Ж-л «Щёлково», №2, 1999, С.3-5.
Щёлковская земля. Дороги
В.Н.Лисовая, Директор Щелковского районного историко-краеведческого музея.
Дорога - мир особый, увлекающий сменой впечатлений, отвлекающий от будничного однообразия.
Дорога дороге рознь. Есть трассы, проселки, шоссе... Есть новые, удобные, благоустроенные, с гладким покрытием. Есть дороги, хранящие память о былом.
В Щелковском районе много дорог - и новых, и старых. Всем нам они дороги, так как связаны с нашей жизнью, с жизнью народов. Особый интерес представляют древние дороги края. О них наш рассказ.
В стихотворении щелковского поэта И.В.Рудакова "Сказ о городе Щелково" говорится:
Там, где в годы стародавние
Жили кривичи да вятичи -
Наши пращуры славянские,
Два пути сошлись, скрестилися.
По воде спешил один из них, -
Торопился другой посуху...
Какие древние сухопутные дороги проходили по территории щелковской земли?
Древняя хомутовская дорога
В далеком прошлом, в 1162 году, князь Ю.Долгорукий основал в Ополье город, получивший название Юрьев-Польский. Попасть в него можно было через Абрамцево - Супонево - Хомутово - Сабурово - Богослово - Орлово - Воря (с. Воре-Богородское) - Петровское - Пареево - Юрьев-Польский. По исследованию краеведа М.Федорова появление древней дороги относится к 1341 году.
По названию сел Хомутово и Супонево можно предположить, что здесь, по-видимому, в далекие от нас времена занимались изготовлением хомутов, супоней и ремневых принадлежностей. Ведь именно лошади были главной тягловой силой на сухопутном и водном (клязьминском) путях.
Хомутовский тракт в течение 5-6 веков был основной дорогой, соединявшей наш край с Москвой.
В одной из меновых и жалованных грамот 1380-1383 гг. князя Ивана Калиты впервые сообщается:
"...от великого князя Ивана Васильевича Захару Зубову. Бил ми челом Троицкий Игумен Сергиева монастыря Спиридон с братьею, а сказывают, что дел оу них их село Скнятиковское да Едичеевское на Кинелском Уезде и деревни тех сел; и на те деи у них села и деревни пролегала дорога не пошлая - хомутовская; да ставятся деи в тех селах и деревнях мои бояре, и дети боярские и всякие ездоки, да корм себе и конем силно через грамоту мою, великого князя..."
О чем сообщает этот документ?
При князе Иване Калите хомутовская дорога была довольно-таки бойкой. По ней перевозились разные товары, что привлекало разбойников и грабителей. Многие ездоки вместе с товарами теряли и свои жизни. Посему, в целях безопасности движения по дороге Иван Калита назначает в указанном селе и на других участках "Хомутовки" приставов. Конечно, княжеское повеление не охладило пыла разбойников. Даже сам князь не отваживался ездить по этой дороге.
В конце XVIII в., в связи с зарождением и развитием ткачества в Щелковском крае, появляются про-мышленные центры: Фрязино, Гребнево, Назимиха, Трубино.
Особое значение приобретает Гребневская волость. В конце XIX в. в крупный промышленный центр превращается и деревня Щелково. Все это приводит к тому, что в 1897 году вступает в действие Гребневское и Фряновское шоссе, соединившие деревню Щелково с выделившимися ткацкими промышленным центрами.
Древняя "Хомутовка" потеряла свое прежнее значение и была переведена в разряд проселочных дорог. Основной транспортной артерией края становится Ново-Хомутовский тракт: Фряново - Гребнево - Щелково.
Фряновское шоссе проходило по селениям: Щелково - Ново-Чижово - Назимиха - Фряново. От Фряновского шоссе - через деревни Мосальскую, Петрищи, Огуднево, Каблуково, Трубино до села Гребнево начинает функционировать Гребневское шоссе.
Стромынский тракт
Эта древняя дорога существовала, предположительно, до первого летописного упоминания о Москве (до 1147 г .). Она тесным образом связывала наши земли с Суздалем. Название дороги происходит от села Стромынь (Остромынь), находившегося в Черноголовской волости. Путь вел из Москвы через Измайлово и Щитниково, Ледово, Медвежьи Озера, Анискино, Райки, Громково, Мизиново, Фомино (Черноголовка), Коровицыно (с.Стромынь), а затем через Киржач в Юрьев-Польский.
По сведениям М.С.Баева дорога буквально примыкала к современному Щелковскому шоссе. Разветвление проходило в районе Медвежьих Озер (примерно в 100 метрах от современной дороги). По ней ездили купцы, иноземные гости, ямщики, ходили и пешеходы. Стромынский тракт так же, как и "Хомутовка", привлекал к себе разбойников, учинявших налеты на проезжающих.
В 1873 г . все дороги приобрели охрану и надзор за безопасностью движения. Однако разбои и грабежи продолжались. Возможно поэтому, вдоль дороги жители Щелковского района находят сегодня клады, спрятанные второпях в давние времена.
Сегодня Стромынская дорога - это Щелковское шоссе, отходящее от Московской кольцевой автодороги и имеющее протяженность 17 км . Из всех 13 радиусов - Щелковское шоссе - самое короткое. Однако память о Стромынском тракте живет. До сего времени в Москве и Суздале сохранились улицы с названием "Стромынка".
Троицкий тракт
Само название дороги указывает на направление к Троице-Сергиевой Лавре. Она начиналась из города Богородска (нынешнего Ногинска) и далее через деревню Душоново, Огуднево и Петровское вела в Сергиев Посад.
Это - дорога паломников, шедших на поклон к Сергиевым мощам. Сам преподобный Сергий Радонежский обходил пешком всю срединную Русь. А повелось это еще от апостолов, которые "вослед самому Христу, от села к селу, от города к городу шествовали пешим ходом". На Руси же это правило своим примером установил преподобный Сергий. В последующие века многие верующие - простые и знатные - совершали паломничество в Троице-Сергиев монастырь. Известны случаи, когда пешком из Москвы до Лавры ходили и царственные особы:
- царь Алексей Михайлович (дважды совершал паломничество);
- царица Елизавета Петровна;
- царица Екатерина II .
При царе Алексее Михайловиче стали традицией царские походы к преподобному Сергию в строгом порядке: открывал шествие отряд стрельцов с блестящими алебардами. За ним - царская карета на высоченных колесах, запряженная шестью или большим числом рослых лошадей. По сторонам - верховая царская стража. Двигались медленно, шагом. Царица и все члены царской семьи ехали в карете поменьше за царем, а уже за ними, в крытых повозках, в предусмотренном порядке следовали государственные и придворные чины, женщины. Заключал поезд длинный обоз с разной утварью и съестными припасами.
Любопытный способ сходить пешком на богомолье придумала дочь Петра I - Елизавета Петровна. В сопровождении большой свиты она доходила до заранее намеченного места, где ее ждал экипаж, который отвозил ее обратно в Москву. На следующий день ее привозили к тому же месту, куда она пришла накануне. Оттуда она продолжала свой путь пешком дальше, а затем вновь возвращалась в Москву. Так длилось до тех пор, пока она не дошла до Лавры... Много паломников было и среди простых людей.
Сегодня по дороге бесперебойно следует транспорт, оставляя поток пыли, грязи, травя пешеходов загазованностью. Потому, если и совершает кто-то паломничество, то на машине, автобусе, электричке... Но это уже не паломники.
Владимирский тракт
С ним связан Фряновский куст селений, по территории Щелковского района тракт не проходил. Однако щелковцам интересно будет узнать о знаменитой "Владимирке", которая связала Богородский уезд с городом Владимиром.
Происхождение названия дороги изначально подразумевало связь Москвы с Владимиром, позднее - с Восточной Сибирью. Владимирским трактом она стала при князе Андрее Боголюбском во второй половине XII века, сделавшим Владимир столицей Владимиро-Суздальского княжества.
В Троицкой летописи рассказывается, что в 1395 г . из Владимира в Москву была доставлена икона Божьей Матери. Путь, по которому ее везли, назван "самый велицей дорозей Володимерьской". В 1552 г . Иван IV (Грозный) вел по "Владимирке" на покорение казанского ханства свое 150-ти тысячное войско. В петровскую эпоху, в 1731 г ., дорога стала называться Сибирским трактом. Именно по ней, гремя кандалами, шли в сибирскую каторгу тысячи ссыльных. Этот факт отразил в своей картине художник И.Левитан. Она так и называется - "Владимирка". Помнит древняя дорога и А.С.Пушкина, юбилей которого состоится летом нынешнего года. Конечно, сегодня "Владимирка" выглядит иначе, чем в былые времена. Однако, фрагменты старой дороги сохранились. Например, на 39-м километре - поворот на станцию Монино.
История дорог неотделима от истории государства. Не утратила она своей важности и в наши дни.
Говорят, что когда древние римляне более 2000 лет назад создавали дорожную сеть, они утверждали:
"Дорога - это жизнь!"
Все дороги, о которых рассказано в статье, доказали справедливость этого утверждения.
Поделитесь с друзьями