«Если мы не будем беречь святых страниц своей родной истории, то похороним Русь своими собственными руками». Епископ Каширский Евдоким. 1909 г.

19 марта 2011 года

Аннотации Щёлково

2011 г . – год Италии в России

Кто такие Фрязины и почему в их память названы 6 селений в Подмосковье, два у Вологды и одно во Владимирской губернии

Георгий Ровенский, groven @ rambler . ru

2011 год – год Италии в России и России в Италии. Хороший повод вспомнить о Фрязинах.

В 1471г. ИВАН III послал своего «денежника» итальянца Ивана Фрязина в Рим для сватовства бывой византийской принцессы Зои Палеолог (Византия пала под натиском османов в 1453г.). Через год невеста со своими многочисленными греческими и итальянскими спутниками прибыла в Москву, приняла православное крещение и стала Великой княгиней Софьей. Так началось в Московии «время фрязинов».

В Московской Руси итальянцев звали фрязями или «фрязинами». Летопись сохранила многие имена этих фрязинов – строителей церквей, Кремля и многих других крепостей, оружейников и монетчиков, мастеров своего дела. Первый Контакт Московской Руси с Европой оказался весьма плодотворным.

 

Россия и Европа - сотрудничество или особый путь?

Споры о путях России начались не сегодня. Они идут страстной чередой сквозь столетия, ни в чем не убеждая последующие поколения, ибо каждое из них считает свой выбор истинным и судьбоносным.

Раскинувшись на приграничье Европы и Азии Русь вырабатывала свой пограничный менталитет особой чуткости к опасности и Европы, и Азии. Вместе с тем караваны купцов, этих носителей дальних культур, пересекали необъятные российские равнины, препятствуя тенденции правящего окружения к самоизоляции.

Спор Азиатской Москвы и Европейского Новгорода, этой российской Ганзы, продолжается и сегодня на страницах газет и в реалиях промышленно-торговых связей. Многие политологи продолжают считать, что Россия, как незаконнорожденное дитя Европы и Азии, не может нести особый евроазийский крест, а должно примкнуть к одной из стремительных ветвей прогресса - Европейской или Азиатской.

Азия за три века контакта с Европой не сумела (не захотела ли?) тогда перенять европейский дух непрерывного обновления. Ее громадный континент все еще сторонится свободного процесса «Ганзейского» развития и лишь на дальних подступах к континенту, на границах Азии с теплыми морями «пошел процесс». Это и взлет Японии, и успех Тайваньского Китая, и стремительный прыжок «азиатских тигров», Сингапура и Гонконга, и всех свободных экономических зон Китая.

Но для этого успеха понадобилась жесткая самоизоляция этих регионов от политического и экономического влияния азиатского континента. Там же, где этой изоляции не было, дух громадной неторопливой Азии сохраняет свое влияние.

Прошедший в 1991 г . быстрый процесс десоветизации страны сделал Россию более защищенной как от азиатского влияния, так и от Европы. Новые государства легли меж Россией и Европой, Россией и Азией, и снова встал вопрос о выборе пути.

«Белые» стремятся представить прошедшие 75 лет советской жизни как этап развития насильственно привитого к российскому древу жизни эмбриона европейской социальной утопии. «Красные» считают, что советский эксперимент удался, а отдельные уродливости не страшнее уродливости альтернативных путей развития. Но и те, и другие - за свой особый путь России, отличный от западного.

 

Шесть контактов

Вдумчивый наблюдатель исторического мирового процесса заметит несколько особенностей развития России. Контакты с Европой усиливали ее государственность и величие, причем эти процессы шли почти естественным путем. Самоизоляция же от Европы приводила к долговременным смутам. Европейские присадки во времена даже недолгих контактов модернизировали Русь быстрее, чем ее собственные усилия в изоляции.

 

ПЕРВЫЙ КОНТАКТ, норманнский , произошел в середине первого тысячелетия. Он дал славянским племенам государственность и соборность - Союз варяжско-славянских государств от Новгорода до Киева.

 

ВТОРОЙ КОНТАКТ, византийский , принес на Русь христианство как основу общекорневой европейской духовности.

Потом кочевая волна Азии разделила Русь на две части: вассально-зависимый улус Золотой орды и свободное от Орды Русско-Литовское государство. Граница между ними пролегла всего в 150 км к западу от Москвы.

Историки царской и советской России не признавали другой истории России кроме истории Московской Руси. В сей направленности сформировалось историческое мировоззрение многочисленных поколений. Не станем отходить от этой многовековой ошибки и мы, так как не знаем этапов развития таких крупных государств как Новгородского, Тверского и Рязанского.

Московская Русь впала в долгую самоизоляцию от Европы, поскольку ближайшая громада Русско-Литовского государства вызывала у Москвы естественную пограничную враждебность данника Орды к свободному государству. Кроме того, открывшиеся обширные рынки Азии скомпенсировали с избытком потерянный рынок Европы.

 

ТРЕТИЙ КОНТАКТ, московско-итальянский, произошел только после ослабления мертвой хватки Азии на горле России. Русь возобновляет практику династических браков с государствами Европы, начатую еще Киевской Русью. Первое такое свадебное посольство ИВАН III отправляет в далекий Рим к племяннице последнего византийского императора Зое Палеолог.

Этот третий контакт, италийский, известен большинству предсказанием развития Москвы как третьего Рима, явлением могучего крылатого двуглавого византийского орла на гербе и на просторах России, превращением Московского княжества в Царство Российское. Мало известна ПРИЧИНА этого небывалого усиления России.

 

Прогрессорская, научно-техническая, главная сторона этого контакта, оставлена историками (по разной причине, царскими и советскими) в тени.

По счастливой случайности, которая для ищущих - закономерность, этот третий, италийский, контакт пришелся на время Ренессанса, больше известного россиянам как эпоха титанов Возрождения Леонардо да-Винчи и Микеланджело. Время Позднего Возрождения родило сотни талантов: скульпторов и архитекторов, художников и инженеров, многогранных мастеров великой эпохи - их влияние и работа затронула почти все государства Европы.

На Руси их прозвали «фрязинами», как звали до этого всех выходцев из Италии, в отличие от французов - франков, фрагов.

Именно от этого прозвища произошло и название подмосковного поселения Фрязино, оправдавшего свое название техническими подвигами и в 18, и в 19, и особенно в 20 веке, когда электронград Фрязино стал центром российской специальной электроники и принял грандиозное участие в научно-технической экспансии СССР.

Неожиданное стремительное (до гипертрофии) расширение Руси в десятки раз при ИВАНЕ III объединило вокруг Москвы множество княжеств и земель и не могло не вызвать в следующем поколении теории особого пути развития России как богоизбранной страны. Как итог, такая теория потребовала самоизоляции, многочисленных казней, первой великой смуты, фигуры ИВАНА IV Грозного, чей призрак являлся среди потомков, неоднократно подменяя Величие Духа и Добрососедства Величием Жестокости, Силы и Страха.

 

До ЧЕТВЕРТОГО КОНТАКТА Россия прошла через великие потрясения смутного времени, столетнего накапливания новой царской династией, РОМАНОВЫМИ жажды разрушения «железного занавеса».

Петровская Россия - результат этого нового страстного прелюбодеяния (после длительного воздержания) с политикой, наукой и техникой Европы. Только четверть столетия отпустила эпоха на этот «брачный» союз. Помолодевшая Россия, одевшаяся в красно-зеленые мундиры преображенцев, будет ждать потом почти полстолетия восшествия в этом же мундире на престол ЕКАТЕРИНЫ II, чтобы начать длительный полуторастолетний ПЯТЫЙ КОНТАКТ.

Снова Русь ощутила себя великой дочерью Европы, снова ее сыновья на учебе во всех древних западных странах континента.

В XIX и XX века Россия входила Европейской страной. Европейский научный и финансовый капитал, новые евротехнологии стали важным дополнением к российской предприимчивости, российскому капиталу и российской талантливости. Была ли Россия способной ученицей, рассудят историки 3-го тысячелетия.

 

Сегодня, в начале ШЕСТОГО КОНТАКТА (речь идет о 1988 г ), на пороге открытых границ и начала тысяч экономических дорог, россиян, как и в прежние столетия, стращают этими контактами. Мой рассказ о давнем Третьем контакте носит явно пропагандистский характер в пользу Шестого контакта, поэтому особо предубежденному читателю лучше отложить его в сторону.

 

В начале Третьего Контакта

В начале его стоит фигура Аристотеля Фиорованти из Болоньи - искусного инженера, строителя и архитектора, прибывшего 525 лет назад в Москву для исправления Успенского собора, построившего его заново. Заодно он был замечательным пушечных и колокольных дел мастером, командующим артиллерией Московского войска, да и Главным инженером Руси (мосты и планы крепостей). Вот такими титанами оказались простые мастера Возрождения на российской земле.

Фиорованти был приглашен для исправления Успенского Собора Кремля, но оказал очень сильное влияние на все развитие Московской Руси. Последующие «фрязины» только усилили и закрепили плодотворное взаимодействие двух культур. Были они из Милана, Болоньи, Венеции и др. городов Северной Италии.

«Время Фрязинов» заняло почти шестьдесят лет с 1472 по 1532 гг.

Нет сомнения, что свое необычное имя наш город Фрязино, прямо или косвенно, получил от прозвища этих итальянцев - «фрязинов», посланцев эпохи Возрождения.

 

Создатели ВПК Руси

Первый научно-технический контакт Москвы с европейской инженерной мыслью и технологией оказался плодотворным. Фрязины возводили церкви и соборы, вводили старинные римские строительные технологии, ставили кирпичные и пороховые заводы, пушечные дворы в Москве, в Вологде и ряде городов, лили пушки и колокола, строили крепости в Москве, Новгороде, Ивангороде, Туле, Пскове, Нижнем Новгороде.

Именно c их помощью и при их участии был создан в 1480-1530 гг. мощный Военно-промышленный комплекс. ВПК позволил Москве не только объединить (в большинстве случаев демонстрацией этой новой своей военной силы) многие русские княжества и государства, но и уже возросшей объединенной силой победить и могучую некогда Орду.

Возможно, это и было главной целью фрязинов - создание Руси, как сильного противовеса исламскому миру.

 

Селения и российские фамилии

Немалая роль «фрязинов» и в передаче духа Возрождения культуре Московии (строительство более 40 церквей и соборов, обучение архитектурному искусству, иконописи).

Прозвище Фрязины на столетия стало модным, несколько дворянских родов получили эту фамилию. По традиции получили эти прозвище и особые умельцы мастеровые российские люди, первопоселенцы новых деревень. Немалое число и духовных лиц с гордостью носили эту фамилию - на кладбище в Жегалове вы увидите плиты двух Фрязиновых из духовного сословия.

Как память той фрязиновской эпохи остались названия селений:

шесть селений в Богородском уезде

1. Фряново в Щелковском районе (ранее - Фрязиново, Френево тож),

2. Френево Старки тож (около Фрянова за болотами, в Ногинском районе),

3. деревня, затем город Фрязино,

4 д. Ново-Фрязино, образованное переселением деревни Фрязино, занимаемой заводом «Радиолампа» на 1 км северо-восточнее.

5. д. Фрязино у Гжели,

6. пос. Фрязево, железнодорожная станция, переименованная из Степановки и Гжели в 1920-х гг. по фрязинскам складам на Владимирской дороге (фарфоровая посуда фабрики деревни Фрязино у Гжели).

два селения в Вологодской губернии

7. с.Фрязиново в 70 км к З. от Вологды,

8. с.Фрязиново, бывшее дворцовое село рядом с Вологдой (вошла в его состав, как Фрязиновская набережная, а теперь и это название исчезло). В 1480 г . в год нашествия хана Ахмата на Русь (1480) отослал в Вологду царь Иван III все самое дороге – казну и свою царицу Софью (Палеолог) с ее свитой – фрязинами. В Вологде Павлин Фрязин (Паоло Дебоссис) слил пушку в 2 тысячи пудов.

9. Да одно селеньице Фрязино на Клязьме ниже Владимира.

 

Подробности - в готовящейся книге «Время Фрязинов».

Поделитесь с друзьями

Отправка письма в техническую поддержку сайта

Ваше имя:

E-mail:

Сообщение:

Все поля обязательны для заполнения.