Священник Григорий Гаврилович Агапов из деревни Улитино
Елена Дмитриева
Есть в Подмосковье город Павловский Посад, известный своими платками. В его окрестности находится деревня Улитино.
Местные жители почти все староверы, занимались в старину ткачеством и изготовлением изразцов. Старообрядческих молелен по архивным данным (ЦИАМ, ф. 17, оп. 98, д. 675, лл. 63-118) в Улитине было две: одна с 1868 года (поповцы, молились 80 человек), вторая – с 1873 года (поповцы, молились 40 человек).
Здесь в 1865 году в семье Гаврилы Марковича и Евдокии Агафоновны Заправсковых родился первенец мальчик Григорий, о котором я и поведу рассказ. У Григория было четыре брата: три Ивана и Максим, а также пять сестер – Федосья, Ольга, Аксинья, Марфа, Татьяна. Дом их был в деревне Улитино, а построил его свёкр Григория Агафон, но на стройке перенапрягся и вскоре умер, вот и пришли молодые в дом к вдове Федосье Леонтьевне.
Представители и потомки большого и разветвлённого рода Агаповых – славные труженики и участники Великой Отечественной войны – заслуживают отдельного рассказа, но в этой статье мы подробнее остановимся на судьбе Григория Гавриловича.
Надо сказать, что потомки этого огромного семейства до сих пор живут в Улитине и носят фамилию Заправсковы, хотя у некоторых она видоизменилась – в Заправские. Фамилия поменялась в связи с ошибками «писарей» при выдаче паспортов в 1930-х годах, что было довольно типично для сельских местностей. Путаница с фамилиями, безусловно, вина тех, кто выдавал документы.
Но вернемся к Агапову Григорию Гавриловичу.
Его родительская семья была старообрядческой, где детей воспитывали в строгости, учили грамоте. Григорий Гаврилович получил домашнее образование. С 1886 по 1891 год служил в царской армии унтер-офицером (старшим склада). Видимо, тогда и поменял он фамилию на «Агапов» (предположительно, в честь прадеда).
Женился Григорий на Прасковье Ивановне (1870 г.р., уроженка д. Улитино). До 1912 года работал на Корневской ткацкой фабрике мастером.
Григорий Гаврилович Агапов с женой Прасковьей Ивановной и детьми – Фёдором и Тимофеем, 1905 г.
Григорий Гаврилович был рукоположен во священники 29 января 1912 года архиепископом Иоанном (Картушиным) на приход храма Рождества Пресвятой Богородицы деревни Барская Дуброва (ныне Красная Дубрава).
Старообрядческие священники у Рогожского храма (протоиерей Григорий во 2 ряду, 5-й справа – с окладистой белой бородой). Фото 1913 или 1914 гг. из архива Нажесткина Владимира Павловича, Красная Дубрава.
По данным 1898 года в Барской Дуброве староверы-окружники собирались на молитву в молельни, расположенные в домах Якова Уткина и Мартына Нажёсткина. Эти моленные известны с 1883 года. Барско-Дубровская старообрядческая община была зарегистрирована 4 января 1908 г. В неё входили жители из деревень Барская Дуброва, Алексунино и Нажицы – Зуевской волости Богородского уезда.
Богородице-Рождественская церковь (фото 1.01.1909 г.).
Богородице-Рождественская церковь была построена в 1908 году на средства братьев Нажесткиных и Морозовых на земле, пожертвованной общине местным крестьянином Тимофеем Яковлевым Антоновым. Принадлежала церковь общине старообрядцев-окружников. По архивным данным Григорий Агапов 1 сентября 1914 г. был избран настоятелем храма в д. Улитиной. Но храм здесь не был построен, т.к. произошло объединение двух общин: Улитинской и Корневской. Церковь была построена в д. Корнево, а Григорий Гаврилович остался продолжать службу в Барской Дуброве. Ему помогал его старший сын Фёдор.
С конца 1920-х годов начались гонения на церковь. Священнослужителей обкладывали двойным налогом.
Г.Г. Агапов пытался спорить с Советской властью, говоря о том, что его дети служат в Красной армии и являются членами профсоюза, а вы (т.е. Советы) обкладываете их двойным налогом. Он просил о скидке на сельскохозяйственный налог, т.к. не пользовался землей.
В 1930 году братья Агаповы (дети Григория) вступили в колхоз, а в феврале 1933 их исключили из него, причина – «дети попа», так и записано в протоколе колхоза. Анализируя документы, можно предположить, что храм в Барской Дуброве закрыли примерно в 1934 году. В это время закрыли многие храмы в Орехово-Зуевском районе, в том числе, старообрядческую церковь в Ликино-Дулево, мотивируя тем, что в Язвищах есть старообрядческий храм вместимостью 250 человек, куда могут ходить верующие из Дулёво. Григорий Агапов стал настоятелем храма в Язвищах, куда он переехал на жительство вместе с женой.
В октябре 1937 года на отца Григория донесли.
Из протокола допроса свидетелей: «Летом 1937 года среди колхозников д. Язвище (Агапов) заявлял: коммунисты говорят, что церковь отделена от государства, и что большевики не вмешиваются в дела церкви. Это, конечно, ложь и обман народа. Вы, православный народ, посмотрите, сколько коммунисты накладывают на нас налогу, а также налогу на церковь. Жить сейчас стало невыносимо тяжело».
«В сентябре 1937 года среди жителей деревни заявлял: в Советском Союзе скоро будет революция, т.к. весь народ стал недоволен советской властью, а потому народ скоро возьмётся за оружие и свергнет гнет большевиков».
2 февраля 1938 года вынесено обвинение, которое звучало так: «Подозреваемый вину не признал. На основании показаний свидетелей обвиняется: в том, что, будучи враждебно настроенным к Советской власти и ВКП (б), проводил среди населения дер. Язвище контр-террористическую агитацию, провоцировал слухи о скором начале войны, опошлял Сталинскую конституцию, клеветал на материальное положение трудящихся СССР, высказывал контр-террористическое настроение по адресу членов ВКП(б) и советского правительства. Постановили: передать дело на рассмотрение тройки при Упр. НКВД МО. Арестованный содержится в Таганской тюрьме».
27.02.1938 г. Тройка приговорила его к расстрелу.
Приговор приведён в исполнение 7 марта 1938 года.
19 июля 1989 года Григорий Гаврилович Агапов был реабилитирован.
Фото Агапова Григория Гавриловича за несколько дней до расстрела.
Дом Заправсковых в деревне Улитино. У дома сейчас находится часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Ежегодно 9 июля у часовни проводятся два молебна. Первый молебен проводит РПСЦ в лице отца Михаила Егорова (старообрядческая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Павловском Посаде на ул. Интернациональной). Этот молебен длится больше часа. Потом приезжает батюшка из дер. Саурово (Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на погосте Уполозы) и тоже проводит молебен, который длится примерно полчаса. На оба молебна собирается много народа…
Поделитесь с друзьями