«Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите к нему». Книга пророка Иеремии. (6, 16)

9 апреля 2007 года

Павловский Посад

Большой Двор

Е.В. Жукова

Поселок Большой Двор называют еще «Большие Дворы», хотя исторически верное название селения - Большой Двор. Именно это название встречается в архивных документах, в том числе в материалах архива Российского государственного архива древних актов (РГАДА). Само по себе упоминание деревни Большой Двор в материалах РГАДА свидетельствует о том, что селение это древнее, и именно название деревни Большой Двор дает ключ к разгадке истории ее происхождения.

Известный ученый-этнограф Е.М. Поспелов в своей книге «Названия подмосковных городов, сел и рек» о названиях типа Великий двор, Большой Двор пишет:

"Двор с определением Великий (Большой) обычно обозначал усадьбу владельца вотчины; выросшее при нем селение могло получить название Великий (Большой) Двор ".

 

Такое топонимическое объяснение подтверждается местной многовековой легендой о том, что в здешние места приезжал владелец вотчины, московский князь.

Название Большие Дворы, по мнению исследователя Е.М. Поспелова, обозначает выселки , образованные от "материнских" селений.

Изменение исторического названия Большой Двор представляется необоснованным и "уводит" от действительной истории происхождения деревни. Такое же мнение высказывает известный краевед Н.В. Фоломеева:

"Возникшее тут селение много веков именовалось Большим Двором. Но неизвестно почему в последнее время стали писать Большие Дворы. Скажем прямо: в таком переименовании нет ни логики, ни историзма. Ведь такие крестьянского типа дворы существуют по всей России. А почему вдруг они стали «большими»? Легенда выглядит весьма правдоподобно. Однако, общеизвестно, что легенды не возникают из ничего на пустом месте, в них в той или иной мере обычно отражается минувшая жизнь наших предков".

(Н.В. Фоломеева. "Энциклопедия павловопосадских деревень". М, 2004 г. Сер. энциклопедия сел и деревень Подмосковья).

 

В далеком прошлом жители тех мест, где возникла деревня Большой Двор, занимались земледелием, охотой, рыбной ловлей. Рядом – полноводная река Клязьма, несколько озер, одно из которых называется Карпятник. Волость, к которой относилась деревня Большой Двор, называлась Куньей. Название волости указывает на изобилие зверей, на то, что здешние леса были излюбленным местом охоты московских князей; здесь охотились на куницу, добывали белку шувойскую, славившуюся своим мехом, а также бобров, водившихся по берегам озер и рек. Мех бобра, куницы, белки считался очень ценным и шел на княжеские шапки, шубы, воротники.

Известный историк и краевед, соавтор книги "Города Подмосковья", С.Н. Грабилин в одной из своих статей дает такие сведения о происхождении деревни Большой Двор:

"Великий Владимирский князь, видный полководец и дипломат древней Руси Александр Невский в 1272 году передал самый бедный и отдаленный московский удел своему младшему сыну Даниилу. В том же году молодой князь отправился в свою вотчину. Непроторенный путь лежал через дремучие леса. Обоз со скарбом и холопами двигался медленно. Где-то на месте нынешней деревни Кузнецы путники сделали продолжительную остановку. Предстояло отремонтировать колымаги, перековать коней, дать отдых людям и лошадям. Мастера кузнечных дел немедленно приступили к работе. Поблизости находилось глубоководное чистое озеро. Невдалеке от него и расположился князь со своей свитой. Соорудили временное жилье и необходимые постройки. Поскольку здесь расположился вотчинник со своими приближенными, то называлось это место Большой Двор. А озеро нарекли в честь нового владельца Данилищенским".

 

Священник и православный писатель Сергий Николаев в своей книге "Храм Рождества Христова в селе Заозерье" об истории здешних мест пишет:

"Тринадцатый век. После смерти святого благоверного князя Александра Невского в удел его младшему сыну, Даниилу, достается незавидное удельное княжество с незначительным городком Москвой. Вот к этому-то Московскому княжеству и относилось село Вохна (ныне город Павловский посад) с окрестными землями. На высоком берегу реки Клязьмы на самой границе Владимирского и Московского княжества, был поставлен большой княжеский двор. Проживал там небольшой отряд княжеской дружины. Бывал иногда здесь и сам князь. С именем князя Даниила Александровича местное предание связывает и основание храма на озере. Случилось как-то князю Даниилу Александровичу заблудиться в здешних, дремучих тогда еще, лесах во время охоты. Проплутав немалое время и потеряв надежду самому найти дорогу, князь обратился с молитвой к Господу, прося о помощи. Молился он и святому дня – святителю Тихону Амафунтскому, в день памяти которого и случилась с ним эта беда. Обещал князь построить храм в том месте, где посчастливится ему выйти из леса... Вышел князь Даниил из леса к светлому озеру, неподалеку от своей охотничьей стоянки. Построенный по обету храм посвятили святителю Тихону, епископу Амафунтскому. И во всех других храмах, что ставили здесь после обветшавших, один престол всегда посвящали этому святому. Озеро, на котором стоит храм, называется Данилищево, а в храме, кроме прочих, поют тропарь благоверному князю Даниилу Московскому. Местные жители и в окрестной топонимике видят память о том времени. С княжеским двором связывают название бывшей деревни, а ныне поселка Большой Двор, что расположен неподалеку от озера. Есть здесь и Данилов бор".

("Храм Рождества Христова в селе Заозерье". Священник Сергий Николаев М. 1999 г.)

Бережно хранимое народное предание о происхождении названия Данилищенского озера и деревни Большой Двор - единственные свидетельства древней истории этих мест. Об истинности предания говорит и то, что Тихонов день - до сих пор почитаемый в здешних местах большой народный праздник.

Трудно, почти невозможно найти документальные свидетельства тех далеких времен.

Но обратимся к духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты, датируемой 1339 годом . В этой грамоте упоминается некая "Данилищова слободка".

 

"Во имя Отца и Сына и Святого Духа се аз, грешный худый раб Божий Иван, пишу духовную грамоту, идя в Орду". Далее подробно перечисляются все владения князя, которые он завещает своим наследникам: «А се даю княгине моей с меньшими детьми: Сурожик, Мушкову Гору, Радонежское, Бели, Воря, Черноголовль, на Воре слободка Сафоновская, Вохна, Данилищова слободка, Машев, Селна, Гуслица, Раменье, что было за княгинею».

("Духовные грамоты великих и удельных князей ХIV–ХVI веков". Москва- Ленинград 1950 г.)

 

В приведенной Духовной грамоте князя Ивана Калиты впервые упоминаются селения Вохна (Павлово тож) и "Данилищова слободка", возможно предположить, Большой Двор или Заозерье.

В последующие годы судьбы этих селений несколько разошлись: во времена царя Ивана Грозного Вохна была передана Троице Сергиеву монастырю. Большой Двор с окрестными деревнями, Троице-Сергиеву, по всей вероятности, не принадлежал, так как монастырские земли при императрице Екатерине II были переданы в Коллегию Государственной экономии; означенные же деревни к северу от села Вохна продолжали оставаться «владельческими». Они относились к Куньей волости, которая находилась в восточной части Богородского уезда. С востока волость была ограничена рекой Дубной, а с запада рекой Шерной. (Первое известие о волости встречается в духовной грамоте Юрия Дмитриевича Галицкого в 1434 году в числе земель Василия Косого.)

В конце ХVIII века деревни Большой Двор, Гаврино, Кузнецы, Заозерье принадлежали помещику Всеволоду Алексеевичу Всеволожскому, камергеру высочайшего двора и обер-прокурору Правительствующего Синода. (Сыновья пензенского помещика Андрей, Всеволод, Сергей Всеволожские служили в гвардии, в 1762 году стали участниками дворцового переворота, который привел к власти Екатерину II. Царица щедро наградила их высокими чинами, землями и тысячами крепостных. Одна из пожалованных им во владение вотчин - село Буньково с сорока окрестными деревнями. Всеволод Алексеевич Всеволожский умер в 1796 году, все свои владения он завещал племяннику Всеволоду Андреевичу Всеволожскому).

 

Местные крестьяне занимались шелкоткачеством, вырабатывая шелковые платки и ткани. Еще в 1770-ые годы крестьяне деревни Большой Двор Симон Иванов и Иван Яковлев занимались производством сусального золота, то есть золотой парчи. Крестьянин деревни Большой Двор Афанасий Иванов работал на трех станках, Прасковья Михайлова (девка) имела три стана, Анна Герасимова (девка) – один стан. Из года в год количество ткацких станов у крестьян увеличивалось.

 

В начале ХIХ века Большой Двор с окрестными деревнями принадлежал помещику Николаю Гавриловичу Рюмину (1793 - 1870гг.), тайному советнику и камергеру высочайшего двора. В 1851 году Рюмину принадлежали в Богородском уезде Московской губернии кроме прочих деревни Андроново, Большой Двор, Борисово, Буньково, Васютино, Востриково, Гаврино, Грибанино, Заозерье, Кузнецы, Михалево, Носырево.

В 1852 году, по сведениям словаря Нистрема, Большой Двор – деревня Рюмина Н.Г., крестьян 525, 72 двора, "находится в 61 верстах от столицы, 13 верстах от уездного города, по Владимирской дороге вправо". Через семь лет, по сведениям справочника Огородникова, в деревне уже 82 двора, она находится "при колодце".

 

Крестьяне продолжали заниматься шелкоткачеством, в Андроново работало несколько шелковых фабрик, самая значительная из которых принадлежала Василию Чайкову.

В Большом Дворе самые значительные фабрики принадлежали крестьянам Барановым, первые сведения об их производствах восходят к 1830-ым годам. "Промышленные" крестьяне рано утром пешком отправлялись в Москву со своим товаром, где у Рогожской заставы их уже ждали перекупщики. Разбогатевшие крестьяне выкупались из крепостной зависимости. Товар отправлялся в Москву уже обозами на лошадях.

Большедворские крестьяне Барановы, андроновские Чайковы вступали в купеческое звание, открывали Торговые дома, заводили торговлю в Москве, в Нижегородской и Ирбитской ярмарках, сбывали товар в страны Средней Азии, Индию, Иран. В 1905 году на Всемирной выставке в Париже продукция Торгового Дома «С. и Ф. Барановы» была отмечена золотой медалью. В России платки были очень популярным изделием. По христианскому обычаю женщина должна появляться в обществе только в платке. Существовал даже обычай: на свадьбах всех гостей одаривали платками, для этого готовили их целые сундуки.

Барановы жертвовали средства на реставрацию храма Рождества Христова в Заозерье, где С.И. Баранов состоял церковным старостой. В то же время большинство жителей Большого Двора относились к приходам старообрядческих храмов, в Андроново, по сведениям одной из церковных ведомостей конца ХIХ века, все жители состояли в приходе старообрядческого Христорождественского храма, это исключительное явление даже для Богородского уезда, где традиционно было распространено старообрядчество.

 

В 1912 году шелкоткацкая фабрика Барановых была продана французскому подданному Виктору Жиро. В годы первой мировой войны фабрика была передана в аренду Земгору (Объединенному Комитету Всероссийского земского союза и Всероссийского союза городов). Фабрика была переоборудована на выпуск тканей для фронта. В 1916 году льнопрядильная и ткацкая фабрика деревни Большой Двор Буньковской волости вырабатывала льняную пряжу и грубую льняную ткань, рабочих насчитывалось 175 человек, фабрика работала на электричестве, имела 15 торфяных участков.

 

После революции большедворская фабрика выпускала брезентовую, мешочную и палаточную ткани. В 1919 году деревни Большой Двор, Андроново и Востриково были исключены из Буньковской волости и включены в состав Павловопосадской волости Богородского уезда Московской губернии. В 1929 году в Большом Дворе и в Востриково были созданы колхозы. В начале 30-х годов в деревне велось жилищное строительство, были построены ясли, организован детский сад. Четырехлетняя школа располагалась в здании бывшего земского училища. В 1930 году начальные школы Большого двора и Андронова были реорганизованы в семилетнюю школу колхозной молодежи. Работали поликлиника и больница. В феврале 1932 года деревня Большой Двор получила статус: поселок рабочего типа. Появилось название Большие дворы.

В середине 30-х годов старообрядческую церковь Рождества Христова закрыли и перестроили под общежитие для рабочих комбината. (Впоследствии церковь была разобрана).

В 1931 году на базе фабрики Барановых был создан Павловопосадский льно-прядильно-ткацкий комбинат для производства пожарных рукавов. В центре поселка находилось деревянное пожарное депо и каланча, на каланче висел колокол. С каланчи дежурный видел всю округу, был виден и Павловский Посад. В конюшне при депо стояли четыре лошади. Появилась первая пожарная автомашина. Вместе с пожарными с огнем боролись члены добровольной пожарной дружины. Ежегодно в деревне Большой Двор устраивались смотры пожарных дружин, проводились показательные учения, заканчивавшиеся праздником.

Во время войны в 1941 году рукавно-ткацкий комбинат, выпускавший продукцию военного назначения, решено было эвакуировать на Алтай, но после разгрома немцев под Москвой началась реэвакуация. И в начале 1942 года рукавно-ткацкий комбинат заработал вновь.

В 1954 году предприятие было переименовано в Павловопосадский льнокомбинат. Поселок рос и благоустраивался. В 60-70-ые годы на Больших Дворах строились многоэтажные дома, расселялись казармы. Население поселка Большие Дворы к 1997 году достигло более 5 тысяч человек. Созданное на базе льнокомбината акционерное общество «Берег» кроме пожарных рукавов выпускает спецодежду для пожарных, огнетушители, пожарные лестницы и оборудованные по последнему слову науки и техники пожарные машины.

В 2006 году поселок Большие Дворы получил новый статус: городское поселение Большие Дворы.

Фотографии сделаны автором статьи зимой 2007 года

 

Озеро Данилищево в зимний пасмурный день.

Озеро Данилищево в зимний пасмурный день.

В центре поселка деревенский дом с дивными резными наличниками.

В центре поселка деревенский дом с дивными резными наличниками.

Дома фабрикантов Барановых.

Дома фабрикантов Барановых.

Старинный дом на главной большедворской улице. Хозяева, по всей вероятности, держали лавку или трактир.

Старинный дом на главной большедворской улице. Хозяева, по всей вероятности, держали лавку или трактир.

Какая тонкая, благородная работа!

Какая тонкая, благородная работа!

А этой избе стоять уже недолго. Какие сосульки, однако!

А этой избе стоять уже недолго. Какие сосульки, однако!

На улице Руфины Красавиной

На улице Руфины Красавиной

В марте в Андронове

В марте в Андронове

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.