Выпускник Императорского Строгановского училища Александр Иванович Звонилкин
О талантливом художнике-старообрядце из деревни Корнево Игнатьвской волости
В. Пак
Известно, что в начале XX в. лучших выпускников Ремесленного класса резьбы по дереву и иконописи по финифти в Ростове Ярославской губернии направляли на учёбу в Строгановское Императорское художественно-промышленное училище, как складывалась их дальнейшая судьба, проследить довольно сложно. Но вот судьба одного из выпускников Строгановского училища, хотя и не имевшего вплоть до 1904 г. никакого отношения к Ростову, впоследствии была тесно связана с городом.
Александр Иванович Звонилкин (1883-1938) оставил заметный след в истории Ростова. Деятельность его, хотя и попадала в поле зрения некоторых исследователей, но по-прежнему остаётся малоизученной. Между тем вклад в развитие ростовской финифти и художественного образования города А.И. Звонилкина весьма значителен, чем и обусловлен наш интерес к его личности.
Александр Иванович Звонилкин – уроженец деревни Корнево Игнатьевской волости Богородского уезда Московской губернии. В фондах РГАЛИ хранится личное дело А.И. Звонилкина, в котором имеется прошение его отца крестьянина Ивана Львовича Звонилкина «...о допущении моего сына Александра к занятиям рисованием в Строгановском училище в качестве любителя рисования», и удостоверяется подписью обязательство вносить «установленную плату за пользование оригиналами, материалами и советами преподавателей» от 31 июня 1895 г. Спустя два года появляется аналогичное заявление о принятии сына в число учеников. В личном деле также сохраняется свидетельство («приговоръ») с постоянного места жительства ученика из деревни Корнево Московской губернии Богородского уезда Игнатьевской волости (в настоящее время г. Павловский Посад Московской области, ул. Корневская,) за подписью и печатью сельского старосты И. Ларионова. По мнению М.Б. Чернышевой, это «край старообрядцев, место светлейшее, уровень грамотности местных крестьян там был очень высок». В другом документе архива есть список учащихся училища, в котором значится и А.И. Звонилкин, в графе на вопрос «в каких учебных заведениях обучался», ответ: «домашнее», а «вероисповедание» – «стар.», что означает старообрядец.
Александр Иванович в Строгановском училище обучался в 1895-1897 гг. в качестве любителя рисования, в 1897-1903 гг. прослушал полный курс наук и художественных предметов. Учился он хорошо, в 1898/1899 учебном году по классу сложных орнаментов получил первую награду. Номинации наград распределялись отдельно по классам – рисованию сложных орнаментов, частей лица, головы, фигуры, натурщика и др.
Диплом А.И.Звонилкина
Вместе с Александром Ивановичем Звонилкиным в выпускном классе обучался известный впоследствии ювелир Фёдор Яковлевич Мишуков. создатель Мастерской по реставрации художественного металла при BXHPЦ. и другие представители известных в мире русского искусства фамилий. Александр Иванович в 1903 г. окончил, как отмечено в дипломе, с успехом полный курс наук и художественных предметов и получил звание учёного рисовальщика «со всеми правами, присвоенными сему званию». Такой диплом давал право «на занятие должностей преподавателей рисования и чистописания в низших и средних учебных за ведениях».
После окончания училища А.И. Звонилкин приехал в Ростов предположительно потому, что был дружен с семьей Савиных (первые годы он жил у них в доме на ул. Окружной напротив гимназии).
Вскоре он познакомился с Надеждой Алексеевной Дубовой их брак состоялся в 1908 г. В 1911 г. у них родилась дочь Вера (после окончания десяти классов средней школы она поехала учиться в Москву в театральное училище им. М.С. Щепкина и стала актрисой).
В 1918 г. в семье Звонилкиных появился сын Александр (учился в Костромском текстильном институте, участвовал в Великой Отечественной войне, а после войны окончил заочный институт, работал на заводе «Калибр» в Москве).
А.И.Звонилкина в 1910-е годы
А.И. Звонилкин сначала преподавал рисование в общеобразовательных школах города, затем в Ремесленном классе рисования, иконописи и резьбы по дереву в 1907-1910-е гг. В 1919-1929 гг. заведовал Учебно-показательной финифтяной школой (далее УПФШ), после остался в школе в качестве преподавателя.
В 1920-е гг. Александр Иванович руководил также Ростовской художественной студией изобразительных искусств. В 1938 г. он был арестован по доносу. Говорили, что виной всему был рассказанный политический анекдот. Весной 1938 г. в 55 лет жизнь его трагически оборвалась. По официальному заключению, он скончался в ярославской тюрьме от сердечной недостаточности, и был похоронен на Туговой горе в Ярославле. Реабилитация пришла лишь спустя двадцать лет.
* * *
Среди заметных работ Звонилкина начала ХХ века – галерея портретов купцов-благотворителей и общественных деятелей Ростова (в их числе известнейший благотворитель А.И. Кекин). Мемориальная портретная галерея, выполненная в 1910-е гг. по заказу Ростовской Городской Думы, состоит из восьми портретов. Большинство из них написаны по фото или другим изобразительным материалам, но глядя на них, а в особенности на то, как исполнены лица портретируемых, появляется ощущение, что написаны они с натуры, в них отразилось умение автора строить форму, передать живость взгляда. Артистизм кисти и свободная манера письма присущи живописным работам художника. В собрании ГМЗРК находятся также полотна «Царь Иван Грозный любуется Василисою Мелентьевой» и «Безработные в ночлежке». В домашней коллекции потомков А.И. Звонилкина хранятся ещё несколько картин и графических портретов, последние отличаются живостью и тонко подмеченным сходством,
Ростовский купец Алексей Леонтьевич Кекин пожаловал городу громадное состояние на устройство мужской гимназии, университета, водопровода и дальнейшее развитие. Ростовская городская управа в 1914 г. заказала А.И. Звонилкину проект памятника А.Л. Кекину, который предполагалось отлитъ в С.-Петербурге на художественной бронзолитейной и гальванопластической фабрике А. Морана и установить напротив гимназии.
В короткий срок Александр Иванович изготовил из гипса два варианта бюста и предоставил проект постамента. Проект памятника в целом был одобрен специальной комиссией Императорской Академии художеств. В городе был объявлен сбор пожертвований на отливку памятника в бронзе, но Первая мировая война остановила это благое дело. Оба бюста из гипса хранятся в ГМЗ «Ростовский кремль» – это не просто попытки слепить мемориальные портреты, но творческие скульптуры, отличающиеся мастерством исполнения. Известно, что А.И. Звонилкин очень серьезно относился к скульптуре, Он справедливо считал ее основой в системе художественного образования и уделял занятию скульптурой много времени (его сын вспоминал, что отец часто его просил позировать для своих скульптурных работ).
Будучи преподавателем Ростовской мужской гимназии им. А.Л. Кекина, Александр Иванович Звонилкин участвовал в выставках, конкурсах и аукционах, состоял членом Московского общества любителей художеств. Сохранилась переписка его с обществом 1914-1915 гг., в которой есть упоминания о продаже картин А.И. Звонилкина на конкурсах, проводимых обществом. Он был также активным членом Ярославского областного Союза художников. В частной коллекции семьи его московских родственников хранятся живописные и графические произведения.
Из неопубликованных воспоминаний сына стало известно, что A.И. Звонилкин проектировал некоторые постройки в городском саду Ростова, Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области удалось обнаружить документальное подтверждение тому, что А.И. Звонилкин действительно проектировал постройку нового «музыкального павильтона. в городском саду г. Ростова вместо пришедшей в ветхость и полную негодность музыкальной беседки.
В 1911 г. Ростовская городская управа вела переписку с неким И.А. Комаровым об устройстве музыкального павильона на сумму 873 руб. 50 коп. по плану и рисунку А.И. Звонилкина. К сожалению, вместе со сметой расходов от 18 марта 1911 г. не сохранились чертежи или рисунки А.И. Звонилкина, имеются лишь краткие описания работ, перечень требуемых материалов и письменное обязательство подрядчика о том, что постройка будет осуществляться «согласно плана и рисунка А. Звонилкина». Это было деревянное сооружение в современном стиле, с тумбами и балясинами, украшенное наличником из резного теса.
Весомый вклад внёс А.И. Звонилкин в развитие финифтяного промысла в |Ростове. Он был преемником куратора «художественной части» УПФШ Сергея Васильевича Чехонина (1914-1917 гг.). Хорошо известны влияния C.В.. Чехонина на ростовскую финифть второй половины 1910-х и последующих лет, а вот новое, совершенно отличное от предыдущего художественное направление, привитое А.И. Звонилкиным, практически неизвестно. Между тем, его деятельность была высоко отмечена современниками: на Первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве 1923 г. ему был вручен диплом признательности, а руководимая им Учебно-показательная финифтяная школа получила диплом второй степени. В этом, несомненно, сказалось полученное им в училище образование, приобретенное навыки работы в разных стилях и современных формах. Специально для выставки был разработан значок-брошь «На память о первой сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке СССР». В фондах ГМЗРК не сохранилось сведений о его авторе, но на основании сказанного выше, им был А.И. Звонилкин.
Эмалевый значок-брошь. 1923 г.
Вопросу атрибуции коллекции УПФШ 1920-х гг., периода заведования школой А.И. Звонилкиным, посвящены некоторые статьи. В середине 1910-х гг. в мастерской изготавливали объемные предметы из меди покрывали их с обеих сторон эмалью. Формы и декор их весьма напоминал изделия из фарфора или фаянса. В 1920-е гг. от сплошного покрытия металла эмалью отказались, видимо, по причине немалых технологических трудностей, и в 1920-х гг. лишь только отдельные эмалевые пластины монтировались на гранях изделий. Кроме иного построения формы мы наблюдаем также иное решение декора: теперь мастер избегает белого фона эмали, «маскируя» его тёмным хорошо кроющим цветом. Меняется стиль вещей, уже нет чехонинской утонченности и изысканности, но появились устойчивые крепкие пышные декоративные орнаменты в русском стиле. В декоративной росписи прослеживается созвучная своему времени стилевая ориентация: модерн с его плавными «обтекающими» формами и изысканностью декора, неорусский стиль с сочным орнаментом, восходящим к древнерусскому узорочью, созвучный подчас фресковым росписям и изразцам.
В творческой лаборатории Учебно-показательной школы, руководимой в 1920-е гг. Александром Ивановичем Звонилкиным, внедрялись также атрибуты новой государственной символики как формальные и стилистические признаки зарождавшегося нового стиля. Появление новой стилистической ориентации, несомненно, является его инициативой. Выпускник Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, он, несомненно, хорошо усвоил курс «проектирования в разных стилях и в современных формах», что соответствовало программе обучения училища.
Летний павильон Артистического кружка. Открытка. Не ранее 1911 г.
Благодаря полученным за годы учебы навыкам и собственному таланту, он создал новые образцы для финифти, разительно отличающиеся от предшествующих изящных эстетских чехонинских эмалей с гирляндами и цветами. Предположение, что именно А.И. Звонилкин разработал новые образцы, находит убедительное подтверждение и в том, что новые произведения учеников, представленные в 1923 г. на Первой Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве, были высоко отмечены выставочным комитетом, а в дипломе признательности фигурировала формулировка: «за восстановление умиравшего промысла и композицию рисунков для финифти». Несколько позже по этим эскизам делали и другие выставочные экспонаты. В делах ростовского архива есть упоминания о том, что рамки для фотографий, чернильные приборы, ножи для резания бумаги изготавливались для выставок (например, в Ростовском и Ивановском музеях) и тиражировались небольшими сериями; более того, разработка им новых видов была включена в программу обучения, составленную A.И. Звонилкиным.
Дом № 51 на ул. Окружной. Фото середины XX в.
Талантливый художник-живописец, скульптор, архитектор Александр Иванович Звонилкин более тридцати лет преподавал в Ростове специальные художественные дисциплины, заведовал финифтяной школой-мастерской и, наконец, был организатором ростовских художников. Его незаурядная художественная натура получила профессиональную огранку в стенах прославленного Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, благодаря чему он смог оставить заметный след в истории искусства Ростова Великого первой трети XX в.
Поделитесь с друзьями