Большой Двор
Е.В. Жукова
Поселок Большой Двор называют еще «Большие Дворы», хотя исторически верное название селения - Большой Двор. Именно это название встречается в архивных документах, в том числе в материалах архива Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Само по себе упоминание деревни Большой Двор в материалах РГАДА свидетельствует о том, что селение это древнее, и именно название деревни Большой Двор дает ключ к разгадке истории ее происхождения.
Известный ученый-этнограф Е.М. Поспелов в своей книге «Названия подмосковных городов, сел и рек» о названиях типа Великий двор, Большой Двор пишет:
"Двор с определением Великий (Большой) обычно обозначал усадьбу владельца вотчины; выросшее при нем селение могло получить название Великий (Большой) Двор ".
Такое топонимическое объяснение подтверждается местной многовековой легендой о том, что в здешние места приезжал владелец вотчины, московский князь.
Название Большие Дворы, по мнению исследователя Е.М. Поспелова, обозначает выселки , образованные от "материнских" селений.
Изменение исторического названия Большой Двор представляется необоснованным и "уводит" от действительной истории происхождения деревни. Такое же мнение высказывает известный краевед Н.В. Фоломеева:
"Возникшее тут селение много веков именовалось Большим Двором. Но неизвестно почему в последнее время стали писать Большие Дворы. Скажем прямо: в таком переименовании нет ни логики, ни историзма. Ведь такие крестьянского типа дворы существуют по всей России. А почему вдруг они стали «большими»? Легенда выглядит весьма правдоподобно. Однако, общеизвестно, что легенды не возникают из ничего на пустом месте, в них в той или иной мере обычно отражается минувшая жизнь наших предков".
(Н.В. Фоломеева. "Энциклопедия павловопосадских деревень". М, 2004 г. Сер. энциклопедия сел и деревень Подмосковья).
В далеком прошлом жители тех мест, где возникла деревня Большой Двор, занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей. Рядом – полноводная река Клязьма, несколько озер, одно из которых называется Карпятник. Волость, к которой относилась деревня Большой Двор, называлась Куньей. Название волости указывает на изобилие зверей, на то, что здешние леса были излюбленным местом охоты московских князей; здесь охотились на куницу, добывали белку шувойскую, славившуюся своим мехом, а также бобров, водившихся по берегам озер и рек. Мех бобра, куницы, белки считался очень ценным и шел на княжеские шапки, шубы, воротники.
Известный историк и краевед, соавтор книги "Города Подмосковья", С.Н. Грабилин в одной из своих статей дает такие сведения о происхождении деревни Большой Двор:
"Великий Владимирский князь, видный полководец и дипломат древней Руси Александр Невский в 1272 году передал самый бедный и отдаленный московский удел своему младшему сыну Даниилу. В том же году молодой князь отправился в свою вотчину. Непроторенный путь лежал через дремучие леса. Обоз со скарбом и холопами двигался медленно. Где-то на месте нынешней деревни Кузнецы путники сделали продолжительную остановку. Предстояло отремонтировать колымаги, перековать коней, дать отдых людям и лошадям. Мастера кузнечных дел немедленно приступили к работе. Поблизости находилось глубоководное чистое озеро. Невдалеке от него и расположился князь со своей свитой. Соорудили временное жилье и необходимые постройки. Поскольку здесь расположился вотчинник со своими приближенными, то называлось это место Большой Двор. А озеро нарекли в честь нового владельца Данилищенским".
Священник и православный писатель Сергий Николаев в своей книге "Храм Рождества Христова в селе Заозерье" об истории здешних мест пишет:
"Тринадцатый век. После смерти святого благоверного князя Александра Невского в удел его младшему сыну, Даниилу, достается незавидное удельное княжество с незначительным городком Москвой. Вот к этому-то Московскому княжеству и относилось село Вохна (ныне город Павловский посад) с окрестными землями. На высоком берегу реки Клязьмы на самой границе Владимирского и Московского княжества, был поставлен большой княжеский двор. Проживал там небольшой отряд княжеской дружины. Бывал иногда здесь и сам князь. С именем князя Даниила Александровича местное предание связывает и основание храма на озере. Случилось как-то князю Даниилу Александровичу заблудиться в здешних, дремучих тогда еще, лесах во время охоты. Проплутав немалое время и потеряв надежду самому найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился он и святому дня – святителю Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилась с ним эта беда. Обещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса... Вышел князь Даниил из леса к светлому озеру, неподалеку от своей охотничьей стоянки. Построенный по обету храм посвятили святителю Тихону, епископу Амафунтскому. И во всех других храмах, что ставили здесь после обветшавших, один престол всегда посвящали этому святому. Озеро, на котором стоит храм, называется Данилищево, а в храме, кроме прочих, поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. Местные жители и в окрестной топонимике видят память о том времени. С княжеским двором связывают название бывшей деревни, а ныне поселка Большой Двор, что расположен неподалеку от озера. Есть здесь и Данилов бор".
("Храм Рождества Христова в селе Заозерье". Священник Сергий Николаев М. 1999 г.)
Бережно хранимое народное предание о происхождении названия Данилищенского озера и деревни Большой Двор - единственные свидетельства древней истории этих мест. Об истинности предания говорит и то, что Тихонов день - до сих пор почитаемый в здешних местах большой народный праздник.
Трудно, почти невозможно найти документальные свидетельства тех далеких времен.
Но обратимся к духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты, датируемой 1339 годом . В этой грамоте упоминается некая "Данилищова слободка".
"Во имя Отца и Сына и Святого Духа се аз, грешный худый раб Божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду". Далее подробно перечисляются все владения князя, которые он завещает своим наследникам: «А се даю княгине моей с меньшими детьми: Сурожик, Мушкову Гору, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Воре слободка Сафоновская, Вохна, Данилищова слободка, Машев, Селна, Гуслица, Раменье, что было за княгинею».
("Духовные грамоты великих и удельных князей ХIV–ХVI веков". Москва- Ленинград 1950 г.)
В приведенной Духовной грамоте князя Ивана Калиты впервые упоминаются селения Вохна (Павлово тож) и "Данилищова слободка", возможно предположить, Большой Двор или Заозерье.
В последующие годы судьбы этих селений несколько разошлись: во времена царя Ивана Грозного Вохна была передана Троице Сергиеву монастырю. Большой Двор с окрестными деревнями, Троице-Сергиеву, по всей вероятности, не принадлежал, так как монастырские земли при императрице Екатерине II были переданы в Коллегию Государственной экономии; означенные же деревни к северу от села Вохна продолжали оставаться «владельческими». Они относились к Куньей волости, которая находилась в восточной части Богородского уезда. С востока волость была ограничена рекой Дубной, а с запада рекой Шерной. (Первое известие о волости встречается в духовной грамоте Юрия Дмитриевича Галицкого в 1434 году в числе земель Василия Косого.)
В конце ХVIII века деревни Большой Двор, Гаврино, Кузнецы, Заозерье принадлежали помещику Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому, камергеру высочайшего двора и обер-прокурору Правительствующего Синода. (Сыновья пензенского помещика Андрей, Всеволод, Сергей Всеволожские служили в гвардии, в 1762 году стали участниками дворцового переворота, который привел к власти Екатерину II. Царица щедро наградила их высокими чинами, землями и тысячами крепостных. Одна из пожалованных им во владение вотчин - село Буньково с сорока окрестными деревнями. Всеволод Алексеевич Всеволожский умер в 1796 году, все свои владения он завещал племяннику Всеволоду Андреевичу Всеволожскому).
Местные крестьяне занимались шелкоткачеством, вырабатывая шелковые платки и ткани. Еще в 1770-ые годы крестьяне деревни Большой Двор Симон Иванов и Иван Яковлев занимались производством сусального золота, то есть золотой парчи. Крестьянин деревни Большой Двор Афанасий Иванов работал на трех станках, Прасковья Михайлова (девка) имела три стана, Анна Герасимова (девка) – один стан. Из года в год количество ткацких станов у крестьян увеличивалось.
В начале ХIХ века Большой Двор с окрестными деревнями принадлежал помещику Николаю Гавриловичу Рюмину (1793 - 1870гг.), тайному советнику и камергеру высочайшего двора. В 1851 году Рюмину принадлежали в Богородском уезде Московской губернии кроме прочих деревни Андроново, Большой Двор, Борисово, Буньково, Васютино, Востриково, Гаврино, Грибанино, Заозерье, Кузнецы, Михалево, Носырево.
В 1852 году, по сведениям словаря Нистрема, Большой Двор – деревня Рюмина Н.Г., крестьян 525, 72 двора, "находится в 61 верстах от столицы, 13 верстах от уездного города, по Владимирской дороге вправо". Через семь лет, по сведениям справочника Огородникова, в деревне уже 82 двора, она находится "при колодце".
Крестьяне продолжали заниматься шелкоткачеством, в Андроново работало несколько шелковых фабрик, самая значительная из которых принадлежала Василию Чайкову.
В Большом Дворе самые значительные фабрики принадлежали крестьянам Барановым, первые сведения об их производствах восходят к 1830-ым годам. "Промышленные" крестьяне рано утром пешком отправлялись в Москву со своим товаром, где у Рогожской заставы их уже ждали перекупщики. Разбогатевшие крестьяне выкупались из крепостной зависимости. Товар отправлялся в Москву уже обозами на лошадях.
Большедворские крестьяне Барановы, андроновские Чайковы вступали в купеческое звание, открывали Торговые дома, заводили торговлю в Москве, в Нижегородской и Ирбитской ярмарках, сбывали товар в страны Средней Азии, Индию, Иран. В 1905 году на Всемирной выставке в Париже продукция Торгового Дома «С. и Ф. Барановы» была отмечена золотой медалью. В России платки были очень популярным изделием. По христианскому обычаю женщина должна появляться в обществе только в платке. Существовал даже обычай: на свадьбах всех гостей одаривали платками, для этого готовили их целые сундуки.
Барановы жертвовали средства на реставрацию храма Рождества Христова в Заозерье, где С.И. Баранов состоял церковным старостой. В то же время большинство жителей Большого Двора относились к приходам старообрядческих храмов, в Андроново, по сведениям одной из церковных ведомостей конца ХIХ века, все жители состояли в приходе старообрядческого Христорождественского храма, это исключительное явление даже для Богородского уезда, где традиционно было распространено старообрядчество.
В 1912 году шелкоткацкая фабрика Барановых была продана французскому подданному Виктору Жиро. В годы первой мировой войны фабрика была передана в аренду Земгору (Объединенному Комитету Всероссийского земского союза и Всероссийского союза городов). Фабрика была переоборудована на выпуск тканей для фронта. В 1916 году льнопрядильная и ткацкая фабрика деревни Большой Двор Буньковской волости вырабатывала льняную пряжу и грубую льняную ткань, рабочих насчитывалось 175 человек, фабрика работала на электричестве, имела 15 торфяных участков.
После революции большедворская фабрика выпускала брезентовую, мешочную и палаточную ткани. В 1919 году деревни Большой Двор, Андроново и Востриково были исключены из Буньковской волости и включены в состав Павловопосадской волости Богородского уезда Московской губернии. В 1929 году в Большом Дворе и в Востриково были созданы колхозы. В начале 30-х годов в деревне велось жилищное строительство, были построены ясли, организован детский сад. Четырехлетняя школа располагалась в здании бывшего земского училища. В 1930 году начальные школы Большого двора и Андронова были реорганизованы в семилетнюю школу колхозной молодежи. Работали поликлиника и больница. В феврале 1932 года деревня Большой Двор получила статус: поселок рабочего типа. Появилось название Большие дворы.
В середине 30-х годов старообрядческую церковь Рождества Христова закрыли и перестроили под общежитие для рабочих комбината. (Впоследствии церковь была разобрана).
В 1931 году на базе фабрики Барановых был создан Павловопосадский льно-прядильно-ткацкий комбинат для производства пожарных рукавов. В центре поселка находилось деревянное пожарное депо и каланча, на каланче висел колокол. С каланчи дежурный видел всю округу, был виден и Павловский Посад. В конюшне при депо стояли четыре лошади. Появилась первая пожарная автомашина. Вместе с пожарными с огнем боролись члены добровольной пожарной дружины. Ежегодно в деревне Большой Двор устраивались смотры пожарных дружин, проводились показательные учения, заканчивавшиеся праздником.
Во время войны в 1941 году рукавно-ткацкий комбинат, выпускавший продукцию военного назначения, решено было эвакуировать на Алтай, но после разгрома немцев под Москвой началась реэвакуация. И в начале 1942 года рукавно-ткацкий комбинат заработал вновь.
В 1954 году предприятие было переименовано в Павловопосадский льнокомбинат. Поселок рос и благоустраивался. В 60-70-ые годы на Больших Дворах строились многоэтажные дома, расселялись казармы. Население поселка Большие Дворы к 1997 году достигло более 5 тысяч человек. Созданное на базе льнокомбината акционерное общество «Берег» кроме пожарных рукавов выпускает спецодежду для пожарных, огнетушители, пожарные лестницы и оборудованные по последнему слову науки и техники пожарные машины.
В 2006 году поселок Большие Дворы получил новый статус: городское поселение Большие Дворы.
Фотографии сделаны автором статьи зимой 2007 года
Озеро Данилищево в зимний пасмурный день.
В центре поселка деревенский дом с дивными резными наличниками.
Дома фабрикантов Барановых.
Старинный дом на главной большедворской улице. Хозяева, по всей вероятности, держали лавку или трактир.
Какая тонкая, благородная работа!
А этой избе стоять уже недолго. Какие сосульки, однако!
На улице Руфины Красавиной
В марте в Андронове
Поделитесь с друзьями