Из книги «Вохна древнеправославная»
Возвращение благодати
Материал в сокращении был опубликован в газете «Истоки» от 28.07.2007 г.
Виктор Ситнов
В начале XX века в старообрядчестве всего Богородского уезда, пожалуй, не было фигуры более популярной, чем директор компании Богородско-Глуховской мануфактуры коммерции советник Арсений Иванович Морозов. (Поясним, что это почетное звание было введено с 1800 года для преуспевающих купцов, занимающихся промышленным предпринимательством. Титул этот давал права чиновника VIII класса, в том числе право на личное дворянство.)
Арсений Иванович Морозов (Фото из архива Е.Н. Маслова)
А.И. Морозов как грамотный и рачительный хозяин пользовался доброй и заслуженной славой в торгово-промышленных кругах Московской губернии, но еще большую славу и популярность он приобрел как неутомимый старообрядческий деятель и благотворитель. На этом достойном поприще он как бы соревновался со своей именитой родственницей М.Ф. Морозовой, потратившей на «богоугодные дела» не менее десяти миллионов рублей.
Арсений Иванович щедро жертвовал деньги на приобретение земельных участков и стройматериалов для новых храмов, школ, больниц, приютов, ночлежных домов и т. п., дарил старообрядческим общинам походные церкви, колокола («звоны»), иконы, книги, необходимую утварь, содержал на свои средства учебные заведения.
В частности, полным или частичным иждивением Морозова были построены старообрядческие храмы в Богородске (1911), в дер. Большой Двор (1908), в Кузнецах (1909), Тимкове (1911), Никулине (1915), Корнееве (1916) и др. местах.
Корневская Христорождественская церковь во имя церковь Рождества в Большом Дворе Богородицы (не сохр.). Слева: Фото 1916 г. (журнал «Церковь»). Справа: 1930-е гг., снимок М.Б. Топольского
В полную собственность Куреневского женского монастыря добродетельный коммерции советник в 1912 году жертвует 13 десятин земли (из них 3 десятины леса) и походную церковь, за что получает в знак благодарности образ тезоименинного ему святителя Христова Арсения и памятный адрес с добрым пожеланием: «Да усугубит Господь лета Ваши на благо святой церкви и на общую радость всего старообрядчества». Арсения Ивановича очень трогали подобные подношения...
В 1909 году Морозов намеревается построить старообрядческий храм в богородской тюрьме, однако предводитель дворянства воспротивился этому. Кстати, при строительстве первой тюремной церкви во имя св. великомученицы Татианы (1898 г.) старообрядцы также приняли непосредственное участие: П.И. Милованова пожертвовала кирпич, а А.И. Морозов – иконы, исполненные в древнерусском стиле.
Будучи истинным сторонником просвещения, Арсений Иванович на собственные средства в 1908 году строит и 16 ноября открывает первое в Богородском уезде земское училище специально для детей старообрядцев (дер. Тимково). Его же иждивением подобные школы были построены затем в Кузнецах, Куровском и других деревнях.
Как почетный блюститель и постоянный попечитель старообрядческих училищ Глухова и Богородска Морозов заботится о подборе для них достойных преподавателей. Его иждивением в 1908 году издается «Старообрядческий учебный часовник», а в следующем – «Катехизис древлеправославной русской церкви», составленный старообрядческим законоучителем Богородского реального училища священником Михаилом Васильевичем Сторожевым. Книга эта, не утратившая актуальности и сейчас, переиздана (репринтно) в 1991 году с сохранением авторского посвящения: «Глубокочтимому и деятельному работнику на ниве духовного просвещения старообрядцев Арсению Ивановичу Морозову».
Открытие старообрядческих школ всегда становилось праздником и сопровождалось торжественным молебном с водосвятием, который заканчивался, как правило, «возглашением многолетия Государю, Государыне и всему Царствующему дому, о чем не лишенный честолюбия Морозов имел обыкновение сообщать в телеграммах «на Высочайшее имя» с благодарностью «за дарованную свободу молиться и учиться по древнему чину». Любопытно, что и Николай II, в свою очередь, тоже «милостиво благодарил» коммерции советника и местных старообрядцев «за вознесение молитв и выражение верноподданнических чувств».
В 1912 году, после смерти настоятеля московской старообрядческой общины Рогожского кладбища Елисея Тимофеевича Мелехина (родом из Богородского уезда), Морозов за 5 000 рублей покупает обширную библиотеку покойного (47 ящиков) и жертвует ее старообрядческому богословско-учительскому институту, который был открыт 10 сентября того же года.
У наследников Мелехина Арсений Иванович приобретает также ценный в историческом и художественном отношении походный храм, некогда принадлежавший известному старообрядческому деятелю, книгоиздателю, меценату и благотворителю К. Т. Солдатенкову (предки которого происходили из местной деревни Прокунино). Как историческую реликвию, Морозов устанавливает этот храм в специально построенном и освященном (в 1915 году) приделе церкви во имя св. пророка Захария в Богородске. О церкви этой, являвшейся настоящей архитектурной жемчужиной нашего края и возведенной также на средства Морозова (в 1911 г.), следует как-нибудь рассказать отдельно.
Но даже если бы Арсений Иванович не прославился созданием этого зодческого шедевра или своим знаменитым хором и широкой благотворительной деятельностью, имя его было бы вписано в историю старообрядчества одним лишь фактом постройки первого во всей православной России храма во имя св. благоверной великой княгини инокини-схимницы Анны Кашинской.
А.И. Морозов с участниками своего хора на фоне Захарьинской церкви. (Фото из архива Е.Н. Маслова)
Анна Кашинская (дочь ростовского князя Димитрия Борисовича и правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского) в 1294 г. вступила в брак с князем Михаилом Ярославовичем Тверским, страдальчески скончавшимся в Орде в 1318 г. (позже причисленного к лику святых, память 22 ноября). После смерти мужа Анна добровольно приняла монашество, проведя 50 лет в духовном подвиге самоотверженного служения Богу. Многострадальной инокине пришлось пережить еще гибель двух своих сыновей и внука, также убитых в Орде. (Сыновья святой Анны повторили исповеднический подвиг отца: Димитрий Михайлович (Грозные Очи) был убит в Орде 15 сентября 1325 года, а Александр Михайлович, князь Тверской, вместе с сыном Феодором – 29 октября 1339 года: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.).
Скончалась Анна схимницей в Кашинском женском монастыре 2 октября 1368 года, была погребена в Успенском монастырском храме и почиталась местно.
Мощи ее были открыты в 1649 году и оказались нетленны, обладая при этом великой целительной силой. Кашинцы помнили, как в польское лихолетье св. Анна незримо сохраняла их осажденный город от захвата и разорения. В 1649 году по благословению патриарха Иосифа на Соборе русских святителей было постановлено открыть ее мощи для всеобщего почитания и причислить благоверную княгиню Анну к лику святых Русской Церкви. 12(25) июня 1650 года при личном участии царя Алексея Михайловича мощи святой были перенесены из старого деревянного Успенского собора в каменный Воскресенский собор для поклонения.
Мощи Св. благоверной княгини-инокини Анны Кашинской находятся с 1993 года в Вознесенском кафедральном соборе города Кашина.
Однако уже в 1677 году (во времена главного гонителя старообрядцев – патриарха Иоакима) княгиня Анна была изгнана из сонма русских святых только за то, что «святые мощи ее почивают с рукой, сложенной двуперстно». Случай с деканонизацией святой благоверной княгини Анны Кашинской чудотворицы в истории русского православия беспрецедентный!..
Но, несмотря на строгий запрет и угрозу анафемы, правоверные русские христиане продолжали почитать св. Анну Кашинскую, получая от нее духовное утешение и исцеление. И лишь через 232 года церковное почитание св. Анны было торжественно восстановлено с согласия Николая II, внявшего народному волеизъявлению.
Своеобразным восклицательным знаком, завершающим это большое православное торжество (12 июня 1909 года) явилось решение известного всем богородского благотворителя А.И. Морозова – воздвигнуть каменный храм во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской. (Вообще, подобные эффектные поступки были в духе Арсения Ивановича...)
Красивый каменный храм был построен на земле, пожертвованной крестьянами дер. Кузнецы в невиданно короткий срок – за три месяца! Уже 15 ноября состоялся праздник, посвященный окончанию строительства. Крестный ход, а также редкое зрелище водружения крестов и поднятия колоколов собрали многочисленные толпы любопытствующих, завернувших сюда с Владимирского шоссе. Об этом знаменательном событии старообрядческая периодика того времени с радостью сообщала как о большой духовной победе русской древлеправославной церкви.
Редкий снимок из журнала «Церковь» (1909 г.), запечатлевший момент закладки церкви во имя свв. Тихона Амафусийского и Анны Кашинской в Кузнецах. В углу справа (в светлой одежде) – Арсений Иванович Морозов.
На снимке 1910 года: построенный храм.
Предметом особой гордости создателя храма и его общины были роскошный резной иконостас из мореного черного дерева, образа и фрески, выполненные в стиле мастеров Древней Руси.
На снимках: сохранившиеся фрагменты изначальных фресок храма. Современные фото.
Популярность нового храма была столь велика, что в праздничные дни он едва вмещал всех приходящих на богомолье или приезжающих специально послушать пение морозовского хора, часто бывающего здесь. Практически все старообрядческие епископы, заезжавшие в наш уезд, считали своим долгом непременно посетить первый и единственный в России храм св. Анны Кашинской. А в июне 1911 года кузнецовскую общину удостоил своим посещением первый иерарх русской древлеправославной церкви – архиепископ Иоанн.
(Заметим, что храм, посвященный русской святой, был первым и единственным не только в нашем Богородском уезде, но и во всей Московской губернии, да и ближайших тоже. Только в Петербурге на Б.Сампсониевском проспекте в новостроящейся двухэтажной церкви, возводимой в память рождения Цесаревича Алексия, лишь после восстановления церковного почитания благоверной княгини, и возможно, «в противовес» кузнецовскому древлеправославному храму, вскоре главный придел был освящен во имя св. Анны Кашинской. И по сей день подобных храмов в России всего два).
Для местного старообрядчества новый храм в Кузнецах скоро стал настоящим центром духовного просвещения. Здесь была сформирована замечательная библиотека. Иждивением А.И. Морозова и заботами председателя общины Ф.А. Детинова в 1912 году открыта частная школа для детей старообрядцев. Конторщиком здешней фабрики М.Е. Осетровым были организованы прекрасный церковный хор и детская школа древнерусского знаменного пения.
Увы, но этот духовный центр, одно из любимейших детищ Арсения Ивановича, разделил в советское время печальную участь всех остальных старообрядческих святынь нашего края – он прекратил свое существование. Был там и клуб и разные производства, а в начале 1990-х годов в изуродованном до неузнаваемости здании бывшего храма цех филиала МПО «Красная лента» шил солдатские галстуки...
Изначальный и недавний (2007 г.) виды храма св. Анны Кашинской в Кузнецах
Мечта местных старообрядцев – возродить свою знаменитую святыню долго разбивалась о нашу жестокую действительность, в которой материальное все больше доминирует над духовным, и до начала нового, третьего тысячелетия, не находилось места храму во имя святой Анны. А ведь Анна означает Благодать...
Но, наконец, подвигнутый Божиим промыслом и патриотическими чувствами, один из самых заметных предпринимателей-благотворителей нашего района Владимир Викторович Ковшутин, в собственности которого было бывшее церковное строение, принял достойное (в духе лучших традиций старого российского предпринимательства) решение о передачи здания старообрядческой Митрополии.
Уже в 2001 году старообрядческим священником Михаилом Егоровым с помощью прихожан корневского храма во имя Рождества Богородицы в помещении был наведён порядок и даже отслужен молебен в день прославления св. Анны Кашинской – 25 июня.
Фотоснимки с молебна в храме св. Анны Кашинской 25 июня 2001 г.
Однако юридическая бумажная волокита, дополнительно осложнённая другими субъективными обстоятельствами, на целых шесть лет задержала процесс передачи здания.
И вот, к радости местных древлеправославных христиан, в понедельник, 25 июня 2007 года, в день 98 годовщины возобновления прославления св. Анны Кашинской, в здании посвященного ей храма, вновь состоялось торжественное богослужение.
Торжественный молебен с водосвятием совершил первый иерарх Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и всея Руси преосвященнейший Корнилий в сослужении со священниками: о. Константином Лукичевым (Орехово-Зуево), Михаилом Егоровым (Павловский Посад) и Димитрием Коклеевым (Большие Дворы), а также чтецом Михаилом и свещеносцем Антонием Егоровыми.
После окончания службы митрополит Корнилий, обратился к собравшимся со словами поздравления, духовного наставления и напутствия. Первые лица и гости обменялись мнениями по поводу происходящего события. Огромная благодарность и единодушная признательность была высказана в адрес В.В. Ковшутина с пожеланием, чтобы он и дальше продолжал деятельно участвовать в восстановлении православной святыни, (закрепленной за корневской старообрядческой общиной Павловского Посада).
После торжественного молебна в храме св. Анны Кашинской 25.06.2007 г.
Было высказано мнение, что в нынешнее трудное и больное для России время (или безвременье) возрождение на нашей земле древлеправославного храма, посвященного именно русской святой Анне Кашинской, почитаемой в народе как чудотворицы, имеет особый смысл и звучание.
Участники торжества (слева направо): В.В. Ковшутин, митрополит Корнилий, священник о. Михаил Егоров, глава Кузнецовского сельского поселения В.М. Суслов, настоятель андроновского Христорождественского храма о. Димитрий Коклеев.
Дай Бог, чтобы с возрождением этой православной святыни на павловопосадской земле прибавилось Благодати.
«Святая благоверная преподобная великая княгиня инокиня Анна, моли Бога о нас!».
Церковь в Кузнецах сегодня
Праздничная служба в возрождённом храме св. Анны Кашинской с новым настоятелем о. Евгением Кузнецовым, 25 июня 2016 г.
Храм был торжественно освящён митрополитом Московским и всея Руси Корнилием в сослужении шести священников 30 октября 2016 г.
Поделитесь с друзьями