«История делает человека гражданином». В.М.Фалин, советский дипломат

22 февраля 2008 года

Павловский Посад

От Орехово до Богородска (Дорожные очерки). 1911 год

И. Глаголь

В праздничный день накануне Пасхи Ореховский вокзал и платформа битком набиты фабричною публикою.

Таков уж обычай завелся при фабриках. Чуть не добрая половина рабочих выгружается их своих душных жилищ на вокзал погулять. Ореховская станция железными рогатками покуда еще не огорожена, и поэтому фабричной публике есть еще тут где развернуться, проветриться.

– А, Василью Дементьичу? Вышел тоже проветриться?

– А почему и не проветриться? Нынче эфто в моде. Из Петербурга, вон, министров стали посылать проветриваться.

– Э вон, Столыпин каких тузов заставил освежиться!

– Сейчас поезд подойдет. Прокатимся до Павлова, чайку там попьем у Колобаева, успеем еще вернуться к домашнему очагу.

Больно жалко денежки-то проезжать

– А, может, пройдем по дешевому тарифу. Вот поезд подойдет, узнаем, можно или нет.

Наконец раздался пронзительный свисток и поезд промчался около платформы и моментально остановился.

Безбилетная публика, приобыкшая за последние годы к дешевым поездкам, целой ватагой хлынула к задним вагонам, в которых обычно сажают железнодорожных зайцев.

– Билет есть? – осаживают кондуктора.

– Нельзя, нельзя! Бегите за билетами, ревизор в поезде едет.

Любители дешевых тарифов бросились в вокзал. У кассы выстроилось человек до ста. Началось пощелкивание билетных аппаратов. Вместо трех-четырех минут поезд задержали еще на двенадцать. Наконец поезд тронулся! Вагоны битком набиты. И так всегда в праздники – кто в Дрезну, кто в Павлово, кто в Богородск.

На следующей станции Дрезна вся платформа также запружена фабричною публикой. На платформе прохаживалась целая ватага заметно подвыпивших фабричных хулиганов, которые бесцеремонно расталкивали гуляющих

– Какие у вас тут молодчики дерзкие, – замечает кто-то.

– А это наши «союзники». Народ отчаянный, сторонись, дай дорогу им. Не то зашибут, просто хозяйничают тут.

В Дрезне вагоны еще понабились после такой же продолжительной стоянки и поезд тронулся дальше.

Через десять минут мы вступили в Вохненские пределы.

– Станция Павлово! Поезд стоит двенадцать минут… Буфет… – выкрикивает кондуктор.

Тут тоже бывало по праздникам прогуливалась посадская публика. Теперь установлены новые загородки, и билетеры пропускают в дверцы только пассажиров, зато в вокзале полно.

Буфет третьего класса представлял собой настоящий кабак откупных времен.

Шло обычное сокрушение казенных мерзавчиков.

Направо у входа расположена божница в виде иконостаса с иконами, сооруженными железнодорожными служащими по различным случаям. Два-три пассажира ставят свечки и кладут поклоны, чтобы благополучно доехать и избежать всех зол костоломки, но большинство публики неистово ломится к жертвеннику Бахуса и требует рюмочек и цельных мерзавчиков. Молодчики буфетчика Кособокова не успевают удовлетворять всех назойливых требований публики, нахлынувшей сюда с ближайших фабрик Лабзина – Грязова, Абрамова и других.

И иконостас с иконами, установленный в станционном кабаке против буфета, прямо не у места. Можно бы, кажется, поставить в углу, направо, где очень просторно, подальше от этого склада «мерзавчиков».

Зашла речь с одним знакомым павловцем по поводу этих «мерзавчиков».

– Знаете, говорит он, – в праздники, когда сюда ломится фабричная публика, этих «мерзавчиков» в станционном кабаке распродается по 700 штук по 35 копеек за посуденку. Считайте, какие барыши перепадают в карман буфетчиков!

– Вот, оно, что значит, казенная благодать!

Павловопосадский вокзал и башня, построенные во второй половине Х I Х века. В настоящее время башня снесена, вокзал реконструирован. Фото Е..В. Жуковой, 2005 год.

Павловопосадский вокзал и башня, построенные во второй половине ХIХ века. В настоящее время башня снесена, вокзал реконструирован. Фото Е.В. Жуковой, 2005 год.

Публикация Е. Жуковой

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.