свидетелями по делу были Буханкин К.В. и Кузьмин-Гузанов С.И. Они показали, что о.Александр, будучи враждебно настроен против советской власти, систематически проводил агитацию, распространял клевету против партии и правительства, высказывал пораженческие настроения в случае возникновения войны, «свидетели» приводили множество глупых и грубых высказываний, якобы принадлежащих о.Александру, что было абсолютной ложью.

 

Места Заключения

Усурийский край, ИТЛ

Год Начала Заключения = 1937

День Начала Заключения = 20

Месяц Начала Заключения = 10

Год Окончания Заключения = 1938

День Окончания Заключения = 24

Месяц Окончания Заключения = 12

О.Александр Вознесенский умер примерно через год после начала заключения

 

Кончина

1938

День Смерти = 24

Месяц Смерти = 12

Причина Смерти = умер в заключении

Место Смерти = Усурийский край

Сведения о смерти получены из письма жены о.Александра Вознесенского генеральному прокурору СССР с просьбой о реабилитации, письмо отправлено в 1957 г

.

Реабилитация

Дата Реабилитации = 10.04.1998

По Какому Году Реабилитация = 1938

 

Документ

ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.28208. 

Троицкий Иван Алексеевич 

Год рождения 1877 

Место рождения Московская о., Озерецкий р., с.Белые Колодези (в семье священника – прим. автора)

Периоды жизни [по 1937 г.]

 

Служение

Московская о., Орехово-Зуевский р., с.Савостьяново.

протоиерей 

Год окончания 1937

 

Места проживания

Московская о., Орехово-Зуевский р., с.Савостьяново, церковная сторожка

Год окончания 1937

 

Аресты

Московская о., Орехово-Зуевский р., с.Савостьяново 

Год ареста 1937 

День ареста 10 

Месяц ареста 10

 

Осуждения

тройка при УНКВД СССР по Московской обл. 

19/10/1937 

Обвинение »антисоветская агитация» 

Статья ст.58-10 УК РСФСР 

Приговор высшая мера наказания – расстрел

 

Кончина

1937 

День 5 

Месяц 11 

расстрел 

Место Московская о., пос.Бутово, «Бутовский полигон» 

Место захоронения Московская о., пос.Бутово, «Бутовский полигон»

 

Реабилитация

Дата 19890715

Кем реабилитирован прокурор Московской обл.

По году репрессий 1937

 

Публикации

Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937-19.10.1938. М.:»Зачатьевский монастырь», 1997. 420 с.  С.347.

 

Документы

ГА РФ. Ф. 10035. Оп.1. Д.У-19063.

Из сообщения заместителя директора мемориального центра «Бутово» на Бутовском полигоне Анатолия Викторовича Мордашева:

Иван Алексеевич Троицкий – последний настоятель ц. Рождества Пресвятой Богородицы в с. Савостьяново, протоиерей. Его следственное дело за № У-19063 находится в Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ). Могу сказать, лишь то, что из его послужного списка следует, что в Савостьяново он служил, не позднее как с 1916г. и до своего ареста в 1937г. Троицкий Иван Алексеевич – протоиерей, церкви Никиты у реки Дрезны Богородского уезда, церкви Иоанна Златоуста с. Новлянское Бронницкого уезда, церкви Воскресения Словущего 
с. Воскресенское (г. Воскресенск) Коломенского уезда, церкви Никиты с. Бывалино Павлово-Посадского р-на, церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Савостьяново Орехово-Зуевского р-на, [1877–†1937], МДС // ЦИАМ, ф. 2127, д. 466, 1901 г., ПС, лл. 89–90; д. 465, 1903 г., ПС, лл. 120 об.–122; ф. 1371, д. 28, 1916 г., ПС, лл. 28 об.–30.

 

Фотография неизвестного священнослужителя

В архиве семьи Галкиных хранится старинная фотография неизвестного священнослужителя. Возможно, кто-нибудь из читателей знает его имя.

Память людская сохранила также имена других жителей села Савостьяново, чья судьба была неразрывно связана с его церковью: просфорня Зиновия Андреева Морозова, с 1918 года крестьянин села Савостьянова Дионисий Ананьевич Чуварзин состоял церковным казначеем, Алексей Иванович Галкин с 13 летнего возраста пел, а затем служил регентом в Богородицерождественской церкви. Это мой дед, он знал все молитвы и псалмы, его камертон бережно хранится в нашей семье. Церковный хор был известен всей округе.

В созданном при Савостьяновской церкви хоре пели известные оперные певцы, солисты Большого театра (так рассказывали близкие): товарищ нашего деда Алексея Ивановича Галкина по службе в армии бас Максим Дормидонтович Михайлов и тенор Иван Семенович Козловский.

Описание церкви в Савостьяново не было бы полным без приведения любопытных фактов, обнаруженных мной в архиве: в Савостьяновской церкви бывали и другие известные люди. И не просто бывали.

20 января 1914 года состоялось венчание Николая Ивановича Верхотурова, 50-ти лет, художника Императорской Академии Художеств, православного вероисповедания, вторым браком и девицы Веры Ивановны Сакиной, возраста 24 лет 11 месяцев (так записано в метрической книге), Потомственной Почетной гражданки, православного вероисповедания, первым браком.

Николаай Иванович Верхотуров – художник-портретист, художник жанровых сцен. Академик, член Императорской Академии Художеств (05.12.1863 или 1865 г. – 21.02.1944 г.). Учился в Нерчинском духовном училище, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, обучался в мастерской И. Е. Репина в Императорской Академии художеств. В 1907 году за написанную им картину «Спор о крестном знамении» получил звание художника. В 1907 году художник осуществлял руководство работами по созданию иконостаса Старослободской Воскресенской церкви, для которого написал 48 икон. В 1909—1911 годах Н. И. Верхотуров расписал фриз «Торжество Диониса, или Рождение театра» в зрительном зале Ярославского драмтеатра. В начале 1910 года в рамках цикла «Старые революционеры» им написаны портреты революционеров Г. В. Плеханова и П. А. Кропоткина (хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге). Работал в Политехническом музее. Н. И. Верхотуров был изобретателем, зарегистрировано 14 патентов. Картины художника хранятся в Государственном центральном музее современной истории России в Москве, в Государственном музее политической истории России в Санкт-Петербурге, в музеях Иркутска, Читы, Челябинска, в частных коллекциях. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Поручителем по жениху на венчании был граф Алексей Николаевич Толстой.

В Савостьяновской церкви сочетался браком племянник одного из первых лицейских друзей А.С.Пушкина – поэта барона Антона Антоновича Дельвига. 3 февраля 1914 года в состоялось венчание Андрея Александровича Дельвига, 41 года, барона, Коллежского Советника, православного вероисповедания, вторым браком и Александры Ивановны Запольской, 30-ти лет, разведенной жены неслужащего дворянина, православного вероисповедания, вторым браком. Одним из поручителей по жениху в метрической книге записан барон Александр Александрович Дельвиг, а одним из поручителей по невесте – барон Анатолий Александрович Дельвиг.

16 апреля 1914 года венчалась вторым браком 36-ти летняя княгиня Александра Павловна Чавчавадзе, 29 июня 1915 года – первым браком Губернский секретарь из Потомственных дворян Петр Алексеевич Аксаков.

 

* * *

Церковь, построенная на средства, в том числе, и нашего прадеда Ивана Михеевича Галкина, о чем многие родственники не знали, видимо, в силу ряда причин, общих для Советского государства – закрыта в конце 1930-х, занята общежитием. Сгорела в 70-х годах прошлого века. Остались лишь руины от ее некогда кирпичного фундамента.

 

* * *

Живу шесть десятков лет и не перестаю убеждаться и удивляться развитию истории по спирали.

Как и столетие назад, идея строительства своей церкви в Савостьяново зародилась в умах жителей деревни задолго до ее воплощения в жизнь. Только теперь это не строительство, а восстановление храма.

Пятнадцать лет назад новая кирпичная часовня выстроена у места, где стояла деревянная церковь.

Так же, как в далеком 1900-м году, принималось на сельском сходе решение об организации церковной общины и восстановлении своей церкви, так же собирались подписи, так же трудно получалось разрешение на образование самостоятельного прихода и постройку нового храма …

Пройдены все инстанции, созданы община и приход, проработана необходимая для строительства церкви документация, есть материальная поддержка предстоящего предприятия, есть устные обещания администрации выделить земельный участок под строительство. Но вот почти два года Савостьяновской церковной общине не удается узаконить место для воссоздания своей церкви. Между тем, сохранились остатки каменного фундамента, место, где когда-то стояла деревянная церковь, сохранилось. И храм должен быть восстановлен непременно на прежнем месте, ибо остатки здания – священны, место это намолено нашими дедами и прадедами.

Государство должно исправить свои ошибки и восстановить справедливость и законность, а в селе Савостьяново должен быть восстановлен храм Рождества Пресвятой Богородицы, где каждый, задумавшись о своем бытии, сможет преклонить колени.

 

Источники информации:

  1. ЦИАМ. Фонд 203, опись 470, дело 12. О передаче деревянной церкви из деревни Саввиной для постройки церкви в деревне Савостьяновой.
  2. ЦИАМ. Фонд 203, опись 470, дело 13. О постройке церкви между деревнями Гридиной и Савостьяново на р.Дрезне.
  3. ЦИАМ. Фонд 203, опись 470, дело 599. О достройке деревянной церкви в селе Савостьянове.
  4. ЦИАМ. Фонд 2127, опись 1, дело 365. Клировые ведомости Богородицерождественской церкви с.Савостьяново 1907 – 1919 гг.
  5. ЦИАМ. Фонд 2127, опись 1, дело 465. Клировые ведомости Богородицерождественской церкви с.Савостьяново 1903 г.
  6. ЦИАМ. Фонд 2127, опись 1, дело 60. Дело об открытии отреставрированной Богородицерождественской церкви при д. Савостьяновой.
  7. Материалы сайта Богородск-Ногинск. Богородское краеведение.
  8. Материалы сайта «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века».
  9. А.А. Шестакова. Бароны фон Дельвиг: век ХХ в книге «Немцы Тульского края «: страницы биографий / Составители: О.А. Князева, М.В. Майоров; Авторы: Бритенкова Л.В., Васильева Е.В., Кисвейн Н.А., Князева О.А., Майоров М.В., Солодова Т.С., Шестакова А.А.; Литературный консультант: кандидат педагогических наук Т.В. Майорова; Отв. за выпуск: председатель исполнительного комитета ТОННКА А.И. Гриненвальд. – Тула, 2007. – 184 с. ISBN 5-862690236-3
  10. Олег Пэнэжко. «Храмы Орехово-Зуевского района» (ч.1).
  11. ГА РФ. Ф. 10035. Оп.1. Д.У-19063.

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.