Юбилейное интервью краеведа В.Ф. Ситнова газете «ППИ», август 2014 г. (полная версия)
Работы и заботы краеведа, или сто книжек Виктора Ситнова
В.Ф.Ситнов, ноябрь 2014 г.
Корр.: – Виктор Феофилактович, позвольте поздравить вас с личным юбилеем и с 95-летним юбилеем нашей газеты, в которой вы когда-то начинали. Вся наша журналистская братия от души желает вам доброго здоровья и творческого долголетия! Первый вопрос: как вы относитесь к своему юбилею?
В.С.: – Благодарю за добрые слова, пожелания и чувства. Они взаимны. К юбилею отношусь позитивно. Фигурально выражаясь, преодолел «сверхзвуковой барьер» и продолжаю набирать высоту. Имеется в виду психологический барьер – это возраст средней продолжительности жизни по стране для мужчин, составляющий нынче 64 года. А вообще, для творческих людей это самая продуктивная пора в жизни, когда начинаешь в ней что-то (включая и себя) понимать и осмысленно реализуешь свои творческие способности на духовную пользу себе и ближним.
Корр.: – В этом плане вы считаете себя реализованным и счастливым человеком?
В.С.: – Знаете, творческая самореализация и совершенствование – вещь бесконечная, которая поддерживает интерес к жизни. Это качество, как и любовь, даровано нам свыше, и я благодарю за эти дары Творца и предков, от которых генетически унаследовал набор способностей. А вообще, на мой взгляд, все мы по определению должны быть счастливы от осознания, по меньшей мере, трёх вещей. Первое – сам факт нашего чудесного появления на свет (ведь могли бы и не воплотиться), второе – наделённость способностью полноценного и адекватного существования (ходим своими ножками, смотрим своими глазками, думаем своими извилинками, занимаемся любимым делом – творчествуем), третье – способность и возможность любить и быть любимыми. Всё это нам даруется задаром (или авансом?) вместе с жизнью. Разве это не счастье? Живи, благодарно радуйся Божией милости и оправдывай своё рождение благими делами.
Корр.: – В этом смысле вы, пожалуй, оправдываете своё рождение в полной мере...
В.С.: – Стараюсь. У меня есть любимое творческое дело, любимая семья и друзья. Одних внуков уже пять... Сделано немало полезного для земляков. И планов – громадьё!
Корр.: – Однажды вы сказали, что краеведческая деятельность – это своего рода добровольная гражданская миссия. Интересно, есть ли нечто, чем отличается бытие краеведа от существования окружающих его «простых» сограждан?
В.С.: – За всех сказать не могу. Но, думаю, некоторые «собратья по цеху» не будут спорить с моей «субъективной проекцией», что краевед нередко существует как бы сразу в трёх временных измерениях – в Прошлом, Настоящем и Будущем, которые по сути составляют единую материю человеческого Бытия. Мы несём в себе весь тысячелетний генофонд своих предков, который передаём потомкам. В этом проявляется и реализуется непрерывная связь времён и поколений. У меня же порой случались дни буквального совмещения или наложения времён и эпох с невероятным «разбросом». Например, с утра я расшифровываю старославянскую скоропись в архивных документах XVII века, днём бегаю по своему городу на предмет фотофиксации исчезающих на глазах старых строений, а вечером по приглашению выдающегося учёного-футуролога И.В. Бестужева-Лады еду на заседание «Международной академии исследований будущего» (IFRA) с тезисами-предложениями об освоении «шестого» процента потенциальных возможностей мозга как альтернативы киборгизации человека, а также об использовании электромагнитных полей соседних планет в качестве носителей и хранителей информации при исчерпании этих ресурсов на Земле. Так уже сегодня мы просчитываем варианты будущих форм оптимального существования для своих гипотетических потомков на тысячи и миллионы лет вперед... Как не восхититься могучестью изначально заложенного в нас основного инстинкта и дарованного Свыше стремления, а порой и неодолимой потребности творческой реализации чувства бытия, о котором мы не задумываемся в своей обывательской суете сует...
Корр.: – Однако самое время вернуться в Настоящее и спросить вас о результатах и достижениях на творческом поприще (на литературной и краеведческой нивах), о наиболее значимых для вас успешно реализуемых проектах, с которыми вы пришли к своему юбилею и 170-летнему юбилею родного города.
В.С.: – В который раз повторюсь, что на самом деле юбилейный День рождения у города будет только в следующем году – 13 мая. Предки всегда отмечали именно дату реального открытия (рождения) посада (1845 г.), а не дату царского повеления относительно создания нового заштатного города в Богородском уезде. До 10 часов утра 13 мая 1845 года ни в одном документе и ни на одной карте никакого посада не было, а было всё то же село Вохна. Путаница в датах празднования возникла во второй половине ХХ века при возрождении национальных патриотических традиций. До подробного изучения сохранившегося дореволюционного городского архива тогда ещё «руки не дошли», а со старинным изданием полного собрания царских указов можно было познакомиться в «Ленинке». Там и нашли указ от 2 июня 1844 г. Когда-нибудь всё вернётся «на круги своя», а пока я уже лет двадцать предлагаю (в качестве компромисса) отмечать раз в десятилетиеюбилейныйГод родного города– от 2 июня (условно ХХХ4 года до 13 мая ХХХ5 года). Видимо, это дело будущего...
Теперь о некоторых «юбилейных» краеведческих итогах. Дело в том, что большинство моих проектов – долгосрочные. Результаты двадцатилетних краеведческих изысканий в столичных архивах постоянно публикуются в СМИ и Интернете. С 2005 года регулярно выпускаю авторский альманах «Вохонский край» (вышло уже 13 номеров), которым безвозмездно обеспечиваю районные и школьные библиотеки. Помимо альманаха мне ежегодно удаётся издать до полутора десятков книг литературно-краеведческой тематики – как своих, так и местных авторов. Например, только с начала этого года свет увидело уже более десятка наших новых книг!
Корр.: – Расскажите, что вошло в этот юбилейный урожай?
В.С.: – Во-первых, в рамках подготовки к юбилею выполнены заказы администрации на переиздание в подарочном варианте «Старого павловского альбома» и коллективного сборника «Наш Вячеслав Тихонов». Вышли мои книги «Вохонский край №12», «Дом купца Давыда Широкова в Павловском Посаде», сборник «Прекрасен наш союз», «Прогулка по старому Павловскому Посаду», четвёртый тематический сборник Александра Анисенкова «Строка длиною в жизнь», два поэтических сборника Николая Кружкова, третий роман Татьяны Снимщиковой «Невидимая нить», книга мемуаров Надежды Барановой «Мне не забыть», сборник Владимира Демидова «Стихи с вином», ещё два проекта в стадии издания и три в плане на этот год...
Корр.: – Виктор Феофилактович, вы бьёте все издательские рекорды!
Это правда, что у вас вышло уже сто книг? Как это вообще возможно, и что необходимо для такой продуктивной работы?
В.С.: – Действительно, мною выпущено около сотни разных книг (а с переизданиями много больше), но среди них только половина моих авторских и соавторских, остальное – книги моих друзей и членов городского ЛИТО «Вохна», где я нынче сопредседательствую.
В юные годы, когда я наткнулся на метафористические строчки Владимира Маяковского – «Я подниму, как большевистский партбилет, все сто томов моих партийных книжек!» (поэма «Во весь голос») – мне подумалось: неужели это возможно – «сто томов»! Мне и в голову не могла прийти такая буйная фантазия, что настанет момент, когда и я реально «подниму» свои «сто томов»! Напомню, что в доперестроечные времена трудно было мечтать о выпуске даже одной своей авторской книжки. Большим везением считалось попасть хотя бы в коллективный сборник. Но... мечты иногда сбываются!
Корр.: – И что же для этого нужно?
В.С.: – На мой взгляд, помимо изначальной генетической предрасположенности к этому виду творчества, необходимы ещё как минимум три определяющих фактора: любовь к своему делу, профессионализм и отсутствие помех. Мне повезло с руководством Управления по культуре, которое в нужный момент пригласило меня для сотрудничества в издательско-краеведческой деятельности и мудро не вмешивается в творческий процесс. Полный карт-бланш с тройной отдачей!
Корр.: – Но помимо невмешательства, наверное, в наши времена желательна и оптимальная финансовая поддержка ваших «избыточных» творческих инициатив и проектов?
В.С.: – Вы затронули актуальный и больной вопрос... Дважды на слётах местных предпринимателей проводился «эксперимент» по приглашению их поучаствовать в выпуске наших книг с условием «увековечивания» имён жертвователей на страницах изданий. Откликнулось (внимание!) – 0,1 процента (2 человека). Симптоматичный факт... Но в каждом правиле есть исключения. Всё же мир не без добрых людей (иначе бы его, наверное, уже «закрыли»). Например, Восточная Межрайонная торгово-промышленная палата (в лице своего президента М.А. Смирновой) уже дважды помогала нам в издании краеведческой литературы. Благодарный им поклон.
К городскому юбилею «сверх плана» мною были подготовлены и даже выпущены в пилотном варианте два, на мой взгляд, насущных издания: путеводитель по историческим достопримечательностям посада (в кои-то веки!) и солидного объёма (540 стр.) сборник материалов по краеведению – по сути самое полное учебно-справочное пособие по истории Вохонского края, начиная с эпохи неолита и средних веков и кончая предперестроечным периодом. Есть и раздел, посвящённый 100-летию Первой мировой войны. Этот труд я посвятил не только 170-летию основания города, но и 675-летнему юбилею Вохонской земли (первое упоминание в исторических документах – 1339 г.).
Опять же по Божиему промыслу на доброе дело откликнулись понимающие отзывчивые люди, подлинные патриоты Вохонской земли, истинные энтузиасты краеведения: Лидия Сольская, Ирина Ушакова, Вера Уланова, Лидия Аксеничева и Дмитрий Чеботарёв. А инициативная Маргарита Смирнова смогла даже организовать небольшой дополнительный тираж как подарок городу от Торгово-промышленной палаты. Поступки, подобные этому, можно сказать, почти «реабилитируют» армию местных предпринимателей.Второй (более дорогостоящий) проект, посвященный 675-летию Вохонской земли, сначала «завис», но всё же глава района. О.Б. Соковиков, понимая историческую значимость даты, помог выпустить небольшой тираж необходимой для района книги.
Времена меняются и люди тоже. Сегодня как никогда насущным становится идея о национальном возрождении Отечества и спасении Русской цивилизации. Конечно, форсированная капитализация системы невозможна без экономического расслоения социума. Но куда опаснее его возможное духовное расслоение. Русь всегда была сильна и спасалась духовной мощью. Поэтому я уверен, что социум определится с приоритетами и шкалой общечеловеческих ценностей. Адекватные времена непременно настанут, и тогда в школы снова вернётся забытый предмет «Родиноведение», и вместе с ним будет востребована серьёзная краеведческая литература. Стыдно сказать, но за последний десяток лет ни одно культурное и просветительское учреждение города и района не обратилось ко мне с заказом на полный комплект, например, того же «Вохонского края» чтобы пополнить библиотеку или поощрить своего историка или географа.
Школьникам при подготовке к краеведческим олимпиадам приходится бегать в центральную районную библиотеку. Победителям конкурсов я регулярно дарю свои книжки бесплатно. В городе с социалистических времён так и не появилось ни одного официального прилавка, где туристы и все интересующиеся могли бы свободно приобрести краеведческие и литературные произведения местных авторов. Одних только коллективных поэтических антологий с десяток. А кто про это знает? Только библиотеки и небольшая часть интеллигенции зрелого возраста. При этом мы неустанно «озвучиваем» модную идею туристической привлекательности Павловского Посада...
Хочется верить, что проблема распространения краеведческих и литературных произведений местных авторов (а таких изданий уже более полутора сотен) со временем будет решена, учитывая развитие туризма по историческим городам Подмосковья.
Корр.: – Кстати, о туризме. Как вы относитесь к идее превращения Павловского Посада в город-музей под открытым небом?
В.С.: – Ну, если только волшебного превращения... К этой романтической идее я сегодня отношусь довольно скептически, поскольку (как и всякий старожил) знаю, что список некогда учтённых памятников истории и культуры по району за перестроечный период практически убавился уже на четверть, и на две трети город утратил исконную историческую застройку, которую заменили современные коммерческие многоэтажки и частные коттеджи в своём большинстве неславянской архитектуры, а оставшийся жилой сектор активно «переодевается» в пластиковый сайдинг, обезличивающий самобытный образ старого посада. Даже в юбилейный год в городе не появилось ни одной мемориальной или памятной таблички для обозначения (удостоверения) историко-культурного статуса старинных зданий, которые остаются «немыми» для туристов. О каком городе-музее тут можно вести речь. Конечно, для пополнения бюджета можно по образцу, например, «Измайловского кремля» построить новодельный потешный городок с теремами, торговыми лавками, балаганами и всякими качелями-каруселями и стилизованными сказочными декорациями, с ряжеными скоморохами, барышнями и кавалерами и т.п. – но какое отношение это будет иметь к утрачиваемой исторической уникальности подлинного посада?
Корр.: – Ну, и завершающий традиционный вопрос о творческих планах.
В.С.: – В числе наиболее крупных проектов: организация периодического издания мемуаров земляков «Старожил», продолжение выпуска «Вохонского края», фотоцикла «Старый Павловский альбом», ну и конечно, моего любимого детища – «Родословной книги Павловского Посада», которая поможет старожилам восстановить свои генеалогические древа с начала XIX века.
Корр.: – Виктор, Феофилактович, от души желаем вам на этой благородной творческой ниве удач и успехов! Спасибо за беседу.
В.С.: – И вас благодарю за внимание к «бойцу невидимого фронта», обращайтесь ещё, тема у нас актуальная...
Поделитесь с друзьями